Фото 1886 г. Летняя эстрада театра "Антей" в саду "Эрмитаж".
Не тот сад "Эрмитаж", который мы знаем сейчас в Каретном Ряду. Это старый сад "Эрмитаж", на нынешней Делегатской улице. Его уже давно нет. И там уже давно городские кварталы.
Фото кон. 1880-х гг. Театр "Антей" в саду "Эрмитаж" (арх. Ф. Шехтель)
Практически полностью забытый театр "Антей" - детище знаменитого "мага и чародея" М. В. Лентовского - в увеселительном саду "Эрмитаж" на Божедомке (не путать с нынешним, в Каретном Ряду) в своё время побил сразу два театральных рекорда: в феерии «Путешествие на Луну» принимали участие 467 человек (кстати, стоимость постановки тоже поражала - 54 тыс. руб. За эти деньги можно было каменный двухэтажный домик в центре Москвы прикупить), а в спектакле К. А. Тарновского «Нена-Саиб» на сцене театра «Антей» появился корабль в натуральную величину, управляемый настоящими матросами.
Ф. Шехтель. Театр "Антей". Эскиз.
Определимся с местом его дислокации. Что интересно, указан он только на одном единственном плане Москвы - 1907 г. издания Суворина. Правда в этом году его уже не существовало, а вот на планах 19 века он блистательно отсутствует. Находился он на берегу неглименских прудов (образовавшихся из запруженного русла р. Неглинки). Вот эти пруды видны на карте 1890 г. издания Ильина (слева), а театр виден на карте справа:
Современная локация:
На месте прудов сейчас 3-й Самотёчный переулок.
Послушаем Е. Кириченко: "Среди разнообразных работ для Лентовского значительное место занимают театральные здания. Это - театр "Антей" для сада "Эрмитаж", перестроенное здание бывшей панорамы «Царьград» на Сретенском бульваре для народного театра «Скоморох», театр Г. Парадиза на Большой Никитской улице (ныне театр имени В. В. Маяковского), построенный в соавторстве с архитектором К. В. Терским.
С необычайным размахом и широтой велось Лентовским переоборудование старого сада "Эрмитаж" на Божедомке, в котором Шехтель принимал самое активное участие.
Вход в парк был оформлен в виде арки в русском стиле с кассами с обеих сторон. Садовником императорских дворцов и Нескучного сада Ю. И. Демюром "Эрмитаж" был превращен в живописный парк с таинственными дорожками по берегам пруда и поэтическими скамейками, лужайками и цветниками. На пруду была устроена большая пристань с широкими лестницами и сходами, музыкальная эстрада, заново отстроен кегельбан, перестроен ресторан с большой террасой, карточная переделана в читальню. Липовая аллея вела от входной арки к главной площадке в центре парка с большим цветником посередине.
Сад "Эрмитаж". Рис. Н. Каразина.
Создатели парков и устроители народных гуляний неизменно заботились об организации зрелищ, "способных в занятной затейливой форме знакомить с завоеваниями новейшей техники и культуры". В XIX веке стремление развлекать народ неотделимо от столь же последовательно реализуемого стремления просвещать его. В проходивших в парках Лентовского праздниках и в разработанных им программах гуляний "польза" и "развлечение" ("Развлечение и польза" название одного из театров на ежегодно устраивавшихся народных гуляньях в Петербурге) гармонично соединяются. В народных праздниках отражались важнейшие культурные события страны.
К открытию Всероссийской художественно-промышленной выставки 1882 года в Москве в саду "Эрмитаж" было приурочено создание "Фантастического театра". Свое название "Фантастический театр" получил за необычайность облика. Это был открытый амфитеатр в виде руин. В условиях Москвы затея оказалась непрактичной, и спустя четыре года, в 1886 году, он был перестроен по проекту Ф. О. Шехтеля в приспособленный специально для феерий театр "Антей".
Фото 1880-х гг. Театр "Антей (арх. Ф. Шехтель, 1886 г.; "помпейский" стиль).
Восторженное описание "Фантастического театра" опубликовал А. П. Чехов: "Театр сей воздвигнут на стогнах сада "Эрмитаж", в одном из тех пустопорожних мест, которые доселе были ни богу свечкой, ни черту кочергой. О начале представления дают знать звоном в здоровеннейший вокзальный колокол ... Вообразите себе лес. В лесу поляна. На поляне огромнейшим брандмауэром возвышается более всех уцелевшая стена стариннейшего средневекового замка. Стена давно уже облупилась; она поросла мхом, лебедой и крапивой. Она одна уже дает вам некоторое представление о тех поэтических руинах, которые вы так привыкли встречать в иностранных романах. От этой стены к зрителю и в стороны идут более и совсем уже развалившиеся стены замка. Из-за развалин сиротливо и угрюмо выглядывают деревья, бывшие свидетели тех благообразий и безобразий, которые совершались в замке. Деревья высушены временем: они голы. На площадке, которой окружены развалины и были прежде "полами" замка, заседает публика. Пересечения стен и разрушившихся простенков изображают собой ложи. Вокруг замка рвы, в которых теряются ваши глаза .... Во рвах разноцветные фантастические огни с тенями и полутенями. Все прелестно, фантастично, волшебно. Не хватает только летающих сов, соловья, певшего те же самые песни, которые пелись около замка, когда он еще не был разрушен ... Развалины освещены электричеством. Нам кажется, что стена с занавесом освещена слишком. Искусственное освещение, пущенное неумеренно, стушевывает несколько фантастичность.
Ф. Шехтель. Сцена театра "Антей". Эскиз.
Вся суть разумеется в фантастичности. Нужно стараться, чтобы фантастичность не пропадала во все время, пока зритель глядит на развалины, иначе пропадет очарование. Очарование пропадает бесследно, когда занавес, устроенный в одной из стен, распадается и вы видите на банальной сцене банального любовника, ревнивых мужей и бешеных тещ ... По нашему мнению, водевили, дающиеся на сцене "Фантастического театра" нужно заменить чем-нибудь другим, не портящим общего впечатления ... ". Действительно, и в этом театре, а позднее и в сооруженном на его месте "Антее" давались феерии, более подходящие к фантастичности обстановки и не портившие общего впечатления.
В убранстве интерьеров Шехтель сочетал архитектурное оформление в едином с решением фасада стиле с введением декоративной живописи и световых эффектов.
В оформлении "Антея" он искусно применил живопись с использованием элементов декоративной системы помпейских фресок в качестве фриза, в простенки включил живописные панно, которые по его эскизам выполняли Н. Чехов, Н. Турлыгин, К. Коровин. Сохранилось описание "Антея" в день его открытия, прекрасно передающее и атмосферу того времени: "Во Вторник, б мая, в саду "Эрмитаж" состоял ось открытие театра "Антей" М. В. Лентовского. Новый театр сооружен по совершенно оригинальному проекту Ф. О. Шехтеля в течение 48 дней. Снаружи это очень изящное здание в греко-помпеевском стиле, внутри - громадная зрительная зала, второй ярус которой отдан под ресторан: здесь в ложах, во время самого действия, можно получать кушанья, чай, вино и так далее.
Позади лож устроена широкая галерея, с платой по полтиннику за вход. На красиво декорированных эстрадах по бокам сцены помещаются и поют в антрактах хоры цыган и русских певиц. Карниз плафона украшен фресками в помпеевском стиле, а простенки залы художественными панно на мотивы из "Орфея" и "Прекрасной Елены". Зелень, зеркала и садовая нарядная мебель придают всему театру чрезвычайно симпатичный отпечаток. Входные коридоры убраны ноздреватою массою и ползучими растениями и освещаются алыми и голубыми лампочками. Сцена оправлена в рамку - единственная новинка, позаимствованная г. Шехтелем из театра лондонского типа. Некоторые из отдельных кабинетов ресторана снабжены балкончиками, выходящими на пристань пруда, противоположный берег которого предложено декорировать в самом непродолжительном времени. Освещается театр "Антей" газом и электрическими фонарями".
Ф. Шехтель. Эскиз декораций для спектакля "Иван-царевич". Соловей-разбойник.
Эскизы декораций к сказке «Иван-Царевич» изображают Медный дворец Змея-Горыныча, избушку на курьих ножках Бабы-Яги в лунную ночь, дворец в лесу, площадь в старом русском городе. Вся декорационная часть и постройки выполнены по рисункам Шехтеля. Вот каков был план: «Прямо против входа будет устроен театр, где два раза в день будут даваться спектакли народных и волшебных пьес. С правой стороны, ближе к входу будет построен медный дворец Змея-Горыныча, весь освященный красными огнями; тут и сам Змей-Горыныч, и его стража, и битва с Добрыней Никитичем. Далее по этой стороне будет представлена избушка на курьих ножках Бабы-Яги; избушка и местность освещены лунным светом. С левой стороны лес дремучий, где на горе во дворце проживает Соловей-Разбойник; тут же изображен будет бой Соловья-Разбойника с Ильей Муромцем; с левой же стороны подводное царство, где изображен будет Хрустальный дворец. В процессии, где будет весь русский сказочный мир, наиболее интересно шествие Царь-Девицы. Царь-Девица будет почивать в хрустальном гробу, а вокруг будет балет в невероятных сказочных костюмах. Посередине манежа будет окруженный водой «остров цветов», увенчанный серебряными беседками».
Ф. Шехтель. Эскиз декораций для спектакля "Иван-царевич". Избушка Бабы-Яги.
К. Ф. Вальц пишет, что Лентовский привел Эрмитаж с помощью Шехтеля в образцовый порядок. Что Вальц под этим подразумевал, дополняет свидетельство самого Лентовского: «Желая увеличить удобства и удовольствие для посещающей публики, я выстроил в саду чайный буфет и открыл сцену, которая и посейчас принадлежит театру «Антей». Не могу припомнить и перечислить эстрад, гимнастик, киосков, мелких садовых украшений, которые строились мною для украшения сада».
Работу Шехтеля в театре и связь с Лентовским никак нельзя назвать случайностью. Шехтель, как и Лентовский, был уроженцем Саратова. Артистическую карьеру Лентовский начал с выступлений в летнем театре городского « Сада Шехтель ». Стационарный театр в Саратове также был построен братьями Шехтель ( дядей и полным тезкой будущего зодчего Федором Осиповичем и отцом Осипом Осиповичем ). « Сад Шехтель » был общедоступным развлекательным садом. Вполне вероятно, что, задумывая аналогичные проекты в столицах, Лентовский обратился к содействию молодого архитектора и рисовальщика".
А. П. Чехов. Осколки Московской жизни.
1884 г. <15. 21 января>
Злоба и вопрос московского дня должны быть ошиканы за свою малость. Ничтожество им имя! Оба они, злоба и вопрос, состоят из одного только "Путешествия на луну". Этою пьесою мы живем, ею одной дышим, ею и бахвалимся. Кроме нее у нас нет никаких других событий и случаев. О ней об одной, стало быть, как ни горько, и писать приходится...
"Путешествие на луну" состоит из 4-х действий и 14 картин. Пьеса эта грандиозна, помпозна, как свадебная карета, и трескуча, как миллион неподмазанных колес. Чудовищные выстрелы, верблюды, извержение вулкана, длинные процессии из позолоченных людей, стучащие кузницы с печами и другие сценические ужасы поражают в ней всякого, получившего даже среднее и высшее образование, а когда глядишь на декорации, то вполне веришь молве, гласящей о том, что г. Лентовский затратил на постановку своего "Путешествия" 51169 рублей и 23 копейки. Декорации до того хороши, до того дороги, что просто... жалко делается, что такую федору, как эта пьеса, нарядили в такое роскошное платье. Сюжет пьесы заимствован. Три земных обывателя садятся в громаднейшую пушку; раздается выстрел, от которого вздрагивают даже извозчики, дремлющие на улице, и обыватели летят на луну. На луне они находят жизнь, мало похожую на наше земное прозябание, - поле широкое для легкого юмора и колючего острословия! Но авторы не сумели прокатиться по этому полю, и получилось нечто такое, за что даже и снисходительные читатели "Развлечения" не сказали бы спасибо. Во всех 14 картинах авторы пускают шпильки в адвокатов, инженеров, кассиров и других обычных козлов искупления. Недостает для полной коллекции только тещ и калужских мужей. И на эту белиберду потрачено 51237 рублей и 19 копеек! Ах!
Ф. Шехтель. Эскиз декораций для феерии "Путешествие на луну".
Еще и сегодня желающие могут узреть во многих молодых головах туман, оставшийся после Татьянина дня. Страсть сколько было трахнуто! Пили, пили и пили... Татьянин день проходит в Москве особенно весело. В этот день нет занятий ни в одном учебном заведении, ни в гимназиях, ни на курсах. (Впрочем, в этом году на курсах Герье почему-то читались лекции...) Вся молодежь гуляет на все свои дивиденды, во все тяжкие и во всю ивановскую. После обедни и акта с традиционной ученой речью толпы по обычаю шествуют в "Эрмитаж". Там начинаются обильные и шумные возлияния. В уста льются спиртуозы, а из уст выливаются словеса и... какие словеса! В этот день позволяется говорить все, даже и такое, чего нельзя напечатать в "Осколках". Говорят о долге, чести, науке, светлом будущем...
Оратор стоит на столе, говорит речь и, видимо, старается округлить, нафабрить и надуть фразу, отчего выходит нечто шестиэтажно напыщенное, шипучее, но все-таки искреннее... А искренность, говорят, нынче редка, как птица о трех крыльях.
Искренность первое дело, господа. Alma mater* дала России много такого, чего не дала другая какая-либо mater. Да и, глядя на говоривших и слушавших, трудно допустить, чтобы из этой хорошей, молодой толпы могло выйти что-нибудь недоброкачественное... А между тем... щедринские Дыба и Удав кончили курс в университете.
А. П. Чехов. Осколки Московской жизни.
1883 г. <16 июля>
Теперь, с вашего позволения, о наших увеселениях. Много писать о них не придется. Один "Эрмитаж" - только. Есть у нас где-то у черта на куличках ренессансы и альгамбры, но они никем не посещаются. Изредка разве забредет в них запоздалый приказчик, да и тот сдуру. "Эрмитаж" - и больше ничего. Минимальная плата за вход в сад, с правом попотеть в театре, рубль с четвертаком. Деньги немалые, но зато вы увидите и услышите многое. Во-первых, вы увидите оперетку. Во-вторых, увидите дамские шляпы a la brigand*, заслоняющие собой все эрмитажные солнца. Шляпы эти непрозрачны, и зритель видит, что называется, кукиш с маслом: ни сцены, ни театра, ни публики... Вы услышите русский хор, тянущий несколько лет подряд одну и ту же русскую канитель, г. Гулевича, именующего себя на афишах в скобках "автором", но тем не менее рассказывающего анекдоты времен Антония и Клеопатры, забеременевшей в 50 г. от Юлия Цезаря. Вы увидите гимнастов, ужасно толстого швейцара, фейерверк (раз в неделю) и, на закуску, самого г. Лентовского с его палкой, цыганско-тирольским костюмом и волосатым декольте, напоминающим Навуходоносора в образе зверином. Если же вам и этого мало на рубль с четвертаком, то вам предоставлено и еще одно удовольствие: поплясать от радости, что вы не дама и что вам не нужно поэтому заглядывать в женскую уборную. Я, не имея чести быть дамой, ни разу не был в уборной, но многое рассказывали про нее супруги и дочери. Там, в уборной, свой буфф. Описывать этот буфф значит дать возможность любителям клубнички лишний раз облизнуться. Действующие лица - рижские и гамбургские гражданки. Они не выходят из уборной ни на минуту. Ни на минуту не умолкают цинические остроты, площадная ругань, жалобы на неудачи с "этими мушшчинами" и проч... Это для дам! Сегодня же не позволю своей супруге ходить в "Эрмитаж"!
В конце концов Лентовский разорился. Весной 1894 г. сад "Эрмитаж" был закрыт, огромный его участок владельцы решили разделить на множество мелких и отдать под застройку. В 1890-е гг. здесь, в четырех Самотёчных переулках, проложенных на месте сада и убранной под землю Неглинки, выросли жилые кварталы, и ничто более не напоминает о шумной славе московского "Эрмитажа".
Ф. Шехтель. Весна-Красна. Обложка альбома.
Но об этом альбоме в следующий раз.
Использована книга: Кириченко Е., Сайгина Л. "Романтический зодчий модерна Федор Шехтель". М., Юкос-Менатрон. 2000 г.