Оригинал взят у
Проект постановления Совета Министров СССР «Об изменении строительной программы 1953 года»
21.03.1953
Совершенно секретно
Проект
Об изменении строительной программы 1953 года
Учитывая, что строительство ряда гидротехнических сооружений, железных, шоссейных дорог и предприятий, предусмотренное ранее принятыми постановлениями Правительства не вызывается неотложными нуждами народного хозяйства, Совет Министров СССР постановляет:
1. Прекратить строительство следующих объектов:
а) гидротехнических сооружений —
Главный Туркменский канал;
самотечный канал Волга—Урал;
Волгобалтийский водный путь;
21.03.1953
Совершенно секретно
Проект
Об изменении строительной программы 1953 года
Учитывая, что строительство ряда гидротехнических сооружений, железных, шоссейных дорог и предприятий, предусмотренное ранее принятыми постановлениями Правительства не вызывается неотложными нуждами народного хозяйства, Совет Министров СССР постановляет:
1. Прекратить строительство следующих объектов:
а) гидротехнических сооружений —
Главный Туркменский канал;
самотечный канал Волга—Урал;
Волгобалтийский водный путь;
гидроузлы на Нижнем Дону;
Усть-Донецкий порт;
б) железных и автомобильных дорог —
железная дорога Чум—Салехард—Игарка, судоремонтные мастерские, порт и поселок в районе Игарки;
железная дорога Комсомольск—Победино;
тоннельный переход под Татарским проливом;
железная дорога Апатиты—Кейва—Поной;
железная дорога Варфоломевка—Чугуевка — бухта Ольга;
железная дорога Чугуевка—Сергеевка;
железная дорога Архангельск—Ручьи—Мезень;
железная дорога Красноярск—Енисейск;
железная дорога Петропавловск-на-Камчатке—Усть-Большерец
автомобильная дорога Усть-Большерецк—Озеровский рыбкомбинат;
автомобильные дороги на Кольском полуострове, в Архангельской и Мурманской областях и на побережье Балтийского моря;
в) промышленные предприятия —
Кировский химический завод;
Черногорский завод искусственного жидкого топлива;
Араличевский завод искусственного жидкого топлива;
верфь металлического судостроения в Осетрово.
2. Обязать министерства: путей сообщения (т. Бещева), электростанций и электропромышленности (т. Первухина), сельского хозяйства и заготовок СССР (т. Козлова), морского и речного флота (т. Шашкова), металлургической промышленности (т. Тевосяна), нефтяной промышленности (т. Байбакова), химической промышленности (т. Тихомирова):
а) в двухнедельный срок разработать и представить в Совет Министров СССР мероприятия по проведению консервации или ликвидации указанных в п. 1 строительств и сметы расходов на эту цель;
б) принять меры к полной сохранности незаконченных строительных объектов, привести их в годное для консервации состояние и обеспечить использование имеющихся на прекращаемых строительством объектах подсобных предприятий, оборудования и материалов для других хозяйственных целей.
3. Обязать Госплан СССР:
а) внести необходимые изменения, вытекающие из настоящего постановления, в планы соответствующих министерств на 1953 год;
б) снять фонды на металл, топливо, строительные материалы, оборудование и другие фонды, выделенные на 1953 год для объектов, прекращенных строительством.
4. Обязать Министерство обороны СССР (т. Василевского):
а) прекратить комплектование двух дорожно-строительных дивизий, предусмотренных Постановлением Совета Министров СССР от 30 января 1953 года за № 273-126-с, на которые возложено выполнение работ по строительству железной дороги Петропавловск-Камчатский—Усть-Большерецк и автомобильной дороги Усть-Большерецк—Озерковский рыбкомбинат;
б) расформировать дорожные военно-строительные части, сформированные на основании Постановления Совета Министров № 3865-1767сс от 8 октября 1951 года, для выполнения работ по строительству дорог на Кольском полуострове, в Архангельской области и на побережье Балтийского моря.
5. Обязать Министерство финансов СССР внести изменения в балансы доходов и расходов на 1953 год по министерствам в соответствии с настоящим постановлением.
ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 2. Д. 416. Лл. 17–19. Машинописная копия.
________________________________________
Сколько же денег было потрачено на ликвидируемые обьекты?
________________________________________
Из письма Л.П. Берия в Президиум Совета Министров СССР об изменении строительной программы 1953 года
Выполнено работ на 1.I/1953 г. в миллионах рублей:
Главный Туркменский канал- 328,9
самотечный канал Волга—Урал- 13,0
Волгобалтийский водный путь- 618,0
гидроузлы на Нижнем Дону- 1,8
Усть-Донецкий порт- 3,4
железная дорога Чум—Салехард—Игарка, судоремонтные мастерские, порт и поселок в районе Игарки- 3724,0
железная дорога Комсомольск—Победин- 595,7
тоннельный переход под Татарским проливом- 443,0
железная дорога Апатиты—Кейва—Поной- 109,5
железная дорога Варфоломевка—Чугуевка — бухта Ольга: - -
железная дорога Чугуевка—Сергеевка- - -
железная дорога Архангельск—Ручьи—Мезень: 77,7
железная дорога Красноярск—Енисейск: - -
железная дорога Петропавловск-на-Камчатке—Усть-Большерец
автомобильная дорога Усть-Большерецк—Озеровский рыбкомбинат: - -
автомобильные дороги на Кольском полуострове, в Архангельской и Мурманской областях и на побережье Балтийского моря: 54,4
Кировский химический завод: 82,0
Черногорский завод искусственного жидкого топлива: 158,0
Араличевский завод искусственного жидкого топлива: 81,0
верфь металлического судостроения в Осетрово: 2,8
ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 2. Д. 416. Лл. 14–16. Заверенная копия.
ИТОГО: Ликвидировались строительства, в которые было вложено 6 миллиардов 293 миллиона рублей и тысячи жизней советских заключенных.
_______________________________________
И красивые иллюстрации на закуску