21.05.2015 Политика, Экономика
Россиянский «олигарх» Владимир Потанин, отсвечивающий за хозяев ГМК «Норильский никель», разродился откровениями. В интервью агентству Bloomberg выходец из семьи кегебистов оптимистично заявил о прекращении действия западных санкций на экономику России. А заодно выразил надежду на возврат «старых и добрых времен», когда дружили с Западом, олигархи богатели, РесФед вставал с колен и празднования «великих побед» были гуще от года к году.
С интервью смотрячего за жемчужиной советской цветной металлургии можно ознакомиться здесь. Стоит напомнить, что ГМК «Норильский никель» включает в себя в основном производственные активы, построенные в нечеловеческих условиях сталинскими рабами ГУЛАГа (или если это режет чей-то нежный советский слух, то «воспитанниками системы оздоровительных лагерей»).
Благодаря этим активам ГМК является одним из крупнейших на нашей планете производителей таких металлов как палладий, никель (274 тысячи тонн в 2014 году — около четверти мирового производства), платина, а также медь (368 тысяч тонн). Капитализация компании сейчас на уровне 33 миллиардов долларов, и она неустанно радует своих акционеров на Западе щедрыми дивидендами. Официально, конечно, считается, что владельцами «Норникеля» являются структуры фестивального «олигарха» Потанина (более 30%), одиозного Олега Дерипаски (чуть менее 28%) и межгалактического Романа Абрамовича (менее 6%).
Так, только за непростой 2014 год, когда произошло некоторое снижение цен на металлы на мировых биржах, ГМК «Норникель» выплатит им (с учетом промежуточных дивидендов) 266,7 миллиардов рублей. Это более 5 миллиардов долларов по текущему курсу. Неплохо для владельцев компании, имеющей выручку всего в 12 миллиардов и чистую прибыль в 2 миллиарда долларов по итогам того же 2014 года. По сути, из компании выводится не только вся чистая прибыль, но также операционные резервы — инвестиционные средства и оборотный капитал. За счет чего же тогда ГМК живет и, наверное, даже развивается? Все просто: никак не развивается, а живет за счет увеличения долговой нагрузки. Благо, что пока она относительно небольшая — около 6 миллиардов долларов.
Это 134-метровая яхта Владимира Потанина Serene, построенная в 2011 году в Италии
Например, для освоения перспективного Быстринского месторождения медных руд компания привлекает кредит в 1 миллиард долларов от ВТБ, а также просит деньги у кредиторов в Китае. Причем длится это уже не первый год (у ВЭБа кредит компания клянчит с 2011 года) и происходит на фоне оптимистичных заявлений журналистов:
У «Норникеля» есть и собственные средства на развитие Быстринского ГОКа – свободный денежный поток компании в 2014 г. составил $4,7 млрд. Но развивать проект самостоятельно компания не хочет и намерена разделить риски.
Секрет «Норникеля», из которого каждый год выводятся астрономические суммы в виде дивидендов (за 2013 год — около 2 миллиардов долларов, за 2012 год — также около 2 миллиардов долларов и так далее), и который при этом остается на плаву, прост.
Во-первых, компания, как мы уже сказали выше, не развивается. Она не тратит каких-то заметных средств на геологоразведку, модернизацию оборудования (как засирал Никелевый комбинат атмосферу, так и засирает, благо колониальное законодательство позволяет это), защиту окружающей среды, социальную сферу (сам город Норильск компания спихнула со своего баланса), развитие новых активов.
Во-вторых, построенная советскими насекомыми архитектура примитивного «добывающего актива» предельно лаконична и экономична: выкапывается руда, затем она обогащается, и в конце нехитрой технологической цепочки уже в виде чушек металла-сырца отвозится к потребителям. Сейчас, конкретно — на Запад. Ничего нового выдумывать не нужно, а какая-нибудь Норильская обогатительная фабрика вполне себе работает с 1938 года и каши не просит.
Никаких сложных технологий, никаких высоких переделов, ровным счетом ничего особенного в этом бизнесе нет. Зато есть впечатляющая рентабельность в 40-45% — ведь инфраструктура досталась дерипаскам и потаниным уже готовенькой.
В-третьих, безусловно, нельзя забывать и о помощи Ресурсной Федерации, избавляющей «национального производителя» от уплаты штрафов за экологию, закрывающей глаза на серые схемы экспорта и так далее. В какой-нибудь Европе «Норникель» банально разорился на одних только пенях, но у нас, слава Богу, «суверенный» «добывающий актив».
Serene это — 4500 квадратных метров внутренних пространств, бассейн с морской водой, вертолетная площадка, своя подводная лодка и катера
Примечательно, что интервью Потанина появилось аккурат после того, как правительство РФ официально заявило о негативном влиянии санкций Запада на экономику РФ. По правде говоря, никаких особых санкций на РесФед Запад еще и не накладывал. Да, некоторым статусным людям немного ограничили бизнес в метрополиях, отрезали россиянские банки и корпорации от финансового рынка плюс частично свернули сотрудничество в ключевом для РФ нефтегазовом секторе.
Но как работала экономика РФ насосом по перекачке денег в Первый мир, так и работает: только в 2014 году «урановый рудник» вывел 56 миллиардов долларов. Другое дело, что в перспективе 2-3 лет при сохранении не очень высоких цен на сырье и сырьевые товары из РФ ее экономика встанет перед дилеммой: либо плавно загибаться, либо модернизироваться. Последнее возможно лишь за счет развития внутреннего рынка, внедрения доступного кредитования, перехода к суверенной валюте (рубль сейчас — это лишь колониальная счетная палочка, производная от суверенных валют) и так далее.
В общественно-политической сфере это потребует реальной демократизации, увеличения роли социальной составляющей политики, учета мнения коренного населения, наконец, прекращение политики оккупационной администрации — разжигания межнациональной ненависти, травли русских и других коренных народов РФ и т.п. То есть, в любом случае, кто бы в таких условиях не находился у власти — Путин, Навальный, Шойгу, Ходорковский или клон товарища Джугашвили, ему нужна будет искренняя поддержка населения. Но откуда ее взять, тем более, что «крымский эффект» уже проходит? Поэтому попытка Потанина, представляющего интересы акционеров «Норникеля» из (преимущественно) США и Великобритании, поиграть для западной аудитории в оптимизм, понятна.
Есть проверенный добывающий актив, он прекрасно работал, каждый год как автомат приносил прибыль своим хозяевам, зачем все менять? Давайте вернем все назад! Ведь все же было хорошо: РесФед вывозит сырье и капиталы, управляющее «активами» сословие кегебистов богатеет, покупает недвижимость в Великобритании, Франции, США, отправляет своих отпрысков туда на учебу. Что пошло не так?
Обитателям Кремля, возможно, ясно, что нынешние, весьма гуманные «санкции» Запада в любой момент могут одним движением мизинца ужесточиться. Не сегодня, так завтра, не в этом году, так в следующем. И получается, что подвисает вообще все: недвижимость, капиталы, будущее детей, надежды на включение хотя бы в верхний средний класс Первого мира. По логике, из капкана еще можно выбраться: например, сдать Крым обратно Украине, прекратить бессмысленную сурковскую возню на Донбассе, выплатить компенсации отвратительным украинским националистам.
Только снимет ли после этого Запад свои санкции? Не арестует ли имущество и активы россиянских кегебистов и олигархов, в качестве компенсации за «агрессию»? Не спонсирует ли за копейки «патриотический взрыв возмущения» и пару-тройку межнациональных конфликтов внутри РФ?
Вопросов много, а ответов нет. Управляющие Ресурсной Федерацией явно попали в очень и очень неприятную ситуацию цугцванга. Не важно тут как: сами, по приказу Хозяев или из-за попыток подставить друг друга — ведь РФ с 2011 года существует в положении перманентного госпереворота, не будем забывать.
При этом не исключено, что и США, и Европейский союз, и Великобританию с Нидерландами вполне себе устраивает та кровавая каша, которая варится на Дальнем Востоке Украины (об этом чуть позже будет отдельно сказано). И посему беспроигрышная игра в кошки-мышки с колониальными администрациями Украины, РФ, да и других «стран» СНГ не прекратится. Так что жалобный всхлип Потанина вряд ли подействует на международных пиратов.
Патриотический бизнесмен из Ресурсной Федерации «плавает» на своем крейсере, разумеется, под британским флагом
В этом свете интересные коллизии вырисовываются и для самого Владимира Потанина. Например, сейчас он ведет тяжбу с бывшей женой Наталией, которая претендует на половину акций «Норникеля», принадлежащих «гениальному» бизнесмену (они, как и все у россиянских олигархов, записаны на какой-то пошлый офшор). «Ведомости» так описали последствия ее победы:
Если Пресненский суд встанет на сторону Потаниной, это может создать бизнесмену проблемы. По акционерному соглашению, которое в 2012 г. подписали Потанин, Олег Дерипаска и Роман Абрамович, доли «Интерроса» и UC Rusal в «Норникеле» в течение пяти лет после подписания не могут быть ниже 20%. У UC Rusal сейчас 27,82%. Millhouse не должна уменьшать долю ниже 4% до декабря 2014 г., а до декабря 2017 г. ее доля должна быть выше 2,5%. Если кто-то из партнеров нарушит акционерное соглашение, то другие получат право выкупить пакет нарушителя с 25%-ным дисконтом к рыночной цене.
Конечно, никто не верит в такой исход, но исключать его вовсе не стоит. Ведь для группы Олега Дерипаски это был бы годный вариант… поменять расстановку внутри:
Иллюстрация к тому, зачем существовал СССР: чтобы «олигархи» в конечном итоге построили себе яхты