harmful_grumpy (harmfulgrumpy) wrote,
harmful_grumpy
harmfulgrumpy

Categories:

Броня крепка, и трактора наши быстры.

Напомнило забытые переделки тракторов в "танки" с 1941, краткая история шушпанцеров
Оригинал взят у practic9 в Беспилотники-2030 и танки-1941. Что общего?
<.....>
В качестве примера из истории вспоминается инициатива Тухачевского. Который разумно говорил о том, что хорошо бы заготовить к имеющимся гражданским тракторам бронекорпуса. Так чтобы при начале войны монтаж бронекорпусов на трактора давал стране плохенькие, но танки.

Поясню, тогдашние гражданские трактора были крайне неподходящими для переделки в танк - или бронировалась передняя часть (закрывая двигатель, но почти не закрывая водителя и стрелка) или бронировалась задняя часть(закрывая водителя и стрелка, но не закрывая двигатель). Полное бронирование было нереальным из-за массы брони и недостаточной мощности тракторов. Плюс тихоходность.
Зато ходовая и двигатель - в готовом виде и сразу.

По уму под эти цели следовало ЗАРАНЕЕ изменить компановку гражданских тракторов (в частности двигатель - сзади, водитель спереди)..

Разумеется Тухачевский поговорил и ничего не сделал. Но ПОНИМАНИЕ было. Так и в 2016 у многих есть ПОНИМАНИЕ важности беспилотников и важности освоения их максимальным кол-вом сограждан...
И тут ставят БЛОК.

Чем аукнулось отсутствие танков непосредственной поддержки пехоты в 1941-1945гг ? Массовыми глупыми потерями пехоты.
Чем аукнется запрет на беспилотники в рф? Массовыми глупыми потерями пехоты/бронетехники/...

 __________________________________________________________

Суррогаты 30-х годов - бронетрактора

К 1930-м годам индустриализация в СССР шла полным ходом, а вот Красная армия по-прежнему передвигалась, образно говоря, на тачанках. Полноценные танки были дороговаты, а водрузить орудия на бронированные тракторные шасси было делом не столь трудным.



Приказ о разработке броневиков на базе тракторов получил ленинградский завод «Большевик», и уже в августе 1931 года на свет появилась самоходная установка СУ-2. По сути, эта конструкция стала прародительницей всех советских СУ, в том числе могучих СУ-76.




В годы войны в артиллерийских частях Красной Армии использовалось огромное число гусеничных тракторов «Коммунар». Этот трактор был первым образцом гусеничной техники, освоенным на Харьковском паровозостроительном заводе им. Коминтерна. В качестве прототипа при его разработке был выбран трактор немецкой фирмы «Ганомаг». Трактор выпускался с 1924 по 1931 г.  Производилось три модификации — с двигателем на керосине мощностью 50 л.с. и на бензине мощностью 75 л.с. или 90 л.с.

Самоходная установка СУ-2 с лозунгами "Да здравствует мировой Октябрь" и "Войны мы не хотим, но дать отпор готовы"

Базировалась СУ-2 на тракторе «Коммунар 9ГУ» и была оснащена 76-мм орудием. В октябре опытный образец с имитацией брони из обычной стали прошел полевые испытания. Машина с экипажем из пяти человек проехала более 30 км, сделала ряд выстрелов, в том числе и на ходу. Никаких «противопоказаний» к ее постановке на серийное производство выявлено не было, но проект неожиданно свернули. Скорее всего, в этом были замешаны внутренние интриги, а не техническая сторона вопроса. Была попытка сконструировать и еще одно шасси СУ-5 с 76-мм пушкой образца 1915 года. Этот трактор прошел испытания в 1932 году, но проект остановили из-за того, что тракторное шасси не могло выдержать более мощного вооружения.

В те же годы была предпринята и еще одна попытка создать бронетрактор. В 1930 году управление механизации и моторизации Красной армии (УММ РККА) одобрило инициативу начальника опытно-конструкторского бюро Н.Н. Дыренкова. Под его руководством было осуществлено бронирование четырех тракторов – трех «Коммунаров 9ГУ» и одного Caterpillar 60. В результате было построено четыре эрзац-танка: Д-10 (пушка и два пулемета, шасси «Коммунар»);

Суррогативный танк Д-10 на шасси трактора "Коммунар" с 76-мм пушкой

Д-11 (пушка и два пулемета, шасси Caterpillar);

Д-14 (десантный с экипажем 15 человек); Д-15 (химического нападения с распылителем и резервуарами для отравляющих веществ).

Для Д-10, Д-14 и Д-15 использовалось шасси трактора Коммунар 9 ГУ. а для Д-11 - импортное шасси Катсрпиллер-60. Шасси всех факторов было усилено, топливные баки перенесены назад, переделаны места для водителей.

В мае 1931 года Д-10. Д-11 и Д-14 прибыли на Научно-испытательный бронетанковый полигон УММ РККА (ст. Кубинка, Московской области) для проверки их боевых и эксплуатационных качеств, 1-4 нюня нее три машины совершили npoбег на расстояние 95 км, причем часть пути они прошли но пересеченной местности и грунтовым дорогам. Максимальная скорость тракторов составила 5-10 км/ч, средняя но проселочным дорогам - 4-6 км/ч, они преодолевали подъемы до 25 градусов. Вместе с тем было выявлено множество недостатков в конструкции бронетракторов. Так. в отчете об испытании отмечалось, " что топливные баки поставлены очень низко и на самых мaлых подъемах подача горючего самотеком прекращается, а действие насосом очень малопроизводительно. Отработанные пары двигателя частично проникают внутрь кузова и утомляют экипаж, почему необходим вытяжной вентилятор. Мотор из-за неудовлетворительной системы охлаждения часто перегревается." Так же отмечался плохой обзор водителя ч неудобный доступ к агрегатам, требующим частой регулировки. А у Д-14. вдобавок ко всему, из-за увеличения длины задней части рамы (для размещения десанта), наблюдалась перегрузка задних тележек. Поэтому трактор при движении по малейшим неровностям "задирал нос." В выводах отчета но испытаниям констатировалось, что "к 7 нюня все тракторы из-за поломок поставлены в ремонт. Необходимо для дальнейших испытаний во всех машинах сделать ряд изменений, ...после чего для выяснения боевых и эксплуатационных качеств испытания должны быть продолжены." Однако никаких изменений в конструкцию бронетракторов внесено не было и дальнейших испытаний они не проходили. Что же касается трактора Д-15, то он был закончен к лету 1931 года, но не испытывался. Простояв во дворе завода Можерез до конца 1932 года, машина была разобрана.

Традиционная гонка привела к катастрофическим недоработкам в конструкции всех четырех танков. Первые три, конечно, прошли на испытаниях порядка сотни километров, но количество недостатков превысило все возможные нормы. Ладно, что на подъемах топливо переставало поступать самотеком в двигатель и тракторы глохли. Не так важен даже факт серьезной неустойчивости тракторов – они переворачивались несколько раз. Но то, что выхлопные газы при работе двигателя поступали в кабину (конечно, не полностью, но ощутимо), стало последней каплей.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНЕТРАКТОРОВ:


СУ-2

СУ-5

Д-10

Д-11

Д-14
Масса, т
10

9.4

11,32

10,93

12,62
Скорость, км\ч

Максимальная


14

14

7,8

6,7

5.8
Вооружение:
-пушек

-пулеметов


76 мм обр. 1902г
-


76 мм обр. 1915г
-


76 мм обр. 1927г.
2


76 мм обр. 1927г.
2


-
-
2
Боекомплект:
-снарядов

-патронов


200

-


200
(на приц.)
?


?
(на приц.)
?


?

?


-

?
Бронирование, мм:
6-10

-



-лоб


16

16

11
-борт


11

11

11
-корма


16

16

11
-крыша


6

6

6
Экипаж, чел.:
6

6

3

3

2 (+15 десант)
Запас горючего, л
285

285

245

205

284
Запас хода по шоссе, км
150

150

120

100

150
Длина, мм
4350

4350

5500

6000

4920
Ширина, мм
2060

2060

2040

2210

2342
Высота, мм
3300

2930

2730

2600

2

На испуг!

Но самый знаменитый советский танкотрактор появился в Одессе. 5 августа 1941 года румынские войска вплотную подошли к городу, и начался славный период, известный ныне как оборона Одессы. Защитникам не хватало всего: личного состава, оружия, боеприпасов и даже провизии. Особенно не хватало бронетехники: одними пулеметами сдержать наступающих румын было невозможно.

Командование Черноморским флотом помогало всем чем могло, в том числе и людьми, но этого не хватало. Летом 1941 года было принято беспрецедентное решение. Одесский машиностроительный завод им. Январского восстания («Январка») при помощи ряда других предприятий переоборудовал 60 тракторов СТЗ-НАТИ… в броневики.

Сельскохозяйственные машины были обшиты легкой броней толщиной 10–20 мм (или просто стальными листами с судоремонтного завода), на некоторые из них (не на все) установили башни от поврежденных и подбитых танков Т-26 1930-х годов выпуска. Тяжелых пушек в наличии не было, да и не выдержали бы тракторы подобной нагрузки, и на самодельные «танки» были установлены мелкокалиберные орудия и пулеметы. На те тракторы, для которых пушек не хватило, установили муляжи орудий! Самым лучшим вариантом было вооружение двумя 7,62-мм пулеметами ДТ-29, но такая роскошь досталась менее чем половине «танков». В атаку замечательные шушпанцеры шли задним ходом, потому что самым уязвимым их местом были передние скаты гусениц.

15 сентября обороне города пришел приказ «продержаться еще несколько дней» – до прибытия подкрепления. 20 сентября 1941 года отряд из 60 бронированных тракторов в составе 210-го бронетанкового батальона принял участие в боевых действиях под селом Великий Дальник на Южном секторе обороны. Ставка была сделана скорее на психологический эффект, нежели на боевую мощь: тракторы издавали чудовищный шум, к тому же румынское командование было уверено в том, что силы города на исходе и ни о каких боевых машинах речи идти уже не может.

Сумасбродная ночная атака бронетракторов имела оглушительный успех. Включенные сирены и прожектора, дикий грохот и стрекотание пулеметов вкупе с неожиданностью вынудили румын не просто отступить с насиженных позиций, а откровенно бежать. Именно после этой легендарной атаки трактор получил название НИ-1 (или «На испуг»).

Собственно, во время Второй мировой войны целый ряд заводов выпускал подобные эрзац-танки. Практически все они базировались на тракторах СТЗ и были похожи между собой как родные братья. До наших дней дошло несколько НИ-1 – в Одессе и в Киеве. Правда, стоит отметить, что не все сохранившиеся экземпляры советских бронетракторов точно идентифицированы: на многие не было даже документации, они собирались буквально «на коленке».

ХТЗ-16

Оборона Харькова была гораздо более тяжелой, нежели оборона Одессы. Отсутствие выхода к морю и поддержки флота плюс гораздо более активное наступление не позволили удержать город.

20 июля 1941 года Госкомитет обороны выпустил постановление «Об экранировке легких танков и о бронировании тракторов». Харьковский тракторный завод (ХТЗ) должен был стать одним из основных производителей бронированной тракторной техники. Тем не менее за базу бронетрактора приняли машину Сталинградского тракторного завода СТЗ-3 (хотя испытывали и другие тракторы). Шасси усилили и «подогнали» под гусеницы для более мощного СТЗ-5 в целях лучшей проходимости. Кабину демонтировали, на ее месте разместили бронированную (толщина – до 25 мм) рубку с 45-мм танковой пушкой. Новый бронетрактор получил индекс ХТЗ-16 и был поставлен на производство в Харькове. Детали для него должны были поступать с Новокраматорского машиностроительного завода (НКМЗ), а бронелисты – с Мариупольского завода им. Ильича. Разработку трактора вели специалисты НАТИ.

Создатели попросту не успели. В начале сентября 1941 года началось производство ХТЗ-16, а 15 сентября немцы уже завершили окружение советских войск под Киевом. Германская армия наступала стремительно: 18 сентября была взята Полтава, – и было принято решение эвакуировать ХТЗ вместо ранее планируемой круговой обороны. Более того, к моменту эвакуации Новокраматорского завода он успел поставить не более сотни боекомплектов для тракторов, что в любом случае ограничивало возможности выпуска.

Командование имело указание удержать Харьков до 23 октября, чтобы обеспечить полную эвакуацию заводов и населения. Героические части советских войск справились: Харьков был взят лишь 20 октября, все стратегически важные объекты успели эвакуировать. Но вернемся к танкотрактору.

До начала эвакуации ХТЗ успел выпустить около 50 машин, хотя изначально суммарно на СТЗ и ХТЗ планировали собрать 800 тракторов. Они принимали участие в боях за Харьков. Вот, собственно, и все. ХТЗ-16 представляли собой полноценные боевые агрегаты, способные отразить атаку противника, что они и делали – в том небольшом количестве, в котором были выпущены. В отличие от НИ-1, ни одного ХТЗ-16 в классическом виде не сохранилось.

Помимо Одессы и Харькова, бронетракторы (правда, выпущенные «самопалом», в одном-двух экземплярах) воевали в Ленинграде. Данных об этих машинах практически нет.

Источники: http://waffen.ucoz.ru/news/kratkaja_istorija_russkogo_shushpancera_bronirovannye_traktory/2009-11-10-2696
http://armor.kiev.ua/Tanks/WWII/tractor/bronetr2.php

Tags: артиллерия, прошлое, техника
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments