?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Из комментариев к статье:
" - А сколько было вагонов вообще на момент начала обеих войн?
- Чуть больше 485.000 на начало 1914 года и где-то 600.000 в 1941"


Оригинал взят у nilsky_nikolay в Слово и дело, или Цифра против пропаганды
"С первых же дней империалистической войны, когда размеры движения на железных дорогах резко увеличились, обнаружился недостаток в товарных вагонах и паровозах. Отсталая промышленность царской России не могла удовлетворить своими средствами потребности дорог в подвижном составе, поэтому Министерство путей сообщения было вынуждено сделать запоздалый заказ Америке на постройку около 20.000 товарных, преимущественно большегрузных, вагонов." Это написал профессор Мокршицкий Е.И. в книге "История вагонного парка железных дорог СССР" (М.: Трансжелдориздат, 1946).
У меня нет под руками статистики производства вагонов и паровозов за 1913-1916 годы, но есть цифры заказанного русским заводам подвижного состава в 1913, 1914 и 1915 годах. Вагонов было заказано соответственно 22.258, 45.678 и 43.281 штука, а паровозов - 841, 1.464 и 1.706 штук. Цифры 1914 и 1915 годов - это одновременно и предел производительности русских заводов (Источник: Краткий очерк деятельности русских железных дорог во вторую Отечественную войну. Часть 2-ая. (Первое полугодие 1915 года). - Петроград, 1916). 20.000 заказанных в Америке вагонов, конечно, выглядят довольно внушительной, но вполне себе нормальной цифрой на фоне внутреннего производства.

Произведено, конечно, если не ошибаюсь, было всё-таки несколько меньше заказанного (меньше 40.000, но больше 30.000 вагонов в год), да к тому же считалось, что вагонов и паровозов нужно ещё больше, поэтому и искали, где бы заказать подвижной состав за границей. Собственно, этот факт и позволил профессору Мокршицкому построить свою мысль так, как он её построил.

Однако посмотрим на другую Россию и другую Отечественную войну. Производство грузовых вагонов и паровозов в СССР в 1940-1945 годах выражается следующими цифрами: вагоны - 30.880, 33.096, 147, 108, 13 и 819 штук, а паровозы - 928, 715, 9, 43, 32 и 8 штук (Источник: Народное хозяйство СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Статистический сборник. Госкомстат СССР. - Москва: Информационно-издательский центр, 1990). При этом по ленд-лизу получено 11.075 вагонов и 1.900 паровозов и тепловозов. Не слишком сложно заметить, что поставки подвижного состава во время войны из-за границы в СССР в разы, многократно превышали внутреннее производство.


Конечно, книга профессора Мокршицкого исследовала историю вагонного парка СССР до 1940 года, а сам профессор умер за несколько (если не ошибаюсь, в 1941 году, но не уверен) лет до выхода в свет "Истории вагонного парка". Но редактор, готовивший здание к выходу, оставляя определение "отсталая" применительно к Российской империи, вольно или невольно (скорее, конечно, вольно) лукавил и лицемерил. Потому что у продвинутого СССР дела в обеспечении себя вагонами и паровозами во время Великой Отечественной обстояли, мягко говоря, несколько хуже, чем у отсталой царской России.

Profile

harmfulgrumpy
harmful_grumpy

Tags

Latest Month

July 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars