harmful_grumpy (harmfulgrumpy) wrote,
harmful_grumpy
harmfulgrumpy

Русские авиатрисы

Оригинал взят у ljwanderer в Русские авиатрисы


Из старых газет:

« 5 июня около 1 часа дня на поле колонии "Веселый поселок" в районе Александровского участка от невыясненной причины с высоты около 800 метров упал воздушный шар, совершавший свободный полет с членами Императорского всероссийского аэроклуба. Инженер путей сообщения Ф. Ф. Палицын, 30 лет, от удара обручем по голове тут же скончался, жена его получила перелом левой руки и старший офицер учебного воздухоплавательного парка капитан Герман получил перелом правой ноги, четвертый же пассажир — Я. Н. Ростовцев — отделался легким ушибом...»

21 (08) ноября 1909 года, Новое Время
Воздухоплавание
Воздухоплаванием начинают интересоваться и в женских высших школах. Так на Высших женских курсах организуется специальный кружок для изучения аэронавтики и авиации


03 февраля (21 января) 1910 года, Утро России
Воздухоплаванiе
Первая авиатриса Америки
Первой авиатрисой Америки будет очевидно г-жа Арнольд, одна из богатейших женщин Флориды; ею куплен биплан Куртиса, построенный им для себя. Покупка сделана с тем условием. что Куртис обучит покупательницу, как нужно обращаться с аппаратом.



Впервые русская женщина поднялась в воздух на воздушном шаре в 1804 году. По свидетельству очевидцев это была девица Турчанинова, . А уже в августе 1828 года женщина изобретатель Ильинская демонстрировала запуск своего воздухоплавательного аппарата на даче известного богача Г. Закревского. "Ильинская не обманула ожиданий публики: запустила два шара, а затем сама поднялась на воздушном шаре на высоту более 300 сажен — около шестисот метров. С высоты она приветствовала публику выстрелами ракет. "


В 1910 году в некоторых газетах и журналах Петербурга промелькнуло сообщение, что в Гатчинскую школу Первого российского товарищества воздухоплавания “Гамаюн”, открытую буквально накануне C.C. Щетининым, записались всего три человека. И в их числе одна барышня! Этой барышней была Лидия Зверева, к тому времени успевшая окончить гимназию. Стремясь испытать себя, она уже несколько раз поднималась в воздух на аэростате.



В 1911 году, успешно выдержав все выпускные испытания, она получила диплом за номером тридцать один. Тридцать дипломов до нее получили только мужчины. Первой русской военной летчице пришлось столкнуться не только с искренним восторгом и восхищением публики, но и с откровенной недоброжелательностью и предубеждением. Тем не менее, она не раз совершала публичные показательные полеты в Санкт-Петербурге, Риге, Тифлисе, участвовала в длительных перелетах.
Лидия Виссарионовна была летчиком, как говорится, от Бога. Она первой из женщин выполнила мертвую петлю Нестерова, штопор Арцеулова, пикирование с выключенным мотором. Летала дерзко и уверенно, несколько раз попадала в серьезные аварии, но отделывалась только царапинами и ушибами. В апреле 1913 года она создала школу для летчиков на базе завода “Мотор” в Засенгоффе (под Ригой) при поддержке директора завода инженера Федора Калепа и нескольких авиаторов, среди которых был ее муж, авиатор Слюсаренко. Лидия Виссарионовна Зверева скончалась в Петрограде 15 мая 1916 года от тифа.



По её стопам шли Л.А. Галанчикова, Е.П. Анатра и Е.М. Шаховская, тоже получившие дипломы в Гатчине, и Е.П. Самсонова, ставшая авиатриссой в Москве.

3 октября 1911 года пилотский диплом был вручен одесситке Евдокии Анатра (диплом N 54), а 9 октября того же года пилотский экзамен сдала на Гатчинском аэродроме певица Любовь Галанчикова.
Профессиональная певица Любовь Галанчикова (Голанчикова) получила диплом авиатора № 56.
Вскоре журнал «Вестник воздухоплавания» сообщил, госпожа Галанчикова, сдав пилотский экзамен, ради авиации окончательно бросает сцену. Она приехала в Петербургский аэроклуб, подала просьбу предоставить ей аппарат для практических полётов и получила разрешение. Когда разразилась война, Любовь Александровна передала свой "Вуазен" царской армии и занялась испытаниями аэропланов. Поначалу Галанчикова приняла революцию и вступила в тренировочную эскадрилью ВВС Красной Армии. Она совершила несколько боевых вылетов, но в основном занималась подготовкой красноармейцев-пилотов.
После окончания Гражданской войны Голанчикова эмигрировала.

Елена Павловна Самсонова была виртуозным водителем, по итогом автомобильных соревнований Самсонова была награждена призом – аналогом современного приза "За волю к победе". 6 июня 1913 года на аэродроме Московского общества воздухоплавания экзаменовалась и получила диплом пилота-авиатора москвичка Е. П. Самсонова. После начала Первой мировой войны  служила шофёром, потом недолгое время- пилотом.  Весной 1917 года премьер-министр Временного правительства А.Ф. Керенский официально разрешил женщинам служить в армии. Самсонова служила в авиаотряде вместе с княжной Долгорукой и, возможно, совершила несколько боевых вылетов на разведку в качестве наблюдателя. После Гражданской войны она работала преподавателем физкультуры в Сухуми.


Елена Павловна Самсонова

Известной русской авиатрисой были княгиня Софья Алексеевна Долгорукая прошедшая начальную лётную подготовку в Шартской школе пилотов-авиаторов французского аэроклуба в 1912 году, а затем, в России, закончившая школу пилотов Императорского Российского Аэро-клуба (ИВАК) и получившая  удостоверение авиатрисы в 1914 году., В начале 1917 года её направили на переподготовку в Гатчину, а затем в корпусной авиаотряд (26-й КАО).

Княгиня Софья Алексеевна Долгорукая за штурвалом аэроплана, Франция, 1912



Княгиня Евгения Михайловна Шаховская получила диплом летчика в Иоганнестале, Германия, 16 августа 1911 года, княжна Шаховская в начале 1-й Мировой войны подала прошение царю, чтобы служить военным летчиком.


В ноябре 1914 года она была назначена в 1-й военно-воздушный дивизион в качестве летчика-наблюдателя”, затем по обвинению в шпионаже приговорена к смертной казни, замененной пожизненным заключением. Была освобождена большевиками, затем служила следователем в Киевской ЧК и была убита в перестрелке.


К началу первой мировой войны едва ли не каждый пятый гражданский летчик был женщиной.

Журнал «Современная женщина» (1914, № 5):
«Успешно соперничая во всех видах спорта с мужчинами, женщины и в области завоевания воздуха обнаружили недюжинные способности. Они доказали своим более сильным соперникам, что обладают большим запасом хладнокровия, смелостью и отвагой.
Нам пришлось по этому вопросу слышать компетентное мнение посетившего на днях нашу редакцию знаменитого французского авиатора г. А. Пегу.
Большой поклонник женщин, г. Пегу с восторгом отзывается о женщинах-пилотах, которые неоднократно поражали его редкой отвагой и изумительным бесстрашием...
»

Tags: авиация, империя, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments