?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Чижиков Виктор Александрович, автор олимпийского талисмана "Мишка"

«Позднее Чижиков рассказывал, что когда его пригласили в Оргкомитет за вознаграждением, сотрудники пожали ему руку и сказали: «За этого забавного медвежонка мы готовы выплатить вам 250 рублей». Чижиков остолбенел и было отчего – например, в 1966 году в Англии автор талисмана чемпионата мира по футболу получил 6 млн. 700 тысяч фунтов стерлингов. 250 рублей ни по какому, даже по самому специальному советскому курсу даже близко не походили на несколько миллионов фунтов. Художник отказался продавать рисунок. «За эскиз 30 на 20 сантиметров полагается именно такой гонорар, — сказали ему в Управлении авторских прав. — А на авторство вы вообще не имеете права претендовать. Автором талисмана является советский народ, который утвердил фигурку голосованием». Вот такие дела. В итоге всё же цену подняли в 8 раз и Чижиков получил за Олимпийского мишку аж целых две тысячи рублей!»


Оригинал взят у oboguev в об исторической самообреченности советской системы
предыдущему)

[в советские времена] на заводе КИМ один инженер озаботился ужасным воровством готовых лезвий и соорудил на проходной рамку, реагирующую на пронос через неё металла. В те времена нигде, кроме аэропортов, таких рамок не было. Рамка на проходной завода КИМ поставила «несунов» перед мрачным фактом полной невозможности продолжать дерзкие хищения социалистической собственности. «Несуны» приуныли. Зато начальство завода ликовало – ибо прекратились жуткие потери завода в десятки, если не сотни тысяч рублей (что по советским временам было ого-го как много). Ясное дело, смелого новатора стоило наградить. Шутка ли – столько деньжищ сэкономил родному заводу! И ему выписали премию в… сто рублей. Инженер получил премию, а на следующий день пришёл к своей рамке, вырвал из неё все провода, разбил схемы и рамка навсегда перестала работать. Ну и, само собой, «несуны» взялись за старое дело с удвоенной энергией.





...случай с кимовским инженером хорошо характеризует отношение Советской власти к интеллектуальной собственности своих граждан. Советская власть и коммунистическая партия смотрели на всех граждан СССР, как на своих крепостных холопов, а посему, всё придуманное или созданное этими холопами, по мнению Советской власти, изначально принадлежало ей – власти – и больше никому. Поэтому награждая человека сотней рублей за изобретение, которое приносило сотни тысяч, Советская власть считала, что просто облагодетельствовала человека – ведь могла и ни копейки не дать.

Со всем чудовищным цинизмом этот принцип показал себя в деле с официальным талисманом Олимпиады-80, автором которого был, как известно, московский художник Виктор Чижиков. Дело было так.

В 1977 году советский Олимпийский комитет решил, что надо придумать для Московской Олимпиады какой-нибудь подходящий символ. В этом деле решено было проявить неслыханный разгул демократии. Для чего ведущий страшно популярной телепередачи «В мире животных» Василий Песков обратился к телезрителям с просьбой высказаться на тему того, какое животное должно стать официальным талисманом Олимпиады-80. Как ни странно, я помню эту телепередачу. Ну двух мнений быть не могло. Хотя в адрес передачи пришло немало идиотских предложений, подавляющее число зрителей высказалось за медведя. Было бы странно, если было бы иначе – ведь Россия на Западе прочно ассоциировалась с медведем. Только если на западных карикатурах русский медведь был очень страшным (типа как на современных), то «наш ответ Чемберлену» должен был стать милым и симпатичным. И Чижиков полностью справился с задачей, победив конкурентов-художников.

Позднее Чижиков рассказывал, что когда его пригласили в Оргкомитет за вознаграждением, сотрудники пожали ему руку и сказали: «За этого забавного медвежонка мы готовы выплатить вам 250 рублей». Чижиков остолбенел и было отчего – например, в 1966 году в Англии автор талисмана чемпионата мира по футболу получил 6 млн. 700 тысяч фунтов стерлингов. 250 рублей ни по какому, даже по самому специальному советскому курсу даже близко не походили на несколько миллионов фунтов. Художник отказался продавать рисунок. «За эскиз 30 на 20 сантиметров полагается именно такой гонорар, — сказали ему в Управлении авторских прав. — А на авторство вы вообще не имеете права претендовать. Автором талисмана является советский народ, который утвердил фигурку голосованием». Вот такие дела. В итоге всё же цену подняли в 8 раз и Чижиков получил за Олимпийского мишку аж целых две тысячи рублей! 2000 рублей в СССР были деньгами немалыми. Но всё-таки, это было явное наглое и вопиющие воровство. Да кроме того, чтобы деньги получить, Чижиков был вынужден подписать бумагу, что отказывается то авторских прав.

Для тех, кто делает вид, что не понимает и пускает слюни – вот это и есть настоящий Совдеп. Хотелось бы мне посмотреть, как, например, известный переводчик Пучков попробывал бы получить в столь защищаемом им Совдепе авторский гонорар за свои переводы. «Что? Переводы? Смотрели, смотрели. Уморительно, бесподобно, всем управлением смеялись», – сказали бы ему в Управлении авторских прав. «Смеялись, говорите, – расплылся бы в улыбке переводчик Пучков, – ну тогда извольте мне авторские, так сказать, отслюнявить». «Извольте, – обдали бы его душевным теплом в Управлении. – За полтора часа работы переводчиком по государственному тарифу полагается 10 рублей. Но поскольку вы не являетесь профессиональным переводчиком и не состоите в профсоюзе, получите в кассе 5 рублей».


Далее автор вспоминает про "Олимпиаду-80".

К чему это я так долго рассуждаю про символику Олимпиады-80? Потому, что символика эта стала на 3 года (с 1977 по 1980) вторым по значимости (после серпа и молота) брендом СССР. Даже после 1980 года «Мишки» и «Башни» с пятью кольцами можно было увидеть в отдалённых концах страны. А когда они только появились на всех улицах городов – это и в самом деле привнесло в унылое кумачовое оформление советских городов свежую струю.

Олимпийская символика стала неотъемлемым атрибутом всего и вся. Куда её только не лепили. Но Оргкомитет показал себя не только настоящим владельцем холопов, но и рачительным хозяином – отказав авторам символики в надлежащем авторском вознаграждении, Оргкомитет стал наживаться на этой символике вовсю. Идея состояла в следующем. Поскольку в Совке с одной стороны дефицитом было всё, а с другой – по идеологическим соображениям цены поднимать было нельзя, то решили на наиболее дефицитные изделия советской промышленности лепить Олимпийскую символику и продавать такие изделия по завышенным ценам (якобы для оплаты строящихся спортивных объектов). Что и было осуществлено. И, надо сказать, фокус удался. В советских магазинах появились дефицитные товары, которые почти никто не покупал – ибо они были гораздо дороже из-за Олимпийской символики. Нет, ну то есть если очень надо было, то брали, но всё-таки с прилавков «олимпийские товары» не «сметали». Экономика, однако, должна быть экономной.

. . . . .

Вообще с продуктами питания Оргкомитет (который, понятное дело, действовал под неусыпным контролем Политбюро ЦК КПСС) сделал «ход конём». Советские чиновники, лучше чем кто-либо знавшие собственные возможности, пришли к выводу, что советский общепит не справится с олимпийским сервисом ни при каких обстоятельствах. Стыдно стало им. Не захотели упасть лицом в грязь. Поэтому всё обеспечение продуктами питания на время Олимпиады дали на откуп финнам. И финны не подкачали. Примерно так с начала лета 1980 года в советских магазинах стали появляться невиданные вещи: фруктовые финские джемы, нарезки настоящего финского салями и сервелата, пачки сырных нарезок, цветные стаканчики. Ну и т.п. фишки. Во время самой Олимпиады на всех спортивных объектах в буфетах продавались эти нарезки. И, что характерно, их было так много, что почему-то они не исчезали из продажи вплоть до конца Олимпиады. Помню, отсидев пару часов на стадионе «Лужники» на соревнованиях по лёгкой атлетике, я решил пройтись в буфет. Что меня поразило – не было никаких очередей, все спокойно покупали финскую нарезку, упаковки ломтиков сыра с булочками, напитки и спокойно ели за столиками или шли на свои места.

В советском страшно популярном фильме «Вам и не снилось» есть такой эпизод – к учительнице в Москву откуда-то издалека приехала мама и готовит ей чай со смородиновым джемом. Так вот джем она выгребала как раз из финской банки характерного дизайна. Меня всегда смущал этот эпизод – ибо финские продукты продавались только в Москве. Ну ладно, это детали.

. . . . .

Накануне лета 1980 года по всем московским предприятиям началась работа с мамами и папами на предмет вывоза детей из Москвы на период Олимпиады. ... Когда я гулял по центру Москвы, то всегда привлекал внимание иностранных туристов – я был редкостью. И вообще это было странное чувство – можно было часами гулять по Москве и не встретить ни одного ребёнка. Очень странное чувство быть одному среди взрослых. Даже на стадионе «Лужники» на закрытии Олимпиады я видел очень мало детей (за исключением тех, кто участвовал в театрализованном шоу).

(далее)


Вообще, рецепт воспитания советского человека напоминает рецепт воспитания коммунистического осла.
Если осла долго не кормить, он в конце концов становится коммунистическим.
Вот и советский строй почти воспитал коммунистического человека...
     ____________________________________________________________________________________
Надо дополнить, что Виктор Чижиков и по другому талисману в Сочи-2014 высказывался.

Автор олимпийского Мишки обвинил создателей символов Сочи-2014 в плагиате

Автор олимпийского Мишки обвинил создателей символов Сочи-2014 в плагиате

Виктор Чижиков, создатель талисмана Олимпиады 1980 года в Москве, обвинил авторов талисмана к Зимней Олимпиаде 2014 года в Сочи в плагиате.

В интервью радиостанции "Эхо Москвы" Виктор Чижиков заявил, что один из выбранных талисманов – белый медведь – срисован с символа 30-летней давности - олимпийского Мишки.

«В нем все цельно стянутое с моего - глаза, нос, рот, улыбка, хотя все искажено», - заявил художник. «Мне не нравится, когда воруют автор это особенно остро чувствует», добавил Чижиков.

Также он негативно отозвался обо всех проектах, которые были представлены на конкурс.

«Ни в одном из них нет серьезного отношения к делу», - считает художник.

Чижиков и ранее отмечал, что медведь стал бы лучшим символом Сочи-2014, сообщает Lenta.ru.

«Мне кажется, нам не нужно отходить от традиционного образа. Мы захватили медведя, и надо его держать... Для нового талисмана я бы взял старого медвежонка, который полюбился всем, и вставил ему в лапки лыжи», - сказал художник, упомянув, что оргкомитет Сочи-2014 не обращался к нему за помощью.

Стоит отметить, что подать в суд на авторов рисунка Чижиков не может, поскольку, по собственному признанию, не обладает авторскими правами на талисмана 1980 года.

Напомним, что накануне кроме Белого мишки, символами Олимпиады в Сочи стали Зайка и Леопард. Окончательные итоги конкурса были оглашены в эфире Первого канала.
Источник: http://www.topnews.ru/news_id_41035.html

Profile

harmfulgrumpy
harmful_grumpy

Tags

Latest Month

July 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars