harmful_grumpy (harmfulgrumpy) wrote,
harmful_grumpy
harmfulgrumpy

Мифологизация декабристского движения

Эрлих С.Е. История декабристского мифа

"Официоз не у всех вызывал доверие. Экземпляр «Донесения» нашли при аресте вчерашнего студента Герцена [Вопросные пункты, 1961. С. 423]. Представленный там «компромат»: многочисленные замыслы цареубийства, сцена подсчета на пальцах числа приговариваемых к смерти членов императорской семьи, план публичной казни цареубийц из «обреченного отряда» — не произвел впечатления на автора декабристского мифа. Он считал эти факты истории тайных обществ наветом лживой власти на героев и мучеников свободы. Убедившись, что слово пропаганды не всегда отзывается желательным образом, правительство отказалось от разоблачений и перешло к публичному молчанию по поводу 14 декабря.Сендеров отмечает, что полонофил Герцен скрыл полонофобию многих декабристов, всерьез обсуждавших убийство императора за его благосклонность к полякам. Он приписывает творцу декабристского мифа стремление дезавуировать знаменитую сцену с коленопреклонением  Трубецкого..."
Обнаружено у  ivanov_petrov
«Журнальный зал» (ЖЗ) — интернет-проект, в котором собраны электронные версии 36 «толстых журналов» преимущественного либерального направления[1]. Гигантский массив (более 50 тысяч) журнальных публикаций конца 90-х годов XX в. — середины 10-х годов XXI в. является незаменимым источником для изучения мировоззрения интеллигенции. Электронный поиск открывает недоступные при работе с бумажными «носителями» возможности для реконструкции представлений образованного слоя. Декабристская тема — одна из популярных у авторов ЖЗ. Она затрагивается примерно в 1000 публикаций. Тематически они распределяются следующим образом:
1) Герценовский миф представлен незначительным числом манифестаций. Большинство из них созданы либо в советскую эпоху, либо их создатели рождены еще в сталинском СССР. Такое безразличие к своему «основному мифу» авторов журналов, где интеллигенция пишет для интеллигенции, дает основания полагать, что современный образованный слой порвал с ценностями самопожертвования ради народа, которые почти два века воплощались в священном примере героев и мучеников 14 декабря;
2) В ЖЗ часто встречаются попытки отделить «первое поколение» от народовольцев-террористов и садистов-большевиков путем переключения декабристского мифа из «революционного» в умеренный «реформаторский» контекст. Существуют и христианские интерпретации «метафоры мятежа». Представлены конспирологическая и православно-монархическая разновидности контр-мифа декабристов;
3) Кроме «основного мифа» интеллигенции, представлены и его производные: «Пушкин — друг декабристов», «узники сибирских руд», «жены декабристов». В публикациях ЖЗ активно (в несколько раз чаще, чем центральный декабристский миф) осмысливается пушкинско-декабристская тема и, в значительно меньшей мере, два упомянутых «побочных» извода;
4) Едва ли не половину декабристских пассажей в ЖЗ можно отнести к реликтовым проявлениям мифологической составляющей. Это не только многочисленные «оговорки» подсознания — воспроизведение пропагандистских клише советского времени. К «фрейдовской» симптоматике относится и рационально не обоснованное встраивание самых разных повествований в контекст ленинско-герценовского мифа декабристов.
http://istorex.ru/page/erlikh_se_istoriya_dekabristskogo_mifa_v_zhurnalnom_zale
Tags: мифы, прошлое, шарлатаны
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments