harmful_grumpy (harmfulgrumpy) wrote,
harmful_grumpy
harmfulgrumpy

Category:

Как инвалидов войны и труда обеспечивали мотоколясками заботливые партийцы

http://test.pobeda-club.ru/threads/motokoljaska-s-1l-trexkolesnaja.2237/page-2
Из истории создания мотоколяски С-1-Л: "

После окончания Великой отечественной войны около двух миллионов советских людей признали инвалидами. Этих людей нужно было реабилитировать как с медицинской, так и социальной точки зрения, чтобы дать им возможность нормально жить в мирной жизни. Одним из средств реабилитации, значительно облегчавшей жизнь инвалиду, стала мотоколяска СМЗ-С1Л.

Прототипом, на основе, которой она была создана, стал разработанный в 1946 году Киевским мотоциклетным заводом гибрид велосипеда и мотоцикла «К-1Б», получивший название «Киевлянин». Эта интересная конструкция сочетала в себе отличительные черты обоих транспортных средств. Так «Киевлянин» имел бензиновый двигатель мощностью 2,3 л.с. и при этом был оснащён велосипедными педалями. На его основе и было решено создать для инвалидов отечественной войны специальное транспортное средство с тремя колёсами, полностью ручным управлением и сиденьем, оснащённым спинкой. Эта модификация киевского гибрида получила наименование «К-1В». Но новая разработка вышла неудачной, технически несовершенной, с низким уровнем комфорта.

Однако, усилия киевских инженером не пропали даром. Дело в том, что опыт, полученный ими в процессе разработки «К-1В», пригодился в дальнейшем для создания транспортных средств для людей с ограниченными возможностями, а так же заставил власти обратить серьёзное внимание на их разработку и запуск в серийное производство. Для решения этой задачи в 40-50-е годы двадцатого века разработку транспортных средств, предназначенных для использования инвалидами, поручили Центральному конструкторскому бюро мотоциклостроения. В результате его работы уже в 1951 году был создан первый прототип СМЗ-С1Л, а через год после его появления на свет специалисты бюро собрали вручную два предсерийных образца будущей мотоколяски, производство которой было налажено в конце 1952 года на Серпуховском мотоциклетном заводе.

Основным принципом при создании СМЗ-С1Л, которым руководствовались её создатели, был принцип экономии. Новинка должна была стоить как можно меньше, так как дорогую в производстве конструкцию просто бы не пустили в массовое производство в условиях послевоенной разрухи и дефицита практически всех видов материалов. В результате такой экономии практически все части мотоколяски были максимально упрощены. Так кузов был изготовлен с применением каркаса из обыкновенных металлических труб, мотор имел мощность всего лишь 4 лошадиные силы, рулевое устройство сконструировали на основе мотоциклетного, а дизайн был самым простым, угловатым. При этом основные потребители мотоколяски – инвалиды, отмечали как самый большой плюс – наличие отдельной кабины, которая хорошо защищала водителя от непогоды. Крыша была у конструкции съёмной, изготовленной из брезента. Такими же были и двери.

Из-за наличия в конструкции СМЗ-С1Л только одной фары расположенной по центру передней части мотоколяски, за ней в народе закрепилось меткое прозвище «Циклоп». Последними штрихами, создающими полное впечатление от мотоколяски, были микроскопические колёса диаметром 9 дюймов, а так же максимально аскетичный салон.

Из-за ориентации конструкторов СМЗ-С1Л на максимальную экономию, в процессе её конструирования мотоколяска получила весьма серьёзные технические недостатки. Так она имела очень малую проходимость из-за применения трёхколёсной схемы. Кроме того мощность двигателя была слишком мала для нормального движения транспортного средства весом 275 килограмм. Всё это приводило к частым поломкам двигателя, а так же к невозможности достижения мотоколяской скорости больше 30 км/ч.

Однако, не смотря плохие технические характеристики и неудачный дизайн, с перевозкой инвалидов СМЗ-С1Л вполне справлялась, так как управлялась она только при помощи рук.

Была создана даже модификация, позволяющая при помощи специального штурвала управлять транспортным средством одной рукой. - Музей совет. автопрома http://www.automuseum-chehov.com/avtozavodyi/serpuhovskiy-avtomobilnyiy-zavod/modelnyiy-ryad-seaz/s1l/#item-7


Машина имела руль мотоциклетного типа и независимую пружинную подвеску задних колес на поперечных рычагах. Каркас кузова был сварен из труб и обтянут металлом. Слабенького четырехсильного моторчика с трудом хватало, чтобы привести в движение машину весом 275 кг, скорость не превышала 30 км/ч. Поэтому в 1956 г. его заменили на более мощный — ижевский, развивавший 7,5 л.с., что позволило увеличить скорость до 55 км/ч — автомобиль получил наименование С-3Л. При этом важно отметить, что автомобиль отличался крайней неустойчивостью, особенно в повороте. Масса других недостатков: слабое освещение — всего одна шестивольтовая фара на передке; плохая проходимость по грязи и бездорожью из-за колес малого диаметра (4,50х9 дюймов) и трехколесного следа (каждое колесо само себе «про­таптывало» путь); частая «ломкость», компенсировавшаяся, правда, легкостью починки. http://carmotorcycles.org/avtomobil-tritsikl-dlya-invalidov-s-1l-1952-1959-g-g-br-eta/

СИЛ БОЛЬШЕ НЕТ МОЛЧАТЬ О ТОМ ТЯЖЕЛОМ ПОЛОЖЕНИИ, В КОТОРОМ ЖИВУТ НАШИ СОВЕТСКИЕ ЛЮДИ»: Документы РГАНИ о социальном кризисе в СССР в середине 1950-х гг.Документ № 9

Сводка поступивших в ЦК КПСС писем от инвалидов Отечественной войны, инвалидов труда и инвалидов детства, в которых они просят оказать им помощь в приобретении мотоколясок

21.08.1956

В ЦК КПСС поступает большое количество писем от инвалидов Отечественной войны, инвалидов труда и инвалидов детства, в которых они просят оказать им помощь в приобретении мотоколясок.

В письмах также указывается, что мотоколяски «С-1-Л», выпускаемые Серпуховским мотозаводом Министерства автомобильной промышленности СССР, конструктивно не отработаны, запасных частей к ним почти не изготовляют, ремонт их на местах не организован.

Приводим выдержки из отдельных писем инвалидов.

Дробницкий А.И. из г. Актюбинска, член КПСС, инвалид Отечественной войны сообщает, что он неоднократно обращался в областной отдел социального обеспечения о выдаче мотоколяски, получив отказ, автор письма пишет:

«На мой вопрос к работникам облсобеса: “Что мне делать?” ответили: “Что хотите, то и делайте”. Спрашивается, разве это забота за то, что я, бывший сирота, воспитанник детского дома, на фронте лишился почти обеих ног, болею туберкулезом легких, задыхаясь должен прыгать всю жизнь на костылях».

Шелконогов П.А. из Московской области, работает секретарем парторганизации и зав. клубом колхоза им. Калинина, сообщает, что:

«Вот уже третий год я хлопочу о выдаче мотоколяски, и никто мне в этом помощи не оказывает, ни органы соцобеспечения, ни органы здравоохранения. Работа секретаря парторганизации колхоза требует постоянного общения с народом, особенно в период весеннего сева необходимо быть в каждой бригаде, у каждой сеялки, на каждой ферме, с каждым колхозником. Хожу я на протезах, преодолевая расстояния в 15–20 км до пота, до слез. Вот если бы была мотоколяска, то работа моя выглядела бы иначе. Я бы никогда не мог чувствовать себя виновным в своей недоработке перед колхозниками».

Сидненко И.Д. из Днепропетровска, участник гражданской войны, доброволец и инвалид Отечественной войны 1 группы, сообщает, что:

«Вот уже 6-й год обиваю пороги Днепропетровского облсобеса по вопросу мотоколяски, и все мои труды остаются безрезультатными».

Гольцов А.Ф., инвалид Отечественной войны из Орловской области пишет, что:

«Неужели я не заслужил своей солдатской честью, с которой прошел с боями от г. Тулы к подступам Берлина, где был дважды ранен, и не заслуживаю мотоколяски. Ведь я потерял на фронте самое дорогое для человека — здоровье. Я знаю, что нас с фронта пришло очень много инвалидов и всех обеспечить мотоколясками для государства тяжеловато. Но все же инвалидам, живущим в городе, дают мотоколяски быстрее, чем инвалидам, живущим на селе».

Харитонов В.Н. из Сталинградской области пишет, что:

«Я сам являюсь инвалидом без обеих ног и глаза. Работаю секретарем парторганизации нефтепромыслового управления. Вот уже 11 лет в таком состоянии изо дня в день тружусь на важнейшем участке партийной работы и часто думаю, что неужели за эти годы не заслужил того, чтобы государство дало мне хорошую машину — радость и жизнь для инвалида».

По вопросу получения мотоколясок пишут в ЦК КПСС также инвалиды труда, получившие увечье в результате несчастных случаев на производстве.

Коломиец П.Ф. из г. Ворошилова Приморского края пишет:

«11 лет страдаю без ног. С 1945 г. начал обращаться в различные организации по вопросу обеспечения мотоколяской, но положительного результата не добился. Прошу помощи в выдаче мотоколяски за наличный расчет».

На его письмо Министерство социального обеспечения РСФСР ответило 8.VIII.54 г., что «выдать Вам мотоколяску бесплатно или за наличный расчет не имеем возможности из-за ограниченного количества мотоколясок».

Аллик В.Г. из г. Таллина, инвалид труда II группы, 1899 года рождения. Инвалидность получил при катастрофе поезда, потерял обе ноги при исполнении служебных обязанностей на железнодорожном транспорте. В письме пишет, что:

«Ходить на работу ежедневно почти 12 км при таком возрасте на тяжелых протезах с каждым годом становится все труднее и труднее. За 10 лет, со дня получения инвалидности, неоднократно обращался в органы социального обеспечения с просьбой о выдаче мотоколяски, всюду получаю отрицательный ответ».

Савко И.И., инвалид труда II группы, из Гродненской области пишет, что:

«Обратиться в ЦК КПСС меня побудили слова, сказанные т. Хрущевым Н.С. в отчетном докладе XX съезду КПСС, что надо улучшить положение тех инвалидов, которые без вреда для здоровья могут выполнять общественно-полезную работу». Далее указывает: «уже на протяжении многих лет я обращаюсь в Министерство социального обеспечения с просьбой о приобретении мотоколяски, бумажек получил довольно много, а толку в них не было. Здоровье мое с каждым годом все ухудшается. Я очень плохо хожу, порыв ветра меня валит с ног, а если упаду, то без чьей-либо помощи не поднимусь. На посланное письмо в Министерство социального обеспечения в феврале 1956 года получил ответ: “ввиду поступления ограниченного количества мотоколясок отпустить Вам таковую за плату не предоставляется возможным”».

Кривоногов, инвалид III группы, колхозник колхоза «Большевик» Ялуторовского района Тюменской области. На работу в сельское хозяйство пошел по призыву партии и правительства. В письме просит выдать мотоколяску за наличный расчет в рассрочку.

Калиновский А.Л. из Харькова, инвалид II группы по увечью. В письме пишет:

«В 1946 г., работая в Харькове на военном заводе № 115, во время работы со мною произошел несчастный случай, после чего мне ампутировали ногу, и я остался инвалидом II группы. Пользоваться протезом совершенно невозможно, а поэтому все время приходится ходить на костылях. Чувствуя ухудшение своего здоровья, в мае 1954 г. через райсобес я начал просить мотоколяску. Документы мои были направлены в облсобес, где мне сказали, что мотоколяски выдаются бесплатно только инвалидам Отечественной войны».

Яницкий И.Н., пенсионер труда из Мордовской АССР, инвалид I группы, без обеих ног. Трудовой стаж с 1928 года. Участник войны с Финляндией. Министерство социального обеспечения в выдаче мотоколяски отказало, так как он не является инвалидом Отечественной войны.

Филиппов Т.Ф. из Псковской области, участник гражданской войны, инвалид труда II группы, кандидат в члены КПСС, в письме пишет:

«Прошу дать единое предложение Министерству социального обеспечения РСФСР о выдаче мотоколясок инвалидам труда. Я по медицинскому заключению имею право получить мотоколяску, но Псковский облсобес не разрешает ввиду того, что я инвалид труда. Министерство издало инструкцию, чтобы инвалидам труда не выдавались мотоколяски. Эту инструкцию я считаю неправильной. Я также участник гражданской войны и прошу ЦК КПСС предложить Министерству социального обеспечения обеспечить меня мотоколяской. Я хочу приносить пользу обществу и государству и участвовать в выполнении шестой пятилетки».

В письмах также ставятся вопросы об улучшении качества и усовершенствовании конструкции мотоколяски «С-1-Л», а также об организации ремонта и обеспечении запасными частями.

Харитонов В.Н. из Сталинградской области пишет, что:

«Ведь всем известно о том, что мотоколяски, выпускаемые Серпуховским мотозаводом, очень плохи. Они маломощны и конструкция их неудачная. Серпуховский завод и Министерство социального обеспечения РСФСФ получали много жалоб от инвалидов на непрочность мотоколясок, но до сих пор мы, инвалиды, хороших машин не видим, которые в действительности помогали бы инвалиду в жизни и в труде. Инвалиды ожидают хороших машин, а их все нет и нет. Это, по-видимому, все потому, что этому очень важному вопросу не уделено до сих пор государственного значения, а вопрос о производстве удобных и прочных машин для инвалидов назрел давно».

Иванов В.И. из Пензенской области в письме обращает внимание на плохое качество мотоколясок. Он пишет:

«На выпуск этих колясок затрачено много денег, а помощи от них инвалидам мало. Я начал ее ремонтировать с первых дней эксплуатации и затратил на нее солидную сумму денег из своей маленькой пенсии, порой лишая себя куска хлеба. Я обратился к Вам потому, что несколько месяцев бесполезно ожидал частей к мотоколяске от различных магазинов, но, конечно, не дождался. Я писал в Куйбышев, Челябинск, Свердловск, Горький в разные магазины Москвы. Мои письма попадали в Министерство соцобеспечения РСФСР, Министерство торговли, в Главспортторг, Союзкультторг. Я написал не менее 15 писем, но это мне ничего не дало. Куда мне еще написать? Я написал в редакцию газеты “Известия”, но редакция не только не помогла, но даже не отвечает на письма. Кто мне пришлет части к мотоколяске, которая стоит уже около года. Я еще и последний раз обращаюсь с просьбой помочь мне восстановить коляску, без которой я полностью оторван от жизни и навсегда прикован к кровати».

Вионцек А.А., инвалид Отечественной войны из Московской области, в письме указывает, что:

«Два года тому назад я получил мотоколяску “С-1-Л” и все это время только и занимаюсь ее ремонтом. Наездил на ней немного более одной тысячи километров, а теперь она совсем пришла в негодность, и я остался без единственного средства передвижения».

Об этом же пишет Шеко И.К. из Витебской области:

«Получил мотоколяску “С-1-Л”, пользовался ею только один год, а сейчас мотор коляски вышел из строя».

Тимченко В.С. работает в должности заведующего свинофермой колхоза им. Фрунзе Харьковской области, член КПСС, участник Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, пишет:

«Имею мотоколяску “С-1-Л”, но машина эта для нашей сельской местности совсем непригодна. У нее очень слабый мотор и низкие колеса. Мне часто приходится оставлять ее на дороге и ходить на протезах».

Наряду с письмами от инвалидов Отечественной войны и инвалидов труда заслуживают также внимания письма, поступающие от инвалидов детства.

Инвалид детства Рекунов А.Н. из г. Бийска Алтайского края, сообщает, что с трех лет он стал инвалидом.

«С 9 лет родители возили в школу. После их смерти я вынужден был пойти на работу. В летнее время я приползаю на работу грязным, а зимой — обмороженным. В связи с этим я обратился в горсобес, чтобы мне дали мотоколяску, где мне ответили, что выделить мотоколяску мне не могут, так как я не являюсь инвалидом Отечественной войны». И далее он пишет, что «В Директивах XX съезда КПСС указано о повышении благосостояния нашего народа. Но эти блага распространяются не для всего населения нашей Родины. Для инвалидов детства не было облегчения в материальных условиях и до сих пор не видно. Они не получают пенсии. Многие инвалиды детства не в состоянии работать. Хорошо, если есть родители и они в состоянии обеспечить их существование. Но наступает срок, когда родители умирают, а инвалид детства остается живым. После чего он остается без куска хлеба. И если он хоть немного может передвигаться, то он стремится заработать себе на существование. Но таких людей мало, где принимают на работу инвалидов детства. Такой инвалид, пройдя свой трудный путь до работы, почти не в состоянии ее выполнять».

Бутенко А.П., инвалид детства, из Хакасской автономной области Красноярского края, пишет:

«В возрасте трех лет я получил инвалидность от тяжелой болезни. Член колхоза “Путь к коммунизму”. Работаю шорником, пенсию не получаю».

Просит помощи в продаже ему мотоколяски в рассрочку на три года. Отдел социального обеспечения Красноярского края в просьбе отказал и предложил получить мотоколяску за наличный расчет.

Пееб Г.А., инвалид детства, из Таллина, пишет:

«Более 20 лет нахожусь в постели, т.к. у меня парализованы обе ноги. Начиная с 1949 года, я неоднократно обращался в Министерство социального обеспечения Эстонской ССР, в Совет Министров СССР, в Президиум Верховного Совета СССР с просьбой о выдаче мотоколяски. Все мои просьбы остались безрезультатными. Отказ следовал за отказом и только потому, что я не инвалид Отечественной войны, а инвалид детства. Правда, мне предложили приобрести мотоколяску за свои деньги, но это довольно нелепо и звучит как насмешка, при моем ежемесячном пособии в сумме 115 руб. В одном из ответов было сказано, что наши заводы не выпускают столько колясок, чтобы обеспечить всех инвалидов. Так что же мне остается делать? Лежать еще 20 лет и ждать, когда наши заводы выпустят в достаточном количестве мотоколясок?»

Поповнин А.С. — инвалид детства, из Владимирской области, кандидат в члены КПСС, работает в колхозе помощником бухгалтера. В письме о себе сообщает, что:

«С 1914 г. рождения, колхозник, с двухлетнего возраста не имею обеих ног, ползаю на четвереньках, материально живу неважно, отец-старик, инвалид-пенсионер, мать умерла, брат погиб на фронте. Уже год я хлопочу через Министерство социального обеспечения РСФСР о мотоколяске, но по какой-то причине мне не дают, отказывают, ссылаются на то, что нет закона. Но как мне жить? Пенсию мне не дают, тоже нет закона. Вообще я, калека, государством очень обижен.

Никита Сергеевич! Прошу Вас лично и надеюсь, что Вы вникнете в это дело, учтете мою инвалидность и выделите мне бесплатно мотоколяску».

***

По имеющимся данным в ЦК КПСС видно, что производство мотоколясок для инвалидов далеко не обеспечивает их потребность. Выпускает эти мотоколяски только Серпуховский мотозавод Министерства автомобильной промышленности СССР, который имеет небольшую производственную мощность. За последние три года завод выпустил лишь 19 тысяч мотоколясок для инвалидов, качество их низкое, конструктивно не отработаны. В результате этого коляска имеет слабую мощность двигателя и неудачное расположение колес. В связи с этим она непригодна для движения на проселочных дорогах и подъемах. Остается нерешенным вопрос о выпуске запасных частей для мотоколясок и ремонте их, что вызывает справедливое нарекание со стороны инвалидов.

Считали бы целесообразным поручить Отделу машиностроения и Отделу административных органов ЦК КПСС совместно с Министерством автомобильной промышленности СССР рассмотреть вопрос и внести предложения в ЦК КПСС о производстве мотоколясок и обеспечении ими инвалидов Отечественной войны, инвалидов труда и инвалидов детства.

Зав. сектором Общего одела ЦК КПСС (Подпись) (Щеблыкин)

Референт отдела (Подпись) (Баринов)

21 мая 1956 г.

РГАНИ. Ф. 5. Оп. 30. Д. 186. Л. 31–36. Подлинник.
Источник: http://www.alexanderyakovlev.org/almanah/inside/almanah-doc/1007544

Tags: идиллия в союзе, источники, коммунисты, мифы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments