harmful_grumpy (harmfulgrumpy) wrote,
harmful_grumpy
harmfulgrumpy

Categories:

Велосипед в России

Оригинал взят у ljwanderer в Велосипед в России

А.Н.Ромашева с воспитанницей Сандрой Лейхтенбергской во время велосипедной прогулки. Царское село 1906 г.

Варвара. Рязань, 1900-1910 гг. альбом Кирилла Федорова

Из статьи Андрея Митяева "По России необъятной покатил велосипед":

В Санкт-Петербурге первые велосипеды появились в середине 1860-х годов. Их завезли из Франции столичные аристократы.Один из этих велосипедов, произведенный около 1867 года парижской фирмой Эрнеста Мишо (Ernest Michaux), прекрасно сохранился до нашего времени и экспонируется в музее-заповеднике «Петергоф». Эта машина, по легенде, принадлежала императору Александру II.
В Москве велосипеды впервые можно было увидеть в начале 1860-х годов. Ими были, по некоторым данным, «костотрясы» — опять же, французского происхождения. Однако достоверно известно,что за иностранными велосипедами вскоре появились и отечественные, правда,не фабричного, а кустарно-кузнечного производства.

В 1868 году в Екатеринбурге появился первый велосипед, принадлежавший Ю. Раутнеру, сыну главного лесничего Уральских заводов. Он был двухколесный и сделан из дерева.
В Воронеже велосипед «дебютировал» в 1869 году. У него были деревянные, окованные железом колеса, причем переднее было больше заднего. Его привез из-за границы В. Г. Столь — владелец большого литейно-механического завода.

Первый велосипед в Казани изготовил в 1878 году механик Генрих Богданович Мамиель в собственной мастерской по образу и подобию велосипеда циркача Леонса, дававшего в то время представления в городском саду. Велосипед был сделан из газовых труб и долго служил без поломок. Машина напоминала классический «костотряс», его колеса были обтянуты резиной прямоугольного профиля. Весил он 2 пуда 10 фунтов (36 кг). Первый иностранный велосипед в Казань привезли в том же 1878 году.В конце1860-х годов один из курских виноторговцев получил из Франции деревянный велосипед и ездил на нем по специально построенной деревянной дорожке.
В Одессе весной 1878 года известный предприниматель и любитель спорта Адольф Цорн, родоначальник целого семейства великолепных спортсменов-велосипедистов, выехал на улицы родного города на недавно привезенном из-за границы велосипеде типа «паук». Его поездка вызвала огромный интерес среди населения города.
В Сибири первый велосипед появился в 1863 или 1864 году. Купец Рафаилов, владелец трехколесного деревянного велосипеда, проживал в Хабаровске.
Поскольку в те годы велосипед стоил около 300 – 400 рублей, доступен он был лишь аристократии, промышленникам и богатым купцам. Да и безопасным транспортным средством «бицикл» стал не скоро, пока что оставаясь опасным спортивным снарядом, езда на котором была весьма рискованной. Несмотря на это, уже в 1880 году в Cанкт-Петербурге зарегистрировали около пятидесяти велосипедистов.
Первое в России велосипедное общество организовали в Царском Селе. Устав «Царско-Сельского кружка велосипедистов» был утвержден 4 марта 1883 года. В Санкт-Петербурге же в конце 70-х годов образовалась группа любителей велосипеда, разработавшая устав «Санкт-Петербургского общества велосипедистов-любителей». Устав подали на утверждение петербургскому градоначальнику еще в 1880 году, но по разным причинам он несколько раз возвращался на доработку. Устав общества утвердили лишь 5 декабря 1884 года.
Москвичи опередили столицу — устав «Московского общества велосипедистов-любителей» утвердили 31 марта 1884 года. К концу года московское общество насчитывало уже 52 действительных члена.

Корпорации организовывали общественные поездки (иногда на довольно большие расстояния), клубные вечера,способствовали получению разрешений на езду по городу на велосипеде. Чтобы спокойно ездить по улицам городов, велосипедист был обязан иметь свидетельство, разрешающее езду, и номерной знак, именуемый попросту «жестянкой». Номерной знак выдавался после обязательного экзамена на умение управлять велосипедом и оплаты налога. Причем «жестянки» действовали один год, и с началом нового сезона процесс получения свидетельства и номера повторялся. Для определения городовыми «свежести» номера, помимо выбитого на нем года, таблички последующего сезона окрашивались каждый раз в иной цвет. Нарушителей отлавливали чины полиции, препровождали в полицейский участок и безжалостно штрафовали.

