harmful_grumpy (harmfulgrumpy) wrote,
harmful_grumpy
harmfulgrumpy

Categories:

Солнечная электростанция на автокемпере, часть 1

Алексей, специалист ВИЭ
Идея летних путешествий не оставляет равнодушным абсолютно никого. Тем интереснее совершать путешествия необычные, иногда связанные с местом прибытия, а иногда и с целью самого путешествия. Год назад я рассказывал, как участвовал в проекте по установке солнечной электростанции на плот. Тогда компания оторвалась от цивилизации на две недели, но не осталась без электричества даже на плаву. В этом году мне удалось не только поучаствовать в другом интересном проекте, но и самому воспользоваться плодами своего труда.
Итак, представляю автокемпер с солнечной электростанцией. Я хочу рассказать не столько о солнечной энергии, сколько о том, каково жить в автокемпере на природе.


Когда несколько лет назад я совершал евротрип по Европе, я отметил для себя огромную популярность автокемперов и кемпингов у европейских туристов. Ездили караванами, семьями, даже брали с собой отдельно мотоциклы, квадрациклы и иногда даже машины.


Именно тогда мне захотелось попутешествовать в таком кемпере и самому испытать передвижной дом. Что ж, мечты сбываются! В этом году мне представился шанс пожить в таком кемпере.
Надо отметить, что различают автодома и прицепы. Автодом — это дом на колесном шасси джипа, грузовика или автобуса. Суть в том, что такой дом может передвигаться самостоятельно.


Прицеп — это дом на усиленном шасси, которому требуется автомобиль для транспортировки.


Для нашей цели больше подходил прицеп, поэтому выбор пал на модель Hobby 495 DeLuxe. Нам предстояло над ним поработать, дооборудовать и начать испытания. В наши руки он попал в следующем виде:


Планировка довольно интересна: 4 спальных места, душ, туалет, шкаф, плита, мойка и холодильник. То есть действительно дом, хотя и в уменьшенном виде.


Самая главная задача звучала просто: нужен автономный мобильный дом. Поэтому, первое, с чего было решено начать — это электроснабжение. Это в Европе каждые 30 км (в среднем) автокемпинг с подготовленной площадкой, где можно подключиться к розетке, водопроводу и канализации, а в России за такие слова кое-где и побить могут. Поэтому мы начали с автономного электричества.

Электроснабжение
Самым простым вариантом является покупка бензогенератора. Но что это за отдых, когда под ухом постоянно что-то тарахтит? Да и бывает, что необходимо зарядить ноутбук или смартфон — не заводить же ради этого генератор! Поэтому, наш выбор пал на солнечную электростанцию.
Мой опыт свидетельствует о том, что в России есть производитель качественной и надежной техники для солнечной энергетики — это компания МикроАРТ. Ну а поскольку опыт работы есть, то осталось только все правильно рассчитать и оставить заявку на оборудование.
Любая система начинается с расчетов, какое оборудование будет использоваться и какой срок автономии предусматривается. Поскольку у нас объект мобильный, то автономия предусматривается полная. Из электроприборов будет задействовано: встроенный холодильник (170 Вт), телевизор (40 Вт), освещение (до 300 Вт), кондиционер (1.2 кВт) и разное ручное оборудование от электроинструмента до личных гаджетов.
Итог подсчетов вылился в следующие требования: инвертор мощностью 6 кВт, солнечных батарей на 1200 Вт и аккумуляторы, которые не боятся тряски, поскольку будут путешествовать в прицепе по дорогам нашей необъятной родины.
Финальный комплект выглядел так:

  • Инвертор МАП DOMINATOR 6 кВт ( в пике до 9 кВт)

  • Солнечный контроллер КЭС DOMINATOR MPPT 200/100 ( при 24В может выдавать до 2.4 кВт)

  • 12 легких панелей по 100 Вт или 6 наборов по 200 Вт. Тут надо пояснить, что 1 классическая панель на 100 Вт весит 8.3 кг, а гибкая панель той же мощности 1.15 кг. Поэтому в весе выигрыш более, чем в 7 раз! К этому мы еще вернемся

  • 8 аккумуляторов LiFePO4 с BMS, чтобы получить сборку 24В 240 Ач



Теперь поясню, почему именно на таком комплекте было решено остановиться. Кемпер имеет основу из фанерных стен, обшитых алюминием. То есть несущая способность у них не очень велика. И взгромоздить на крышу кемпера сотню килограммов солнечных батарей не самая лучшая идея — повышается не только нагрузка на крышу и стены, но и поднимается центр тяжести. Поэтому мы выбрали гибкие солнечные панели, которые не имеют в своей основе стекла и вес всех панелей составил каких-то 13,8 кг. Эти панели могут выдать нам до 1200 Вт энергии при оптимальном положении солнца.
Перейдем к аккумуляторам. Литий-железофосфатные аккумуляторы являются «сухими» в том понимании, что они не имеют жидкого электролита, поэтому не расплескаются во время наших путешествий. Кроме того, они легко переносят глубокие разряды и количество циклов заряд-разряд у них максимальное из доступных сейчас аккумуляторов. Да и вес у них в два раза меньше, если сравнивать с аналогичным свинцово-кислотными.
Что касается инвертора, то можно было ограничиться 3 кВт моделью и собрать систему на 12 Вольт, но мы решили подстраховаться, потому что стартовые токи у кондиционера в три и более раз больше, чем номинальные. То есть кондиционер мощностью 1 кВт при запуске будет потреблять 3 и больше киловатт. К тому же мы знали, что отдых на природе будет с большим количеством друзей и гостей, поэтому будет много света, иногда музыки и очень хотелось организовать кинотеатр под открытым небом.
Начали мы с монтажа солнечных панелей, а внутри установили солнечный контроллер, инвертор и аккумуляторы. Инвертор специально взяли с микрокомпьютером, который позволяет отслеживать состояние системы через Интернет.


Потом перешли к установке инвертора. Его разместили в нише платяного шкафа и жестко зафиксировали на месте. Так как сам корпус металлический и внутри него все зафиксировано хорошо, проблем с этим не было. Электрика типичного немодифицированного кемпера проста: есть 12В аккумулятор, от которого питается все освещение. Также установлен стабилизатор, для подключения к внешней сети. У нас же есть собственный источник питания и мы подключили его после стабилизатора, сохранив возможность подключения кемпера к внешней розетке.


Солнечный контроллер поставили уже испытанный, с токами до 100 Ампер. От солнечных батарей должно прийти 60 расчетных Ампер. Повесили его на стену, чтобы можно было наблюдать, какая мощность приходит с панелей. Заодно, поближе к аккумуляторам, чтобы снизить потери в проводах.


Аккумуляторы LiFePO4 обязательно оснащаются балансирами, чтобы заряд батарей был одинаковым. Сами батареи размещены в нише под одной из кроватей.
"

Водопровод
В кемпере есть собственная система водопровода. встроенный бак на 20 литров с переливом и насосом. То есть перелиться вода при наполнении бака не сможет, а при открытии крана насос сам доставит воду до смесителя. Бак находится под одной из кроватей и может быть наполнен, как изнутри, так и снаружи кемпера. Вода подается как в умывальник\душ, так и на кухню. Струйка воды небольшая, поэтому бака хватает надолго. У туалета своя система слива, поэтому вода из бака не задействуется.


Есть бойлер на 5 литров, который греется от электричества, либо горячим воздухом от встроенной печки. Существуют бойлеры с подогревом от газа, но в этом кемпере установлена модель попроще.


Мы останавливались на берегу реки и чтобы не возить воду канистрами, взяли с собой мобильную систему очистки воды. Это небольшой чемоданчик, в котором используется тройная фильтрация (фильтр тонкой очистки, угольный фильтр и ультрафиолетовая лампа) и он позволяет получить на выходе питьевую воду буквально из любого водоема. Называется МИВ Crystal. Удобен тем, что в нем есть встроенный насос, поэтому воду от речки поднимать не приходилось, а просто подняли шланг и заправляли бак кемпера водой при необходимости. Заряда встроенного аккумулятора хватает, чтобы отфильтровать несколько сотен литров воды. В общем, чемодан понравился, будем брать его в путешествия. Если нужен детальный обзор — могу сделать в следующей части.


Санузел
В любом путешествии хочется сохранять свежесть и чистоту. В нашем кемпере совмещенный санузел, то есть туалет и душ в одной кабинке. И если с душем все более менее ясно — лейка из раковины на длинном шланге, а внизу пластиковое дно со сливом, то о туалете надо поговорить отдельно.
Туалет в кемпере состоит из двух частей: бак со сливной жидкостью и бак с отходами. Что интересно, эта система никак не связана с водопроводом и канализацией, для того, чтобы не пачкать окружающую среду. Снаружи бак и горловина заправки выглядят вот так. Верхняя горловина для слива, нижний бак для отходов.


Заключение
Вкратце, я рассказал о техническом оснащении дома для автономного проживания. Причем этот кемпер обеспечивает круглогодичное проживание благодаря встроенной печке — нужно лишь не забывать заправлять газовый баллон. Если же сообщество интересует внутреннее устройство кемпера, нюансы работы систем и расстановка, то я сделаю об этом отдельный материал. А в следующий раз я расскажу о том, как не заскучать в кемпере, как обеспечить себя городским телефоном и Интернетом вдали от всех возможных проводов, а также о том, какие трудности могут подстерегать владельца автокемпера.


Источник: https://geektimes.ru/post/277426/
Tags: автомото, электро
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment