harmful_grumpy (harmfulgrumpy) wrote,
harmful_grumpy
harmfulgrumpy

Category:

Достоевский и Толстой - чем они не угодны, из дневника писателя.



Оригинал взят у kosarex в Достоевский и Толстой - вон из класса!
http://www.mskagency.ru/materials/2593774
Президент Российской академии образования (РАО), заместитель председателя Общества русской словесности Людмила Вербицкая считает возможным исключить из школьной программы роман Льва Толстого «Война и мир» и дополнить ее курсом православной культуры. Об этом, а также о предстоящих нововведениях в ЕГЭ по русскому языку и необходимости изменений в подготовке педагогических кадров Л.Вербицкая рассказала в интервью корреспонденту Агентства городских новостей «Москва» Екатерине Хохловой.
Л. В.: Перечней на самом деле уже было много. Года три назад, например, наш президент Владимир Владимирович Путин попросил составить список из 100 лучших книг. Мы сделали это и, казалось, он был неплохим. Я считаю, что мы достаточно хорошо представляем себе, что должны читать дети. Хотя в этом вопросе нет единого мнения. Я, например, абсолютно убеждена, что из школьной программы «Войну и мир» Л.Толстого, а также некоторые романы Федора Достоевского нужно убрать. Это глубокие философские произведения, с серьезными рассуждениями на разные темы. Не может ребенок понять всей их глубины. Споры идут, но в итоге появятся рекомендации Общества русской словесности. Пока неизвестно, сколько произведений в них войдет. Но совершенно точно, что это будут книги и наших русских классиков, и зарубежных, и современных авторов, и произведения, написанные в разных регионах России.

Ура, Толстой и Достоевский нам непонятны, вон за непонятность. На этот счет я в своё время пошутил -

История возникновения литературных псевдонимов в России.

Николай Васильевич Гоголь много писал, но неудачно. Не был он понятен народу, и точка. Зато Достоевский пользовался заслуженной славой. Белинский долго думал над этой проблемой и решил переименовать Гоголя в Достоевского. Народ был вынужден читать Гоголя и понимать его, чтобы не выглядеть дураком в глазах соседей. Достоевский наблюдал это безобразие и страшно возмущался. Он даже грозился подать на Белинского и Гоголя в суд. Белинский испугался и переименовал Достоевского в Гоголя, а какого Достоевского он в Гоголя переименовал, сам забыл. Главное, история наделала много шуму, и народу пришлось понимать и Гоголя, и Достоевского. Чтобы другие литераторы не пытались стать понятными народу гениями, решил Белинский концы спрятать и целую статью сочинил, как он Гоголя в Пушкина переименовал, но раскаялся и приносит извинения. С этого дня многие писателя норовят стать Пушкиным. Подлый человек Белинский. Пушкин народу не понятен. Не понимает народ Пушкиных, а с Белинского всё как с гуся вода.

Госпожа Вербицкая использует старый большевистский тезис - вон непонятное народу. Зато курс православия понятен - поменьше надо думать, побольше молиться. Интересно должностное положение Вербицкой. Она и президент Российской академии образования, она и заместитель председателя Общества русской словестности. О, какие орлы и орлицы руководят словестностью - сами хотят её урезать и повыкидывать из школьных учебников.


Оригинал взят у rigort в Почему Достоевского хотят убрать из школьной программы
Дневник Писателя за сентябрь 1876. Отдел III.
http://rvb.ru/dostoevski/01text/vol13/201.htm

"Если б возможна была когда-нибудь война Франции с Турцией и при этом заволновались бы принадлежащие Франции мусульмане, алжирские арабы, то неужели вы думаете, что французы не усмирили бы их тотчас же самым энергическим образом? И стали бы они деликатничать и позорно прятать свои лучшие и благороднейшие «мотивы» из опасения, чтоб мусульмане их как-нибудь не обиделись и не оскорбились! Вы пишете самым величавым образом нравоучение для всей России: «Беспокойство, обнаружившееся в некоторых местностях Кавказа (NB кстати, сами, стало быть| заявляете, что беспокойство было), должно напомнить нам, что православный великорус живет в семье, что он не единственный, хотя и старший сын России».

Положим, что это величаво сказано, но что ж, однако, великорусу-то делать в том случае, если б действительно кавказцы заволновались? Чем виноват этот старший сын в семье, что мусульманин-кавказец, этот младший сын в семье, так восприимчив насчет своей веры и с такими понятиями, что, идя против турок, старший сын идет уже и против него и всего мусульманства?..

Вы тревожитесь, чтобы «старший брат в семье» (великорус) не оскорбил как-нибудь сердца младшего брата (татарина или кавказца). Какая, в самом деле, гуманная и полная просвещенного взгляда тревога! Вы напираете на то, что православный великорус не «единственный, хотя и старший сын России». Позвольте, что ж это такое?

Русская земля принадлежит русским, одним русским, и есть земля русская, и ни клочка в ней нет татарской земли. Татары, бывшие мучители земли русской, на этой земле пришлецы.

Но, усмирив их, отвоевав у них назад свою землю и завоевав их самих, русские не отомстили татарину за двухвековое мучительство, не унизили его, подобно как мусульманин-турка измучил и унизил райю, ничем и прежде его не обидевшего, — а, напротив, дал ему с собой такое полное гражданское равноправие, которого вы, может быть, не встретите в самых цивилизованных землях столь просвещенного, по-вашему, Запада. Даже, может быть, русский мусульманин пользовался иногда и высшими льготами против самого русского, против самого владетеля и хозяина русской земли…

Веру татарина никогда тоже не унижал русский, никогда не притеснял и не гнал, и — поверьте, что нигде на Западе и даже в целом мире не найдете вы такой широкой, такой гуманной веротерпимости, как в душе настоящего русского человека. Поверьте тоже, что скорей уж татарин любит сторониться от русского (именно вследствие своего мусульманства), а не русский от татарина. В этом всякий вас уверит, кто жил подле татар.

Тем не менее хозяин земли русской — есть один лишь русский (великорус, малорус, белорус — это всё одно) — и так будет навсегда, и уж если православному русскому придет нужда воевать с мусульманами-турками, то верьте, что никогда русский не позволит кому бы то ни было сказать себе на своей земле veto!

Деликатничать же с татарами до такой степени, что бояться сметь обнаружить перед ними самые великодушные и невольные чувства, вовсе никому не обидные, — чувства сострадания к измученному славянину, хотя бы как и к единоверцу, — кроме того, всячески прятать от татарина всё то, что составляет назначение, будущность и, главное, задачу русского, — ведь это есть требование смешное и унизительное для русского…

Чем я оскорбляю татарина, что сочувствую моей вере и единоверцам, чем гоню его веру? И чем я виноват, что, в его понятиях, всякая наша война с турками принимает непременно характер вероисповедный? Не может же русский изменить основные понятия всего мусульманства. Вы говорите: «ну, так деликатничай, секретничай, старайся не оскорбить»… Но, позвольте, если уж он так чувствителен, то ведь он, пожалуй, может вдруг оскорбиться и тем, что на той же улице, где стоит его мечеть, стоит и наша православная церковь, — так уж не снести ли ее с места, чтобы он не оскорбился? Ведь не бежать же русскому из своей земли? Не залезть же куда-нибудь под стол, чтоб было не слышно и не видно, из-за того, что в русской земле младший брат-татарин живет!.."

Tags: литература, нации, россия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment