harmful_grumpy (harmfulgrumpy) wrote,
harmful_grumpy
harmfulgrumpy

Categories:

Советское кино 1919-1991 годы. Рецензии из советских газет.

Оригинал взят у jlm_taurus в "Что мы увидели в этом будущем, кроме говорящего козла?"
ЛЕНИН О КИНО
В январе 1922 года В. И. послал в Наркомпрос РСФСР следующую записку: «Наркомпрос должен организовать наблюдение за всеми представлениями и систематизировать это дело… Для каждой программы кино-представления должна быть установлена специальная пропорция: а) увеселительные фильмы, специально для реклам и для дохода (конечно, без похабщины и контрреволюции) и б) под фирмой «Из жизни народов всех стран» – картины специального пропагандирующего содержания, как-то: колониальная политика Англии в Индии, работа Лиги Наций, голодающие в Берлине и т. д. Картины пропагандирующего характера нужно давать на проверку старым марксистам и литераторам, чтобы у нас не повторялись не раз происходившие печальные казусы, когда пропаганда достигала обратных целей».
«Кино-журнал А.Р.К.», № 2,февраль 1925 г.

«ПОЦЕЛУЙ МЭРИ ПИКФОРД»…Претендующая на сатирическое истолкование отдельных явлений нашего быта, на обличение мещанства, на издевку над охватившим обывательскую Москву безумно-восторженным настроением в дни приезда Фербенкса и Пикфорд – лента не выполняет и части взятых на себя обязательств. Она сама восхищается и любуется приехавшими знаменитостями, сама почтительно раскланивается перед ними, вбирает в себя все кадрики с Дугом и Мэри, которые под всеми благовидными и неблаговидными предлогами удалось заснять.
Но даже и обыватель не будет в особенном восторге от «Мэриного поцелуя». Мэри и Дуг – в двух-трех кадрах счетом. В остальных – пошленькая история, нехитрые приемы и трюки, межрабпомовская звезда Судакевич и дежурный Ильинский в неизменно спадающих брюках или вовсе без оных, с трусиками на толстых волосатых ногах.
«Жизнь искусства», № 48,29 ноября 1927 г.

«КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» Оценивая картину, нельзя не признать, что Пушкин «расправлялся» с историей гораздо лучше, чем авторы фильма. У Пушкина сущность пугачевщины искажена блестяще. Остроумные мотивировки делают бунт бессмысленным и случайным. Дворянство – благородно и неподкупно, народ (Савельич) – предан, пугачевцы – тупы и жестоки…
…Шкловский (автор сценария) и Тарич (режиссер) развенчали Гринева и реабилитировали Швабрина, сделав его идейным помощником Пугачева. Собственно, этим и исчерпывается борьба с «запасом неправильных фактов». «Освежение» истории свелось к «освежению» персонажей. Гринев при этом утерял все свои типические классовые черты, будучи низведен до роли анекдотического дурака…
«Жизнь искусства», № 48,30 сентября 1928 г.

Стандартная норма работы съемочной группы составляет 12 кадров в день. Средняя оплата участника съемочной группы – 500 руб. в месяц. Мосфильмовцы добиваются продолжения трамвайной линии, строительство которой затянулось из-за отсутствия дефицитной медной проволоки. Поскольку трамвай ходит только до Киевского вокзала, труднодоступность киностудии заметно осложняет работу: на весь «Мосфильм» – всего два телефона. В конце концов, трамвайную линию удается проложить после того как мосфильмовцы собрали целую гору бытовых медных вещей, которые переплавили на проволоку.

Как мы снимали фильм:
рассказывает Г. Александров
В картине «Цирк» применены почти все технические методы съемки, которыми владеет современное операторское искусство. Сложные технические сооружения, тысячи электрических лампочек, специальные трюковые приспособления, тысячные массовки… В дни съемки цирка наша студия представляла собой настоящий зверинец. Не обошлось и без «происшествий»… Во время одной из съемок наш оператор Б. Петров неосторожно подошел к клетке льва; зверь просунул через решетку лапу и схватил Петрова. Только благодаря самообладанию дрессировщика Эдера, выстрелившего из револьвера, оператора удалось освободить… Особые трудности представляла съемка двухлетнего негритенка Джимми… Во время съемок «колыбельной», с которой Орлова укачивала Джимми, во всей студии царила мертвая тишина: все боялись разбудить спящего ребенка и этим сорвать съемку.
«Московский экран», № 5,май 1936 г.

ЖИЗНЕРАДОСТНЫЙ ФИЛЬМ
В «Цирке» удачно отражена идея расового равенства и интернациональной солидарности. Этой большой теме подчинены все детали картины, пронизанной теплотой, любовью к родине, к людям, живущим в Советской стране. В новой песне, которую скоро, должно быть, будут распевать во всех уголках Советского Союза, замечательно передана та же мысль о нашей горячей любви к родине.
«Литературная газета», № 31,30 мая 1936 г.

«ПЕТР I» НА ЭКРАНЕ
Выдающийся успех советского исторического фильма
Картина «Петр I» пользуется исключительным успехом. Кинотеатры, где демонстрируется этот фильм, буквально переполнены.
В Москве «Петр I» демонстрируется с 1 сентября в 15 крупнейших кинотеатрах. В Ленинграде демонстрация фильма началась в крупнейшем кинотеатре «Гигант». В Донбассе фильм идет в переполненных шахтных клубах. За 11 дней это выдающееся произведение советского кино просмотрело 1.600.000 зрителей.

Зритель о картине
Хочется поздравить и работников кино, и зрителей еще с одной победой. Выход в свет «Краткой истории СССР» и фильма «Петр I» знаменует собой тот путь, по которому пошли наша наука и искусство в деле освоения указаний товарищей Сталина, Жданова и Кирова об изучении истории нашей родины. Привет коллективу, создавшему этот фильм! Электромонтер В. Романовский, Москва
«Комсомольская правда», № 212, 14 сентября 1937 г.

НУЖЕН ЛИ ПРОДУССЕР?
Уже год как на наших киностудиях действует новая организационная структура.
В помощь директору студии создан ряд новых профессий, в том числе руководитель производства – продуссер. Какие же понятия вкладывались в это слово, чем определялось содержание работы продуссера?

…Продуссер – очень важное звено в схеме руководства студией. Продуссер является связующим звеном между съемочной группой и всем организмом студии сверху донизу. Он вместе с режиссером защищает интересы постановки от бюрократических извращений, а таких, к сожалению, еще очень много.
«Кино», № 11,4 марта 1937 г.

ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ ДОКУМЕНТ Постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР об улучшении организации производства кинокартин поднимает киноискусство на высшую ступень развития. Железная дисциплина, использование по прямому назначению каждого творческого работника студии, загрузка режиссеров их прямым делом, соблюдение финансовой дисциплины, создание подлинно творческой обстановки для работы актера – вот те основные требования, которые правительство предъявляет всем работникам кино.
«Советское кино», № 15,март 1938 г.

ПРЕСТУПНАЯ БЕСПЕЧНОСТЬ Ныне разоблаченные вредители, орудовавшие на кинопроизводстве, разваливали технику безопасности. Это привело к тому, что в 1937 году в студии «Ленфильм» было много случаев травм, некоторые с потерей трудоспособности. В кинолабораториях и монтажных «Ленфильма» неисправна вентиляция… Крыши в студии протекают, потолки местами провалились, весь монтажный цех находится под угрозой обвала. В постановочной группе «Выборгская сторона» в течение двух дней было пять несчастных случаев… Надо немедленно взяться за ликвидацию последствий вредительства.
«Советское кино», № 16,апрель 1938 г.

«ВОЛГА-ВОЛГА»
В фильме «Волга-Волга» режиссера Г. В. Александрова плыл по Волге старинный пароход «Севрюга». На нем проваливался сквозь палубу актер Ильинский, играл веселую песню оркестр, и трубы музыкантов сверкали на солнце…
Внутреннюю пустоту своего сценария Г. Александров вынужден был заполнять гротеском, эксцентрикой и многими весьма однообразными трюками. Фильм «Волга-Волга» поэтому питали не традиции высокой комедии с ее строгим сюжетом и мастерской интригой, а приемы-штампы буржуазного ревю, варьетэ, пустого водевиля с часто переодевающейся травести. Творчество пошло по пути подражания.
Советские музыкальные комедии, заставляя зрителя смеяться, должны развивать в нем хороший вкус. Музыкальная кинокомедия «Богатая невеста» – пример одного из правильных решений этой важной задачи. Посмотрев же фильм «Волга-Волга», зритель скоро забудет о путешествии на «Севрюге».
«Советское искусство», № 55, 28 апреля 1938 г.

«АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ» «Александр Невский» – фильм реалистический, с некоторыми условными элементами, с некоторыми неровностями и натуралистическими погрешностями, но он зовет киноискусство к смелости реалистического изображения жизни в ее типических явлениях. Он зовет мастеров кино, да и не только кино, к борьбе с плоским натурализмом и с бездушными формалистическими опытами. Так путник пробивается через лесную чащу. Он выходит на опушку леса. К его одежде пристали репей и волчьи ягоды… Но тропинку он проложил, и ведет она к дороге прямоезжей.
Постановщики не хотели снимать фильм как только исторический. Фильм «Александр Невский» ставит теоретический вопрос, ставит его смело: что такое исторический художественный фильм и каким он может быть?
«Советское искусство», № 166,14 декабря 1938 г.

ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО
…Реалистическое впечатление от «Девушки с характером» объясняется, прежде всего, тем, что ее авторам-сценаристам и режиссеру (Константин Юдин) удалось создать несмотря на условные комедийные положения не наметки человеческих характеристик, но более или менее законченные советские характеры.
В этом – существо и важность успеха фильма. Ибо, как поучал еще Лессинг в «Гамбургской драматургии»: «Характеры должны быть для писателя гораздо более священными, чем факты».
«Искусство кино», № 4, апрель 1939 г.

«ПОДКИДЫШ»
Название фильма, на первый взгляд, кажется несколько обманчивым, вызывающим даже недоумение. О каком подкидыше может идти речь в условиях социалистической действительности? Режиссер (Т. Лукашевич) и авторы сценария (А. Барто и Рина Зеленая) тему о «подкидыше» повертывают в фильме на советский лад. В Советском Союзе ребенок, затерявшийся в водовороте шумной, деловой жизни столицы, всюду желанный гость…
С тонким юмором играют роли супругов артисты Ф. Раневская и П. Репнин. Совершенно очаровательна в картине пятилетняя Вероника Лебедева, играющая роль Наташи-«подкидыша». Менее удачны в фильме сцены со старшими детьми.
…В фильме, полном исключительной теплоты и очарования детства, хотелось бы слышать хорошую музыку, мелодичные песни. С этой задачей композитор Н. Крюков явно не справился.
«Известия», № 19,25 января 1940 г

«СВЕТЛЫЙ ПУТЬ»
Еще до начала работы над фильмом мы с режиссером долго думали – как добиться того, чтобы образ Тани был правдивым и жизненным? Как добиться, чтобы зритель поверил в то, что перед ним действительно ткачиха, а не «разыгрывающая роль» актриса? Главное – это найти линию поведения работающего у станка человека, найти характерные движения его рук. И я решила, раньше чем начать сниматься – изучить ткацкое дело.
Особенно сложным было научиться завязывать с профессиональной сноровкой ткацкие узлы и быстро заряжать поцелуйный челнок… Любовь Орлова, заслуженная артистка республики
«Советское студенчество», № 5,май 1940 г.

СТЕРЕОЗВУК
В СССР вопрос о записи и воспроизведении звука с использованием двух каналов был практически реализован в первой половине 1936 года в студии «Союздетфильм»… В наших опытах были записаны джазовый ансамбль с певицей, которая передвигалась по сцене… При демонстрации этих записей слушатели… с большой степенью точности указали расположение источников звука при съемке… Лаборатория студии «Союздетфильм» совместно с заводом Ленкинап закончила в 1941 году разработку и изготовление специальной аппаратуры для записи и воспроизведения по двухканальной системе. Аппаратура позволяет получить на одной пленке изображение и две звуковые дорожки…
«Киномеханик», № 6,июнь 1941 г.

КИНОСЕАНСЫ В МЕТРО
…11 августа на станции «Площадь Свердлова» состоялся первый киносеанс. Демонстрировались короткометражный фильм «Чапаев с нами» и два новых выпуска хроники, содержащие репортажи с фронтов отечественной войны… Первый опыт организации звуковых киносеансов в метрополитене показал, что их можно устраивать не только на станциях, но и в тоннелях. Московская киноорганизация и политотдел метрополитена намерены широко развернуть культурное обслуживание москвичей, проводящих ночные часы на станциях и в тоннелях метро. Число пунктов, где будут устроены сеансы, предполагается к 16 августа довести до 21.
«Кино», № 33,август 1941 г.

КАК МЫ СНИМАЛИ ФИЛЬМ («ЛЕНИНГРАД В БОРЬБЕ») ..С первого дня войны… на всех участках фронта работали операторы нашей студии… Вспоминается один из боевых дней. Во двор въезжают машины… Выходит нагруженный аппаратурой и кассетником с пленкой Филипп Печул… Он поспешно сдает пленку и спешит обратно… Он уехал на тот участок фронта, где велись кровопролитные бои. Вскоре мы узнали о его гибели… Наступила суровая зима 1941–1942 года. В тяжелых условиях блокированного города операторы ни на минуту не прерывали работу… Вести съемку в городе становилось все труднее. Замер городской транспорт, не хватало горючего для машин. Загрузив заплечный мешок с пленкой и аппаратом, операторы уходили пешком, чтобы фиксировать неповторимые исторические дни… Выходил «Северный киножурнал». В холодных помещениях, не раздеваясь, режиссеры монтировали журналы и выпускали их на экран… И вскоре мы приступили к созданию фильма «Ленинград в борьбе»… А мечтаем о самом счастливом дне в нашей жизни – когда мы приступим к съемке фильма «Разгром немцев под Ленинградом»…
«Известия», № 160,10 июля 1942 г.

«ВОЗДУШНЫЙ ИЗВОЗЧИК» Новая музыкальная комедия «Воздушный извозчик» поставлена режиссером Гербертом Раппапортом по сценарию безвременно погибшего год назад талантливого писателя Евгения Петрова.
Веселый и занимательный сюжет фильма умело соединен с большой темой нашего времени – с боевой работой на фронтах летчиков гражданского воздушного флота.
Некоторая наивность сюжета фильма оправдана жанром комедии, и зритель прощает постановщикам многие несообразности, вроде неправдоподобного взлета в момент бомбежки, слишком уж «легкой» победы в воздушном бою и т. д.
Следует упрекнуть артиста Жарова, что в исполнении роли Баранова он сделал своего героя моложе, внешне привлекательнее, чем это написано в сценарии, и тем снизил драму стареющего «воздушного извозчика». Не хватает уверенности и мастерства молодой артистке Целиковской…
…Несмотря на свои существенные недостатки, фильм, несомненно, будет тепло принят советским зрителем.
«Красный флот», № 202,27 августа 1943 г.

«ЖДИ МЕНЯ»
…Сценарий фильма написан на ту же тему, что и одноименное стихотворение К. Симонова. Многие тысячи бойцов и офицеров шлют эти стихи с фронта своим любимым, оставшимся в тылу невестам и женам. Высшее счастье для бойца-фронтовика знать, что дома его любят и помнят по-прежнему, с трепетом и надеждой ждут его возвращения…
…В фильме показан также и другой пример отношения жены к мужу-воину. Соня (подруга главной героини, Лизы) обманула надежды мужа, она не верит в его возвращение с фронта, не ждет его.
Автор ставит здесь очень острую и важную тему: измена мужу-фронтовику во время войны равносильна предательству.
«Комсомольская правда», № 266, 11 ноября 1943 г.

«ИВАН ГРОЗНЫЙ»
Крупным, талантливым, радующим вкладом в дело познания эпохи Грозного и самого Грозного является новый фильм Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный».
…Грозный ведет непримиримую борьбу с корыстным и злокозненным боярским миром, который старается сдавить царя плотным кольцом и внушить ему подчинение старине и подчинение боярам-феодалам. Иван Грозный бросает в лицо всему этому стану идеи о единой, централизованной царской власти, которой во имя высших интересов должны подчиниться все.

И станет нашему зрителю понятно, почему Грозный рубил головы этим реакционерам и губителям России и откуда идет и почему был так обилен поток облыжных обвинений против Грозного…

…В целом фильм монументален, насыщен высокой, подлинной романтикой. Он является новым утверждением жанра героической трагедии. Уверенно и свободно звучит музыка композитора С. Прокофьева. Эйзенштейн добился единства игры актеров, хотя они принадлежат к разным школам и направлениям. Изобразительно-живописная сторона фильма, световые гаммы, переливы света и пр. выдержаны тончайше…
Советское кино вновь одержало крупную победу. Большая историческая русская тема решена в фильме «Иван Грозный» правильно и смело.
«Правда», № 24,28 января 1945 г.

«ДЕВУШКА С ГИТАРОЙ»
На съемках нового фильма
– В центре картины, – рассказывает Людмила Гурченко, – судьба обыкновенной советской девушки-продавщицы, которой я стала в дни съемок. Как торговый работник я выступаю впервые – раньше мне приходилось быть только покупательницей. …В образе Тани Федосовой я хочу показать все хорошее, что я встречала у наших работников прилавка, – внимательность, любезность, культуру обращения и речи, умение, быстроту и четкость в работе.
«Советская торговля», № 123,12 октября 1957 г.

НА УРОВНЕ… ВАТЕРЛИНИИ
Киносъемки сразу стали событием в жизни Мурманска. Мурманчане следили за рождением фильма и как хозяева, и как герои будущей картины со смешанным чувством ревности и доброжелательства.
И видно, нелегок был этот «Путь к причалу», если приходилось прыгать в жгучую воду северного моря. И идти сквозь сумасшедший шторм. И рисковать своей жизнью…

И вот фильм – на экранах.
Мелькают кадры, и все яснее для нас: «Путь к причалу» – самый обычный фильм, о которых принято говорить: «на уровне».
Невысок этот уровень. Моряки бы сказали – не выше ватерлинии…
«Полярная правда», № 226,23 сентября 1962 г.

ТРЕТИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ В МОСКВЕ
…По полнометражным художественным фильмам Большой приз присужден картине «Восемь с половиной» режиссера Федерико Феллини (Италия)… Однако советские зрители, как, впрочем, и итальянские, в массе своей не принимают этого фильма, потому что идейная концепция его противоречит нашему мировоззрению. Как заявил на пресс-конференции председатель Государственного комитета Совета Министров СССР по кинематографии А. В. Романов, решение международного жюри по поводу фильма «Восемь с половиной» никак не является выражением положительной оценки его советской общественностью…
«Киномеханик», № 6,июнь и № 9, сентябрь 1963 г.

ДЫНИН ПОКИДАЕТ ПОЛЕ
…Если хочешь что-то сказать и детям, и взрослым, в чем-то убедить их, это надо делать именно так, как сделали авторы фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», – весело, без нажима.
Вместе с тем авторская позиция абсолютно ясна. Ясно, с кем они и против кого, за что и против чего.
…Итак, каким сегодня быть нельзя? Таким, как начальник пионерлагеря Дынин.
«Учительская газета», № 113,22 сентября 1964 г.

«ГАМЛЕТ» У ШАХТЕРОВ
Всесоюзный кинофестиваль 1964 г.
Обычно летом, невзирая на любую погоду, ленинградцы с субботы на воскресенье уезжают за город, но 1 и 2 августа многие из них остались дома. В эти дни началась самая интересная часть большой фестивальной программы – встречи кинематографистов со зрителями. …Одна из встреч произошла в двухстах километрах от Ленинграда в городе шахтеров и химиков Сланцах. 1 августа сюда на премьеру фильма «Гамлет» приехали актеры И. Смоктуновский, Э. Радзинь, директор Первого творческого объединения «Ленфильма» Б. Гринер. Началась эта встреча в шахте № 3. Королева Гертруда и Гамлет… надели шахтерские спецовки и спустились в шахту. Они увиделись с теми, кто добывает сланец. А потом во дворце культуры встретились с шахтерами и химиками, которые отдыхали…
«Советская культура», № 92,4 августа 1964 г.

«ОПЕРАЦИЯ «Ы»
…Когда я шел на фильм, то очень боялся, что увижу все ту же веселую, но уже известную более полувека комическую ленту с ее обязательными погонями, обливаниями, падениями, драками, цирковыми трюками. Так и получилось с новеллой о перевоспитании хулигана, так получилось и с третьей новеллой фильма: Трус, Бывалый и Балбес – типажи настолько гротескные и смешные сами по себе, что они могут играть и без сюжета. Такие ленты можно снимать сотнями. Но вот в новелле «Наваждение» режиссер Л. Гайдай пошел на эксперимент и одержал победу. Эксперимент поставлен на стыке эксцентрики и лирики…
«Литературная газета», № 101,26 августа 1965 г.

"Кавказская пленница"
из проб

ЯРКО, КРАСИВО, ДОХОДЧИВО
О неоновой рекламе: ...Право, это был чудесный вечер! Представьте: на город спускаются синие сумерки, загораются желтым светом электрические фонари. И вдруг на крыше огромного здания комбината бытового обслуживания… вспыхивают разноцветными огнями четкие красивые строки: «Скоро, скоро, скоро! Смотрите на экранах города новый художественный фильм «День счастья». Сотни удивленных глаз впились в неоновую рекламу. На улице стало как-то веселее, по-праздничному нарядно. И даже дом, на котором установлена наша реклама, в тот вечер казался торжественным и радостным.
«Киномеханик», № 10,октябрь 1965 г.

СМЯГЧАЮЩИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА
…Итак, Юрий Иванович Деточкин боролся с жуликами. Но боролся он в одиночку, не обращаясь к государственным органам. Честный человек, видя, как жулье расхаживает на свободе, приобретает машины, дачи, решил устроить им беспокойную жизнь, угоняя у них автомобили.
Пусть эта сюжетная основа фильма «Берегись автомобиля» условна, и авторы в дикторском пояснении прямо говорят об этом, все же логикой образа Деточкина они говорят и о другом, а именно о том, что в последнее время мы недостаточно ведем борьбу с проходимцами всех мастей, в результате чего кое у кого могут возникнуть настроения, характеризующиеся недооценкой деятельности тех государственных органов, которые призваны бороться с жуликами. В этом злободневность комедии, ее ценность.
«Магаданская правда», № 200, 25 августа 1966 г.

«ТРИ ТОПОЛЯ» НА ПЛЮЩИХЕ»
Новый фильм посвящен важной морально-этической теме – утверждению подлинной гражданственности в людях. Судьба героини картины Нюры, казалось, сложилась благополучно: у нее любимый муж, достаток в семье. Но достаток, деньги стали единственной жизненной целью мужа, который ради наживы даже ушел из колхоза и стал бакенщиком, что дало ему возможность больше времени уделять личному хозяйству. Любовь к деньгам он сумел привить и своей жене. Так нежной, доверчивой Нюры коснулись эгоизм, черствость, скупость.
Случайная встреча с шофером такси Александром Ивановичем, душевный разговор с ним во многом изменил взгляды Нюры на жизнь…
«Красноярский рабочий», № 219,17 сентября 1967 г.

ЕЩЕ РАЗ?..
Все в картине «Еще раз про любовь» как будто на редкость современно. Москва – это элегантные стройные гиганты из бетона и стекла, возведенные на проспекте Калинина, излюбленном пейзаже авторов фильма. Кафе – холод синтетики и вечера молодых поэтов. Профессии героев – соль XX века: физик и стюардесса. Но что кроется за этой старательно выпяченной и режиссером и оператором современной наружностью фильма?.. Что может стать для нас главным в этой в меру трогательной, в меру банальной истории о любви физика Евдокимова и стюардессы Наташи? Что может обнаружить их истинную, неординарную человеческую сущность? Должно быть, противоборство, противостояние двух характеров – Наташи и Евдокимова.
Этого в фильме не случилось…
«Московский комсомолец», № 131,7 июня 1968 г.

ЭТО НАШ ФИЛЬМ
…Откровенно говоря, мы боялись смотреть фильм «Доживем до понедельника» – и вот почему. В последнее время стало модным показывать на экране шаржированный, искаженный образ учителя. Как правило, изображался учитель заурядный, не очень-то умный, часто бестактный – такой, который не учит, а калечит ребят… Очень хорошо, что наконец-то сделан фильм, где точно показан богатый внутренний мир учителя, где много раздумий о том, у кого же есть моральное право преподавать.
«Учительская газета», № 82, 9 июля 1968 г.

О ДРУЗЬЯХ-ТОВАРИЩАХ
…Очень важную роль в фильме «Служили два товарища» играет интонация рассказа. При том, что в картине немало смертей, гибнет один из двух главных героев, – ее тональность светла, оптимистична. Наивность героев лишь еще больше располагает к ним. Мы начинаем любить их, понимая одновременно, что они были не такими, как мы сейчас. Мы учимся понимать людей в совокупности присущих им качеств. Ощущать за людьми, за их поступками время, эпоху. Мы учимся мыслить исторически.
А произведение, которое способно внушить человеку историзм мышления, многого стоит. Даже несмотря на некоторые его недостатки.
«Труд», № 278,29 ноября 1968 г.

Бюджет фильма «Бриллиантовая рука» (реж. Л. Гайдай) составил 426,5 тыс. рублей. Из заключения сценарно-редакционной коллегии: «Нужно перетонировать реплики о социалистическом реализме (слова «Механика» Папанова), о синагоге (слова Плющ – Мордюковой), подумать над исключением профанирующе звучащего лозунга «Пьянству – бой!» и в иной фразировке сказать о том, что «человек человеку друг».

«БРИЛЛИАНТОВАЯ РУКА»

Нет, что ни говорите, а Леонид Гайдай умеет рассмешить нас. Только вот смысла маловато в этой безудержно веселой кинокомедии «Бриллиантовая рука».
Зато есть трюки. Много-много старых-престарых трюков, рассчитанных на зрителей не очень высокого интеллектуального уровня.
О ком фильм? О контрабандистах? Но они выглядят в комедии столь убогими и примитивными, что их и в расчет-то можно не принимать. Об отечественных прожигателях и прожигательницах жизни? Но они словно сошли с карикатур пятнадцатилетней давности.
Фильм о необычайных приключениях скромного бухгалтера Семен Семеныча (арт. Ю. Никулин) состоялся бы, если б положительным героям фильма противостояли выразительные отрицательные персонажи, если б их столкновение привлекало наше внимание к каким-то нравственным конфликтам времени, если б мы увидели в комедии современного злодея, в каком-то новом, ранее нами не замеченном обличии.

из кинопроб
«Бриллиантовая рука» не только не открыла ничего нового, она и прежние-то наши недостатки так добродушно изобразила, что волей-неволей начинаешь думать, а не заключена ли вся мудрость суетного нашего века в железобетонной формуле «Дворник – друг человека»?
Комедия «Бриллиантовая рука», конечно, во многом уступает предыдущим фильмам Леонида Гайдая.
«Молодой коммунар», № 154, 3 июля 1969 г.


Продолжение следует....

Источник: Издательская программа «Интерроса», Советское кино 1919 – 1991, 72 года эпохи советского кино
http://books.interros.ru/index.php?book=cinema&year
Tags: критика, прошлое, фильм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments