harmful_grumpy (harmfulgrumpy) wrote,
harmful_grumpy
harmfulgrumpy

Categories:

Про индейцев

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ Оригинал взят у haritonoff в "Про индейцев. Предисловие http://haritonoff.livejournal.com/141817.html
Какими они были, индейские цивилизации доколумбовой Америки – инки, ацтеки, майя? Если вы зададите этот вопрос своим знакомым, многие ответят – "жестокими", имея в виду массовые человеческие жертвоприношения у этих народов. На втором месте наверняка будут характеристики "древние" и "загадочные" – но с этим потом, а пока разберемся с жестокостью.

Действительно, в государствах как Южной, так и Центральной Америки до прихода европейцев жертвоприношения были широко распространенным явлением. Особенно на этом поприще (инки и майя были поскромнее) отличились ацтеки – их хроники описывают, как для сооружения главного храма было принесено в жертву около 84 400 пленников за четыре дня. Число это вызывает некоторые сомнения: непонятно, как и где городское население в 120 000 человек смогло наловить, разместить и удержать от бунта такое число пленников, а главное, каким образом Ауицотль умудрился, как утверждается, принести их в жертву собственноручно – если даже считать, что он не прерывался на сон, еду и пописать, то, чтобы принести в жертву такое количество народу в течение четырех суток, он должен был убивать по человеку каждые четыре секунды, и не просто ведь ножом тыкать, а каждого вскрыть, достать сердце и предложить его Солнцу. Многие историки считают, что реальное количество жертв на том празднике не могло превышать трех тысяч, а в хронике количество смертей завышено в пропагандистских целях.

Возведение главного храма – экстраординарное событие, что же касается повседневной жизни, то миссионеры-францисканцы подробно описывали (постфактум, разумеется) жертвоприношения, которые у ацтеков совершались на восемнадцати религиозных праздниках в течение года. Каждому богу требовался определенный тип жертвы: молодую девушку раз в год убивали для Шилонен, болезненных мальчиков жертвовали Тлалоку, говорящих на науатле пленников – Уицилопочтли, а ацтека-добровольца – Тескатлипоке. В целом получалось где-то от 300 до 600 жертв в год, однако общего согласия по поводу реальных цифр нет: Кортес, прибыв в Теночтитлан, запретил языческие обряды, поэтому сами испанцы вживую этих жертвоприношений не видели. Сохранились их изображения в камне и настенных росписях и ритуальные предметы, использовавшиеся в обрядах, и они, как и археологические свидетельства, не подтверждают проведения когда-либо праздников с десятками тысяч жертв.

Для сравнения – в крупнейших за всю историю древнеримских гладиаторских боях, устроенных в 107 году Траяном и продолжавшихся 123 дня, на арене сражалось около 10 000 человек, а за 55 лет до этого в разовой наумахии на Фуцинском озере, по словам Тацита, участвовали 19 000 гладиаторов.

При этом следует учесть, что если для индейцев праздники с жертвоприношениями были в первую очередь необходимостью – человеческие душа-сердце и душа-кровь, по их мнению, были нужны для того, чтобы мир не рухнул – то для римлян периода империи гладиаторские бои были, скорее, массовым развлечением; да и раньше, будучи в куда большей степени религиозным действом – тоже жертвоприношениями! – преследовали более меркантильные цели: не сохранить мир от разрушения, а насытить души предков. Жертвы сами колбасили друг друга. Но вот ведь какая штука – прародительницу современной Западной цивилизации, Древнеримскую, никто не называет жестокой. Римляне "цивилизованные", "просвещенные", "благородные", на худой конец "рабовладельцы" или – периода упадка – "развращенные роскошью", но не "мрачные" и не "кровавые".

Христианская цивилизация, надо сказать, недалеко ушла: Константин, конечно, запретил гладиаторские бои, но не столько из человеколюбия, сколько как языческое действо – связь между ними и поминками никогда не забывалась, официально они до конца именовались "mumus" ("обязанность", долг живых по отношению к умершим). В отношении же, скажем, жестокости казней преступников (и использования их в качестве народного развлечения) ничего не изменилось.

Если же говорить о культовых убийствах у христиан, то в Испании только при Торквемаде – с 1481 по 1498 год – и только инквизицией, то есть по той же, по большому счету, причине, что и у ацтеков с римлянами – из религиозных (официально) соображениий – было сожжено на костре около 8 800 человек и около 6 500 чучел или портретов тех, кто избежал казни, бежав или не дожив до конца следствия (спалили бы и этих, да не срослось). При этом инквизицию в Кастилии народ любил, а Торквемада до самой смерти пользовался всеобщим почетом и уважением. Цифры, конечно, поскромнее, чем в примерах с Ауицотлем и Траяном (зато повнушительнее, чем статистика ацтекских будней), но я тут не собираюсь составлять топ-30 самых ужасных цивилизаций и утверждать, что конкистадоры были бóльшими или меньшими зверюгами, чем завоеванные ими индейцы. И те, и другие были отнюдь не мармеладными феями, однако ж – я к чему это всё – знание об ужасах испанской инквизиции не отвлекает нас от сюжета, когда мы в пятый раз смотрим "Собаку на сене". А желая узнать о римском праве и достижениях древнеримской архитектуры, мы читаем именно о римском праве и достижениях оной архитектуры, а не о законах-древней-жестокой-империи и мрачном-зодчестве-отражающем-нравы-любит

елей-кровавой-потехи.

У нас же речь пойдет об инках…





ВТОРАЯ  ЧАСТЬ Оригинал взят у haritonoff в Про индейцев



Основание династии Инков приписывается некоему Манко Капаку, который в начале XII века не то пришел во главе племени полубогов Айяр из района Эквадора, не то вместе со своей сестрой-женой Мамой Окльо, потрясая волшебным жезлом, вылез из вод озера Титикака, дабы по воле своего отца-Солнце наставить на путь цивилизации окрестных дикарей, и основал Куско.

Четыре поколения его преемников в долине Куско жили-поживали и в истории особо не отметились – о них неизвестно практически ничего, кроме имен, которые вам все равно ни о чем не скажут. Однако ж без дела они не сидели, и шестой Инка – Рока – к 1350 году стал правителем всех земель вблизи озера Титикака и близлежащих долин. Сам Инка Рока сотоварищи покорил племена сора и рукана к западу от Урубамбы (не очень нужные подробности, мне просто нравится, как это всё звучит) и навел сорокапятиметровый висячий мост Уакачака через каньон реки Апуримак – крупнейший в будущей империи инков – что, конечно, не могло не вызвать раздражения местного апуримакского племени чанка, кое раздражение и копилось всё время правления Роки и его преемника – седьмого Инки Йаруара Уакака.


Мост этот через Апуримак до сих пор на том же месте – каждый год местные (жители окрестных четырех деревень в провинции Канак) собираются на ритуал его перенатягивания.


История государства инков как империи началась с восьмого Инки – отважного Виракочи, правившего в начале XV века, прославившегося тем, что, спасаясь от дошедших до кондиции чанков, позорно бежал в долину Шакишауана и оставил оборону родного Куско на своего сына Куси Юпанки Пачакутека. Куси не в папашу пошел, он при поддержке союзников-колья город оборонил, чанков разогнал, а потом путем интриг и предательства подчинил своей власти и этих самых союзников, став индейским народным национальным героем-освободителем и завоевателем. Подчинять своей власти Пачакутеку понравилось – при нем инки расширили свои владения к северу до озера Хунин, а на юге захватили весь бассейн Титикаки.




Мачу Пикчу. Ступени, ведущие в пропасть. Далеко внизу текёт та самая Урубамба.

После смерти Пачакутека в 1463 году его сын Тупак Юпанки продолжил дело отца и распространил границы владений инков на территорию нынешних Чили, Боливии, Аргентины и Эквадора – без равнинных регионов. Завоевания его располагались узкой полосой с севера на юг вдоль горных хребтов Анд – с востока их ограничивала непроходимая сельва, в которой непривычным титикакским горцам ловить было нечего, кроме паразитов и приправленных кураре дикарских дротиков, а с запада, понятно – Тихий океан, куда Тупак Юпанки направлял исследовательские экспедиции, достигавшие, по некоторым данным, Галапагосов и даже островов Меланезии. При Тупаке же была построена удивительная крепость Саксайуаман.


Саксаюаман – "заградительный щит" столицы инков Куско. Знаменитая полигональная кладка – крепость сложена из глыб неправильной формы, весящих по 40-50 тонн, Их сложная форма – результат не продвинутости строительных технологий, а наоборот – проще было подобрать и тщательно подтесать друг к другу гранитные валуны, чем вырезать из монолита прямоугольные блоки. (каменоломней у индейцев не было, использовались обломки естественного происхождения). Раньше стены были выше. Разрушили их не испанцы, а местные жители в ХХ веке – растащили на стройматериалы. Ну, как обычно.


Здесь хорошо видно, что это не бетон, как полагают некоторые, а именно обтесанные валуны.

Последние завоевания совершил племянник Пачакутека Уайна Капак, пришедший к власти в 1493, год спустя после открытия Америки Колумбом. Он присоединил к империи Чачапойяс в Северном Перу, подчинил воинственные племена острова Пуна и примыкающего побережья в районе нынешнего Гуаякиля, а в 1525 северная граница империи достигла реки Анкасмайо, где сейчас пролегает граница между Эквадором и Колумбией. К югу страна простиралась до реки Мауле в центральной части Чили, достигая 4800 км длины с севера на юг и 900 000 км² площади.


Слева – некоторые элементы инкской системы водоснабжения до сих пор действуют. Справа – титикакский лодочник

Таким образом, вся история империи инков от Куси Юпанки Пачакутека до прихода испанцев в 1531 насчитывает всего-то около 130 лет, и на вопросы типа "почему они не развили регулярные торговые сношения и регулярное же морское сообщение с другими государствами Нового Света, например, с империей ацтеков, хотя условия для этого были самые благоприятные?" ответ простой и скучный: не успели. Хотя развивались, опять-таки вопреки распространенному мнению о "застывших в веках индейских цивилизациях", весьма динамично.
Справа – рост империи

То же самое – "не успели" – можно сказать и про отсутствие в Новом свете железной металлургии: если в Евразии медь начали обрабатывать где-то восемь тысяч лет назад, и к третьему тысячелетию до нашей эры дошли до бронзы, то в Андах первые эксперименты с медью начались всего за полтора тысячелетия до рождества Христова – и привели к появлению бронзы менее чем через тысячу лет. Так что развитие там шло – с учетом позднего старта – даже быстрее, а до железа индейцам самостоятельно додуматься просто не хватило времени. Ну и да, инки со своей короткой историей, конечно, были не родоначальниками перуанской цивилизации, а наследниками длинной цепи (нескольких "цепей") более древних культур, начиная с каменного века. Они это осознавали и гордились, а наиболее выдающейся заслугой Тупака Юпанки считали подчинение чиму, стоявших на момент завоевания на более высоком уровне развития, так же как римляне (опять они!) гордились наследованием греческой культуры.

Государство чиму образовалось около 1000 года на руинах еще более древней культуры Уари и занимало прибрежные долины северного и центрального Перу – один из самых засушливых районов мира, где дожди не выпадают по нескольку лет, однако чиму вели образ жизни отнюдь не бедуинский, а успешно занимались земледелием, построив сложную систему ведущих от гор каналов, достигавших порой длины более 100 км (инки при завоевании этим воспользовались – не стали брать штурмом города чиму, население крупнейшего из которых достигало 50 000 человек, а просто перекрыли им воду).


Погребальная башня над соленым горным озером

Среди других славных предтеч инкской цивилизации числится и культура Чавин (XII-VIII вв. до н.э. – IV в. н.э.) – не государство, а этнокультурная общность. И вот чавинцы-то, частью обитавшие на побережье, похоже, как раз имели морские контакты с Центральной Америкой – во всяком случае, у них в то время были очень схожие мотивы и символика в искусстве, архитектура, металлургические технологии...



Между чавинцами и мексиканцами было расстояние в шесть тысяч километров. На чем ходили? Предположительно на океанских плотах и лодках наподобие тех, что в виде реплик воспроизвел Хейердал – насколько я помню, обе "Ра" для него строили как раз умельцы с озера Титикака…


Внутренний коридор в руинах храма Чавин-де-Уантар. центре чавинской культуры, расположеногой в Центральных Андах. Город сохранял свое значение и в инкскую эпоху. Место для его постройки было выбрано не абы как, а с учетом сейсмичности региона, что и позволило ему простоять три тыщи лет. Последнее крупное землетрясение в этом районе произошло в 1970 и спровоцировало сход горных лавин, уничтоживших больше половины центров более поздних археологических культур, например, Уарас, а Чавин-де-Унтар, находившийся в самом эпицентре, практически не пострадал.

Чем еще знамениты чавинцы? Например, экспериментами над собственными головами – это те самые "инопланетянские" черепа странной вытянутой и клиновидной формы, достигавшейся за счет тугого перематывания головы с детства. Такая вот эстетика. Этим же увлекались и представители более поздней культуры – Паракас, считающейся наследницей чавинской. Те еще и дырки себе в черепах вырезали – для общения с богами (то есть достижения измененных состояний психики и мировосприятия), причем трепанированных черепов в их захоронениях почти половина. Иногда трепанации осуществлялись по несколько раз на одну голову, причем люди, перенесшие эти процедуры, в большинстве случаев выживали.


Чтобы некоторые тут себе лишних ужасов не представляли – при жизни эти дырки были закрыты кожей, а не то что бы мозги наружу торчали.

По другой версии, так индейцы обрабатывали последствия проломления черепушки дубинкой с каменным набалдашником – весьма распространенным у них оружием – но, учитывая масштаб явления и примерно равное соотношение мужчин и женщин среди прооперированных… впрочем, одно не исключает другое, и возможно, что идея целенаправленной трепанации для "общения с богами" пришла им в голову при наблюдении за некоторыми стукнутыми и залеченными… Вообще интересная, должно быть, была у них духовная культура, даже на фоне общей экзотичности древнеамериканских культов. Достаточно сказать, что паракасы, в свою очередь, оказали влияние на раннюю культуру Наска, развивавшуюся южнее, в пяти долинах-оазисах – ту самую, что разрисовала одноименное плато.

Как индейцы с их примитивными технологиями создали эти гигантские рисунки и идеально прямые линии на неровной поверхности без помощи инопланетян? Элементарно. Ну, я вообще-то абсолютно точно не скажу, но только потому, что могу с ходу назвать несколько способов, как это можно сделать, и какой именно из них применяли "чертежники" Наски, доподлинно неизвестно (подсказка – на концах линий обнаружены остатки вбитых в грунт деревянных свай, выполнявших роль координатной сетки или реперных отметок). Во всяком случае, еще в 80-е годы прошлого века студенты-археологи и их преподаватели вооружились обычными деревянными лопатами и за две недели "нарисовали" на плато слона, который с воздуха ничем не отличался от древних творений – ничего особо сложного.

Зачем они это рисовали – вот тут я просто не знаю. И насмехайтесь над тем, кто скажет, что знает точно, хотя версии каждый вправе выдвигать самые разные и абсурдные. Из неабсурдных – часть линий вроде связана с астрономическими объектами и явлениями, часть указывает на ирригационные каналы и подземные ходы – под плато находится целая система усыпальниц, технических и культовых сооружений – но единой системы, объясняющей все рисунки, вроде не выявлено. Да и кто сказал, что она обязательно должна быть? Мало ли что могло прийти людям с дырками в бошках (представители культуры Наска тоже их сверлили, хоть и в гораздо меньшем количестве, чем паракасцы) через эти дырки в эти бошки?


Любопытно, что отношение общества Наски по сравнению с обществом Паракаса к этим людям (вернее, головам) резко изменилось. Судя по всему, все "трепанированные" состояли на особом учете и, когда они умирали, их головы отделялись от туловища, а в погребение клали обезглавленное тело с приставленной к нему небольшой тыквой. Опасные (или особо ценные?) головы захоранивались отдельно, в специальных тайниках. Впрочем, подобными штучками баловались много где, в том числе и на противоположной стороне планеты




В городе Наска с населением 10 тысяч человек протекает одноименная река. По своему составу и запаху она не уступает канализационным каналам крупных городов, но в то же время жители Наски не испытывают недостатка в свежей и чистой воде – ее берут из системы колодцев, сообщающихся с каналами, питаемыми горными водами, некоторые из которых располагаются как раз по линиям загадочных рисунков, причем два из них проходят прямо под руслом реки Наска.

Люди вообще любят чертить или выкладывать малопонятные даже им самим узоры – им это нравится. Разного рода большие загадочные рисунки на земле имеются в Огайо, в Англии, на плато Устюрт и Южном Урале, на Алтае, в Африке и даже на территории заброшенной промзоны неподалеку от моего дома:

Рисунки Наски чертились не для неведомых воздухоплавателей, а для своего же рожденного ползать брата-индейца – их красоту можно оценить с соседней горы в определенное время суток. Сюда древний народ приходил пообщаться с духами умерших предков.

Вообще, даже если не касаться дутых сенсаций типа камней с изображениями динозавров, оказавшихся подделками, или "самолетов" из Толимы, изображающих летучих рыбок, про андские цивилизации можно рассказать массу интересного, так что меня куда-то не туда понесло – описывать их все чохом в одном посте (а были еще Чинча, славившиеся своими енотами шиншиллами, Мочика с Пирамидой Солнца, Уари, Куисманку…) А хотел ведь про инков. Ну, как-нибудь в другой раз.
Tags: америка, пирамиды
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments