Оригинал взят у
В качестве примера из истории вспоминается инициатива Тухачевского. Который разумно говорил о том, что хорошо бы заготовить к имеющимся гражданским тракторам бронекорпуса. Так чтобы при начале войны монтаж бронекорпусов на трактора давал стране плохенькие, но танки.
Поясню, тогдашние гражданские трактора были крайне неподходящими для переделки в танк - или бронировалась передняя часть (закрывая двигатель, но почти не закрывая водителя и стрелка) или бронировалась задняя часть(закрывая водителя и стрелка, но не закрывая двигатель). Полное бронирование было нереальным из-за массы брони и недостаточной мощности тракторов. Плюс тихоходность.
Зато ходовая и двигатель - в готовом виде и сразу.
По уму под эти цели следовало ЗАРАНЕЕ изменить компановку гражданских тракторов (в частности двигатель - сзади, водитель спереди)..
Разумеется Тухачевский поговорил и ничего не сделал. Но ПОНИМАНИЕ было. Так и в 2016 у многих есть ПОНИМАНИЕ важности беспилотников и важности освоения их максимальным кол-вом сограждан...
И тут ставят БЛОК.
Чем аукнулось отсутствие танков непосредственной поддержки пехоты в 1941-1945гг ? Массовыми глупыми потерями пехоты.
Чем аукнется запрет на беспилотники в рф? Массовыми глупыми потерями пехоты/бронетехники/...
_______________________________________
Суррогаты 30-х годов - бронетрактора
К 1930-м годам индустриализация в СССР шла полным ходом, а вот Красная армия по-прежнему передвигалась, образно говоря, на тачанках. Полноценные танки были дороговаты, а водрузить орудия на бронированные тракторные шасси было делом не столь трудным.
Приказ о разработке броневиков на базе тракторов получил ленинградский завод «Большевик», и уже в августе 1931 года на свет появилась самоходная установка СУ-2. По сути, эта конструкция стала прародительницей всех советских СУ, в том числе могучих СУ-76.
В годы войны в артиллерийских частях Красной Армии использовалось огромное число гусеничных тракторов «Коммунар». Этот трактор был первым образцом гусеничной техники, освоенным на Харьковском паровозостроительном заводе им. Коминтерна. В качестве прототипа при его разработке был выбран трактор немецкой фирмы «Ганомаг». Трактор выпускался с 1924 по 1931 г. Производилось три модификации — с двигателем на керосине мощностью 50 л.с. и на бензине мощностью 75 л.с. или 90 л.с.
Самоходная установка СУ-2 с лозунгами "Да здравствует мировой Октябрь" и "Войны мы не хотим, но дать отпор готовы"
В те же годы была предпринята и еще одна попытка создать бронетрактор. В 1930 году управление механизации и моторизации Красной армии (УММ РККА) одобрило инициативу начальника опытно-конструкторского бюро Н.Н. Дыренкова. Под его руководством было осуществлено бронирование четырех тракторов – трех «Коммунаров 9ГУ» и одного Caterpillar 60. В результате было построено четыре эрзац-танка: Д-10 (пушка и два пулемета, шасси «Коммунар»);
Суррогативный танк Д-10 на шасси трактора "Коммунар" с 76-мм пушкой
Д-11 (пушка и два пулемета, шасси Caterpillar);
Д-14 (десантный с экипажем 15 человек); Д-15 (химического нападения с распылителем и резервуарами для отравляющих веществ).
Для Д-10, Д-14 и Д-15 использовалось шасси трактора Коммунар 9 ГУ. а для Д-11 - импортное шасси Катсрпиллер-60. Шасси всех факторов было усилено, топливные баки перенесены назад, переделаны места для водителей.
