Вот нашёл такую книгу на просторах Руснета: Т.К. Чугунов «Высшее образование в СССР» (Издательство ЦОПЭ, Мюнхен, 1961). Всё, как водится, враньё и оклеветание «великого и могучего», правда, непонятно, куда девшегося уже довольно давно как. Решил выбрать оттуда самые характерные моменты, а вообще советую прочитать целиком, скачавши (там .pdf-файл). Итак.
стр. 17-18: ...большая книга, специально посвящённая описанию сорокалетних итогов развития народного образования в СССР, уверенно заявляет: «...СССР по количеству студентов занял первое место в мире...» [Дейнеко - Сорок лет образования в СССР, стр. 259]
«Национальный научный фонд» Соединённых Штатов Америки в апреле 1960 г. сделал доклад Конгрессу о постановке образования в Америке и Советском Союзе. Содержание доклада было опубликовано в американских газетах. В этом докладе приведены сведения о сети высших учебных заведений в Америке и о студенческих контингентах. В Соединённых Штатах Северной Америки на 180 миллионов жителей в 1959 году было 2000 высших учебных заведений: университетов, коллеждей и институтов. В них училось 3,402,000 студентов. А в 1958 году в Советском Союзе на 209 миллионов жителей было только 766 высших школ и в них училось около 2,2 миллиона студентов [Ежегодник «Народное хозяйство СССР в 1958 году», стр. 830].
Сектор студентов составляет такую долю (в процентах) среди всей молодёжи в возрасте от 18 до 25 лет:
В Соединённых Штатах Северной Америки - 25%
В Советском Союзе - 12%
[«Рейнская газета» от 28-29 января 1961 года, Кобленц]
стр. 31: В 1958-59 учебном году всего студентов в вузах СССР было 2179 тысячи. Из них на дневных отделениях училось 1180 тысяч, т.е. 54% всего числа студентов. А на вечерних и заочных отделениях вместе училось 999 тысяч студентов... или 46% всего состава студенчества [Статистический ежегодник «Народное хозяйство СССР в 1958 году», стр. 830].
стр. 34: ...за три года, от 1955-56 до 1958-59 учебного года, удельный вес сектора дневного обучения упал от 62% до 54%.
стр. 35: Занятия рабочих-студентов в вечернем институте проходят так:
«В аудиториях ребята, разморенные после восьми часов работы, то и дело клевали носом. Преподаватели показывали списки, и там против половины фамилий студентов стояло «нб» (неблагополучно). Мы видели, что им действительно очень трудно... Студент вечернего вуза работает в первую смену (на производстве) с 7 часов утра до 4 часов дня; четыре раза в неделю занятия с 7 часов вечера до 11 часов ночи. Нужно ещё время на переезды, на обед. Заниматься приходится ночью» [Газета «Комсомольская правда» от 3 ноября 1959 года, Москва].
стр. 37: В статье Хрущёва о высшей школе производственная практика в советских вузах охарактеризована так: «...Теперь в наших вузах имеется производственная практика... Но поставлена она очень плохо... Теперь студенты на практике больше слоняются по заводу: один работает, а 10-15 на него смотрят, а сами боятся к станку подойти. Да и администрация предприятий мало доверяет практикантам, так как студенты не имеют квалификации, и если им дать рабочий станок, получается потеря производственных мощностей, производственных возможностей. Предприятия тяготятся такими практикантами» [Газета «Известия» от 21 сентября 1958 года, Москва].
стр. 40: Киров на партсъезде в 1934 году заявил... так: когда некоторые студенты технических вузов говорят, что они должны прежде всего и наиболее основательно изучать свою специальность - науку о сопротивлении материалов, то мы должны им напомнить, что для всех советских специалистов мы ставим на первое место задачу: доскональное изучение марксизма, этой науки о сопротивлении классового врага, науки всех наук.
стр. 50: В 1947 году среди научных работников и преподавателей вузов было 54% коммунистов - членов и кандидатов КПСС.
В 1950 году было 65% коммунистов.
А в 1955 году число коммунистов среди научных работников и преподавателей вузов дошло уже до 97% [Сборник «Культурное строительство СССР», стр. 248].
стр. 55-56: Все беспартийные научные работники прошли трёхлетний курс аспирантуры. А из коммунистов, которые их сменили, около половины аспирантуры не проходили.
стр. 57: ...за 8 лет (от 1947 до 1955 года) было вычищено 96 тысяч беспартийных научных работников, или ежегодно «вычищали» по 12 тысяч... На 12 тысяч свободных мест в вузах... из аспирантуры могли поступать ежегодно только около 6 тысяч окончивших аспирантуру. А остальных 6 тысяч научных работников ежегодно подбирали из числа партийцев, аспирантуры не проходивших (иногда не закончивших даже и высшей школы).
стр. 59: «В работе нашей высшей школы... много и других недостатков: студенты чрезмерно перегружены обязательными занятиями и имеют мало времени для самостоятельной работы; преподавательский состав, среди которого много высококвалифицированных специалистов, слабо участвует в научной работе. Требует значительного улучшения изучение общественных наук и постановка идейно-воспитательной работы» [Хрущёв, газета «Известия» от 21 сентября 1958 г., Москва].
стр. 60-61: ...газета «Известия», центральный орган правительства, сообщает такие факты. В центральном институте по проектированию машин служат 12 докторов и 150 кандидатов технических наук. За 1958 год ни один из них не отчитался перед учёным советом о том, что же им сделано в разработке той научно-технической темы, над которой каждый из них работает. Некоторые из научных работников уже по пяти лет разрабатывают свою тему, но и до сих пор не дали абсолютно никаких результатов. Подводя итоги работы научных учреждений, газета приходит к такому выводу: «Много таких учёных за многие годы не обогатили ни науку, ни производство ни единой светлой мыслью». И газета характеризует этих псевдо-научных работников как «пустоцветы» [5 июня 1959 г., Москва, статья «Пустоцветы»].
стр. 61: Газета «Правда», центральный орган коммунистической партии, летом 1959 года тоже поместила ряд статей о полном неблагополучии в вузах и научных учреждениях.
В одной статье квазинаучные эксперименты советской физиологической лаборатории (об охране... дневного сна свиней и об увеличении его продолжительности...) названы «исследованием на тему о выеденном яйце» [Газета «Правда», №91 за 1959 год, статья «У тихой пристани»].
Другая статья, подытоживая и анализируя бесплодную работу ряда научно-технических исследовательских учреждений и многих научных работников, квалифицировала эту работу как «производство мыльных пузырей в науке» [Газета «Правда» от 10 апреля 1959 года, статья «Производство мыльных пузырей в науке»].
стр. 62: Один советский астороном в последнее время сделал ряд сенсационных заявлений о своих научных открытиях: о северном сиянии в атмосфере планеты Венеры и о современной вулканической деятельности на Луне. Но астрономы в других государствах, проверив эти заявления в своих обсерваториях, не нашли для них никаких подтверждений. Тот же астроном... выдвинул свою новую теорию, основанную на высказываниях классиков марксизма столетней давности: теорию о превращении времени в энергию. Многие советские газеты и журналы восторженно расхвалили эту теорию как «неслыханное достижение передовой марксистской науки», которая «неизмеримо превосходит буржуазную антимарксистскую лженауку». Но... Президиум Академии принял резолюцию, в которой указал, что при проведении опытов, которыми пытались подтвердить теорию... были допущены грубые ошибки, обусловившие и ошибочные результаты... Самую теорию о концентрации времени и превращении его в энергию академики охарактеризовали так: «Мы видим здесь концентрацию не энергии, а простого невежества» [Газета «Правда» от 22 ноября 1959 г., Москва].
стр. 64: «За три прогула студента могут исключить из университета. Если у него есть стипендия - а она есть почти у всех, - он лишается её» [Журнал «Свобода», №3 за 1961 год, стр. 24, Мюнхен].
В дореволюционных вузах России (и во всех других странах мира) посещение лекций студентами является делом добровольным.
стр. 69-70: Социальный состав современного студенчества советских вузов в 1958 году Хрущёв охарактеризовал так: «...В высших учебных заведениях... мало детей рабочих и колхозников. В московских вузах, например, детей рабочих и колхозников учится всего 30-40%. Остальные студенты - это дети служащих, интеллигенции... Число самих рабочих и колхозников, которые учились бы в высших учебных заведениях с отрывом от работы, составляет буквально единицы» [Газета «Известия» от 21 сентября 1958 г., Москва].
стр. 72: В средней школе учащиеся вступали в комсомол в большинстве своём вынужденно: чтобы облегчить себе поступление в вуз. Одна комсомолка об этом откровенно заявила: «Я поступила в комсомол только потому, что так делают другие: комсомольцу легче поступить в вуз» [«Комсомольская правда» от 16 февр. 1961 г.]
стр. 74: В «Комсомольской правде» было упоминание о том, что из вузов Ленинграда только за один 1957-й год за оппозиционные настроения было исключено 4,300 студентов.
Таблица выпуска специалистов, окончивших дневные отделения вузов за период от 1952 до 1957 года, показывает, что процент этого выпуска неуклонно, год за годом, падал.
стр. 84: Чаще всего поступление в высшую школу в обход законов совершается за крупную взятку... В газетных заметках, описывающих такие случаи, указываются размеры взяток: от 6,000 до 30,000 рублей (старых). Эта взятка равняется годовому или даже пятигодичному окладу среднего рабочего.
стр. 87: О низком уровне знаний и о неумении самостоятельно учиться студентов пореформенного приёма (1959 года) писал министр высшего образования СССР летом 1960 года в «Учительской газете».
Студенты этого приёма, по данным экзаменаторов и вузовских профессоров, «слабо владеют вычислительными навыками» и обладают «невыской культурой труда».
Студенты не умеют «анализировать, обобщать материалы»; «используют лишь тексты лекций и почти не заглядывают в учебники». Они «испытывают большие затруднения, когда им приходится самостоятельно заниматься по нескольким литературным источникам, конспектировать статьи».
Они не обладают «зрелостью мысли, самостоятельностью в суждениях» [«Учительская газета от 30 июля 1960 года].
стр. 17-18: ...большая книга, специально посвящённая описанию сорокалетних итогов развития народного образования в СССР, уверенно заявляет: «...СССР по количеству студентов занял первое место в мире...» [Дейнеко - Сорок лет образования в СССР, стр. 259]
«Национальный научный фонд» Соединённых Штатов Америки в апреле 1960 г. сделал доклад Конгрессу о постановке образования в Америке и Советском Союзе. Содержание доклада было опубликовано в американских газетах. В этом докладе приведены сведения о сети высших учебных заведений в Америке и о студенческих контингентах. В Соединённых Штатах Северной Америки на 180 миллионов жителей в 1959 году было 2000 высших учебных заведений: университетов, коллеждей и институтов. В них училось 3,402,000 студентов. А в 1958 году в Советском Союзе на 209 миллионов жителей было только 766 высших школ и в них училось около 2,2 миллиона студентов [Ежегодник «Народное хозяйство СССР в 1958 году», стр. 830].
Сектор студентов составляет такую долю (в процентах) среди всей молодёжи в возрасте от 18 до 25 лет:
В Соединённых Штатах Северной Америки - 25%
В Советском Союзе - 12%
[«Рейнская газета» от 28-29 января 1961 года, Кобленц]
стр. 31: В 1958-59 учебном году всего студентов в вузах СССР было 2179 тысячи. Из них на дневных отделениях училось 1180 тысяч, т.е. 54% всего числа студентов. А на вечерних и заочных отделениях вместе училось 999 тысяч студентов... или 46% всего состава студенчества [Статистический ежегодник «Народное хозяйство СССР в 1958 году», стр. 830].
стр. 34: ...за три года, от 1955-56 до 1958-59 учебного года, удельный вес сектора дневного обучения упал от 62% до 54%.
стр. 35: Занятия рабочих-студентов в вечернем институте проходят так:
«В аудиториях ребята, разморенные после восьми часов работы, то и дело клевали носом. Преподаватели показывали списки, и там против половины фамилий студентов стояло «нб» (неблагополучно). Мы видели, что им действительно очень трудно... Студент вечернего вуза работает в первую смену (на производстве) с 7 часов утра до 4 часов дня; четыре раза в неделю занятия с 7 часов вечера до 11 часов ночи. Нужно ещё время на переезды, на обед. Заниматься приходится ночью» [Газета «Комсомольская правда» от 3 ноября 1959 года, Москва].
стр. 37: В статье Хрущёва о высшей школе производственная практика в советских вузах охарактеризована так: «...Теперь в наших вузах имеется производственная практика... Но поставлена она очень плохо... Теперь студенты на практике больше слоняются по заводу: один работает, а 10-15 на него смотрят, а сами боятся к станку подойти. Да и администрация предприятий мало доверяет практикантам, так как студенты не имеют квалификации, и если им дать рабочий станок, получается потеря производственных мощностей, производственных возможностей. Предприятия тяготятся такими практикантами» [Газета «Известия» от 21 сентября 1958 года, Москва].
стр. 40: Киров на партсъезде в 1934 году заявил... так: когда некоторые студенты технических вузов говорят, что они должны прежде всего и наиболее основательно изучать свою специальность - науку о сопротивлении материалов, то мы должны им напомнить, что для всех советских специалистов мы ставим на первое место задачу: доскональное изучение марксизма, этой науки о сопротивлении классового врага, науки всех наук.
стр. 50: В 1947 году среди научных работников и преподавателей вузов было 54% коммунистов - членов и кандидатов КПСС.
В 1950 году было 65% коммунистов.
А в 1955 году число коммунистов среди научных работников и преподавателей вузов дошло уже до 97% [Сборник «Культурное строительство СССР», стр. 248].
стр. 55-56: Все беспартийные научные работники прошли трёхлетний курс аспирантуры. А из коммунистов, которые их сменили, около половины аспирантуры не проходили.
стр. 57: ...за 8 лет (от 1947 до 1955 года) было вычищено 96 тысяч беспартийных научных работников, или ежегодно «вычищали» по 12 тысяч... На 12 тысяч свободных мест в вузах... из аспирантуры могли поступать ежегодно только около 6 тысяч окончивших аспирантуру. А остальных 6 тысяч научных работников ежегодно подбирали из числа партийцев, аспирантуры не проходивших (иногда не закончивших даже и высшей школы).
стр. 59: «В работе нашей высшей школы... много и других недостатков: студенты чрезмерно перегружены обязательными занятиями и имеют мало времени для самостоятельной работы; преподавательский состав, среди которого много высококвалифицированных специалистов, слабо участвует в научной работе. Требует значительного улучшения изучение общественных наук и постановка идейно-воспитательной работы» [Хрущёв, газета «Известия» от 21 сентября 1958 г., Москва].
стр. 60-61: ...газета «Известия», центральный орган правительства, сообщает такие факты. В центральном институте по проектированию машин служат 12 докторов и 150 кандидатов технических наук. За 1958 год ни один из них не отчитался перед учёным советом о том, что же им сделано в разработке той научно-технической темы, над которой каждый из них работает. Некоторые из научных работников уже по пяти лет разрабатывают свою тему, но и до сих пор не дали абсолютно никаких результатов. Подводя итоги работы научных учреждений, газета приходит к такому выводу: «Много таких учёных за многие годы не обогатили ни науку, ни производство ни единой светлой мыслью». И газета характеризует этих псевдо-научных работников как «пустоцветы» [5 июня 1959 г., Москва, статья «Пустоцветы»].
стр. 61: Газета «Правда», центральный орган коммунистической партии, летом 1959 года тоже поместила ряд статей о полном неблагополучии в вузах и научных учреждениях.
В одной статье квазинаучные эксперименты советской физиологической лаборатории (об охране... дневного сна свиней и об увеличении его продолжительности...) названы «исследованием на тему о выеденном яйце» [Газета «Правда», №91 за 1959 год, статья «У тихой пристани»].
Другая статья, подытоживая и анализируя бесплодную работу ряда научно-технических исследовательских учреждений и многих научных работников, квалифицировала эту работу как «производство мыльных пузырей в науке» [Газета «Правда» от 10 апреля 1959 года, статья «Производство мыльных пузырей в науке»].
стр. 62: Один советский астороном в последнее время сделал ряд сенсационных заявлений о своих научных открытиях: о северном сиянии в атмосфере планеты Венеры и о современной вулканической деятельности на Луне. Но астрономы в других государствах, проверив эти заявления в своих обсерваториях, не нашли для них никаких подтверждений. Тот же астроном... выдвинул свою новую теорию, основанную на высказываниях классиков марксизма столетней давности: теорию о превращении времени в энергию. Многие советские газеты и журналы восторженно расхвалили эту теорию как «неслыханное достижение передовой марксистской науки», которая «неизмеримо превосходит буржуазную антимарксистскую лженауку». Но... Президиум Академии принял резолюцию, в которой указал, что при проведении опытов, которыми пытались подтвердить теорию... были допущены грубые ошибки, обусловившие и ошибочные результаты... Самую теорию о концентрации времени и превращении его в энергию академики охарактеризовали так: «Мы видим здесь концентрацию не энергии, а простого невежества» [Газета «Правда» от 22 ноября 1959 г., Москва].
стр. 64: «За три прогула студента могут исключить из университета. Если у него есть стипендия - а она есть почти у всех, - он лишается её» [Журнал «Свобода», №3 за 1961 год, стр. 24, Мюнхен].
В дореволюционных вузах России (и во всех других странах мира) посещение лекций студентами является делом добровольным.
стр. 69-70: Социальный состав современного студенчества советских вузов в 1958 году Хрущёв охарактеризовал так: «...В высших учебных заведениях... мало детей рабочих и колхозников. В московских вузах, например, детей рабочих и колхозников учится всего 30-40%. Остальные студенты - это дети служащих, интеллигенции... Число самих рабочих и колхозников, которые учились бы в высших учебных заведениях с отрывом от работы, составляет буквально единицы» [Газета «Известия» от 21 сентября 1958 г., Москва].
стр. 72: В средней школе учащиеся вступали в комсомол в большинстве своём вынужденно: чтобы облегчить себе поступление в вуз. Одна комсомолка об этом откровенно заявила: «Я поступила в комсомол только потому, что так делают другие: комсомольцу легче поступить в вуз» [«Комсомольская правда» от 16 февр. 1961 г.]
стр. 74: В «Комсомольской правде» было упоминание о том, что из вузов Ленинграда только за один 1957-й год за оппозиционные настроения было исключено 4,300 студентов.
Таблица выпуска специалистов, окончивших дневные отделения вузов за период от 1952 до 1957 года, показывает, что процент этого выпуска неуклонно, год за годом, падал.
стр. 84: Чаще всего поступление в высшую школу в обход законов совершается за крупную взятку... В газетных заметках, описывающих такие случаи, указываются размеры взяток: от 6,000 до 30,000 рублей (старых). Эта взятка равняется годовому или даже пятигодичному окладу среднего рабочего.
стр. 87: О низком уровне знаний и о неумении самостоятельно учиться студентов пореформенного приёма (1959 года) писал министр высшего образования СССР летом 1960 года в «Учительской газете».
Студенты этого приёма, по данным экзаменаторов и вузовских профессоров, «слабо владеют вычислительными навыками» и обладают «невыской культурой труда».
Студенты не умеют «анализировать, обобщать материалы»; «используют лишь тексты лекций и почти не заглядывают в учебники». Они «испытывают большие затруднения, когда им приходится самостоятельно заниматься по нескольким литературным источникам, конспектировать статьи».
Они не обладают «зрелостью мысли, самостоятельностью в суждениях» [«Учительская газета от 30 июля 1960 года].