Следует добавить, что в 1870 – 80 годах езда по городским улицам на велосипедах во всех городах Российской империи строго запрещалась. По этой причине первые отечественные велосипедисты имели возможность кататься лишь в закрытых помещениях или же за городской чертой.И только после многочисленных ходатайств и длительных тяжб несчастных «циклистов» со столичным градоначальством, летом 1892 года выпустили циркуляр, разрешающий езду на велосипеде по Петербургу. Однако указ сопровождался обширным списком улиц, по которым передвижение на велосипеде запрещалось под угрозой штрафа. Вслед за столицей, велосипедную езду разрешили во всех городах России.

19 мая 1888 года министр внутренних дел утвердил устав Московского клуба велосипедистов. Произошло рождение еще одной крупнейшей велосипедной корпорации благодаря 13 учредителям, которые стали первыми членами клуба. К концу года клуб насчитывал 48 действительных членов, с гордостью носивших на одежде серебряные значки с клубной эмблемой.
15 сентября в Московский Клуб Велосипедистов приняли первую женщину, что послужило поводом для пересудов на страницах газет и журналов. Еще бы! Ведь это был первый случай, когда представительница слабого пола вошла на равных правах с мужчинами в спортивный клуб. Наряду с аристократическими корпорациями, как, например, Петербургское общество велосипедной езды, председателем которого был Великий князь Сергей Михайлович, а среди членов — представители знатнейших фамилий империи, организовывались и вполне демократические общества, ставившие своей целью развитие велосипедной культуры и пропаганду спорта во всех слоях русского общества.

По данным, опубликованным в 1897 году на страницах московского журнала «Циклист», в России была официально зарегистрирована 91 велосипедная корпорация."


очень рекомендую прочитать статью полностью - интересно.

Одним из таких демократических обществ было Архангельское велосипедное общество :"У купчихи Федоровой вблизи Паробичева бугра сторговали сад. Своими силами, да привлечением наемных специалистов, выкорчевали сухостойник, засыпали ямы, утрамбовали площадки, дорожки для обучающихся, засыпали аллеи. Выстроили павильон с башенками-шатрами и ротондами. На всех флагштоках – вымпелы российского триколора. Первые соревнования состоялись в мае 1894 года, прошли как городской праздник и еще больше подогрели интерес к велосипедному увлечению."


Луна-парк. Вокзал Общества астраханских велосипедистов-любителей.


А вот строки из отчета Екатеринбургского общества велосипедистов:

"Общество, несмотря на ограниченные средства, какими располагало в первый год своего существования, приобрело три невысоких 2-х колесных велосипеда и, кроме того, озаботилось приисканием помещения для катания на велосипедах зимой.
Наметив довольно обширный военный манеж, Комитет обратился к воинскому начальнику полковнику Лысову с ходатайством уступить его Обществу безвозмездно. Ходатайство Комитета увенчалось успехом, и в октябре 1886 года состоялось открытие зимнего помещения Общества.
Катание велосипедистов в манеже происходило два раза в неделю, а в воскресенье и праздничные дни, когда играл оркестр военной музыки, гости, по рекомендации членов, допускались за плату и, хотя сборы были не велики, все же они несколько покрывали текущие расходы Общества.
Таким образом, Общество, разнообразя программу своих действий, привлекало внимание публики и, вербуя новых адептов спорта, быстро вводило велосипед, так что к концу отчетного года из 37 членов Общества имели собственные велосипеды 15 человек, катались же на велосипедах бесплатно все члены, пользуясь тремя общественными.
Далее Общество организовало велосипедные гонки, что пополнило казну и стало лучшей рекламой велосипедного спорта, а также, разработало и утвердило правила поездки на велосипедах.

Вот некоторые пункты правил:

В случае беспокойства лошадей велосипедист обязан умерить ход или сойти с велосипеда и, по возможности, закрыть его собой.
Воспрещается ездить на велосипедах по тротуарам, бульварам, в скверах и в местах большого скопления публики и экипажей.
При встрече с крестным ходом, большими похоронными процессиями или вообще со значительным количеством пешеходов, либо экипажей велосипедист обязан сойти с велосипеда и провести его в руках или даже уехать на боковую улицу

Комитет озаботился устройством помещения для катания на велосипедах зимой, купил в достаточном количестве приличную мебель, исправил старые велосипеды, выписал новый велосипед “Spеcial Singer” для обучения езды вновь поступающих членов, устроил обширную эстраду в помещении Общества, приобрел необходимые предметы хозяйства, пригласил на весь зимний сезон оркестр военной музыки, купил 2-х колесный дамский велосипед, на котором учились ездить дамы - члены и гостьи - бесплатно. "

Продолжение здесь Читать "Романовы и велосипед"

Tags: автомото, прошлое
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments