?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Из истории авторского права в СССР

1. Суслов, Фадеев и другие — Сталину «о серьезных извращениях в оплате труда авторов за публичное исполнение их драматических и музыкальных произведений» и проекты постановлений
2. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦК ВКП(б) ОБ ИЗВРАЩЕНИЯХ В ВЫПЛАТЕ АВТОРСКОГО ГОНОРАРА ЗА ПУБЛИЧНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНО-ДРАМАТИЧЕСКИХ И МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
3. ОБ ОПЛАТЕ ТРУДА АВТОРОВ ДРАМАТИЧЕСКИХ И МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ


Документ № 456

Суслов, Фадеев и другие — Сталину «о серьезных извращениях в оплате труда авторов за публичное исполнение их драматических и музыкальных произведений» и проекты постановлений

17.10.1950

Копия

Товарищу СТАЛИНУ

Комиссия по поручению Политбюро ЦК ВКП(б) рассмотрела вопрос о серьезных извращениях в оплате труда авторов за публичное исполнение их драматических и музыкальных произведений и представляет на Ваше рассмотрение соответствующий проект постановления.

Оплата труда авторов драматических и музыкальных произведений складывается главным образом из процентных отчислений со сборов за публичное исполнение произведений.

Действующая в настоящее время система процентных отчислений предусматривает выплату драматургам, переводчикам и инсценировщикам за публичное исполнение их произведений 1,5 процента со сбора за каждый акт пьесы, идущей в театрах РСФСР, независимо от общего количества осуществленных постановок. В среднем за пьесу автор получает от 4,5 до 7,5 процента с валового сбора. Оперным композиторам в большинстве республик за 4-актную оперу выплачивается 5,25 процента от сбора, либреттистам — 2,75 процента; авторам симфонических и камерных произведений — 2 процента, авторам текстов и музыки массовых песен — по 1,5 процента. Такие отчисления авторы получают пожизненно, а после их смерти отчисления в течение 15 лет получают наследники.

Существующая система авторских процентных отчислений введена инструкциями Наркомпросов союзных республик свыше 25 лет тому назад и в настоящее время устарела.

Установленное пожизненное (с правом наследования) процентное отчисление дает возможность некоторым авторам получать в течение многих лет большие суммы гонорара за одно и то же произведение. Поактная же выплата гонорара приводит к тому, что авторы стремятся создать сценические произведения с возможно большим количеством актов, руководствуясь при этом не художественными соображениями, а интересами личной наживы.

Сложившаяся практика процентных отчислений приводила к непомерному обогащению отдельных драматургов, переводчиков и инсценировщиков. Так, драматург Барянов за публичное исполнение написанной им пьесы «На той стороне» получил только в 1949 году около миллиона (920,7 тыс.) рублей процентных отчислений. Драматург Софронов в том же году получил 642,5 тыс. рублей, братья Тур — 759 тыс. рублей. Писатель Симонов получил процентных отчислений за четыре последних года около 2.500 тыс. рублей; драматург Лавренев — около 1.200 тыс. рублей.

Получая из года в год за исполнение своих произведений огромные суммы, некоторые авторы перестают работать над повышением своего мастерства и не создают новых высокохудожественных драматургических произведений.

Еще большие извращения существуют в оплате труда переводчиков и инсценировщиков, которые получают процентные отчисления наравне с авторами оригинальных произведений. Так, переводчица Мингулина за перевод пьесы «Глубокие корни» в течение трех последних лет получила 810 тыс. руб., Рубинштейн за переводы и переделки венских оперетт — 670 тыс. руб., переводчица Зубова за перевод «Пигмалиона» Б. Шоу получила за последние четыре года 588 тыс. руб., переводчик Желябужский за инсценировку романа «Овод» Войнича за два с половиной года — 650 тыс. рублей. Авторы слегка подновленного перевода либретто оперетты «Марица» — Спиро, Цензор и Ярон за три года получили 450 тыс. рублей. Автору инсценировок Волкову («Анна Каренина» и др.) за последние три с половиной года выплачено отчислений свыше миллиона рублей; Щепкиной-Куперник за переводы нескольких произведений Шекспира и Шиллера за последние четыре с половиной года выплачено в виде процентных отчислений около 1.300 тыс. рублей.

Переводами пьес, либретто опер и музыкальных комедий зачастую занимаются малоквалифицированные люди, во многих случаях даже не знающие иностранных языков. Пользуясь существующими старыми переводами, они вносят в них незначительные изменения и становятся авторами и соавторами произведений, получая большие суммы по процентным отчислениям. Эта группа авторов, не обладая талантами и способностями к созданию оригинальных произведений и занимаясь переделками переводов и инсценировками, зачастую низкого качества, ведет паразитическое существование за счет государства. Так, например, некий Архипов (Зайцев), не зная ни одного иностранного языка, получил крупные суммы за незначительные и ненужные переделки переводов пьес К. Гольдони «Слуга двух господ», «Трактирщица», пьес Шиллера «Коварство и любовь», «Разбойники» и других. Ежегодно выплачиваются сотни тысяч рублей процентных отчислений за недоброкачественные переводы Е. Геркену, В. Эльтону, Л. Сегаль, В. Марковичу и другим халтурщикам и бракоделам.

Существующая система процентных отчислений в то же время ущемляет интересы драматургов и композиторов тех союзных республик, в которых имеется сравнительно небольшая сеть театрально-зрелищных учреждений.

При нынешней системе оплаты авторского труда не стимулируется также творчество в области оперной и симфонической музыки, т.к. оперные и симфонические произведения исполняются значительно реже, чем произведения легкой, развлекательной музыки. Вследствие этого, например, композитор Шостакович за созданное им высокоидейное и художественное произведение — кантату «Песнь о лесах» получил авторских процентных отчислений за год только 144 рубля и 10 тыс. рублей за ее издание, в то время как авторы легкой, развлекательной музыки получают большие суммы авторских отчислений.

Всесоюзное управление по охране авторских прав проводит антигосударственную практику, выражающуюся в незаконной выплате авторского гонорара, в поддержке различного рода литературных халтурщиков из числа переводчиков и инсценировщиков. Директор управления Г. Хесин (1904 года рождения, член ВКП(б) с 1931 года, образование среднее), работая в этой должности с 1937 года, представляет из себя ловкого «дельца», сжившегося с лицами, примазавшимися к литературе, защищающего интересы рвачей, вымогателей и проходимцев.

Комитет по делам искусств при Совете Министров СССР и его Главное управление по контролю за зрелищами и репертуаром на протяжении многих лет вместо того, чтобы пресекать деятельность литературных халтурщиков и разрешать к публичному исполнению только наиболее высококачественные переводы произведений иностранных авторов, разрешал всякого рода неполноценные «переводы» и «переработки» существующих переводов, чем способствовал засорению репертуара театров и обогащению ловких дельцов.

Секретариат Союза советских писателей СССР пустил на самотек деятельность Управления по охране авторских прав, относился терпимо к пребыванию на посту директора управления Г. Хесина и, имея сигналы о творящихся в Управлении безобразиях, не принял мер к наведению порядка, к укреплению аппарата управления проверенными кадрами. У отдельных писателей драматургов, занимающих руководящее положение в Союзе советских писателей (т.т. Симонов, Софронов, Лавренев), получивших из авторских отчислений большие суммы, создались с работниками Управления по охране авторских прав приятельские отношения, в силу чего они оказались не в состоянии объективно оценить грубые извращения в сложившейся практике выплаты авторского гонорара за литературно-драматические и музыкальные произведения.

В представляемом на Ваше рассмотрение проекте постановления ЦК ВКП(б) и проекте постановления Совета Министров СССР предусматриваются мероприятия по ликвидации извращений в оплате труда авторов драматических и музыкальных произведений и наведению порядка в этом деле. Основные из них следующие:

Отменяется существующая система процентных отчислений с валового сбора в театрально-зрелищных предприятиях в пользу авторов.

Вводится система единовременного авторского вознаграждения за драматические и музыкальные произведения в зависимости от их идейно-художественного качества. В связи с этим разработаны новые ставки авторского гонорара за музыкальные и драматические произведения, которые исключают возможность обогащения отдельных авторов и вместе с тем создают необходимые условия для творческой работы драматургов и композиторов.

Вводится дополнительная поощрительная оплата авторам в зависимости от идейно-художественной ценности произведения и его общественного признания.

При новой системе авторского вознаграждения драматургов и композиторов даже самые высокие заработки авторов не будут превышать 150–200 тыс. руб. в год за одну пьесу и 150–250 тыс. руб. в год за одну оперу. Если пьеса, опера, оперетта получат широкое распространение в репертуаре театров, автор в последующие годы может получить дополнительное поощрение в размерах: за первые два года — 50 процентов к основной ставке; за следующие два года — 20 процентов к основной ставке и за последующие 6 лет — 30 процентов ставки. По истечении 10 лет с момента постановки пьесы, оперы или оперетты в театрах выплата дополнительного денежного вознаграждения автору прекращается.

При новой системе ликвидируется уравниловка в оплате труда авторов оригинальных произведений и авторов переводов и инсценировок. Заработки переводчиков и инсценировщиков сократятся в несколько раз и будут значительно меньше заработков авторов оригинальных произведений. Так, например, переводчица Мингулина, получившая по авторским отчислениям за три года за переведенную ею пьесу «Глубокие корни» 810 тысяч рублей, при проектируемой единовременной оплате получила бы от 10 до 30 тыс. руб. Инсценировщик Желябужский за инсценировку романа «Овод» получил бы единовременный гонорар даже по высшим ставкам в размере не более 30–60 тыс. руб., вместо полученных им фактически только в 1949 году 393 тыс. руб. авторских отчислений.

При новой системе предполагается стимулировать композиторов, работающих в области оперной и симфонической музыки, а также драматургов детских театров и несколько поднять оплату их труда.

В связи с тем, что до настоящего времени не существует утвержденных Правительством ставок оплаты за издание музыкальных произведений и в этом деле нет должного порядка, разработаны новые ставки авторского вознаграждения за издание музыкальных произведений. При новой системе расчетов с авторами драматических и музыкальных произведений возрастает ответственность Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР и его учреждений на местах за развитие драматического и музыкального искусства в стране, в частности, за репертуар театров и концертных организаций.

Комитету по делам искусств при Совете Министров СССР, Комитетам и Управлениям по делам искусств союзных республик, Управлениям по делам искусств автономных республик и областей, а также театрам, музыкальным коллективам и концертным организациям по списку, утвержденному Советом Министров СССР по представлению Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР, предоставляется право приобретения от авторов драматических и музыкальных произведений.

Комитету по делам искусств при Совете Министров СССР, Комитетам и Управлениям по делам искусств союзных и автономных республик, а также театрам, музыкальным коллективам и концертным организациям союзного подчинения разрешается заключать предварительные соглашения с авторами на создание драматических и музыкальных произведений и выдавать авторам по этим соглашениям авансы в размере 25 процентов гонорара.

При старой системе оплаты авторского труда все театрально зрелищные и культурно-просветительные учреждения, проводившие спектакли и концерты, отчисляли в пользу авторов соответствующие проценты со сборов, составившие, например, в 1949 году 35 миллионов рублей. Из этой суммы непосредственно авторам было выплачено 28.300 тыс. руб., перечислено в Литературный и Музыкальный фонды СССР 4.200 тыс. рублей и истрачено на содержание аппарата Управления по охране авторских прав 2.500 тыс. рублей. Кроме процентных отчислений со сборов авторам драматических и музыкальных произведений было выплачено в 1949 году Комитетом по делам искусств и его учреждениями по договорам и заказам на новые произведения 13.800 тыс. рублей. Следовательно, всего в 1949 году авторам было выплачено 42.100 тысяч рублей.

При новой системе оплаты авторского труда предполагается отменить взимание с театрально-зрелищных предприятий и культурно-просветительных учреждений процентных отчислений в пользу авторов. Комитету по делам искусств ежегодно из государственного бюджета будут выделяться необходимые ассигнования на приобретение у авторов драматических и музыкальных произведений. В 1951 году намечается выделить на эти цели 38 миллионов рублей. В связи с этим Министерство финансов СССР предусмотрит в планах и сметах Комитета по делам искусств соответствующее сокращение ассигнований на содержание театров, а по концертным, цирковым и другим зрелищным мероприятиям соответственно увеличить на 3 процента налог со зрелищ.

В целях коренного улучшения дела создания репертуара для театрально зрелищных предприятий страны и организации твердого государственного контроля за приобретением музыкальных и драматических произведений в составе главных управлений Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР, Комитетов (управлений) по делам искусств союзных и автономных республик, автономных областей, а также в некоторых областных управлениях по делам искусств (по особому списку) намечается создать репертуарные отделы (секторы).

В связи с отменой системы процентных отчислений авторам, упраздняется Всесоюзное управление по охране авторских прав при Союзе советских писателей и его органы на местах.

Представленным проектом отменяется распоряжение бывшего зам. председателя Совнаркома СССР Н. Вознесенского № 13957р от 1945 года. Это распоряжение незаконно разрешало расходовать на культурно-бытовые нужды драматургов и композиторов все суммы, образованные из невостребованного гонорара и разницы между сметной и фактической стоимостью содержания аппарата Управления по охране авторских прав, в то время как указанные средства подлежали зачислению в государственный бюджет.

За допущенные извращения и злоупотребления в выплате гонорара за публичное исполнение литературно-художественных и музыкальных произведений директор Всесоюзного управления по охране авторских прав Г.Б. Хесин постановлением Секретариата Союза советских писателей от 22 сентября с.г. с работы снят и Прокуратурой СССР привлечен к уголовной ответственности.

Проектом постановления предусматривается объявить выговор председателю Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР тов. Лебедеву за непринятие мер к ликвидации извращений в работе Главреперткома, а также в выплате авторского гонорара за публичное исполнение литературно-драматических и музыкальных произведений.

За халатное отношение к своим обязанностям и неправильную линию в работе бывш. начальнику Главреперткома т. Добрынину объявить строгий выговор, а нынешнего зам. начальника Главреперткома т. Болберга снять с работы.

Приложения: а) Проект постановления ЦК ВКП(б) «Об извращениях в выплате авторского гонорара за публичное исполнение литературно-драматических и музыкальных произведений».

б) Проект постановления Совета Министров Союза ССР «Об оплате труда авторов драматических и музыкальных произведений».

М. СУСЛОВ

А. ФАДЕЕВ

Г. САФОНОВ

А. СИНЕЦКИЙ

А. ПУЗИН

Н. БЕСПАЛОВ

Т. ХРЕННИКОВ

«17» октября 1950 г.

Разослано: т. Берия Л.П., т. Булганину Н.А., т. Кагановичу Л.М., т. Маленкову Г.М., т. Микояну А.И., т. Молотову В.М.


Проект

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦК ВКП(б) ОБ ИЗВРАЩЕНИЯХ В ВЫПЛАТЕ АВТОРСКОГО ГОНОРАРА ЗА ПУБЛИЧНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНО-ДРАМАТИЧЕСКИХ И МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

ЦК ВКП(б) отмечает, что в оплате труда авторов литературно-драматических и музыкальных произведений за право публичного исполнения этих произведений имеются крупные извращения.

Установленное действующей системой авторского гонорара пожизненное (с правом наследования) процентное отчисление от сборов за публичное исполнение литературно-драматических и музыкальных произведений дает возможность отдельным авторам получать большие денежные средства и обогащаться за счет государства. Драматург Барянов за публичное исполнение написанной им пьесы «На той стороне» получил только в 1949 году 920,7 тыс. рублей процентных отчислений. Драматург Софронов в том же году получил 642,5 тыс. рублей, братья Тур — 759 тыс. рублей. Писателю Симонову выплачено процентных отчислений за последние 4 года около 2,5 миллиона рублей. Лавреневу — 1,2 миллиона рублей.

Получая в течение многих лет большие суммы за исполнение одного и того же произведения, отдельные авторы не работают над повышением своего художественного мастерства и не создают новых высококачественных произведений.

При выплате авторского гонорара допускается уравниловка, при которой переводчики и составители инсценировок получают за свои работы одинаковое с авторами оригинальных произведений вознаграждение. Это обстоятельство используется отдельными лицами в целях легкого обогащения за счет государства. Волков — автор инсценировок («Анна Каренина» и др.) за последние три с половиной года получил отчислений свыше миллиона рублей; Желябужский за инсценировку «Овод» Войнича за два с половиной года — 850 тыс. рублей. Переводчик Мингулина только за перевод одной пьесы Гоу и Дюссо «Глубокие корни» получила за последние три года более 800 тыс. рублей процентных отчислений. Автор перевода пьесы Б. Шоу «Пигмалион» Н.Н. Зубова-Константинова за то же время получила около 500 тыс. рублей, Щепкиной-Куперник за переводы нескольких произведений Шекспира и Шиллера за последние четыре с половиной года выплачено в виде процентных отчислений около 1.300.000 рублей.

Существующая уравниловка в оплате труда, дающая возможность получения высоких гонораров при незначительной затрате труда породила группу литературных ремесленников и халтурщиков, которые, не обладая способностями к созданию новых оригинальных произведений, занимаются ненужным переделыванием имеющихся переводов пьес или инсценировками, зачастую низкого качества, получая за это большие суммы по процентным отчислениям. Некий Архипов (Зайцев), не зная ни одного иностранного языка, получил крупные суммы за незначительные и ненужные переделки уже существующих переводов пьес К. Гольдони «Слуга двух господ» и «Трактирщица», пьес Шиллера «Коварство и любовь», «Разбойники» и других. Авторам слегка подновленного перевода либретто оперетты «Марица» Спиро, Цензору и Ярону выплачено за последние три года 450 тыс. рублей; Рубинштейну за переводы и переделки венских оперетт — 677 тыс. рублей. Ежегодно выплачиваются сотни тысяч рублей процентных отчислений за недоброкачественные переводы Е. Геркену, В. Эльтону, Л. Сегаль, В. Марковичу и другим халтурщикам и бракоделам.

Все это противоречит социалистическим принципам оплаты труда способствует проникновению в среду драматургов чуждых нравов, тормозит развитие драматургии и наносит ущерб интересам государства.

ЦК ВКП(б) отмечает, что Всесоюзное управление по охране авторских прав при Союзе советских писателей и его руководители допускали многочисленные злоупотребления, выражающиеся в незаконной выплате авторского гонорара и в поощрении литературных халтурщиков, жуликов, а иногда и политических проходимцев.

Комитет по делам искусств при Совете Министров СССР, зная о грубых извращениях в выплате авторского гонорара за публичное исполнение литературно-драматических и музыкальных произведений, не принял мер к ликвидации этих извращений. Комитет и его Главное управление по контролю за зрелищами и репертуаром безответственно разрешали к публичному исполнению низкопробные инсценировки и слабые переводы пьес, засоряя этим репертуар театров и создавая условия для обогащения отдельных ловких лиц.

Правление Союза советских писателей СССР не осуществляло должного контроля за работой Управления по охране авторских прав и, имея сигналы о творящихся в этом управлении безобразиях, не приняло мер к пресечению антигосударственных действий его руководителей, к наведению порядка и укреплению Управления проверенными кадрами. У отдельных писателей-драматургов, занимающих руководящее положение в Союзе советских писателей (т.т. Симонов, Софронов, Лавренев), получивших из авторских отчислений большие суммы, создались с работниками Управления по охране авторских прав приятельские отношения, в силу чего они оказались не в состоянии объективно оценить грубые извращения в сложившейся практике выплаты авторского гонорара за литературно-драматические и музыкальные произведения.

ЦК ВКП(б) постановляет:

1. Считать, что существующая система оплаты авторского гонорара за создание драматических и музыкальных произведений, а также за переводы пьес, либретто опер и оперетт устарела и тормозит творчество драматургов и композиторов.

Ввести с 1 января 1951г. новый порядок оплаты труда авторов драматических и музыкальных произведений.

В новой Системе оплаты авторов предусмотреть:

а) единовременное авторское вознаграждение за драматические и музыкальные произведения в зависимости от их идейно-художественной ценности;

б) установление дополнительной премиальной оплаты за произведения, выдающиеся по своим идейно-художественным качествам;

в) некоторое повышение оплаты за издание музыкальных произведений;

г) единовременное вознаграждение авторам за переводы пьес, либретто опер и оперетт, а также за инсценировку литературных произведений значительно меньшее по размерам, чем за оригинальные произведения;

д) предоставление Комитету по делам искусств при Совете Министров СССР и его органам и учреждениям права приобретения и заказов новых литературно-драматических и музыкальных произведений;

2. Утвердить проект постановления Совета Министров СССР «Об оплате труда авторов драматических и музыкальных произведений».

3. Поручить Прокуратуре СССР расследовать антигосударственные действия, допущенные в Управлении по охране авторских прав, и виновных в злоупотреблениях привлечь к строгой ответственности.

4. За непринятие мер к ликвидации извращений в работе Главреперткома, а также в выплате авторского гонорара за публичное исполнение литературно-драматических и музыкальных произведений председателю Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР т. Лебедеву объявить выговор.

5. За халатное отношение к своим обязанностям и неправильную линию в работе бывш. начальнику Главреперткома т. Добрынину объявить строгий выговор, а нынешнего зам. начальника Главреперткома т. Болберга снять с работы.

6. Обязать Комитет по делам искусств при Совете Министров СССР в 3-месячный срок пересмотреть ранее разрешенные к публичному исполнению переводы драматических произведений, либретто опер и оперетт, запретить недоброкачественные и восстановить лучшие переводы.

7. Обязать Комитет по делам искусств при Совете министров СССР (т. Лебедева) и Правление Союза советских писателей (т. Фадеева) к 1 января 1951 г. доложить ЦК ВКП(б) о выполнении настоящего постановления.

8. Поручить комиссии в составе т.т. Суслова М.А. (председатель), Кружкова В.С., Синецкого А.Я., Фадеева А.А., Пузина А.А., Грачева В.Г., Котова А.К. В месячный срок проверить систему оплаты труда авторов литературно-художественных произведений и свои предложения внести на рассмотрение ЦК ВКП(б).

Проект

СОВЕТ МИНИСТРОВ СОЮЗА ССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ №.......

от «.......» 1950 г. Москва, Кремль

ОБ ОПЛАТЕ ТРУДА АВТОРОВ ДРАМАТИЧЕСКИХ И МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

В целях ликвидации извращений в оплате труда авторов драматических и музыкальных произведений, Совет Министров СССР постановляет:

1. Отменить с 1 января 1951 года систему оплаты труда авторов драматических и музыкальных произведений в виде процентных отчислений с валового сбора за публичное исполнение их произведений.

2. Ввести с 1 января 1951 года систему единовременного авторского вознаграждения за драматические и музыкальные произведения в зависимости от их идейно-художественной ценности в размерах, согласно приложению № 1.

Установить помимо единовременного авторского вознаграждения дополнительную оплату авторам за произведения, выдающиеся по своим идейно-художественным качествам, в размерах, согласно приложению № 2.

3. Установить ставки авторского гонорара за издание музыкальных произведений, согласно приложению № З.

4. Предоставить право приобретения драматических и музыкальных произведений Комитету по делам искусств при Совете Министров СССР, Комитетам и Управлениям по делам искусств союзных и автономных республик, а также театрам, музыкальным коллективам и концертным организациям по списку, утвержденному Правительством по представлению Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР.

5. Разрешить Комитету по делам искусств при Совете Министров СССР, Комитетам и Управлениям по делам искусств союзных и автономных республик, а также театрам, музыкальным организациям и коллективам союзного подчинения заключать предварительные соглашения с авторами на создание драматических и музыкальных произведений крупных и средних форм и выдачу авторам по этим соглашениям авансов в размере 25 процентов гонорара.

6. Отменить, начиная с 1 января 1951 года, взимание с театрально-зрелищных предприятий и культурно-просветительных учреждений процентных отчислений с валового сбора в пользу авторов за публичное исполнение их литературно-драматических и музыкальных произведений.

В связи с этим, обязать Министерство финансов СССР:

а) предусматривать в финансовых планах и сметах Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР сокращение расходов театрально-зрелищных предприятий и соответствующее уменьшение плановых убытков и ассигнований из бюджета;

б) увеличить на 3 % налог со зрелищ, уплачиваемый театрально-зрелищными предприятиями и другими организациями с концертов, эстрадных и цирковых представлений, кроме театров и культурно-просветительных учреждений, освобожденных от уплаты этого налога;

в) предусматривать ежегодно Комитету по делам искусств при Совете Министров СССР ассигнования на приобретение литературно-драматических и музыкальных произведений для пополнения репертуара театрально-зрелищных предприятий.

На 1951 год предусмотреть эти ассигнования в сумме 38 миллионов рублей.

Разрешить Комитету по делам искусств при Совете Министров СССР выделять необходимые ассигнования Комитетам и Управлениям по делам искусств при Советах Министров союзных республик, а также театрам, музыкальным коллективам и концертным организациям, которым предоставлено право приобретения литературно-драматических и музыкальных произведений в соответствии с настоящим постановлением.

7. Разрешить Комитету по делам искусств при Совете Министров СССР, по решению Комитета, оплатить по ставкам, предусмотренным п. 2 настоящего постановления, наиболее ценные в идейно-художественном отношении пьесы и музыкальные произведения крупных форм из числа ранее принятых Комитетом и его учреждениями и исполненных или находившихся в процессе подготовки в театрально-зрелищных предприятиях после 1 сентября 1950 года.

При выплате авторам указанного вознаграждения зачесть все суммы, ранее полученные ими по договорам (заказам) и по процентным отчислениям за публичное исполнение этих произведений.

8. Установить, что произведения, заказываемые или приобретаемые Комитетом по делам искусств при Совете Министров СССР и его учреждениями на местах, не могут быть авторами вторично проданы другим организациям или учреждениям.

9. Упразднить с 1 января 1951 года Всесоюзное управление по охране авторских прав при Союзе советских писателей и его органы на местах.

10. Отменить распоряжение Совнаркома. СССР № 13957р от 1945 года за подписью Н. Вознесенского.

11. Поручить Министерству финансов СССР и Комитету по делам искусств при Совете Министров СССР совместно с Союзом советских писателей СССР и Союзом советских композиторов СССР разработать и представить на утверждение Совета Министров СССР инструкцию о порядке и размерах отчислений с театрально зрелищных предприятий, культурно-просветительных и других учреждений, осуществляющих публичное исполнение драматических и музыкальных произведений, в Литературный и Музыкальный фонды СССР.

12. Разрешить Комитету по делам искусств создать в составе соответствующих Главных управлений Комитета по делам искусств при Совете министров СССР, Комитетов (Управлений) по делам искусств союзных и автономных республик, а также в некоторых областных (городских) управлениях по делам искусств (по особому списку) репертуарные отделы (секторы). Поручить Государственной штатной комиссии при Совете Министров СССР утвердить штаты и должностные оклады работников репертуарных отделов и секторов.

13. С изданием настоящего постановления считать утратившими силу установленные Комитетом по делам искусств при Совете Министров СССР, Советами Министров союзных республик, министерствами и ведомствами ставки и нормы авторского гонорара, за публичное исполнение драматических и музыкальных произведений и издание музыкальных произведений.

РГАСПИ. Ф. 82. Оп. 2. Д. 949. Л. 133–146. Машинописный текст. На л. 133 штамп о поступлении в секретариат Молотова 17/Х-1950 г.


Источник: http://www.alexanderyakovlev.org/fond/issues-doc/1016290

Profile

harmfulgrumpy
harmful_grumpy

Tags

Latest Month

July 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars