harmful_grumpy (harmfulgrumpy) wrote,
harmful_grumpy
harmfulgrumpy

Category:

Ранняя история средневековых больниц. Часть 3. Инновационный этап развития.

Оригинал взят у aldanov в Ранняя история средневековых больниц. Часть 3. Инновационный этап развития.

Чудо с черной ногой Козьмы и Дамиана. Идея трансплантации органов – вместо собственной ноги пациенту-римлянину Юстиниану приставляют ногу казненного мавра. Деревянная панель 15ого века, Швабия. Не зря вспомнили святых 3 века в 15-ом. Уже хотелось чудес от медицины.

Когда же закончился второй этап развития больниц?

Мишель Фуко пишет об этом весьма интересно, но спорно:[i] «Современная медицина считает датой своего рождения последние годы XVIII века. Размышляя о себе, она находит истоки своей позитивности в удалении от всякой теории, к эффективной непритязательности восприятия. На самом деле, этот предполагаемый эмпиризм держится не на вновь открытой абсолютной ценности видимого, не на полном отказе от систем и их химер, но на реорганизации этого явного и тайного пространства, которое было открыто, когда тысячный взгляд остановился на страдании людей. Обновление медицинского восприятия, освежение оттенков и вещей под взглядом первых клиницистов - все же не миф».

То есть, по Фуко, это был момент явного отказа от системности подхода в пользу эмпирии, момент переорганизации, смены отношения к тайному и неизвестному в человеке.

С формулировками Фуко можно согласиться, но, как мне кажется, смена этапов началась заметно раньше. В природе человеческой деятельности есть несколько характерных черт, описывающих последовательные шаги в любой области: 1. Копировать и осваивать удачные технологии, 2. Доводить их до совершенства 3. Постигать смысл данной деятельности и создавать ее фиолософское отражение. 4. Искать возможность инновации. То есть момент создания всеобъемлющих конструкций и инноваций – это момент завершения определенного этапа, и новый этап начинает жить, как определенная альтернатива, пусть наступает и не сразу.

В истории развития средневековой медицины и больниц явно чего-то не хватало б, если б в качестве обобщения опыта не появлялись руководства типа «Как быть здоровым и прожить подольше» наряду с фантастическими идеями больших перемен.

В качестве такой книги можно вспомнить Tacuinum Sanitatis, перевод арабской книги на латынь, сделанный в конце 14 века. Книга замечательна тем, что дает полную классификацию окружающих человека явлений и вещей с точки зрения их правильного использования для здоровья и долголетия, в полном соответствии с Гиппократовой идеей четырех стихий и четырех жидкостей и делает это с помощью иллюстраций и минимального количества текста, стандартно написанного – природа вещества, оптимум, польза, вред, нейтрализация вреда, эффект.

Например: про укроп.

Укроп

Природа: Теплая и сухая в конце второй степени и в начале третьей.
Оптимум: Зеленый, свежие и нежные ростки.
Полезность: Приносит облегчение желудку холодному и ветреному.
Опасности: Вредное воздействие на почки, вызывает тошноту.
Нейтрализация опасности: С lemoncellis - Сок лимона малого.
Эффекты: Умеренная питательный. Отлично подходит для холодного и влажного темперамента, для пожилых людей, зимой и в холодных регионах.


Теплая вода
(Aqua Calida)

Природа: Холодная и влажная во второй степени.
Оптимально: Теплая и пресная .
Полезность: очищает слизистую оболочку желудка.
Опасность: Ослабляет механизм пищеварения.
Нейтрализация опасности: Смешивать с розовой водой.
Эффекты: Может вызывать отек. В первую очередь рекомендуется для холодного темперамента, для престарелых, в зимний период, и в холодных регионах.

И так далее. Не сомневаюсь, что такая книга могла б найти читателя и поклонника и сегодня.

Гуидо да Вивиньяно /Guido of Vigevano/ (c.1280-1349), изобретатель повозки с ветряным двигаетелем и анатом. В этом манускрипте 1345 года предлагается метод трепанации черепа.

Иероним Босх, «Удаление камня глупости» (1475-1480). Неизвестно, какова идея художника –насмешка над врачами? Или серьезно вопринятая идея о материальной природе психических заболевний?

Сами врачи в возможность лечения мозга с помощью трепанации уже верили. Hans von Gersdorff в Feldbuch der Wundartzney (1517)

Механическая рука Амбруаза Паре в книг, «Instrumenta chyrurgiae et icones anathomicae», 1564.

Фантазия ортопедической фигуры из 'Opera Chirurgica' Hieronymus Fabricius, 1684.
Фабрициус был профессором анатомии и хирургии в Падуе и открыл клапаны вен. Еще более интересно его представление человека, как фантастического ортопедического устройства, демонстрирующего предполагаемые возможности медицины.



Ну, и нельзя не вспомнить Парацельса (1493-1541), соединявшего алхимию и фармацевтику в то, что называлоь ийт. Ему медицина обязана введением целого ряда новых средств минерального происхождения, как напр. препараты железа, ртути, сурьмы, свинца, меди, мышьяка, серы и т. д. П. сблизил химию и врачебную науку: поэтому учение П. и его последователей называется иатрохимией.

Он различает 4 главные группы причин болезней, которые он называет entia; эти 4 группы суть: 1) ens astrale - космические и атмосферические влияния, 2) ens naturale причины, лежащие в анатомофизиологических свойствах организма; они распадаются на две главные группы: ens veneni - ядовитые вещества в пище и питье и ens seminis - наследственные аномалии; 3) ens spirituale психические влияния и 4) ens Deale - Божье попущение.

Таким образом, если в 14 веке произошло достаточно полное усвоение идей Гиппократа и Галена, то уже в 15-17 появилялись идеи, опережающие время.

Tags: медицина
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments