?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вот другой пример. При сооружении крупнейшей в стране нефтеперевалочной базы на Черном море около Новороссийска, стоимость которой 60 млн. рублей, были допущены такие просчеты и ошибки, которые исключили возможность ее нормальной эксплуатации. Вместо того, чтобы принять необходимые меры по устранению этих недостатков, работники Минморфлота СССР и Минпромстроя СССР приняли не пригодные для эксплуатации объекты. Сейчас для устранения последствий допущенных ошибок потребуется значительное время и дополнительные расходы в сумме примерно 20 миллионов рублей...


НАШИ НЕДОСТАТКИ, ТРУДНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ НЕ ТАКИЕ МЕЛКИЕ, ЧТОБЫ МОЖНО БЫЛО СЕБЕ ПОЗВОЛИТЬ ЗАКРЫВАТЬ НА НИХ ГЛАЗА»: Засекреченное выступление Л.И. Брежнева на Пленуме ЦК КПСС 15 декабря 1969 г.         Документ № 1

Выступление Генерального секретаря ЦК КПСС тов. Брежнева Л.И. на Пленуме ЦК КПСС 15 декабря 1969 г.

Секретно

Товарищи!

Годовой план и бюджет мы обсуждаем на Пленумах ЦК партии практически каждый год. И это понятно — речь идет о документах, которые ложатся в основу всей хозяйственной деятельности страны, определяют развитие экономики, обороны, культуры и благосостояния народа. Но я, наверное, не ошибусь, если скажу, что значение плана и бюджета на будущий год особенно велико. Это определяется, во-первых, тем, что 1970 год — последний год текущей пятилетки, и от того, насколько успешно будет развиваться народное хозяйство в наступающем году, во многом будут зависеть итоги пятилетки в целом.

Это определяется, во-вторых, тем, что наступающий 1970 год — это год важнейших политических событий в жизни нашей партии и страны: столетия со дня рождения В.И. Ленина и очередного съезда партии.

В докладах и выступлениях на настоящем Пленуме достаточно подробно говорилось об основных задачах на предстоящий год, отмечались важнейшие итоги развития экономики и культуры страны.

Заключая работу Пленума, считаю необходимым остановиться на ряде вопросов, которые становятся особенно актуальными в связи с приближающимся XXIV съездом партии. Это — предварительные итоги нашей деятельности за последние годы, а также некоторые крупные проблемы, встающие перед нами при составлении планов на будущее, и, в частности, нового пятилетнего плана.

Что касается оценки работы за четыре года пятилетки, то в самом сжатом виде ее можно сформулировать следующим образом:

главный экономический итог истекших четырех лет состоит в том, что уже сегодня мы с полным основанием можем сказать: Директивы партии по восьмому пятилетнему плану развития народного хозяйства страны по важнейшим экономическим и социальным показателям будут выполнены;

главный политический итог этих лет состоит в том, что линия нашей партии, выработанная XXIII съездом, мартовским, сентябрьским (1965 г.) и майским (1966 г.) Пленумами ЦК КПСС, обеспечила серьезные успехи в укреплении экономического потенциала и обороноспособности нашей страны и повышении жизненного уровня трудящихся.

Вместе с тем, мы видим в народном хозяйстве, в своей экономической деятельности немало трудностей, проблем и недостатков.

Как же к ним отнестись?

Если делать упор только на общие цифры и результаты, только на масштабы наших свершений, а они действительно огромны, то может сложиться впечатление, что от всего остального можно и отмахнуться как от «мелочей жизни». Думаю, что это было бы неправильным. Наши недостатки, трудности и проблемы не такие мелкие, чтобы можно было себе позволить закрывать на них глаза. И на этом я остановлюсь подробнее несколько позже.

Можно подойти к делу и по-иному, сосредоточив все внимание только на недостатках и трудностях. Тогда легко прийти к противоположному выводу: что у нас чуть ли не везде дело обстоит из рук вон плохо — и в планировании, и в материально-техническом снабжении, и в обеспечении трудовой и государственной дисциплины.

Такой подход еще в меньшей мере отражает подлинное положение вещей, от него по сути дела отдавало бы пренебрежением к той огромной работе, которая проделана партией и народом.

Давайте вдумаемся, товарищи, в то, что было сделано за последние четыре года. В развитие народного хозяйства было вложено почти 260 млрд. рублей, или примерно на 25 млрд. рублей больше, чем за всю предыдущую пятилетку. Основные фонды, то есть главное, что определяет производственные мощности всех отраслей народного хозяйства, увеличились на 32,8 процента. Среднегодовой объем валовой продукции сельского хозяйства увеличился за истекшие 4 года на 18 процентов в сравнении с предыдущим четырехлетием. Национальный доход, который мы вправе рассматривать как обобщающий показатель экономического прогресса, вырос на 31 процент. За четыре года мы построили более четырехсот миллионов квадратных метров общей полезной площади жилищ. На 25,9 процента увеличились реальные доходы в расчете на душу населения. Как никогда прочной стала обороноспособность Советского Союза. Упрочились внешнеполитическое влияние нашей страны, ее международный авторитет.

Подводя итоги четырех лет, мы видим, какие гигантские силы за это время были приведены в движение, какой размах получило строительство во всех отраслях народного хозяйства нашей необъятной страны, какие поистине грандиозные задачи решает партия и советский народ. И то, что было достигнуто за эти 4 года, должно вызывать у всех нас законную гордость.

Значит, оценку своей работе надо давать уравновешенную и всестороннюю, видеть в ней как хорошее, так и плохое.

Позвольте теперь остановиться на имеющихся трудностях, недостатках и проблемах. О них также надо сказать откровенно, ибо многие из них, хотя они возникли и не сегодня, могут разрастись в такие отрицательные тенденции, которые будут дорого нам стоить. За один следующий год мы всех проблем, конечно, не решим. Но если не приступать к их решению уже сейчас, это может серьезно затруднить нашу работу в будущем. Это особенно важно иметь в виду в год, когда мы приступаем к подготовке очередного съезда.

Хотел бы для начала назвать только некоторые из наших трудностей — наиболее крупные. У нас наметилась тенденция к замедлению темпов экономического роста. Большие недостатки имеются в капитальном строительстве. Слишком медленно увеличивается производительность труда, эффективность общественного производства. Эти и другие моменты вызывают серьезное напряжение при реализации народнохозяйственных планов и мер по повышению жизненного уровня советских людей.

Но дело не только в том, чтобы назвать трудности. В.И. Ленин подчеркивал, что «нам надо вести речь не просто о том, что было за отчетный период, но о том, какие за отчетный период получились политические уроки — основные, коренные, чтобы свою политику на ближайший год определить верно, чтобы кое-чему за год научиться». А для этого надо не только указать на недостатки и трудности, но и правильно определить и проанализировать их причины.

Многие из них, как все мы хорошо понимаем, являются объективными. Их было немало. Известно, в частности, что истекшие годы принесли целый ряд осложнений в международной обстановке. Это — агрессия США во Вьетнаме, война на Ближнем Востоке, обострение отношений с Китаем, серьезные трудности, с которыми столкнулся социализм в Чехословакии. Вы знаете, что все эти события были не только политическим испытанием для нашей страны, но и возложили немалую и к тому же, конечно, не предусмотренную планами дополнительную нагрузку на советскую экономику.

Все вы понимаете, товарищи, что уклониться от такого рода расходов мы не могли — и не только потому, что это значило бы уклониться от выполнения своего революционного интернационального долга. Все это также дела, непосредственно затрагивающие государственные интересы нашей страны, национальные интересы советского народа. Если бы мы не помогли дать отпор проискам империализма в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке, это вдохновило бы американцев и их союзников на новые агрессивные акции уже где-то поближе к нашим границам. Если бы мы не приняли меры для укрепления своих восточных рубежей, китайские деятели шли бы все дальше по пути вооруженных провокаций. Если бы мы не сорвали планы контрреволюции в Чехословакии, войска НАТО скоро оказались бы непосредственно у наших западных границ.

Уверен, что Пленум ЦК КПСС ясно представляет себе эти проблемы.

Не баловали нас в последние два года и климатические условия. Убытки, которые мы понесли из-за капризов погоды и стихийных бедствий, весьма значительны.

Но мне бы не хотелось подробно останавливаться на этой, очевидной для всех нас, стороне дела.

Перейду ко второй категории причин наших трудностей, связанной по существу с самим нашим ростом, с тем, что мы вступили на такой этап развития, который уже не позволяет работать по-старому, требует новых методов и новых решений. Эти проблемы возникли объективно и их, естественно, одним махом не решишь. Прошлый опыт здесь плохой советчик, а до нового приходится дорабатываться упорными и терпеливыми усилиями, нелегкими поисками, как говорят, собственным горбом. Если вдуматься в опыт последних лет, то они как раз и были заполнены такими усилиями и поисками.

В этой связи мне хотелось бы остановиться на принципиальных вопросах нашей хозяйственной политики, которые имеют отношение не только к текущему плану, но и представляют собой узловые проблемы развития советской экономики на длительную перспективу.

В.И. Ленин учил нас при решении сложных задач искать главное, основное звено, ухватившись за которое, можно, образно говоря, вытащить всю цепь, весь комплекс взаимосвязанных проблем. Такой подход особенно важен сейчас, поскольку мы вступили на путь создания качественно более высокой и сложной экономической системы. Нам необходимо было выделить решающее стратегическое направление хозяйственного развития, чтобы сосредоточить на нем основное внимание и силы партии, всего советского народа.

Такое главное направление наша партия определила — и определила правильно. Уже несколько лет назад мы пришли к выводу, что решительное повышение эффективности общественного производства является стержневой проблемой развития нашей экономики. Поискам путей решения этой задачи были посвящены несколько Пленумов ЦК КПСС. Пленумы ЦК КПСС приняли важные решения о мерах подъема сельского хозяйства и экономической реформе. Этому были посвящены многие решения ЦК КПСС и Советского правительства.

Эти меры дали в общем хороший результат. Но, естественно, что они еще не смогли решить проблему повышения эффективности экономики в ее полном объеме. Тем более, что жизнь постоянно выдвигает много новых задач, требующих серьезного обсуждения и разработки крупных решений.

Повышение эффективности народного хозяйства стало поистине ключевой проблемой прежде всего по той причине, что изменились главные факторы нашего экономического роста. Раньше мы еще могли развивать народное хозяйство главным образом за счет количественных факторов, то есть увеличения численности рабочих и высоких темпов наращивания капитальных вложений. Период такого — как его называют, экстенсивного — развития по существу подходит к концу.

Сейчас у нас из каждых десяти человек трудоспособного населения девять уже работают или учатся. И при этом повсеместно ощущается острый недостаток рабочей силы. Имеет свои пределы и такой источник роста как наращивание темпов капиталовложений в развитие производительных сил. У нас, в сравнении с другими странами, эти темпы и так высоки. Любое увеличение доли накоплений, естественно, может происходить только за счет доли потребления. А мы на это не можем пойти, если хотим и впредь вести курс на подъем жизненного уровня трудящихся.

Значит впредь нам приходится рассчитывать прежде всего на качественные факторы экономического роста, на повышение эффективности, интенсивности народного хозяйства. Речь идет о том, чтобы наращивать производство и улучшать качество продукции не только за счет новых капитальных вложений и роста численности работников, но и все в большей мере за счет полного и рационального использования уже имеющихся производственных мощностей, внедрения достижений современной науки и техники, а также за счет рачительного отношения к каждой минуте рабочего времени, к каждой машине и механизму, к каждому грамму сырья и топлива. Речь идет о том, чтобы постоянно соизмерять затраты с полученными результатами, добиваться, чтобы каждый вновь вложенный рубль давал максимальную отдачу.

Это становится не только главным, но и единственно возможным путем развития нашей экономики и решения таких коренных социально-политических задач, как построение материально-технической базы коммунизма, повышение благосостояния трудящихся, победа в экономическом соревновании двух мировых систем. Основная задача перспективного развития нашей экономики состоит, таким образом, в том, чтобы добиться резкого (примерно в 2–2,5 раза) повышения эффективности использования имеющихся трудовых и материальных ресурсов, а также новых накоплений. Другого пути у нас нет.

Нам, товарищи, надо хорошо понять, насколько ответственные задачи выдвигают в этом плане современные условия. Возьмите хотя бы вопрос о соревновании с капитализмом. Это соревнование имеет разные формы. С задачей догнать и перегнать капиталистические страны по производству отдельных видов продукции мы во многих случаях справляемся успешно. Вот, например, сталь — мы уже преодолели заветный рубеж в 100 млн. тонн. Наверняка не составит такой уж сложной проблемы и достичь нынешних американских показателей — 120–125 миллионов. Неплохо обстоит дело и по некоторым другим видам продукции.

Но конечный результат соревнования с капитализмом определяется иным показателем. Коренной вопрос это не только сколько ты произвел, но и какой ценой, то есть какими затратами общественно необходимого труда. В.И. Ленин подчеркивал, что именно этим определяется, в конечном счете, экономическое превосходство той или иной системы хозяйства, победа нового общественного строя. Именно в этой области находится центр тяжести соревнования двух систем.

Все это — вещи очевидные. Вопрос в том, как добиться решения этих больших и сложных задач, поставленных в повестку дня всем ходом нашего развития.

На Пленуме ЦК КПСС мы говорили в этой связи о необходимости ускорения научно-технического прогресса, широкого и своевременного внедрения его достижений в производство. Мы ведем подготовку к Пленуму ЦК КПСС, который специально рассмотрит вопросы ускорения научно-технического прогресса. Поэтому я не буду подробно развивать эту тему.

Сегодня мне хотелось бы остановиться на другом важном вопросе — необходимости решительного совершенствования организации и управления народным хозяйством.

Думаю, что нет особой нужды доказывать значение этого дела — без хорошего управления и совершенной организации не дадут должного эффекта ни капиталовложения, ни новая техника, ни самоотверженный труд рабочих и колхозников. Да и сам такой труд немыслим без высокой организованности, обеспечивающей строгую дисциплину, правильную оценку труда каждого работника и отдельных коллективов, соединений усилий миллионов и миллионов тружеников в единую и целеустремленную силу.

Мы хорошо знаем, что чем сложнее задачи нашего развития, чем выше научно-технический уровень производства, тем чувствительнее становится экономика к любым управленческим и организационным неполадкам. Это делает задачу совершенствования планового управления крайне актуальной. Она остро стоит прежде всего перед теми ведомствами, которые занимают ключевое место в нашем хозяйственном аппарате.

Одно из решающих звеньев этого аппарата — министерства. Мы их восстановили, так как без четкого руководства отраслями нельзя хорошо руководить экономикой. Задача теперь состоит в том, чтобы министерства возможно скорее овладели научно обоснованными методами управления, действенного и гибкого руководства соответствующими отраслями, стали главными организаторами борьбы за научно-технический прогресс, рост эффективности производства и капитального строительства. Важным делом становится разработка механизма всемерного стимулирования выпуска новой прогрессивной техники. Этими проблемами надо заняться всерьез, причем срочно.

В нашей экономике огромная ответственность ложится на Госплан СССР и весь планирующий аппарат. В его адрес раздается серьезная критика. В частности, при обсуждении проекта плана на 1970 год отмечалось, что Госплан слабо работает над главными пропорциями в развитии нашей экономики и комплексным развитием отдельных экономических районов страны, недостаточно глубоко анализирует сложившуюся обстановку, главные тенденции и перспективы хозяйственного развития. В этом правильно видят одну из причин того, что в народном хозяйстве до сих пор не устранены многие межотраслевые и внутриотраслевые диспропорции, особенно в развитии таких важных комплексов, как металлургия и машиностроение, топливная промышленность и энергетика, транспорт и объем перевозок, а также диспропорции между доходами населения и производством товаров народного потребления. Серьезные критические замечания в адрес Госплана были высказаны, наконец, и в связи с известными недостатками в планировании капитального строительства.

К этой критике следует прислушаться и сделать из нее правильные выводы. Хотел бы в этой связи обратить внимание товарищей из Госплана и на другой, как представляется, особенно важный вопрос. Объемы и масштабы наших хозяйственных задач требуют уже новых, более высоких уровня и методов планирования. Госплан должен ими полностью овладеть. Это поможет устранению многих из имеющихся недостатков и, кстати говоря, будет способствовать дальнейшему развитию экономической реформы. В настоящее время по новой системе работает 36 тысяч промышленных предприятий, они производят более 83 процентов всей промышленной продукции и 91 процент прибыли. В ближайшее время мы переводим на новую систему управления и капитальное строительство. Теперь дело за тем, чтобы выработать четкую долгосрочную программу дальнейшего осуществления реформы. Новую экономическую систему управления предстоит превратить в единый взаимосвязанный комплекс, т.е. в систему в полном смысле этого слова.

Товарищи! В связи с ростом масштабов и усложнением экономики сейчас во всех развитых странах происходят крупные изменения в методах, в самой системе управления. В современных условиях даже опытным и талантливым организаторам становится не под силу руководить по старинке, полагаясь только на чутье и здравый смысл. Управление превращается в науку и этой наукой надо возможно быстрее и возможно глубже овладеть, упорно учиться даже тем, кто занимает в управлении высокие командные должности.

На основе этой науки вносятся серьезные изменения в системы управлений. Совершенствуется, в частности, вся работа, связанная со сбором, быстрой обработкой и анализом информации.

Кстати, товарищи, уместно напомнить, какое исключительно большое значение придавал В.И. Ленин этой работе. Он считал, что правильные решения можно принимать только на основе достоверной информации. «Чтобы центр мог не только советовать, убеждать, спорить (как это делалось до сих пор), а действительно дирижировать оркестром, для этого необходимо, чтобы было в точности известно, кто, где и какую скрипку ведет, где и как, какому инструменту обучался и обучается, кто, где и почему фальшивит и кого, как и куда надо для исправления диссонанса перевести» (т. 7, стр. 22).

Ныне в мире создается настоящая «индустрия информации», которую обслуживает сложная электронно-вычислительная и организационная техника, она опирается на серьезный математический аппарат и теоретическую базу. Ускорению темпов развития системы управления, информации и электронно-вычислительной техники мы придаем сейчас большое значение. Здесь многое предстоит сделать нашим специалистам — техникам, математикам, инженерам и другим специалистам, связанным с этим делом.

Информация — это основа для управленческой деятельности. Но современная наука дает нам в этой области и другие важные инструменты. К ним относится разработка научно обоснованных методов принятия решений, способы всесторонней оценки различных вариантов решений с точки зрения их эффективности. Существенные поправки вносятся в структуру управления, что позволяет строить ее более рационально, избавляясь от ненужных звеньев, устанавливая правильное соотношение прав и обязанностей, власти и ответственности на всех уровнях.

Хотел бы вместе с тем подчеркнуть и другую сторону вопроса. Какие бы совершенные системы информации и управления ни были созданы специалистами, — это, хотя и важные, но лишь вспомогательные средства для решения управленческих задач. Самое главное — принятие решений, выработка марксистско-ленинской линии в хозяйстве, в социальной, идеологической и других областях — остается важнейшей функцией нашей партии и нашего государства. Проблемы управления — это в первую очередь политические, а не технические проблемы.

Но сейчас нам следует обратить серьезное внимание и на техническую и организационную сторону дела. Если критически взглянуть на то, что в этой области у нас делается, то мы обнаружим много недостатков и слабых мест. Нередко на пути к решению стоит много лишних инстанций, которые только замедляют дело, ведут к затяжкам без всяких на то оснований.

Нередко приходится сталкиваться со стремлением уходить от решения порученных вопросов, переправлять их «наверх» — туда, где в силу загруженности другими, может быть более крупными делами решение вопроса может затянуться. Товарищи, которые прибегают к такой практике, пытаются снять с себя ответственность за недостатки в развитии руководимых ими участков и переложить ее на плечи других органов. Большие излишества допускаются по части всевозможных «согласований» и коллегиальных обсуждений, что также позволяет уходить от личной ответственности за принятие решений. Даже для решения мелкого вопроса часто требуется собрать десятки виз во многих инстанциях. С другой стороны, в министерствах и ведомствах есть еще хозяйственные руководители, которые не доверяют предприятиям и все вопросы норовят, так сказать, подгрести под себя. Им надо перестроиться — современной экономикой руководить такими методами трудно и почти невозможно.

Наши хозяйственные кадры, наши партийные и государственные работники накопили немалый опыт руководства экономикой. Этот опыт представляет значительную ценность. Но современный этап развития народного хозяйства не позволяет довольствоваться старым опытом. Встает задача — поднять уровень всей работы по управлению, привести его в соответствие с современными требованиями.

Я позволил себе столь подробно остановиться на проблемах управления потому, что это — проблемы огромного значения для развития экономики. Надо правильно понять, что принятие решений, управление — есть не привилегия, а сложная и ответственная общественная функция. Нет сомнения, что совершенствование управления — это один из главных резервов нашего роста.

Продолжение в  Выступление Л.И. Брежнева на пленуме ЦК КПСС 1969 г. (секретно), ч. 2

РГАНИ. Ф. 2. Оп. 3. Д. 168. Л. 36–60. Подлинник. Машинописный экземпляр.
Источник: http://www.alexanderyakovlev.org/almanah/inside/almanah-doc/1014781

Profile

harmfulgrumpy
harmful_grumpy

Tags

Latest Month

June 2018
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars