harmful_grumpy (harmfulgrumpy) wrote,
harmful_grumpy
harmfulgrumpy

Categories:

О Гнёздовских курганах.

Оригинал взят у basil_3 в О Гнёздовских курганах.
Из опыта знаю, что норманисты часто приводят, несмотря на тему дискуссии, «скандинавов в Гнёздово» и историю Авдусина *, начинавшего с антинорманизма, но потом согласившегося с ними в том, что в Смоленске доминировали скандинавы. Такой человек и его труд ценен для норманистов,  ибо это одно из главных их сегодняшних  «доказательств».
Проведём исследование. Вот ссылка на официальный сайт  Гнёздовского комплекса: http://www.gnezdovo.com/index.php?page=how-cmsms-works
Вот что пишут там об этих курганах сторонники того что проживали и доминировали в городе скандинавы:
«Подавляющее большинство гнёздовских курганов содержит погребения местного населения, славян и скандинавов. В языческую эпоху погребальные обычаи этих народов имели много общего: умершего сжигали вместе с его личными вещами, над остатками погребального костра насыпали округлый в плане курган. Значительная часть погребений – это остатки
кремаций, которые производились на месте дальнейшего сооружения кургана. Остатки сожжений собирались в глиняную урну (иногда встречено 2-3 урны). Погребения в ряде случаев сопровождаются различными предметами, в числе которых детали костюма, украшения, предметы домашнего обихода, оружие, языческие амулеты, торговый инвентарь, монеты и т.д. Среди курганов с остатками трупосожжений выделяются несколько погребений, при совершении которых обряду «умерщвления» были подвергнуты мечи или копья – эти предметы были сначала сломаны (мечи), а затем вонзены в погребальное кострище (мечи, копья). В нескольких случаях сожжение покойного происходило в ладье, установленной на площадке кургана. Причем  большинство этих курганов отличается своими внушительными размерами, богатством и разнообразием погребального инвентаря и, видимо, содержит парные захоронения (мужчина-воин и женщина). В них были найдены бронзовые котлы и оковки от ритуальных питьевых рогов, что указывает на связь погребального обряда с неким храмовым ритуалом, характерным для языческой Скандинавии. Одним из самых замечательных является курган, в котором были найдены остатки парного сожжения в ладье, сопровождаемого  сломанным мечом, железной скандинавской гривной, славянским височным кольцом (типичное украшение славянского костюма), арабскими монетами и византийскими сосудами: амфорой и кувшинчиком. На черепках разбитой во время совершения погребальной церемонии амфоры  обнаружилась процарапанная надпись по-славянски «Горуна» - это мужское славянское имя (в родительном падеже). Кроме обряда сожжения жители Гнёздова в некоторых случаях практиковали обряд трупоположения, но при этом по-прежнему насыпали над погребением курган. Такие погребения совершались как в узких обычных ямах, так  и обширных земляных камерах. Погребальные камеры иногда имели вид деревянного сруба или деревянного сооружения столбовой конструкции с дощатым настилом-полом и потолочным перекрытием. Несколько раз рядом с умершим воином располагались останки его полностью снаряженного верхового коня. Во второй половине X в. оба обряда погребения сосуществовали.»
Выделим главные элементы погребения:
·         кремации
·         камерные захоронения
·         сожжения в ладье
·         урны
·         инвентарь
·         сломанные мечи
·         оковки от ритуальных питьевых рогов
·         трупоположения
·         погребения лошадей
Рассмотрим балтийские курганы. За ссылки и идеи благодарюswinow.
Гросс Штрёмкендорф.
Могильник был полностью изучен в 1990-е. Часть его к этому времени оказалась уничтожена в результате сельскохозяйственного использования поля, в той же, что уцелела, удалось обнаружить 241 могилу и указания на 252 погребённых ( было несколько двойных захоронений), из которых около 50 было курганными, остальные - грунтовыми или не удалось распознать курган. Похоронный обряд был представлен в большом разнообразии: лодочные и урновые захоронения, оставление кремационного праха в ёмкостях из органического материала, ингумации, изредка также - оставление праха в ямах без ёмкости и захоронения в гробах. Кремации составляли около 2/3 от общего числа захоронений. Вместе с людьми на кладбище присутствовали и захоронения животных - собак, лошадей и, по выражению археологов, "их частей".

Наиболее интересными находками можно назвать 6, найденных здесь, лодочных захоронений, из которых 5 было представлено оставлением большими планочными кораблями от 8 до 15 м длиной, а одно - однодревкой,борта которой были возвышены путём прикрепления одного ряда корабельных планок. В этой расширенной однодревке была обнаружена безинвентарная ингумация.
В четырёх из больших планочных ладей не удалось обнаружить следов захоронений, предположительно из-за плохой сохранности объектов. В пятом был обнаружен кремационный прах, оставленный там по всей видимости без ёмкости (по крайней мере, керамической). В ещё одной ладье удалось было обнаружено два урновых захоронения.
В одном случае речь шла о захоронении мужчины в возрасте за 60 лет, кремированного вместе с собакой. Его прах был оставлен в ладье в славянском керамическом сосуде типа Суков. В другом случае, прах был оставлен в керамическом сосуде фризского типа. Рядом были найдены железный ободок, по всей видимости бывший частью деревянного ведёрка (применявшихся как сосуды для питься), и предварительно сломанный меч. Меч, как и фризскую керамику, датируют концом 8 века, происхождение его определяют Франкской империей или находящимися под сильным франкским влиянием северо-западногерманским регионом (Саксония, Фризия). Во всех случаях сами лодки не были сожжены, предположительно над всеми изначально были курганы, подтвердить которые, правда, удалось только в трёх случаях.

http://nap1000.livejournal.com/76012.html
Идем дальше:
Наиболее впечатляющим является камерное захоронение с острова Узедом, реконструкцию которого можно увидеть на верхней иллюстрации. Покойник был похоронен в просторной деревянной камере, вложенные в могилу вещи говорят о высоком статусе покойника.

Вложенные в могилу вещи: гвозди (видимо бывшие частью камеры), меч (рукоятка была покрыта кожей), чаша из цветного метала, ведро, посеребрянные железные шпоры, нож, точильные камни,  осколки керамики, 2 половинки монеты, железный наконечник от посоха, пинцет из цветного металла ( остатки кожи возможно говорят о том, что точилные камни и пинцет изначально находились в кожанном чехле). От самого скелета сохранился только один зуб.
Схожее захоронение из местечка Цедыня на Одре (принадлежит Польше). Камера была сделана по технике сруба, покойник находился в ней в неком подобии гроба. Оснащение могилы заметно скромнее - один только меч. Но ведь и сам по себе меч был в то время признаком высокого статуса!
Третий пример камерных захоронений был найден в местечке Узадель, на берегу озера Липс, в землях редариев и доленцев.
В могилу был вложен хорошо сохранившийся меч, складной нож, кожанный чехол и огниво.
Схожим с камерными было и другое, уже упоминавшееся, захоронение с того же истрова Узадель, где вместе были захоронены два покойника - один с трепанацией, другой с мечом.
Кроме меча, в могиле были так же шпоры, остатки плётки, рукоятка ножа, керамический сосуд, и гвозди от щита.
Каменный фундамент, которым было обнесено это необычное захоронение позволяет предположить, что над захоронениями также возвышалась деревянная конструкция, возможно, нечто вроде склепа. Последнее захоронение интересно ещё и тем, что если принять версию о том, что Ретра находилась на озере Липс, то это захоронение может быть - ни много ни мало - захоронением жреца и князя Ретры. Хотя, разумеется, доказательств у такой гипотезы нет.
http://nap1000.livejournal.com/23531.html
Следующий:
Курганы в Ральсвике
Прах в урне.
http://nap1000.livejournal.com/20026.html
Трупоположения встречаются чаще. Особого внимания заслуживает небольшое поле погребений в Пулитце, в Большом Ясмундском заливе, из которого было раскопано 5 курганов.  Они содержали телесные погребения. Четыре кургана были окружены прямоугольной каменной кладкой, один – округлой. В некоторых были найдены многочисленные вложенные вещи. Мы склоняемся к тому, что трупоположения позднеславянского периода, до датского завоевания 1168 года, не следует прямо связывать с христианизацией. Прямая связь с распространением христианства считается невероятной (Pollex, 2004). С учётом встречающихся у северо-западных славян с 10 века трупоположениях, сформулировано следуещее объяснение: «Переход к трупоположениям  произошёл около 1000 г., хотя кремация продолжала ещё долгое время применяться наряду с ними» (Pollex, 2004).  Данную ситуацию объясняют тем, что : «ввиду внешней опастности, язычество в балтийском регионе переняло определённые элементы христианства, чтобы усилить, институционализировать и сделать более привлекательным местный культ. Таким образом языческая религия могла организовать интеграцию общества и стать противовесом  чужой христианской вере»  ( Zoll –Adamikowa 1998, практически в такой же формулировке: Zoll-Adamikowa 1998, впоследствии Pollex 2004, подобную точку зрения представлял уже Wienecke (1940) среди прочего относительно храмового культа).  Насколько в этом можно найти объяснение для до сих пор единственного большого раскопанного места захоронений в Ральсвике на Рюгене, будет рассмотрено позднее.

В месте захоронений в Ральсвике встречаются захоронения двух основных видов. Доминирующими были кремационные захоронения различных форм ( таб. 3-5 ). Меньшую роль играли трупоположения (таб. 6). В некоторых захоронениях однозначно прослеживается одновременность трупоположений и кремаций, то есть имели место двойные захоронения с применением различных ритуалов.

http://nap1000.livejournal.com/19866.html
Вот ещё трупоположения:
Первичные захоронения встречались среди трупоположений более 30 раз. Тела редко лежали на плоском основании холма. Как правило, в основании насыпи выкапывалось углубление до 1м глубиной...

http://nap1000.livejournal.com/19634.html
Проанализировав такую информацию о захоронениях Южной Балтики и конкретно Рюгена, выделим их особенности:
·         кремации
·         камерные захоронения(ещё см. здесь).
·         сожжения в ладье (ещё см. здесь)
·         урны
·         инвентарь
·         сломанные мечи
·         трупоположения
·         погребения лошадей

Полное совпадение!!!
Выбиваются из всего только оковки от ритуальных питьевых рогов, но рог был в руке даже у главного идола Свентовита на Рюгене!!!!!!! Так что это не скандинавский культ.
А как же получилось, что Авдусин и сайт Гнёздово видят там скандинавов?
Оказывается, археолог искал там кривичей и других местных славян, а всё балтийское объявлял скандинавским.
На сайте:
«С самого начала своей истории Гнёздово отличалось неоднородным этническим составом населения, которое появилось здесь не ранее рубежа IX-X – начала X вв. – это были славяне и скандинавы. В то время широкая округа будущего торгово-ремесленного центра был относительно слабо заселена предками кривичей древнерусской летописи – племенами культуры так называемых смоленских длинных курганов. Исследован целый ряд таких могильников, но поселения ранних кривичей практически не известны. Судя по материалам Гнёздова, среди населения этого поселения могли быть отдельные представители ранних кривичей, но и они едва ли проживали здесь постоянно. В течение всего X века население поселка эпизодически пополнялось то за счет новой группы славян, выходцев с территории современных Украины (Левобережье) и Словакии, то благодаря появлению здесь пришельцев из Северной Европы.»
Хорошо об этом высказался swinow, ему и предоставим слово:
«Причина "поражения" Авдусина - думаю в том, что в своих поисках, он изначально находился в плену ложной идеи, ложных данных, находился под гипнозом ваших (норманистов - basil_3) заклинаний, что все, кто приходил с Балтики - были велииикиимии викииингами! То есть типа "скандинавами". Поэтому, ища следы славян, он, искал следы местных славян, а не находя их, но находя предметы с Балтики, был вынужден "признать" что это "скандинавы". Вот в чём суть его ошибки. Между тем, по морям тогда ходили далеко не только скандинавы, но и не менее морские и не менее воинственные южно-балтийские народы, имевшие ту же циркумбалтийскую культуру, но скандинавами этнически не являвшиеся. И именно их следы Авдусин и обнаруживал в этом лесу в Гнёздово (кстати там очень симпатично - думаю фотки и отчёт о путешествии выложу) и именно их он принял за скандинавские, находясь в плену сказок о величии скандинавов, хотя на самом деле - там всё обстояло совсем по-другому, гораздо сложнее. И вендов, кстати тоже саги тоже упоминают как викингов, если уж мы про викингов. Русь была морским народом, воинственным и могучим, не знаю насколько она уже была славянской тогда, но это было не скандинавское племя. И самый большой клад арабского серебра 9 века, найденный в истории на Балтике - найден именно на Рюгене, более 2000 монет.»

Вывод: очевидно сходство курганов Гнёздово и Южной Балтики, а так же объяснено почему Авдусин сделал неверные выводы.

           ___________________________________________________________________
* - примеч. Уточнение насчёт уважаемого археолога Д.А. Авдусина:
Всегда надо учитывать,  что все норманисты постоянно занимаются замалчиванием новых неудобных им фактов и подтасовкой уже опубликованных. Поэтому в заполонивших в инете их высказываниях с обвинениями антинорманизма,  появляются пренаглейшие заявления, типа такого, ни ссылки на источник, просто голословное утверждение как у них в обычае:

«Норманизм умер, потому что умер антинорманизм», — так сказал в начале 1990-х Даниил Антонович Авдусин. Сам слышал.
Профессор кафедры археологии МГУ, полвека раскапывавший городище и могильники Гнёздово, в советские времена был последовательным антинорманистом. Как того требовала тогдашняя концепция сложения русского государства: никаких варягов — скандинавов «и всяких прочих шведов». А потом открыто признал, что древнейший Смоленск — городище Гнёздово — был не славянским поселением, а «скандинавской факторией», городищем типа Бирки в Швеции или Хедебю в Дании. Авдусину это очень дорого далось. Мы, тогдашние студенты, это прекрасно понимали. Он был хорошим преподавателем. Умел учить — и археологической типологии, и полевой археологии, семинары по которым вел у нас, студентов-археологов…»
http://yablor.ru/blogs/ojivshie-himeri-ob-antinormanizme-i-normanizme/838516
Никто же не сомневается? - кто-то из норманистов «Сам слышал», а если вдруг кто другой найдётся: «Наш любимый профессор Лев Самуилович собрал нас однажды - своих любимых учеников и заявил: Мы с успехом продолжаем издеваться над русской историей, выставляя русских в качестве жалких рабов, причисляя все найденные черепки безусловно к норманнским, так что дорогие мои – продолжайте и далее следовать нашей славной традиции, никаких русских тогда и близко не было – только наши скандинавы» , - так ведь  «Сам слышал», клянусь козлами Тора!»

Но если внимательный читатель  изучит последние публикации Д.А. Авдусина (от того же 1991 http://harmfulgrumpy.livejournal.com/666520.html  ), он к своему большому удивлению, обнаружит, что известный археолог до конца жизни продолжал обвинять своих противников-норманистов в жалких передергиваниях и выдумкам, как, например, Булкина В.А., упоминавшегося им ещё в 1974 как приспешника Клейна Л.С.
Tags: антинорманизм, археология, шарлатаны
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments