harmful_grumpy (harmfulgrumpy) wrote,
harmful_grumpy
harmfulgrumpy

Category:

Достижения СССР в сравнении с США в 1955 - Пленум ЦК КПСС.

Почти догнали с электрификацией Ильича - США - 3353 к/ч, а в СССР - 68 к/ч
Достаточно сказать, что потребление электроэнергии сельским хозяйством СССР составляет порядка 3 млрд. киловатт-часов в год, в то время как в США на эти цели ежегодно расходуется 10 млрд. киловатт-часов. Еще более значительное отставание мы имеем в потреблении электроэнергии на коммунальные и бытовые нужды... На душу населения в США производится 3353 киловатт - часа, а в СССР только  68 киловатт - часа

Из выступлений руководителей партии и правительства по докладу председателя СовМина СССР Н.А. Булганина[/




на июльском (1955 г.) Пленуме ЦК КПСС

Секретно

Из выступления М.Г. Первухина:

В области энергетики главное состоит в том, что наше электроэнергетическое хозяйство вступает в но

вую полосу своего развития. В связи с вводом в действие Куйбышевской и Сталинградской гидроэлектростанций, а также линии электропередач сверхвысокого напряжения от этих гидростанций в Москву, на Урал, в Донбасс будет положено начало созданию единой энергосистемы в Европейской части СССР. Это будет крупнейшая энергосистема, которая объединит электростанции общей мощностью 25 млн.квт.

В настоящее время новые электростанции мы строим относительно дорого и на техническом уровне, несколько отстающем от США.

Приведу следующие данные. Удельный объем главного корпуса тепловых электростанций в Советском Союзе составляет 1,14 — 1,45 кубометра на установленный киловатт, в США — 0,41 — 0,73 кбм/квт и, соответственно, капиталовложения на сооружение тепловых электростанций у нас 1125 — 1850 рублей на киловатт, в США — 460 — 590 руб/квт.

Как видно из приведенных данных, удельный объем зданий тепловых электростанций и стоимость строительства электростанций в Советском Союзе в 2 — 3 раза выше, чем в США.

В СССР единичная мощность изготовляемых паровых турбин -150 тыс.квт. В США уже работают паровые турбины мощностью
до 260 тыс.квт.

Химическая промышленность СССР добилась больших успехов, увеличила в 1954 г. объем производства в четыре раза по сравнению с 1940 г. и по общему объему промышленного производства теперь занимает второе место в мире.

Производство минеральных удобрений в США в 1953/54 сельскохозяйственном году составляло 23,5 млн .тонн (в условных единицах), а в СССР в 1955 г. будет выработано около 10.200.000 тонн.

На один гектар посевной площади в 1954 г. вносилось минеральных питательных веществ в СССР — 9,5 кг, а в Америке — 24,8 кг.

Из выступления И.Ф.Тевосяна:

Отчетные данные и данные хронометражных наблюдений показывают совершенно неприглядную картину. В черной металлургии до сих Пор не устранены большие простои таких основных агрегатов, как Мартеновские печи, прокатные станы. Текущие простои мартеновских печей на заводах черной металлургии составили в 1954 г. 13,6% к календарному времени, при этом простои на Кузнецком комбинате составили 7,7%, Магнитогорском — 9%, заводе Запорожсталь _ 13,7%, Макеевском — 17%. Простои прокатных станов, включая время на смену валков и настройку станов при переходе с одного профиля на другой составляют по разным заводам от 6 до 23% к плановому времени работы.

В нефтяной промышленности имеют место большие непроизводительные простои в бурении. В 1954 г. на вспомогательные и ремонтные работы затрачено 49% планового времени, простои из-за организационных неполадок и аварий составили 40%, а непосредственно на бурение было затрачено всего лишь Повремени. В строительстве рабочие простаивают каждую смену не менее двух часов.

Из выступления А.Н. Косыгина:

Искусственные волокна нельзя рассматривать как заменители, они являются и очень ценным материалом, без которого в настоящее время техника многих производств не может двигаться вперед. Возьмем, к примеру, автомобильные покрышки, изготовленные на корде из искусственного волокна. Они прочнее и лучше, чем из хлопкового корда. В текущем году .будет произведено такого корда для этих целей 34 млн. квадратных метров, т.е. примерно четвертая часть автомобильных покрышек будет изготовлена на корде из искусственного волокна До войны все производство искусственных волокон в нашей стране составляло 12,5 тыс. тонн в год. В 1955 г. их будет произведено около 109 тыс .тонн. Таким образом, в послевоенный период это производство увеличилось в восемь раз и дало возможность увеличить выпуск шелковых тканей из искусственного волокна против 1940 г. почти в 12 раз.

В ряде зарубежных стран производство искусственных волокон достигло больших размеров. Так, в 1954 г. было выпущено в Италии 127 тыс. тонн, в Западной Германии — 195 тыс. тонн, в Англии — 212 тыс. тонн, в США — 628 тыс. тонн искусственного волокна. По данным на март 1954 г., в США имелось 57' заводов по производству искусственного волокна с общей мощностью около 1 млн. тонн.

Из выступления Л.М.Кагановича:

Благодаря быстрым темпам роста промышленной продукции уровень производства важнейших изделий в СССР в 1955 г. приближается, а по некоторым видам превышает уровень производства 1953 г. основных капиталистических стран Европы (Англии, Франции, Западной Германии, Италии).

Но одновременно мы видим наши слабости и трудности. Мы знаем, что директивы XIX съезда партии не полностью выполняются по  меди, никелю, по крупным металлорежущим станкам, каустической соде, синтетическому каучуку и др. Плохо с обеспечением лесом. Балансы производства и потребления по углю, электроэнергии, черных металлов, удобрениям, стройматериалам напряженные. 

Известно, например, что ввиду недостатка оборудования на наших предприятиях сохранилась часть станков, явно устаревших и изношенных. Но такая экономия средств производства ныне вступает в противоречие с обеспечением экономии труда. По ориентировочным расчетам, замена части имеющихся устаревших станков в ближайшем пятилетии дала бы экономию рабочей силы более 150 тыс. человек в год.

На железнодорожном транспорте хотя мы и имеем показатели использования средств транспорта лучше, чем на железных дорогах США, что является результатом преимуществ социалистической системы хозяйства, однако по производительности труда мы отстаем от железных дорог США. Это зависит и от уровня техники, и от технологии работы, и субъективного фактора.

На железных дорогах США, например, имеется всего 3 тыс. стрелочников, а на наших железных дорогах (втрое меньших по протяженности) содержится 105 тыс. стрелочников. Небольшое количество стрелочников на дорогах США объясняется, во-первых, высоким развитием электрической централизации стрелок (в США — около 60 000 стрелок, оборудованных электрической централизацией, у нас — 12 700), во-вторых, совмещением профессий стрелочников, кондукторов и агентов станций, что на наших железных дорогах развивается крайне слабо, а также недостаточным сокращением стрелочников у нас при централизации стрелок, которых дороги после централизации стрелок оставляют более 60%.

Насколько крупными цифрами мы здесь оперируем и насколько серьезная экономия труда и денежных средств может быть достигнута устранением нерациональных перевозок видно из того, что встречные, повторные, чрезмерно дальние и другие бесхозяйственные перевозки грузов на железных дорогах составляют около 100 млн. тонн в год, или около 10% от общего объема перевозок, а расходы народного хозяйства на перевозки грузов транспортом общего пользования составили в 1954 г. 63 млрд. рублей, вместе же с ведомственным транспортом ~~около 80 млрд. рублей. Сокращение этих расходов на указанные 10% позволило бы сэкономить для бюджета около 6 млрд. рублей в год, а на железных дорогах. сэкономит около 1,5 млрд. рублей и 50 тыс .человек эксплуатационного штата железных дорог.

В этом отношении особенно показательным является Дальний Восток. На Дальний Восток по железным дорогам завозится более 7,5 млн. тонн грузов со средней дальностью завоза 6,8 тыс. километров, а провозные платы составляют около 2,2 млрд. рублей.

Насколько дорого в труде и деньгах обходится завоз грузов на Дальний Восток, видно из того, что перевозка одной тонны одежды из Центра на Дальний Восток обходится в 1470 рублей, затраты труда на перевозку этой тонны составляют 8 человеко - дней на одну тонну, а нужно знать, что на Дальний Восток мы завозим не одну тонну одежды и белья, а более 20 тыс. тонн в год.

Несмотря на то, что мы обогнали капиталистические страны, включая США, по темпам роста производительности труда, мы отстаем от США по уровню производительности труда в выработке на одного рабочего.

В настоящее время на погрузочно-разгрузочных работах в народном хозяйстве занято около 2 млн. человек, из них грузчиков, подносчиков и других подсобных рабочих, выполняющих работу вручную, 1600 тыс. человек.

Если повысить уровень механизации погрузочно-разгрузочных работ, то к 1960 г. при вдвое увеличенном объеме погрузочно-разгрузочных работ можно высвободить 2,2 млн. человек, занятых на погрузочно-разгрузочных работах.

В 1953 г. реальная заработная плата рабочих СССР была выше, чем до революции, примерно в шесть раз. В послевоенный период реальная заработная плата рабочих и служащих промышленности продолжала расти и в 1955 г. была более чем на 90% выше, чем в 1940 г.
.Среднемесячная заработная плата рабочих и служащих по всему народному хозяйству выросла с 339 рублей в 1940 г. до 699 рублей, т. е. составила в 1954 г. 206%,к уровню 1940 г. Из них в промышленности соответственно — с 353 рублей до 794 рублей, т.е. 225%. Однако рост производительности труда отстает от роста реальной заработной платы.

Фактически за четыре года (1951 — 1954гг.) производительность труда в промышленности выросла только на 33%, а реальная заработная плата промышленных рабочих на 37%. Тарифные ставки были установлены в основном 20 с лишним лет тому назад. За это время средняя зарплата поднялась почти в три раза... Все это привело к тому, что если в довоенный период доля тарифной ставки в средней заработной плате рабочих составляла 75 — 80%, то в настоящее время она составляет в лучшем случае 50 — 60%.

Считаю необходимым особо отметить вопрос о заработной плате низко оплачиваемых трудящихся; из 47 млн.рабочих и служащих в СССР насчитывается около 5 млн.человек, получающих заработную плату до 300 рублей в месяц. Об этой категории необходимо серьезно думать.

Из выступления Г.М.Маленкова:

В результате быстрого роста потребностей народного хозяйства в электроэнергии нам до сих пор не удалось создать резервов. Это видно хотя бы из того, что выработка электроэнергии росла за ряд лет в таком же соотношении, как и установленная мощность электростанций и даже несколько больше. Если установленная мощность за период с 1940 по 1954 гг. выросла в 2,9 раза, то выработка электроэнергии увеличилась в 3,1 раза. Следовательно, энергетическое оборудование на наших электростанциях используется высоко. В среднем по всем электростанциям министерства электростанций использование установленной мощности составляет более 6 тысяч часов, а по отдельным системам и электростанциям достигает 7000 — 8000 часов в год.

Столь высокого использования оборудования электростанций нет ни в одной стране. В 1953 г. использование электростанций в Англии составляло 3350 часов, в США — 5100 часов.

Практически необходимо в предстоящем пятилетии обеспечить создание резерва в размере не менее 10% от установленной энергетической мощности. Следует иметь в виду, что американская энергетика имеет в настоящее время резерв установленной мощности порядка 20%.

Достаточно сказать, что потребление электроэнергии сельским хозяйством СССР составляет порядка 3 млрд. киловатт-часов в год, в то время как в США на эти цели ежегодно расходуется 10 млрд. киловатт-часов. Еще более значительное отставание мы имеем в потреблении электроэнергии на коммунальные и бытовые нужды... На душу населения в США производится 3353 киловатт - часа, а в СССР только  68 киловатт - часа. Следует отметить, что выработка электроэнергии на душу населения в СССР значительно отстает от всех главных капиталистических стран.

Темпы развития энергетики Советского Союза в послевоенный Период были выше, чем в США, как по производству электроэнергии, так и по наращиванию энергетических мощностей. Так, за период с 1948 По 1954 г. включительно среднегодовые темпы прироста выработки электроэнергии составили в СССР 14,9%, а в США - 8,5%.

Что касается абсолютной величины прироста выработки
электроэнергии и ввода новых мощностей, то в США они значительно выше Так, если взять длительный период 1948 — 1954 гг., то прирост выработки электроэнергии за указанное время составил в СССР 5млрд. киловатт-часов, а в США — 237,2 млрд.киловатт-часов, при этом среднегодовой прирост составил в СССР 13,2 млрд. киловатт - часов, а в США — 33,9 млрд .киловатт - часов.

В настоящее время в Западной Европе созданы крупные объединенные энергосистемы, охватывающие почти все электростанции.В  Англии объединены в одну энергосистему электростанции общей мощностью 18 млн. киловатт, во Франции — 13 млн. киловатт, в Швеции — 5,5 млн. киловатт. Построены электрические линии передачи между энергосистемами Франции, Западной Германии, Бельгии, Голландии и Швейцарии.
Общая мощность объединений Сибирской энергетической системы должна достигнуть к 1965 г. примерно 18 — 20 млн. киловатт.

Из выступления А.И. Микояна:

США с 1929 по 1937 г. по существу топтались на одном уровне, и их экономика находилась в застое.
Американские исследования показывают, что за 25 лет развития США (с 1925 по 1950 г.) с учетом бума периода второй мировой войны они имели средний ежегодный прирост промышленного производства в два процента. США ставят целью на 25 лет обеспечить впредь ежегодный прирост также в два процента.

Вы же знаете, что наши ежегодные темпы развития и в прошлом, и теперь превышают средний годовой темп развития США в пять-шесть раз.

Все самые интересные и нужные экономистам данные концентрируются в ЦСУ у т. Старовского, который на них сидит очень крепко и никому из них ничего не дает, как это и положено по действующей инструкции. Пора нам пересмотреть этот странный порядок и за исключением того действительно секретного, что нужно не оглашать в интересах обороны страны, все остальное дать экономистам на изучение, как это мы делали до войны.

РГАЭ. Ф.1562. Оп.ЗЗ. Д.2717. Л.234-254.

Даты: 1955
Источник: Хрестоматия  по отечественной истории (1946 - 1995 гг.) ./
Под ред. .А. Ф Киселева, Э.М. Шагина. М., 1996
Опубликовано в INTERNET: 2002,
декабрь
Источник: http://his95.narod.ru/doc08/33.htm

Tags: железные дороги, источники, статистика, электро
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments