harmful_grumpy (harmfulgrumpy) wrote,
harmful_grumpy
harmfulgrumpy

Category:

Советское кино 1919-1991 годы. Рецензии из советских газет, ч. 2

Продолжение, начало - Советское кино 1919-1991 годы. Рецензии из советских газет.

Оригинал взят у jlm_taurus в "Что мы увидели в этом будущем, кроме говорящего козла?"


«ДВЕНАДЦАТЬ СТУЛЬЕВ»
из кинопроб
Не успевает кинолента, на которой запечатлены герои «Золотого теленка» или «Двенадцати стульев», не то чтобы попасть в прокат, а просто просохнуть в студийной лаборатории, как на страницах отдельных изданий уже крупным шрифтом набираются заголовки: «А лед так и не тронулся», «Не надо оваций».


И хотя на сей раз сквозь скептические замечания успели пробиться голоса одобрения, традиция в целом не нарушена.
Не станем спорить: картина «Двенадцать стульев» до уровня юмора романа с тем же названием не подымается.
из проб
Тем не менее в переполненных просмотровых залах пока еще избранных кинотеатров, заполучивших первые копии мосфильмовской ленты, зритель смеется – дружно, много, заразительно. Больше того: эти реакции не всегда спровоцированы непревзойденным остроумием авторов нашей любимой книжки; очень часто в них целиком «повинна» съемочная группа.

Кинематографисты аранжируют мелодии Ильфа и Петрова, как бы озвучивают их при помощи многоумеющего оркестра, именуемого кинематографом. Порой они наносят собственные штрихи, настолько соответствующие стилистике оригинала, что из иллюстраторов по праву становятся соавторами знаменитых сатириков.
«Правда», № 229,17 августа 1971 г.

ПЬЯНСТВУ – БОЙ!
Постановление ЦК КПСС о мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма вызвало немедленный отклик киноработников… Срочно был разработан список документальных, научно-популярных и мультипликационных фильмов, связанных по теме с антиалкогольной пропагандой («Алкоголь – враг ума», «Алкогольные психозы», «Без нас не проспятся», «Вернись человеком» и т. д.)… Фильмы регулярно демонстрируются не только в кинотеатрах и клубах, но и перед работой и в обеденные перерывы в механических мастерских колхозов и совхозов, в автоколоннах…
«Киномеханик», № 11,ноябрь 1972 г.

«АРАП ПЕТРА ВЕЛИКОГО»
– В роли Ибрагима, – рассказывает режиссер фильма «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» А. Митта, – выступает артист В. Высоцкий. Наверное, многие удивятся этому выбору. Я пробовал на эту роль несколько актеров из Эфиопии. Они играли очень интересно. Однако, мне думается, проблема не в том, что Ибрагим Ганнибал – эфиоп по национальности. В сущности ведь он русский человек…
«Труд», № 240, 12 октября 1975 г.

"Ирония судьбы"
из проб

ЗЛАТА БЛЕСК И РУЖЕЙ ПАЛЬБА
Хотя «Пропавшая экспедиция», строго говоря, не является вестерном, многие его родовые приметы присутствуют. Если сравнить этот фильм киностудии имени Горького с недавно прошедшей по экранам картиной «Золото Маккенны», то черты сходства особенно наглядны. Точно так же, как и важные различия.
…Нельзя не оценить, как постановщики двух картин, сюжетно во многом совпадающих, придали своим историям совершенно противоположный идейный смысл. В стандартной голливудской картине идейная начинка сведена к тривиальному: «Все люди – алчны».
Но если в «Маккенне» все заканчивается апофеозом людской алчности, провозглашением всевластия золотого тельца, то в «Пропавшей экспедиции» прославляется революционное бескорыстие красногвардейца Куманина и его соратников по классовой борьбе.
«Кузбасс», № 35,12 февраля 1976 г.

ПЛЕНИТЕЛЬНАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ СЧАСТЬЯ
…Думается, неправ Л. Лиходеев, утверждая, что нравственное образование героини «Служебного романа» осталось в девятом классе, и продолжает затем: «Когда начальница робко говорит о своем неудачном романе, мы ясно видим дурака, который упустил такую бабу» («Литературная газета», 23 ноября 1977 г.). Нет-нет, мы видим дурака (и, быть может, не одного), который попросту не соответствовал нравственно, духовно этой нежной, тонкой, трогательной женщине…
«Советская культура», № 101,16 декабря 1977 г.

НУЖНЫ ЛИ В ФИЛЬМАХ ТАКИЕ СЦЕНЫ?
Заметки работника милиции
С удовольствием смотрел я фильм «Легенда о Тиле». И вдруг – словно удар тока: сцена мести доносчику. Тиль наносит своему врагу удар за ударом… Конечно, зритель не станет отрицать в данном случае священное право Тиля отомстить подлому предателю… И все-таки зачем с кровавыми подробностями рисовать на экране сам акт убийства? Вспомним наши замечательные военные фильмы. Сколько ни перебираю в памяти, не припомню ни в одном из них натуралистических сцен смерти… К сожалению, драться в наших фильмах стали так же продолжительно и изощренно, как в пресловутых западных кинобоевиках… Вот одна горькая исповедь десятиклассника, воспитанника исправительной колонии: «Да, я подражал киногероям… Это привело меня на скамью подсудимых»… Кинематографистам, думаю, есть над чем задуматься…
«Советская культура», № 10, 3 февраля 1979 г.

НЕ БЫЛО НИ РОЯЛЯ, НИ СОБАКИ, А БЫЛА ГЛУПАЯ СИТУАЦИЯ
…Особенно не повезло в фильме «Шла собака по роялю» представителям летной профессии. Молодой актер Валерий Кисленко (летчик Королев) как раз вызывает у нас доброе внимание к своему герою: подтянутый, аккуратный с виду, с приветливой, чуть робкой улыбкой на лице. И мы верим, что он и пилот неплохой, и искренне увлечен музыкой. И тем обиднее, что он оказывается в нелепейших ситуациях, что подвергается преследованию и даже избиению…
И еще. Нет в фильме ни собаки, ни рояля.
«Воздушный транспорт», № 15,8 февраля 1979 г.

СПАСИТЕ ОТ МОНСТРОВ!
Из писем читателей
В Тбилиси есть отличный кинотеатр «Газапхули». Там демонстрируются ленты из коллекции Госфильмофонда СССР. Недавно там можно было посмотреть хорошие фильмы. Но последние три-четыре года оккупируют наш кинотеатр монстры из Голливуда. Особенно жизнестойкими оказались «Мумия» и «Франкенштейн» со своей дражайшей «Невестой». Даже отважным Чингачгуку, Оцеоле и Д’Артаньяну оказалось не под силу потеснить их… Посоветуйте, как спастись нам от этих ужасных пришельцев?
«Советский экран», № 1,январь 1980 г.

КАКИМ БУДЕТ КИНО XXI ВЕКА
Из писем читателей
Уверен, что в фильмах XXI века главной героиней будет любовь… Но эталоном не станут индийские фильмы с показной, несуществующей любовью, а такие, например, ленты, как «Странная женщина», «Сорок первый», «Романс о влюбленных»…
«Советский экран», № 1, январь 1980 г.

ГЕРОЙ НА ЭКРАНЕ: КАКИМ ЕМУ БЫТЬ?
Из писем читателей
Рассказывают, что после появления фильма «Москва слезам не верит» женщины в электричках стали пристально вглядываться в лица попутчиков. Ищут Гошу – очень всем понравился…
На некоторую исключительность претендуют и герои фильма «Экипаж»… Особенно «отличился» бортмеханик Скворцов. Приходилось даже слышать, что после фильма родилась «мода»: некоторые молодые люди вынимают цветные стекла из семафоров и светофоров, чтобы устроить дома такую же феерическую цветомузыку, какая в фильме у Скворцова на квартире…
«Советская культура», № 9,29 января 1982 г.

24 КАДРА В СЕКУНДУ
У меня в руках два куска рыжеватой кинопленки… обе партии цветной негативной пленки ДС-5м оказались сплошь браком. Их вернули изготовителям, то есть на шосткинское производственное объединение «Свема» и на казанскую «Тасму». Оборудование. Сырье. Обработка. Вот три важнейших компонента, от которых, прежде всего, зависит и качество, и количество выпускаемых цветных пленок. Увы, ни один из компонентов не соответствует требованиям современного кинематографа… Основной парк отливочных машин – это огромные мастодонты начала 30-х годов. Работа по большей части ручная. Для сравнения: скорость отлива на этих машинах – 3 метра в минуту; на лучших мировых – в десятки раз выше… Я видел громадные помпы, перекачивающие раствор… а рядом – пара «мосек»: крохотные импортные помпы, производительность которых притом в два раза больше… Пора бы уж и на заслуженный покой нашим старушкам.
«Советская культура», № 87,21 июля 1984 г.

УДАЧИ И ПРОСЧЕТЫ ДУБЛИРОВАНИЯ
Из писем читателей
…Нам, зрителям, хочется услышать живой, «всамделишный» голос зарубежного артиста, тем более если он поет. Дайте субтитры! Вспоминаю, на мой взгляд, испорченный дублированием фильм «Моя прекрасная леди», невнятное бормотание переводчика на фоне исполненных песен. Хотелось бы услышать голоса артистов – Пола Ньюмена, Дина Рида, Роберта Редфорда, Одри Хепберн и др.
«Советский экран», № 19,октябрь 1984 г.

ПОГОНЯ ТРУСЦОЙ
«Гостья из будущего». Что, собственно говоря, мы увидели в этом будущем, кроме, конечно, говорящего козла? Ну, был еще робот Вертер, напоминающий неторопливого счетовода.
…Эта болезнь роботизации мощно выплескивается и в наше время, показанное на экране. Спокойно, деловито, благонравно, невозмутимо бегут одноклассники за пиратами, похитившими их друга. (Собственно, весь фильм – неторопливая пятисерийная погоня.) Потом вообще берут и устраивают некое заседание. Иногда кто-то для порядка напоминает: «А сейчас Колю пытают…»
Сама гостья из будущего ничем не выделяется. Вообще-то у нее есть отличие – она лучше всех прыгает. Но и это ее свойство в погоне не пригодилось…
«Московский комсомолец», № 76,31 марта 1985 г

Источник: Издательская программа «Интерроса», Советское кино 1919 – 1991, 72 года эпохи советского кино
http://books.interros.ru/index.php?book=cinema&year
Tags: критика, фильм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments