harmful_grumpy (harmfulgrumpy) wrote,
harmful_grumpy
harmfulgrumpy

Categories:

О коммунистическом контроле за школьными учебниками в СССР

Документ № 48

Заведующий Отделом школ ЦК КПСС Н.Д. Казьмин — ЦК КПСС о просмотре учебников для школ на предмет «проявления культа личности»

[Не позднее 12.03.1956]1

ЦК КПСС
По поручению Секретариата ЦК КПСС Отделом школ ЦК просмотрены учебники для школ, выпускаемые Учпедгизом Министерства просвещения РСФСР. Проверкой установлено, что во многих учебниках ярко проявляется культ личности. Из 104 названий учебников в 24 культ личности имеет место в большей или меньшей степени. Культ личности нашел свое отражение прежде всего в учебниках истории СССР под редакцией Шестакова для начальной школы, истории СССР под редакцией Панкратовой для VIII, IX и Х классов, в букварях, книгах для чтения «Родная речь» для I, II, III и IV классов, учебниках иностранного языка для VII, VIII, IX и Х классов.

В результате проверки было задержано подписание в печать учебников истории СССР для Х класса, Новой истории, ч. II, экономической географии зарубежных стран для VIII класса, книги для чтения в III классе «Родная речь», в которые вносятся необходимые исправления. В текстах новых учебников географии для IV класса и для VI класса, в учебниках английского, немецкого и французского языков для VI класса, французского языка для VIII и Х классов, литературы для IX и Х классов исправления сделаны.

«Букварь» коллектива авторов Академии педагогических наук на стр. 95 имеет портрет Сталина и текст, в котором роль Коммунистической партии подменена культом личности. Из 2,3 млн экз. букваря 1,3 млн экз. отпечатано. Букварь изготовляется на полиграфической базе Германской Демократической Республики2. Учпедгизу рекомендовано убрать указанную страницу, что не нарушит структуры букваря.

В букваре автора Воскресенской, к печатанию которого только приступили типографии ГДР, необходимые изменения производятся.

По учебнику истории СССР под редакцией Шестакова нами внесены предложения в ЦК КПСС.

Но большая часть учебников, содержащих материал о культе личности, уже отпечатана полностью или в преобладающей части тиража и в значительных размерах сдана в торговую сеть, что видно из Приложения к настоящей записке. По постановлению союзного правительства издание учебников к предстоящему году начинается в III и IV кварталах предшествующего года, а последний учебник должен сдаваться в производство до 1 марта текущего года. Поэтому к началу работы XX съезда КПСС 180 названий учебников находилось в производстве.

Так, например, учебники Истории СССР под редакцией Панкратовой для VIII и IX классов напечатаны на 75–90 процентов. Книги для чтения «Родная речь» для I, II и IV классов, которые изготовляются на полиграфической базе ГДР, напечатаны в среднем от 60 до 80 проц. от общего тиража и частично сданы в торговую сеть. Книга «Родная речь» для I класса из общего тиража в 3,2 млн экз. сдана в торговую сеть в количестве 500 тыс. экз., для II класса из 2,6 млн экз. отгружено 1,2 млн экз., для IV класса из 1,9 млн экз. поступило в торговую сеть 1 млн экземпляров. На изготовление этих учебников затрачено свыше 4 млн руб. валютой. Необходимо также иметь в виду, что эти учебники изготовляются на неполный контингент учащихся в расчете на использование в школах учебников предыдущих лет издания, наряду с вновь изданными учебниками.

Учебники французского, немецкого и английского языков для VII–Х классов в большинстве своем отпечатаны полностью, тиражи их находятся в стадии изготовления и начали поступать в торговую сеть.

На изготовление учебников иностранного языка затрачено свыше 1000 тонн бумаги. Тиражи учебников иностранного языка печатаются также на неполный контингент учащихся.

Ввиду того, что в отпечатанных учебниках материалы о культе личности содержатся во многих местах, внести исправления без повторного изготовления тиражей не представляется возможным. По состоянию на 1 марта с.г. этих учебников изготовлено 22 млн экз., из них 16 млн экз. поступило в торговую сеть на места. Издание этих учебников заново потребовало бы нескольких тысяч тонн типографской бумаги и больших расходов. Кроме того, полиграфическая промышленность страны не сможет выпустить их к началу учебного года, что крайне осложнит работу школ.

В связи с этим Отдел школ ЦК КПСС считал бы возможным разрешить министерствам просвещения использовать в предстоящем 1956–1957 учебном году эти учебники в изготовленном виде (список учебников прилагается). Министерствам просвещения необходимо к началу учебного года дать указание органам народного образования о том, какие тексты в этих учебниках изучать не следует. На 1957–58 учебный год все учебники должны быть соответственно переработаны и изданы на полный контингент учащихся без использования изданий предыдущих лет.

В других союзных и автономных республиках идет работа по исправлению учебников, подведенных к печати и находящихся в редакциях.

В отношении учебников уже отпечатанных следовало бы установить на 1956–1957 учебный год такой же порядок их применения в школах, как для учебников Учпедгиза Министерства просвещения РСФСР.

Прошу Вашего согласия на эти меры.

Зав. Отделом школ ЦК КПСС (подпись) (Н. Казьмин)




з-ек

Резолюция-автограф: «Архив. Ответ т. Казьмину сообщен, учебники возвращены. А. Соловьев. 13/IV-56 г. В. Горбунов. 17/IV-56 г.».

Штамп № 09864 о поступлении 12 марта 1956 г. в Общий отдел ЦК КПСС по группе документов № 6а (Секретариат ЦК КПСС).

РГАНИ. Ролик № 4012. Ф. 5. Оп. 18. Д. 76. Л. 9–11. Машинописный подлинник. Подпись — автограф.




[Приложение]




Проявление культизмов в учебниках иностранных языков для советских школ

УЧЕБНИК НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ 7 КЛАССА

Стр. 25, 26. Текст § 6. «Я разговаривала с товарищем Сталиным».

Тема: посещение Кремля отличницами-пионерками одной из московских школ и разговор с тов. Сталиным.

Стр. 28. Текст для перевода на немецкий язык.

Тема: посещение Кремля пионерами-отличниками и передача приветствия тов. Сталину.

Стр. 78. Текст § 21. «Люди нашей страны».

Тема: восстановление города Сталинграда после Великой Отечественной войны.

В пятом абзаце говорится: (перевод) «Наша партия, наше правительство и товарищ Сталин сами заботились о том, чтобы город как можно скорее был восстановлен».

УЧЕБНИК АНГЛИЙСКОГО 8 КЛАССА

Стр. 7–8. К 70-летию Сталина. Празднование 70-летия великого вождя народов, присланы подарки со всех концов света. Праздновали крестьяне и рабочие всего мира.

Описание домика в Гори.

Стр. 9. Стихотворение Суркова «Сталин».

Сталина имя — знамя для всех народов всего мира: перечисляются народы колониальные и европейские.

Стр. 40. «Герой из города-героя».

Б. Иванов. Юный герой Ленинграда говорит: «Я умру за Сталина и за свою родину».

Стр. 85. «Иван Владимирович Мичурин». Мичурин получит поздравительную телеграмму от Сталина.

Стр. 86. «Лютер Бербанк».

Заключение. Труд Мичурина живет и развивается. Это признали Ленин—Сталин в первые дни Советской власти.

Стр. 91. «Советские водные пути». Канал им. Сталина Беломорско-Балтийский.

УЧЕБНИК НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА 8 КЛАССА

Стр. 29, 30, 31. Текст § 5. «Вооруженное восстание в Петрограде победило» (отрывок из VII главы «Истории Коммунистической партии»).

Стр. 53. Текст § 11. «Сталинград» (по оригинал[ьному] немецкому тексту Э. Фишера) (перевод).

Третий абзац: «В 1918 году Царицын был оплотом молодой советской власти в гражданской войне против контрреволюции. Сталин руководил обороной. Он вдохновлял город своей волей, своей твердостью в борьбе и вел его к победе. Так стал Царицын Сталинградом, городом Сталина».

Стр. 103. Текст § 22. «Три празднования первого мая».

Тема: рассказ о праздновании первого мая в 1932, 1941 и в 1948 годах (перевод).

Четвертый абзац: «На трибуне стоял (стр. 103) товарищ Сталин. Он смотрел на проходившие колонны и приветствовал их: “Да здравствуют советские мастера станкостроения!” И тысячи голосов отвечали: “Великому Сталину. Ура!”».

Стр. Текст 110. Текст № 23. «День победы» (перевод).

Третий абзац: «На трибуну Мавзолея направляется генералиссимус Сталин и его боевые соратники. Бурными овациями приветствует благодарный народ своего великого вождя и полководца».

Е.В. Белова и Л.Р. Тодд

УЧЕБНИК АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА для 9 класса

Стр. 9–10. «Скромность». Сталин описывает (текст по Сталину) встречу с Лениным в декабре 1905 г. Говорится о простоте и скромности Ленина.

Стр. 54–58.

«Гений Революции» (Сталин о Ленине).

Стр. 57–58.

«Сталин о Ленине». Воспоминание о первых днях Октябрьской революции.

Стр. 120–121. Те же тексты «Скромность» и «Гений революции» на русском языке.

УЧЕБНИК НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ 9 КЛАССА

Стр. 60. Текст § 9. «Аджаристан».

Тема: География, экономика Аджаристана (очень кратко), ботанический сад.

Четвертый абзац: (перевод)

(стр. 66)

«Столица этой прекрасной плодородной страны — Батуми. Этот город вошел в историю революционного движения России. Здесь провел товарищ Сталин свои юные годы. Здесь он оборудовал подпольную типографию и работал в ней. Здесь он стал выдающимся вождем еще до того, когда он стал известен как организатор всеобщей забастовки в Баку».

Стр.76. Текст § 11. «Всегерманский слет молодежи» (в 1950 г. в ГДР).

Второй абзац: «При выборе членов в почетный президиум первым было названо имя товарища Сталина, и все присутствующие устроили бурную овацию лучшему другу молодежи всего мира».

Пятый абзац: «На митинге 28 мая было принято постановление послать приветственную телеграмму товарищу Сталину... Демонстранты несли портреты Ленина, Сталина, Карла Либкнехта, Розы Люксембург, Эрнста Тельмана, президента Пика и др. вождей».

Шестой абзац: «…На плакатах и транспарантах надписи: «Да здравствует лучший друг немецкой молодежи — Сталин!».

УЧЕБНИК АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ 10 КЛАССА

Стр. 11–12. «Речь Сталина на приеме работников высшей школы в Кремле»3 (выдержки).

Стр. 29. «Другой остров Джона Булла»4.

В 1934 г. Уэллс посетил Советский Союз, был принят Сталиным5, который доказал ему, что организовать планирование экономики в капиталистическом обществе невозможно.

Стр. 81. Заметка о Бернарде Шоу6. Над его кроватью висел портрет Сталина, который великий английский драматург сам вырезал из советского журнала.

Стр. 119. См. стр. 11–12 (тот же текст на русском языке).

УЧЕБНИК ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ 10 КЛАССА

Стр. 7. «Коммунистическая партия».

«Бессмертные идеи МарксаЭнгельса—Ленина—Сталина».

Стр. 10. «Москва».

Из Москвы рассылаются во все концы страны произведения Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина.

Стр. 88.

Тексты Мориса Тореза — отрывок из «Сын народа»7.

Говорится о Сталине, как об ученике Ленина и о продолжателе его дела.

Стр. 97. Речь матери Зои Космодемьянской на первом конгрессе сторонников мира.

«С именем Сталина на устах умерла моя дочь»8.

УЧЕБНИК НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ 10 КЛАССА

Стр. 72. Текст § 14. «Скромность». И. Сталин.

73, 74.

(Отрывок из речи на вечере кремлевских курсантов 28 января 1924 г.).

Стр. 78. Текст § 15. «Аджаристан».

Тема: География, экономика Аджаристана (очень кратко), Ботанический сад (перевод).

Четвертый абзац: «Здесь провел товарищ Сталин свои юные годы. Здесь он работал в оборудованной им нелегальной типографии. Здесь он стал выдающимся вождем еще до того, когда он стал известен как организатор всеобщей забастовки в Баку».

Е.В. Белова и Л.Р. Тодд

УЧЕБНИК АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА для VII класса

Cтр. 7. Текст о Ленине. Сталин сказал: «Любите и изучайте Ленина».

Стр. 8. Сталин о Ленине.

Стр. 31. Труды Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина указывают нам путь к коммунизму.

Стр. 45. Текст об Александре Матросове: «Наши солдаты кричат: “За Родину, за Сталина, за Сашу Матросова”».

Стр. 45. Слова Зои Космодемьянской: «Я не боюсь умереть… Прощайте, товарищи, Сталин придет!».

Стр. 47. Вопрос к тексту об Александре Матросове (см. стр. 45).

Стр. 49. Зима, знаменательные даты, 21.XII-1879 день рождения Сталина… Мы помним слова Сталина… «Любите и изучайте Ленина».

Стр. 66–67. Третья строфа Гимна.

Стр. 94. Мы учимся жить, изучая жизни Ленина и Сталина.

РГАНИ. Ролик № 4012. Ф. 5. Оп. 18. Д. 76. Л. 14–24. Машинописный подлинник.

Источник: http://www.alexanderyakovlev.org/almanah/inside/almanah-doc/1025380





1957 г. - Заведующий Отделом школ ЦК КПСС Н.Д. Казьмин — Бюро ЦК КПСС по РСФСР о порочных фактах в рукописи пособия для учителей И.Б. Берхина «История СССР (1917–1956 гг.)»

Tags: идиллия в союзе, образование
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments