Рисунок из "Инопланетная колония в Египте", от такого же озаренца как и Скляров, одного абзаца достаточно, чтобы составить представление о полете фантазии " Около 400000 лет назад Белая Ложа Посвященных была перенесена из цветущей Атлантиды в Египет, где в течение 200000 лет проводила работу, связанную с эволюцией человечества и других царств планеты (минерального, растительного, животного). Примерно 200000 лет назад Великая Ложа основала Северную империю Египта, в которой царила Божественная Династия. В то время уже процветала Южная империя Египта, основанная цивилизаторами созвездия Большой Пес. Собакоголовые представители Крон Алабы приземлили свои космические аппараты в районе озера Чад примерно 400000 лет назад. Плечистые анубисы основали исполинское царство, занимавшее тогда территории современного Судана, Эфиопии, Чад и Центрально-африканской республики.
Потопление каждой части Атлантиды вызывало чудовищные наводнения в обоих Египтах…
Оригинал взят у
Попросил тут меня друг откомментировать некий фильм о египетских пирамидах. Оказалось - очередная блажь от проходимца Склярова, который все ищет, ищет и никак не находит в Египте "следы Атлантиды". В общем, если вдруг кому интересно, то сам "шедевр" лежит вот здесь, а мой комментарий на этот счет - ниже. Может быть, он кому-то прояснит ситуацию...
Обычная для последнего времени псевдотехнологическая агитка, сделанная по инициативе известного проходимца А. Склярова, пытающегося убедить людей, не имеющих необходимого образования и опыта работы в том, что де существовала «цивилизация богов». Довольно смешно смотреть, как превозносится «ясновидящий» Э. Кейси, большая часть предсказаний которого так никогда и не сбылась, на фоне полного презрения, например, к арабским средневековым хроникам. Доходит и до откровенной лжи: в фильме утверждается, что арабские искатели сокровищ ничего, абсолютно ничего не нашли в Великой пирамиде, «до них там все вымели начисто», а между тем еще египетский историк аль-Кайси, живший в XI веке, писал об антропоморфном саркофаге Хуфу, найденном в погребальной камере пирамиды, внутри которого было обнаружено тело мужчины, покрытое золотом, с оружием, драгоценностями… И то, что, по свидетельству арабских хроник, этот саркофаг стоял у дверей дворца халифа в Каире в 511 году, ничего не говорит «скляровцам». По их абсолютно лживым утверждениям, арабы нашли пирамиду… пустой. Удивительная избирательность источников, если не сказать – откровенный подлог. Конечно, исторические источники и археологические данные, видимо, ничто по сравнению с «глубокими трансами» обуянного болезненной мистикой американского предсказателя.
В фильме намеренно создается впечатление некой отсталости как самих египтян, так и египтологии как науки: обильно цитируется вульгарный марксизм и «истории про рабов», якобы строивших пирамиды. Обратите внимание: нет египтологов и среди интервьюируемых. То есть на всем протяжении фильма о египетских пирамидах, в который топорно был вставлен ничего общего с ними не имеющий кусок про Тибет и Карибский треугольник, нет ни одного человека, разбирающегося в теме профессионально. Наоборот, фильм изобилует абсолютной блажью, не основанной совершенно не на чем, которую высказывает под видом абсолютной истины сам А. Скляров, совершенно ничего не знающий о Древнем Египте, за исключением разве дешевой туристической литературы. Впрочем, как известно,и уважаемый авторами одиозный г-н Мулдашев, глядя на колоссы Рамсеса II и его жены Нефертари в Абу-Симбеле, считает, что это «гиганты-Хаторы», изображенные в свой натуральный рост. И не при чем здесь богиня любви Хатхор, которую «ученый» почему-то избрал для обозначение мифической «другой расы» и огромный объем документальных свидетельств, оставшийся от тех, кто строил храм, кто снабжал строителей провизией, кто их защищал от воинственных племен Нубии и, наконец, не в счет даже восторги самого Рамсеса II по поводу нового храма, одного из семи, что он возвел в Нубии…
То, что в пирамиде Хуфу не было найдено надписей – это ложь. То, что материалы исследования подземного Осирийона в Гизе, найденного З. Хавассом, не изданы – ложь. То, что халиф аль-Мамун якобы искал в пирамидах «сокровища мудрости» - ложь. Такой ложью фильм изобилует. Другое дело, что для того, чтобы понять, что авторы фильма элементарно передергивают и предоставляют зрителю заведомо неверную информацию, - надо хорошо разбираться в теме и, как минимум, иметь полевой опыт в Египте и знать собственно древнеегипетские источники. Все остальные «экспедиции» в Египет, которыми бряцают участники фильма, - не более чем туристические поездки в страну, к памятникам которой их, как людей, не имеющих ничего общего с профессиональной египтологией, не подпустят и на пушечный выстрел.
Очень позабавило основания для частых высказываний: «есть исследования, которые позволяют предполагать…» Утверждение абсурдное по своей сути, поскольку просто предназначено для создания у зрителей ощущения, что то, о чем им рассказывают, - фундаментальная наука. А между тем, это можно сравнить по одиозности с высказыванием «Рамсес Великий думал, что…» Авторы демонстративно не замечают гигантского некрополя строителей пирамид, который с 1980-х годов исследуется группой американских и египетских ученых, «не знают» о бараках, где они жили и об их гробницах, о необъятных складах, в которых для них хранилась провизия, об именах врачей, которые их лечили и архитекторов, которые ими управляли. А между тем все это – открытая, опубликованная и хорошо известна за рубежом информация. Просто она невыгодна авторам фильма, поскольку сводит все их гипотезы и инсинуации на нет. Не менее забавно слышать, что «современные ученые категорически не согласны с тем, что пирамиды – это гробницы…». Какие ученые? Г-н Скляров и его «соавторы» не имеющие к египтологии или даже к археологии никакого отношения и элементарно не знающие соответствующий археологический материал? Не знают, или же намеренно не вспоминают, что экспертиза «Шелл Интернэйшнл» со всеми необходимыми доказательствами признала эрозию сфинкса воздушной? А ведь точно такая же эрозия есть и на стенах мастаба – гробниц, частных лиц, окружающих комплекс пирамид в Гизе. "Не знают" и то, что геологическая экспертиза датировала сфинкса серединой III тысячелетия до н.э? Не верится. Скорее, вновь речь идет об умелой, психологически подготовленной подаче фальшивки, выдаваемой за истину, подтвержденную экспертизами. То, о чем в 1993 году с криками заявили проэзотерически настроенные журналисты, которых в фильме почему-то называют «учеными», а именно – о сходстве модели пирамид в Гизе и созвездия Ориона, египетские тексты говорят… с 25 в. до н.э., повествуя об Орионе как о небесном воплощении Осириса, царе звезд и господине того грандиозного заупокойного ритуала, которому подчинены пирамиды. Тексты были известны и были переведены. Может быть все проще – истинные ученые не пытались выжить из них финансово успешную сенсацию?
Совсем одиозно звучат утверждения о том, что у сфинкса Гизы «лицо другой расы». Профессиональные исследования сфинкса многочисленны и вполне доступны. Да, можно спорить, кого из царей оно может изображать, но только лишь потому, что цари IV династии – Хуфу, Джедефра и Хафра – это отец и сыновья, а следовательно сходство их известных скульптурных портретов также очень велико. Но, кто бы из упомянутых царей это не был, ни о какой «другой расе» говорить не приходится. Стоило бы вспомнить и о системах канализации заупокойного храма Хафра и о строительных принадлежностях, которые были… замурованы в связи с перепланировкой некрополя из-за начавшейся в 26 в. до н.э… отделки оставшейся от разработок скалы в статую сфинкса, хранителя некрополя…
Что мы имеем в итоге? Посредственный фильм с претензией на конспирологию с заметным эзотерическим налетом в плохом смысле этого слова. Я уже не говорю, что в процессе зачастую показываются египетские памятники, не имеющие никакого отношения к пирамидам и созданные тысячелетиями позднее. Особенно это касается росписей и рельефов гробниц фиванского некрополя или же отснятых с книг (!) предметов из гробницы Тутанхамона. На очередную фразу о том, что «данные не публикуются» хочется протянуть авторам пару десятков профессиональных книг и периодических изданий и пожалеть, что отечественный зритель получает сегодня, из-за собственного доверия и недостатка гуманитарного образования, вместо серьезного фильма-исследования о пирамидах откровенную подделку очень низкого уровня.
(с) Виктор Солкин
Обычная для последнего времени псевдотехнологическая агитка, сделанная по инициативе известного проходимца А. Склярова, пытающегося убедить людей, не имеющих необходимого образования и опыта работы в том, что де существовала «цивилизация богов». Довольно смешно смотреть, как превозносится «ясновидящий» Э. Кейси, большая часть предсказаний которого так никогда и не сбылась, на фоне полного презрения, например, к арабским средневековым хроникам. Доходит и до откровенной лжи: в фильме утверждается, что арабские искатели сокровищ ничего, абсолютно ничего не нашли в Великой пирамиде, «до них там все вымели начисто», а между тем еще египетский историк аль-Кайси, живший в XI веке, писал об антропоморфном саркофаге Хуфу, найденном в погребальной камере пирамиды, внутри которого было обнаружено тело мужчины, покрытое золотом, с оружием, драгоценностями… И то, что, по свидетельству арабских хроник, этот саркофаг стоял у дверей дворца халифа в Каире в 511 году, ничего не говорит «скляровцам». По их абсолютно лживым утверждениям, арабы нашли пирамиду… пустой. Удивительная избирательность источников, если не сказать – откровенный подлог. Конечно, исторические источники и археологические данные, видимо, ничто по сравнению с «глубокими трансами» обуянного болезненной мистикой американского предсказателя.
В фильме намеренно создается впечатление некой отсталости как самих египтян, так и египтологии как науки: обильно цитируется вульгарный марксизм и «истории про рабов», якобы строивших пирамиды. Обратите внимание: нет египтологов и среди интервьюируемых. То есть на всем протяжении фильма о египетских пирамидах, в который топорно был вставлен ничего общего с ними не имеющий кусок про Тибет и Карибский треугольник, нет ни одного человека, разбирающегося в теме профессионально. Наоборот, фильм изобилует абсолютной блажью, не основанной совершенно не на чем, которую высказывает под видом абсолютной истины сам А. Скляров, совершенно ничего не знающий о Древнем Египте, за исключением разве дешевой туристической литературы. Впрочем, как известно,и уважаемый авторами одиозный г-н Мулдашев, глядя на колоссы Рамсеса II и его жены Нефертари в Абу-Симбеле, считает, что это «гиганты-Хаторы», изображенные в свой натуральный рост. И не при чем здесь богиня любви Хатхор, которую «ученый» почему-то избрал для обозначение мифической «другой расы» и огромный объем документальных свидетельств, оставшийся от тех, кто строил храм, кто снабжал строителей провизией, кто их защищал от воинственных племен Нубии и, наконец, не в счет даже восторги самого Рамсеса II по поводу нового храма, одного из семи, что он возвел в Нубии…
То, что в пирамиде Хуфу не было найдено надписей – это ложь. То, что материалы исследования подземного Осирийона в Гизе, найденного З. Хавассом, не изданы – ложь. То, что халиф аль-Мамун якобы искал в пирамидах «сокровища мудрости» - ложь. Такой ложью фильм изобилует. Другое дело, что для того, чтобы понять, что авторы фильма элементарно передергивают и предоставляют зрителю заведомо неверную информацию, - надо хорошо разбираться в теме и, как минимум, иметь полевой опыт в Египте и знать собственно древнеегипетские источники. Все остальные «экспедиции» в Египет, которыми бряцают участники фильма, - не более чем туристические поездки в страну, к памятникам которой их, как людей, не имеющих ничего общего с профессиональной египтологией, не подпустят и на пушечный выстрел.
Очень позабавило основания для частых высказываний: «есть исследования, которые позволяют предполагать…» Утверждение абсурдное по своей сути, поскольку просто предназначено для создания у зрителей ощущения, что то, о чем им рассказывают, - фундаментальная наука. А между тем, это можно сравнить по одиозности с высказыванием «Рамсес Великий думал, что…» Авторы демонстративно не замечают гигантского некрополя строителей пирамид, который с 1980-х годов исследуется группой американских и египетских ученых, «не знают» о бараках, где они жили и об их гробницах, о необъятных складах, в которых для них хранилась провизия, об именах врачей, которые их лечили и архитекторов, которые ими управляли. А между тем все это – открытая, опубликованная и хорошо известна за рубежом информация. Просто она невыгодна авторам фильма, поскольку сводит все их гипотезы и инсинуации на нет. Не менее забавно слышать, что «современные ученые категорически не согласны с тем, что пирамиды – это гробницы…». Какие ученые? Г-н Скляров и его «соавторы» не имеющие к египтологии или даже к археологии никакого отношения и элементарно не знающие соответствующий археологический материал? Не знают, или же намеренно не вспоминают, что экспертиза «Шелл Интернэйшнл» со всеми необходимыми доказательствами признала эрозию сфинкса воздушной? А ведь точно такая же эрозия есть и на стенах мастаба – гробниц, частных лиц, окружающих комплекс пирамид в Гизе. "Не знают" и то, что геологическая экспертиза датировала сфинкса серединой III тысячелетия до н.э? Не верится. Скорее, вновь речь идет об умелой, психологически подготовленной подаче фальшивки, выдаваемой за истину, подтвержденную экспертизами. То, о чем в 1993 году с криками заявили проэзотерически настроенные журналисты, которых в фильме почему-то называют «учеными», а именно – о сходстве модели пирамид в Гизе и созвездия Ориона, египетские тексты говорят… с 25 в. до н.э., повествуя об Орионе как о небесном воплощении Осириса, царе звезд и господине того грандиозного заупокойного ритуала, которому подчинены пирамиды. Тексты были известны и были переведены. Может быть все проще – истинные ученые не пытались выжить из них финансово успешную сенсацию?
Совсем одиозно звучат утверждения о том, что у сфинкса Гизы «лицо другой расы». Профессиональные исследования сфинкса многочисленны и вполне доступны. Да, можно спорить, кого из царей оно может изображать, но только лишь потому, что цари IV династии – Хуфу, Джедефра и Хафра – это отец и сыновья, а следовательно сходство их известных скульптурных портретов также очень велико. Но, кто бы из упомянутых царей это не был, ни о какой «другой расе» говорить не приходится. Стоило бы вспомнить и о системах канализации заупокойного храма Хафра и о строительных принадлежностях, которые были… замурованы в связи с перепланировкой некрополя из-за начавшейся в 26 в. до н.э… отделки оставшейся от разработок скалы в статую сфинкса, хранителя некрополя…
Что мы имеем в итоге? Посредственный фильм с претензией на конспирологию с заметным эзотерическим налетом в плохом смысле этого слова. Я уже не говорю, что в процессе зачастую показываются египетские памятники, не имеющие никакого отношения к пирамидам и созданные тысячелетиями позднее. Особенно это касается росписей и рельефов гробниц фиванского некрополя или же отснятых с книг (!) предметов из гробницы Тутанхамона. На очередную фразу о том, что «данные не публикуются» хочется протянуть авторам пару десятков профессиональных книг и периодических изданий и пожалеть, что отечественный зритель получает сегодня, из-за собственного доверия и недостатка гуманитарного образования, вместо серьезного фильма-исследования о пирамидах откровенную подделку очень низкого уровня.
(с) Виктор Солкин
ПИРАМИДЫ, КАМЕНЮГИ И ДЕРЕВЯШКИ. ВОПРОСЫ, ВОПРОСЫ...
Строители египетских пирамид, жизнь и смерть.
Comments
Да? А про "гиганстские пирамиды саков", РАВНЫЕ египетским пирамидам не слышали? http://harmfulgrumpy.livejournal.com/10652.html
Ничего странного в этом нет. Абсолютно. По инету и СМИ бегают десятки тысяч совершенно ненормальных озаренцев, которые высказывают сумасшедшие теории, но поскольку по всему миру идет деградация, то кое-где их поддерживают гос-ва, не только же одни укры свихнулись, у многих свои теорийки имеются, Индия заявила, что она наидревнейшая цивилизация на планете, уличенные в скрывании этих фактов историки рыдают, латиносы продвигают "цивилизацию Ацтлана" http://bohemicus.livejournal.com/100277.html
но есть же и другие, например, бедного Аттилу киргизом записали, Чингисхана казахом http://harmfulgrumpy.livejournal.com/148237.html
(единственный раз, когда у Галковскогосмог хоть одну фразу выискать, такой же безумный озаренец).
Одни монголы сидят себе спокойненько, за них европейцы историю написали и доказательства предоставили, что Чингисхан был великим монголом и не беспокоятся с новыми сказками, хотя сами знаете, что некоторые отрицают монгольские нашествия. Недавно Девол устроил знатный троллизм по теме, набегло 340 комментов:
"выфсеврете (с) :)
А вот армии в 100-150 тысяч монголов с 300-400 тысячами лошадей спокойно без всяких проблем доходили зимой чуть ли не до Новгорода. Тому що у них были волшебные кони. Днем - скакали как звери, вечером копытами разгребали сугробы и жрали траву. А сами монголы ели в день шарик сыра и были тем довольны."
http://george-rooke.livejournal.com/514796.html
Забавно было за ними наблюдать.
Ну, что касается Индии - не знаю, не знаю... Я сталкивался с их заметками о находках на шельфе в устье чего-то там, ничего невозможного там не прозвучало - и виманы не летали, и пришельцы не гостили. А "цивилизация Ацтлана" - это не с озером Рок связано, часом?
Да, с монголами - это вообще отлично. Тут Прозоров по этому поводу заметил, что как раз в тот период, когда лошадьми еще активно пользовались, численность монгольских всадников никого не смущала, а вот когда перестали...
А если уже к тому времени смогли создать развитое гос-во, значит, были предшественники и предпосылки, которые пока неизвестны.
С "озером Рок" Атцлан тоже может быть связан, латиносы создали свою сказку про великую латинскую империю в Америке в незапамятные времена, и постоянно верещат о её воссоздании, или новом преобразовании, кого что больше прельщает : "В 1925 году мексиканский философ Jose Vasconcelos объявил в работе «La Raza Cosmica» о появлении новой пятой, или Космической, расы, которая возникнет на основе латиноамериканской..." https://aftershock.news/?q=node/290485
Насчет Монголов, конечно, смешно, столько источников существует, время же относительно недавнее, да ещё постоянно новое добавляют, одни венгры климатические графики на 1200-е годы рисуют http://harmfulgrumpy.livejournal.com/763280.html
Вон как оно все... Прямо вот новая раса... Космическая причем. Не знал. А то в озере Рок тоже пирамиды какие-то находят периодически. Периодически теряют. Говорят, что в ледниковый период ставили: дескать, озеро пересыхало, и вот тогда... И кто-то его уже Ацтланом обозвал.
Так цивилизации рождаются, приходят к величию, а потом падают.
Десятки только известных примеров. В самой Древней Греции использовали и статуи, и все технические достижения этруссков, которые до этого правили несколько веков?, а потом пали. Даже этрусский язык до сих пор расшифровать не могут.
Древний Рим после смерти нормальных правителей выродился, был переполнен различными нациями, которые своей раздрайкой его ослабили - пал перед гуннами, что также полностью соответствует даже последнему периоду Российской Империи - с 1905 убито в терактах больше 5600 царских чиновников, жандармов и обычного населения, затем постоянные вливания миллионов от немцев, американцам для эсеров, большевиков и прочей швали, и под конец получили сегодняшний результат.
Та же Византийская империя - постоянные внутренние войны за трон императора, набеги диких соседей, и результат - такие же крестоносцы-"христиане" в 1204 грабят Константинополь, который потом легко переходит в лапки мусульман.
В Американской истории тоже самое, с небольшими различиями, цивилизация ацтеков, развитая по отношению к окружающим индейцам, оказалась отсталой перед прибывшими "гуманными" европейцами.
Насчет подводных пирамид, так никто же не отрицает падение метеоритов, до сих пор же неизвестно от чего динозавры вымерли, разломы и подвижки тектонических плит не прекращались никогда, вполне возможно, что история на Земле и без всяких инопланетян, состояла из цикличных цивилизаций, достигли какого-то верха - или "ядерная" война, которая и у нас сейчас висит и начинали с начала.
Да даже вызванный разломами выброс магмы или извержение какого-либо вулкана 50 000 лет назад (допустим) могло вызвать катастрофу на планете, вспомним маленький Кракатау - "Каждый взрыв вулкана вызывал огромные цунами, которые обрушивались на соседние острова. Когда вулкан раскололся и рухнул в океан, появилась самая большая волна высотой более 36 метров. Она была настолько мощной, что выбросила на берег коралловый блок весом 600 тонн, перевернула корабль, убив 28 членов экипажа, а также уничтожила 165 деревень на островах Ява и Суматра."
http://vulkania.ru/interesnyie-fakty/10-faktov-ob-izverzhenii-krakatau-v-1883-godu.html
насчет цунами и наводнений, можно посмотреть во что превратился Новый Орлеан. т.ч. выдумать-то можно что угодно, но спокойно поразмыслив, всему найти обычное природное объяснение. (пока нет никаких сверхъестественных доказательств).
Ну, так-то да. Согласен, всякое могло быть, тем более ничего сверхъестественного эти пирамиды (если они существуют) из себя не представляют - от 4 до 8 метров, кажется.
Вообще, один из лучших разборов всё же на Лукоморничке и по пирамидкам, и по Склярову.
"Объем обработанного камня настолько велик, что египтянцы просто физически не могли все это произвести?
Ложь, пиздеж и провокация. Для сравнения, Древний Рим за в шесть раз меньший промежуток времени настрогал булыжников на два порядка более, чем Египет за все 3000 лет своего существования (для сравнения — объем выработанного для пирамид камня на плато Гиза составляет около 6 млн. кубов известняка, в то время как объем выработки в одних лишь сиракузских каменоломнях за несколько античных веков — ни много ни мало 40 млн. кубов). Кроме того, основной объем приходится не на твердые сорта камня, а на достаточно мягкий известняк. Если пирамиды сравнить по объему работ с другими человеческими творениями, то после того же южноафриканского алмазного карьера, выкопанного вручную всего лишь за 48 лет, все египецкие строения покажутся наивной детской забавой. В этот карьер можно скинуть по очереди все три великие гизехские пирамиды со всеми сопутствующими постройками, и еще останется место."
http://vott.ru/entry/364915?page=2
Великая геометрическая точность египетских строителей, ну да.
Вообще любители загадочного по пирамидам не могут объяснить - ЗАЧЕМ инопланетянам понадобилось надрываться над такими примитивными строениями? А самим египтянам предоставили и далее проживать в саманных домиках.
Только с пятой попытки понял, что изображено на фото )))
Брошенный в проходе саркофаг. (Серый гранит).
Следы паундинга на крышке и наружной поверхности саркофага. (Серый гранит).
Здесь хоть и ЛАИ, но специально те кто над ними издевается накидали целую страницу фотографий "таких преровнейших" граней на стенках пирамиды, на саркофаге, стоит просмотреть все. На саркофаге отлично видно удары от доломитовых орудий, да и неготовые обелиски отлично доказывают, что у мастеров были свои отдельные участки на монолите,
Площадки на Асуанском обелиске.
которые они выравнивали, а потом уже доравнивали линии квадратов на граните.
http://laiforum.ru/viewtopic.php?f=44&t=6590&mobile=off
Разумеется, спрашивать лаишников "почему высокоразвитые инопланетные строители не вырезали лазерными плоскорезами сразу ровные площадки, а позволяли стукать доломитовыми шариками рабочих" - бесполезно.
Не совсем понял, данный текст и является перепостом В.Солкина, он только сверху оттенен одним из распространяемых в инете фэнтези про Атлантиду.
Виктор Солкин, президент Ассоциации по изучению Древнего Египта "МААТ" (Москва), действительный член Международной Ассоциации египтологов, здесь интервью с ним, обсуждаются стойкие заблуждения о древнеегипетской цивилизации и причины плачевного состояния египтологии в России.http://botalex.livejournal.com/97727.html
А если в оригинале за 2008, то там и в комментариях можно откопать полезное:
- Насколько я поняла при наблюдении за оным - основная идея -"заплатите денег и что надо мы скажем". Склярову на его "мы ищем следы богов" просто гораздо проще найти бабло. Мексиканская экспедиция финансировалась по тому же принципу.
- Ну да. Кажется, за туристическую поездку, которые он называет "экспедициями", он берет 10 тысяч у.е. Ну что ж, флаг в руки, как говорится...
Пустоты под Сфинксом, но не "под передними лапами", как криком кричат все эзотернутые господа, а под средней частью сфинкса, перед задними ламапи. Пустоты небольшие - незавершенные две камеры, к которым идут незавершенные короткие коридоры. Именно их закрывают "кармашки". Полностью их исследование не было завершено по одной простой причине: именно в этом районе через весь массив туловища сфинкса проходит огромная трещина. Трещина была здесь с древности - именно из-за нее мастера "отодвинули" задние лапы сфинкса назад, сделав его тело несколько непропорциональным.
По сфинксу есть масса отличных работ, но особенно значимы три:
Hawass Z. The Great Sphinx at Giza: Date and Function. // Sesto Congresso internazionale di Egittologia. Atti. Vol. II. Torino, 1993;
Ricke H. Der Harmachistempel des Chefren in Giseh. BÄBA 10 (1970).
Hawass Z., Lehner M. The Sphinx: who built it, And why? // Archaeology, sept./oct., 1994.
http://victorsolkin.livejournal.com/108797.html
Вообще, у него можно и остальные за прошедшие годы посмотреть.
Комментарии всегда изучаю внимательно: порой они даже бывают содержательнее текста )))
Было б время...