В мае 1931 года Д-10. Д-11 и Д-14 прибыли на Научно-испытательный бронетанковый полигон УММ РККА (ст. Кубинка, Московской области) для проверки их боевых и эксплуатационных качеств, 1-4 нюня нее три машины совершили npoбег на расстояние 95 км, причем часть пути они прошли но пересеченной местности и грунтовым дорогам. Максимальная скорость тракторов составила 5-10 км/ч, средняя но проселочным дорогам - 4-6 км/ч, они преодолевали подъемы до 25 градусов. Вместе с тем было выявлено множество недостатков в конструкции бронетракторов. Так. в отчете об испытании отмечалось, " что топливные баки поставлены очень низко и на самых мaлых подъемах подача горючего самотеком прекращается, а действие насосом очень малопроизводительно. Отработанные пары двигателя частично проникают внутрь кузова и утомляют экипаж, почему необходим вытяжной вентилятор. Мотор из-за неудовлетворительной системы охлаждения часто перегревается." Так же отмечался плохой обзор водителя ч неудобный доступ к агрегатам, требующим частой регулировки. А у Д-14. вдобавок ко всему, из-за увеличения длины задней части рамы (для размещения десанта), наблюдалась перегрузка задних тележек. Поэтому трактор при движении по малейшим неровностям "задирал нос." В выводах отчета но испытаниям констатировалось, что "к 7 нюня все тракторы из-за поломок поставлены в ремонт. Необходимо для дальнейших испытаний во всех машинах сделать ряд изменений, ...после чего для выяснения боевых и эксплуатационных качеств испытания должны быть продолжены." Однако никаких изменений в конструкцию бронетракторов внесено не было и дальнейших испытаний они не проходили. Что же касается трактора Д-15, то он был закончен к лету 1931 года, но не испытывался. Простояв во дворе завода Можерез до конца 1932 года, машина была разобрана.
Традиционная гонка привела к катастрофическим недоработкам в конструкции всех четырех танков. Первые три, конечно, прошли на испытаниях порядка сотни километров, но количество недостатков превысило все возможные нормы. Ладно, что на подъемах топливо переставало поступать самотеком в двигатель и тракторы глохли. Не так важен даже факт серьезной неустойчивости тракторов – они переворачивались несколько раз. Но то, что выхлопные газы при работе двигателя поступали в кабину (конечно, не полностью, но ощутимо), стало последней каплей.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНЕТРАКТОРОВ: |
|||||
---|---|---|---|---|---|
СУ-2 |
СУ-5 |
Д-10 |
Д-11 |
Д-14 |
|
Масса, т | 10 |
9.4 |
11,32 |
10,93 |
12,62 |
Скорость, км\ч Максимальная |
14 |
14 |
7,8 |
6,7 |
5.8 |
Вооружение: -пушек -пулеметов |
76 мм обр. 1902г - |
76 мм обр. 1915г - |
76 мм обр. 1927г. 2 |
76 мм обр. 1927г. 2 |
- - 2 |
Боекомплект: -снарядов -патронов |
200 - |
200 (на приц.) ? |
? (на приц.) ? |
? ? |
- ? |
Бронирование, мм: | 6-10 |
- |
|||
-лоб | 16 |
16 |
11 |
||
-борт | 11 |
11 |
11 |
||
-корма | 16 |
16 |
11 |
||
-крыша | 6 |
6 |
6 |
||
Экипаж, чел.: | 6 |
6 |
3 |
3 |
2 (+15 десант) |
Запас горючего, л | 285 |
285 |
245 |
205 |
284 |
Запас хода по шоссе, км | 150 |
150 |
120 |
100 |
150 |
Длина, мм | 4350 |
4350 |
5500 |
6000 |
4920 |
Ширина, мм | 2060 |
2060 |
2040 |
2210 |
2342 |
Высота, мм | 3300 |
2930 |
2730 |
2600 |
2 |
На испуг!
Но самый знаменитый советский танкотрактор появился в Одессе. 5 августа 1941 года румынские войска вплотную подошли к городу, и начался славный период, известный ныне как оборона Одессы. Защитникам не хватало всего: личного состава, оружия, боеприпасов и даже провизии. Особенно не хватало бронетехники: одними пулеметами сдержать наступающих румын было невозможно.
Командование Черноморским флотом помогало всем чем могло, в том числе и людьми, но этого не хватало. Летом 1941 года было принято беспрецедентное решение. Одесский машиностроительный завод им. Январского восстания («Январка») при помощи ряда других предприятий переоборудовал 60 тракторов СТЗ-НАТИ… в броневики.
Сельскохозяйственные машины были обшиты легкой броней толщиной 10–20 мм (или просто стальными листами с судоремонтного завода), на некоторые из них (не на все) установили башни от поврежденных и подбитых танков Т-26 1930-х годов выпуска. Тяжелых пушек в наличии не было, да и не выдержали бы тракторы подобной нагрузки, и на самодельные «танки» были установлены мелкокалиберные орудия и пулеметы. На те тракторы, для которых пушек не хватило, установили муляжи орудий! Самым лучшим вариантом было вооружение двумя 7,62-мм пулеметами ДТ-29, но такая роскошь досталась менее чем половине «танков». В атаку замечательные шушпанцеры шли задним ходом, потому что самым уязвимым их местом были передние скаты гусениц.
15 сентября обороне города пришел приказ «продержаться еще несколько дней» – до прибытия подкрепления. 20 сентября 1941 года отряд из 60 бронированных тракторов в составе 210-го бронетанкового батальона принял участие в боевых действиях под селом Великий Дальник на Южном секторе обороны. Ставка была сделана скорее на психологический эффект, нежели на боевую мощь: тракторы издавали чудовищный шум, к тому же румынское командование было уверено в том, что силы города на исходе и ни о каких боевых машинах речи идти уже не может.
Сумасбродная ночная атака бронетракторов имела оглушительный успех. Включенные сирены и прожектора, дикий грохот и стрекотание пулеметов вкупе с неожиданностью вынудили румын не просто отступить с насиженных позиций, а откровенно бежать. Именно после этой легендарной атаки трактор получил название НИ-1 (или «На испуг»).
Собственно, во время Второй мировой войны целый ряд заводов выпускал подобные эрзац-танки. Практически все они базировались на тракторах СТЗ и были похожи между собой как родные братья. До наших дней дошло несколько НИ-1 – в Одессе и в Киеве. Правда, стоит отметить, что не все сохранившиеся экземпляры советских бронетракторов точно идентифицированы: на многие не было даже документации, они собирались буквально «на коленке».
ХТЗ-16
Оборона Харькова была гораздо более тяжелой, нежели оборона Одессы. Отсутствие выхода к морю и поддержки флота плюс гораздо более активное наступление не позволили удержать город.
20 июля 1941 года Госкомитет обороны выпустил постановление «Об экранировке легких танков и о бронировании тракторов». Харьковский тракторный завод (ХТЗ) должен был стать одним из основных производителей бронированной тракторной техники. Тем не менее за базу бронетрактора приняли машину Сталинградского тракторного завода СТЗ-3 (хотя испытывали и другие тракторы). Шасси усилили и «подогнали» под гусеницы для более мощного СТЗ-5 в целях лучшей проходимости. Кабину демонтировали, на ее месте разместили бронированную (толщина – до 25 мм) рубку с 45-мм танковой пушкой. Новый бронетрактор получил индекс ХТЗ-16 и был поставлен на производство в Харькове. Детали для него должны были поступать с Новокраматорского машиностроительного завода (НКМЗ), а бронелисты – с Мариупольского завода им. Ильича. Разработку трактора вели специалисты НАТИ.
Создатели попросту не успели. В начале сентября 1941 года началось производство ХТЗ-16, а 15 сентября немцы уже завершили окружение советских войск под Киевом. Германская армия наступала стремительно: 18 сентября была взята Полтава, – и было принято решение эвакуировать ХТЗ вместо ранее планируемой круговой обороны. Более того, к моменту эвакуации Новокраматорского завода он успел поставить не более сотни боекомплектов для тракторов, что в любом случае ограничивало возможности выпуска.
Командование имело указание удержать Харьков до 23 октября, чтобы обеспечить полную эвакуацию заводов и населения. Героические части советских войск справились: Харьков был взят лишь 20 октября, все стратегически важные объекты успели эвакуировать. Но вернемся к танкотрактору.
До начала эвакуации ХТЗ успел выпустить около 50 машин, хотя изначально суммарно на СТЗ и ХТЗ планировали собрать 800 тракторов. Они принимали участие в боях за Харьков. Вот, собственно, и все. ХТЗ-16 представляли собой полноценные боевые агрегаты, способные отразить атаку противника, что они и делали – в том небольшом количестве, в котором были выпущены. В отличие от НИ-1, ни одного ХТЗ-16 в классическом виде не сохранилось.
Помимо Одессы и Харькова, бронетракторы (правда, выпущенные «самопалом», в одном-двух экземплярах) воевали в Ленинграде. Данных об этих машинах практически нет.
Источники: http://waffen.ucoz.ru/news/kratkaja_istorija_russkogo_shushpancera_bronirovannye_traktory/2009-11-10-2696
http://armor.kiev.ua/Tanks/WWII/tractor/bronetr2.php