harmful_grumpy (harmfulgrumpy) wrote,
harmful_grumpy
harmfulgrumpy

Category:

Называть оленя лошадью

Оригинал взят у kosarex в Называть оленя лошадью

指鹿为马

Эта пословица весьма известна в Китае. Во время правления сына Цинь Шихуанди, которого звали Ху Хаем, реальную власть при дворе захватил канцлер Чжао Гао. Однажды он притащил во дворец оленя и назвал его лошадью. Император Ху Хай назвал в ответ оленя оленем. Министрам была предоставлена свобода выбора в разрешении спора. Одни согласились с канцлером и назвали оленя лошадью, другие отмолчались, третьи сваляли дурака и поддержали императора, назвав оленя оленем. После Чжао Гао уничтожил всех, кто посмел встать на позицию императора.

В данной истории абсолютно не важны причины, по которым император фактически поддержал провокацию Чжао Гао. Боялся ли он Чжао Гао, нравилось ли издеваться над окружающими, счел ли провокацию полезным, воспитательным процессом. Главное, что  всех несогласных с очевидным и верующих в защиту императора убили, и власть Чжао Гао только окрепла. При желании и в русской истории можно найти немало примеров применения подобного приема. Только в Китае подобные примеры фиксировались, а молодежь при желании могла лекго узнать о всех подобных хитростях.

Так же известно, что никакие фокусы с оленем не спасли династию Цинь. Ещё при Ху Хае страна начала разваливаться. А следующий император правил совсем недолго и свергнут восстанием. И Ху Хай, и Чжао Гао стали примерами подонков во власти. Это уже их, китайцев, нравы, а не наши.

朝三暮四

Утром три, вечером четыре. Речь идет о дрессировщике обезьян, который научился понимать обезьян и как добрый правитель, советующийся с народом, не забывал с ними разговаривать. Когда он впал в денежный кризис, то решил провести политику затягивания поясов у народа. Он предложил обезьянам есть по четыре желудя утром и только три вечером. Обезьяны возмутились. Тогда он стал морочить им голову и предложил по три желудя утром и четыре вечером на каждую обезьяну. Благодаря успешной идейно-воспитательной работе обезьяны согласились.

Для российского бытия данная пословица крайне полезна, поскольку не только указывает на важность идейно-воспитательной работы власти с народом или предпринимателей с народом, но намекает на опасные последствия знания ширнармассами арифметики. А то у нас больше про вред литературы говорят, а о вреде умения считать до десяти часто забывают.
Tags: китай, политейшн, юмор
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments