harmful_grumpy (harmfulgrumpy) wrote,
harmful_grumpy
harmfulgrumpy

Category:

Проблемы современного образования

Оригинал взят у makkawity в читать, включая коменты

http://navlasov.livejournal.com/54579.html

Проблемы моих студентов. Часть 1. Эрудиция

Должен сказать, что со студентами мне в общем и целом повезло. Университет наш считается престижным, проходной балл очень высокий, и в результате к нам приходит много сильных абитуриентов, с которыми действительно интересно и приятно работать. Есть, конечно, и довольно слабые, и не очень мотивированные студенты, но средний уровень очень неплохой, и жаловаться, особенно в нынешних условиях, было бы грешно.

Тем не менее, на протяжении последних лет я наблюдаю несколько общераспространенных проблем, которые характерны в том числе и для сильных студентов и причины которых я так и не смог до конца определить.

Первая проблема - общая эрудиция. Сложно поверить, но иногда у студентов вызывают ступор простейшие, на мой взгляд, вопросы. Помню, как пару лет назад при разборе текста, касавшегося XVII века, задал в семинарской группе вопрос: "Кто такие иезуиты?" Задал скорее для "разогрева", даже не сомневаясь в том, что получу быстрый и правильный ответ.

Ответом мне стала гробовая тишина. Встревоженный, я повторил этот вопрос в двух следующих группах. Может, я имею дело с аномалией? Нет, только в третьей группе только одна студентка смогла мне ответить. Не очень точно, конечно, но мне уже к тому моменту было не до точности.

Повторюсь: в этих группах было немало сильных студентов. И я в жизни не поверю в то, что они никогда не слышали слова "иезуит". Хотя бы в переносном смысле. Да и в прямом наверняка встречали в книжках, но... не задумывались над ним, просто пропуская мимо своего сознания.

Впрочем, об этом феномене надо писать отдельно. А сейчас хочу подчеркнуть: речь идет не о единичном, а просто об одном из наиболее вопиющих случаев. Типичная картина: студенты хорошо подготовились к семинару, усвоили информацию, которая связана с рассматриваемой темой... но, стоит "копнуть в сторонке", в сфере общей эрудиции, как начинаются труднообъяснимые с моей точки зрения сложности.

Самый свежий пример: в качестве риторического приема спросил студентов, кто, по легенде, сжег Александрийскую библиотеку. Группа была сильная, и я был уверен, что мне сейчас не только назовут "виновника", но и процитируют слова, сказанные им (опять же, согласно легенде) в оправдание своего поступка.

Ноль. Гробовая тишина.

Как я уже сказал, генезис проблемы мне не очень понятен. Лежащее на поверхности объяснение - даже сильные ученики в школе концентрируются исключительно на освоении программы и мало читают для общего развития. Насколько оно правильно - вопрос открытый.

_________________________________________________________________________

"Мечту Маннергейма" вопротили студенты... хотя бы на картах.

Оригинал взят у makkawity в post

http://navlasov.livejournal.com/54860.html
Проблемы моих студентов. Часть 2. География
Сегодня - о проблеме, относящейся к сфере профессиональных компетенций, хотя и с общей эрудицией она связана напрямую.

Может ли специалист в сфере международных отношений не знать географию? Глупый вопрос. Тем не менее, я сплошь и рядом сталкиваюсь с тем, что будущие эксперты по проблемам нашего маленького голубого шарика весьма смутно себе этот шарик представляют.

Я в данном случае говорю не о способности вызубрить столицы всех стран Третьего мира либо длину великих рек в километрах, а о знании географической карты. Человек может без запинки ответить на вопрос о столице Габона и при этом весьма смутно представлять себе, где этот самый Габон вообще находится. Одно с другим напрямую не связано.

В состав экзаменов по истории международных отношений (их у нас два - по XVI-XIX векам и по ХХ веку) обязательно входит задание, которое в просторечии называют "контурной картой". В принципе, она не совсем контурная в классическом понимании этого слова - как правило, речь идет о политической карте, на которой нужно провести какие-нибудь границы или заштриховать территории. Например, предлагается карта Европы 1914 года, задача - провести границы по состоянию на 1937 год.

Перед экзаменом именно это задание вызывает у студентов наибольшую тревогу. По крайней мере, львиная доля вопросов на консультации связана с картой. Причина становится очевидной при проверке заданий: нередко экзаменуемый оказывается не в состоянии не то что отличить одну страну от другой, а сушу от моря! Это можно было бы списать на плохое качество карты, но, извините, даже с самой хреновой картой Европы студент не должен испытывать сложностей, поскольку эта карта должна быть у него в голове!

Путать акваторию морей с территорией стран - это все-таки крайний (хотя и нередкий) случай. Печальнее то, что различного рода проблемы с географией (подчеркиваю: не только исторической, но и элементарной физической) часто встречаются и у сильных студентов. Поэтому в свои презентации (которые я потом высылаю студентам по электронной почте) я вставляю как можно больше карт, хороших и разных. В итоге на первом экзамене (по XIX-XX веку) с заданием все справляются неплохо. А вот на втором экзамене (по ХХ веку) наблюдается явный провал. На первый взгляд это выглядит парадоксом - в конце концов, события ХХ века должны быть известны гораздо лучше, чем времена Лютера и Наполеона! Но разгадка проста: преподаватели, которые ведут лекции во втором семестре, либо не уделяют картам такого внимания, либо не делают презентации в принципе. В итоге имеем ту же проблему, что и с эрудицией: когда речь идет о том, чтобы запомнить 50 выданных преподавателем карт - проблем нет. Когда нужно самому приложить усилия для того, чтобы соотнести прочитанное в учебнике или услышанное на лекциях с имеющейся в голове картой мира - начинаются серьезные трудности.

К примеру, я уже писал о том, что больше половины студентов на экзамене провели советско-финскую границу 1939 года по линии Ладога - Онега - Белое море ("мечта Маннергейма"). И таких примеров легион. Обратите внимание: до сих пор я говорил только о картах Европы. А ведь это наиболее знакомая всем нам часть света! Если в экзаменационный тест включается карта Ближнего Востока (с заданием указать не то что границы, а примерное взаимное расположение стран-участниц арабо-израильских конфликтов), последствия можно описать только словом "катастрофа".

В чем проблема, я понимаю не очень хорошо. Как и на каком уровне сегодня преподают в школе географию, я не знаю. Но проблема есть, и проблема очевидна.

Tags: образование
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments