harmful_grumpy (harmfulgrumpy) wrote,
harmful_grumpy
harmfulgrumpy

Ценная (ценовая) информация- Россия начала 20 века, часть 2

Оригинал взят у ljwanderer в Ценная информация - продолжение- цена на услуги

Телефонная связь

Таблица 3. Тарифы на использование телефонной связи [4]



Абонементная плата

Руб, коп
Частный абонемент для частных квартир, исключительно для личного и семейного пользования абонементов* за год 63,20
Коллективный абонемент для пользования известного, заранее означенного круга лиц, как-то: нескольких квартирантов одного дома, членов клуба, служащих правительственного, общественного, торгового или промышленного учреждения, конторы, агентства, магазина и проч., за год 79,00
Публичный абонемент, для пользования лиц, не только живущих или отправляющих службу в здании, где помещается аппарат, но и для посторонних посетителей. К этому разряду относятся аппараты, установленные в гостиницах, ресторанах, банках, биржах, театрах, вокзалах, на станциях ж. д., пристанях и т.п., за год 102,70
Помимо того, если расстояние между центральной станцией и помещением, где установлен аппарат, считая таковое в прямом направлении от центральной телефонной станции, превысит три версты, то взыскивается добавочная плата в размере 5 рублей за каждые 100 сажен свыше 3 верст**.
За переговоры между Москвой и С.-Петербургом
За обыкновенный разговор не свыше 3 минут*** 1,50
За обыкновенный разговор, обмененный из биржевых переговорных станций 2,00
За срочный разговор 4,50
За переговоры по Северным линиям (Москва - Нижний Новгород - Иваново-Вознесенск - Шуя - Владимир)
За обыкновенный разговор не свыше 3 минут**** 1,00
За срочный разговор не свыше 3 минут 2,00
* - так в тексте
** - верста равна 1,06 километра; сажень 2,18 метра
*** - Дополнительная плата за переговоры, продолжающиеся более 3-х минут, взимается за каждую отдельную минуту переговора в размере 1/3 установленной платы за 3-минутный разговор.
**** - Если разговор длится свыше 3 минут, то за каждые следующие 3 минуты взыскивается та же плата, как и за первые три минуты переговора, причём, если продолжительность всего переговора не составляет кратного числа 3-х минут, то за первую и вторую минуты, хотя бы и не полные следующие за последним полным трехминутным промежутком времени, взыскивается по 25 копеек при обыкновенном и по 50 копеек при срочном разговоре.

Почтовые и телеграфные тарифы

Письма

«За местные закрытые письма установлена одинаковая такса весового сбора по 3 коп. за письмо до 4 лотов (1 лот = 12,79 грамма). Местные закрытые письма, весящие свыше 4-х до 8 лотов, должны оплачиваться сим сбором в размере 4 коп., а весящие свыше 8 лот – по 2 коп. за каждые следующие 4 лота или часть 4 лотов.» [13].

Бандероли

«С печатными произведениями за городские до 1 лота – 1 к., свыше лота за каждые 8 лот – 2 к.
С печатными произведениями, деловыми бумагами и образчиками товаров за иногородние за каждые 4 лота и за международные за каждые 15 грамм – 2 к. Для бандеролей определен низший размер платы: с деловыми бумагами за городские 5 к., за загородные 7 к., за заграничные – 10 к. С образчиками товаров: за городские и загородные 3 к., за заграничные 4 к.
Вес бандеролей ограничен: с печатными произведениями и деловыми бумагами внутри 128 лот., международные 4 ф. 28 лот; для образчиков товаров местные иногородние и международные 27 лот.» [13]

Посылки

Таблица 4. Весовой сбор за отправку посылок [13].

Весовой сбор за посылки взимается по поясам, для чего губернии и области разделены на три пояса, а по весу посылки разделяются на 3 категории
1 категория до 2 ф. 2 категория от 2 до 7 ф. 3 категория от 7 до 12 ф.
Размер весового сбора
Р.к. Р.к. Р.к.
1 пояс – Европейская Россия с Закавказьем и Финляндией 0,25 0,45 0,65
2 пояс – губернии и области: Акмолинская, Закаспийская, Самаркандская, Семипалатинская, Семиреченская, Сыр-Дарьинская, Тобольская, Томская, Тургайская и Ферганская
0,45

0,85

1,25
3 пояс – Восточная Сибирь, губернии и области: Амурская, Енисейская, Забайкальская, Иркутская, Приморская, Якутская, о. Сахалин и русские почтовые учреждения Манчжурии. За посылки в Манчжурию взыскивается ещё дополнительно по 5 коп. с каждого фунта весу.

0,65


1,25


1,85

Телеграф

«Пословная плата по корреспонденции:
Городской или пригородной – 1 коп.
Обмениваемой в пределах Европейской и Азиатской России – 5 коп.
Переход из Европейской России в Азиатскую или обратно – 10 коп.
Сверх того прибавляется 15 коп. за каждую телеграмму.
Наибольшая длина слова полагается в 15 букв, излишек считается за два слова. Знаки препинания, тире, апострофы не входят в счет слов. Каждые 5 цифр считаются за слово. Точки, запятые, входящие в состав чисел, дробные знаки считаются каждый за отдельную цифру.
Срочная телеграмма – передаётся прежде всех обыкновенных телеграмм; плата взимается втрое против обыкновенной.» [13]

Почтовый перевод

«Почтовые переводы принимаются во все места Империи. Размер суммы одного перевода не должен превышать 500 рублей. За перевод взимается: с суммы до 25 рублей – 15 коп., свыше 25 рублей до 100 рублей – 25 коп., свыше 100 до 125 руб. – 40 коп., 125 до 200 руб. – 50 коп., 200 руб. - 225 руб. – 65 коп., 225 руб. до 300 руб. – 75 коп., 300 руб. до 325 руб. – 90 коп., 325 руб. – 400 руб. – 1 руб., 400 руб. до 425 руб. – 1 руб. 15 коп. и 425 – 500 руб – 1 руб. 25 коп.
За перевод по телеграфу взыскивается сверх почтового сбора тарифная плата за телеграмму 1 руб. 15 к. в Европейской или Азиатской России и 2 руб. 15 к. при пересылке
Между ними и за местные 35 коп» [13].


Рис. 2. Стоимость билетов в Большой театр [4]

Московский городской транспорт

Электрический трамвай

Стоимость проезда на первой линии московского электрического трамвая (Бутырская застава – Петровский парк) составляла 6 копеек (1899 год). Затем стоимость проезда была определена в 5 копеек за тарифный участок длиной 2 – 2.5 версты. Так, например, Долгоруковская линия включала два участка по 5 копеек – от Страстного монастыря до Бутырской заставы и от Бутырской заставы до Петровского парка. В 1908 году маршруты трамваев получили номера и стоимость проезда на каждом маршруте была определена в 5 копеек «за станцию» (маршрут). [8]

«Конка» и «паровичок»

Как было сказано выше, электрический трамвай появился в Москве только в 1899 году. До этого с 1872 года развивалась сеть конно-железных дорог (вплоть до 1906 года, все электрифицированы до 1912 года). Также в 1886-87 годах были открыты линия парового трамвая в Петровско-Разумовское (от Бутырской заставы по Бутырской улице и далее по лесам, полям и опытным лесным дачам до Петровской Сельскохозяйственной академии) и от Калужской Заставы до Воробьевых гор, последняя электрифицирована в 1912 году [8].
Проезд «станции» на конно-железно-дорожных линиях в 1909 году обходился в 3-5 копеек и 7 копеек при пользовании билетами с пересадками [2].
Проезд по уже единственной тогда в Москве линии парового трамвая в 1914 году обходился в 5 копеек от Бутырок до Соломенной сторожки и в 5 копеек от Соломенной сторожки до Петровской академии [4]. «Паровичок» был электрифицирован в 1922 году [8].

Извозчики

Фиксированной таксы для извозчиков не существовало, приходилось торговаться для каждой поездки отдельно. Считалось, что в среднем нормальный конец оценивается в 20-25 копеек [4], со станций железных дорог к центру города, обыкновенно, дороже – 50-70 копеек [2]. Отсутствие фиксированного тарифа порождало ряд анекдотических ситуаций, связанных с наймом провинциальными транзитными пассажирами извозчика с Ярославского на Николаевский вокзал за 50 коп. и т.п.

Автомобили

В 1914 году в Москве существовало «несколько предприятий, эксплуатирующих автомобиль, как средство передвижения публики. Такса у всех этих предприятий сходится. Нормально берут днём с троих пассажиров за каждую первую версту 40 к., а за каждую последующую 30 к.; при проезде большего числа пассажиров такса пропорционально увеличивается. Ночью надбавка к таксе приблизительно в размере около 20%» [4]. Нетрудно подсчитать, что стоимость проезда на такси на человека примерно в 5-7 раз превышала стоимость проезда на трамвае (5 копеек за маршрут в 2-2,5 версты – «станцию»).


Рис. 3. Рекламное объявление гостиницы с указанием цен за номера [4]

Железнодорожный транспорт

Провозная плата по железным дорогам определялась по расстоянию между точками отправления и прибытия и в зависимости от класса вагона. Примеры стоимости проезда по железной дороге в начале 20 века приведены в таблице 4 [4].
Таблица 5. Стоимость проезда по железной дороге по кратчайшему маршруту
Маршрут следования Расстояние, вёрст Провозная плата, руб., коп.
1 класс 2 класс 3 класс
Москва – Ярославль 262 8,55 5,13 3,42
Москва – Санкт-Петербург 604 16,00 9,60 6,40
Москва – Архангельск 1055 22,50 13,50 9,00
Пятигорск – Самара 1865 32,00 19,20 12,80
Москва – Омск 2680 41,00 24,60 16,40
Ташкент – Варшава 4284 63,50 38,10 21,60
Санкт-Петербург – Чита 6350 92,50 55,50 27,40
Батум – Владивосток 10472 151,50 90,90 39,20
Ярославский вокзал – Сергиев посад 60 - 1,35 0,90

Водный транспорт

Водный транспорт и по сегодняшний день имеет критическое значение для отдельных районов нашей страны. В период же до Первой мировой войны, ввиду практического отсутствия автомобильного и воздушного транспорта и гораздо меньшей развитости железных дорог, значимость водного транспорта была несомненной. Пароходы и паромы соединяли районы крупных городов и пригороды, населённые пункты, расположенные вдоль крупных рек и их притоков, а равно и морские порты друг с другом.
Таблица 6. Стоимость проезда на некоторых линиях пароходного сообщения [4]
Линия сообщения Стоимость проезда, руб, коп.
1 класс 2 класс 3 класс
Дорогомиловский мост – Воробьёвы горы в Москве По будням 10 коп., по праздникам – 15 коп.
С.-Петербург – Кронштадт (ежедневно) - 0,65 0,35
С.-Петербург – Гельсингфорс (2 раза в день, за исключением воскресений и понедельников) 7,00 / 6,00 4,50 3,00
Архангельск – Кандалакша (ежедневно; через Соловецк, Кемь, Керети, Ковды) 6,00 4,00 2,00
Киев – Могилёв (ежедневно; через Речицу, Рогачёв, Ст. Быхов) 6,75 4,25 2,50
Н.-Новогород – Астрахань (еженедельно; через Васильсурск, Козьмодемьянск, Чебоксары, Казань, Тетюши, Симбирск, Ставрополь, Самару, Сызрань, Хвалынск, Балаково, Вольск, Саратов, Камышин, Дубовку, Царицын, Чёрный Яр, Енотаевск) 27,75 17,80 7,90
Сретенск – Николаевск (через Благовещенск, Хабаровск) 76,39 45,83 10,18
Одесса – Батум (5 раз в неделю; через Евпаторию, Севастополь, Ялту, Феодосию, Керчь, Новороссийск, Туапсе, Сочи, Сухум, Поти) - 19,00 7,00
Одесса – Александрия (еженедельно; через Константинополь, Дарданеллы, Смирну, Пирей) 98,00 67,50 18,00
Одесса – Владивосток* (через Константинополь, Порт-Саид и Суэц, Коломбо, Сингапур, Шанхай, Нагасаки) - 500,00 120,00
* - Линия т.н. «Добровольного флота», организации двойного назначения, имевшей целью как развитие торгового мореплавания, так и создание резерва военного флота. Добровольный флот совершал, как правило, дальние рейсы. На офицерские должности принимались чины морского ведомства, состоявшие в запасе, а также, в порядке негласной практики, молодые офицеры флота. Последнее делалось с целью изучения офицерами лоции и возможных театров боевых действий в удалённых частях мирового океана.


Рис. 4. Пример того, что теперь называется рекламой В2В. Специализация компании Сименсъ за прошедшее столетие радикально не изменилась, а вот завод Генриха Ланца в Мангейме теперь принадлежит John Deere .
Tags: империя, статистика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment