harmful_grumpy (harmfulgrumpy) wrote,
harmful_grumpy
harmfulgrumpy

Categories:

Как ученые над мегалозавром издевались

Оригинал взят у helg_tankoman в Судьба одного Ящера, или снова О людях
Продолжаю рассказ о Мегалозавре, его триумфальном шествии умами широких масс и логичном конце сей истории :)

Начало тут: О людях, или Судьба одного Ящера

Как вы наверное помните, благодаря экспозиции у Хрустального дворца (Crystal Palace) о существовании доисторических животных узнала если не вся просвещенная публика второй половины XIX века, то уж точно многие. А гвоздь экспозиции - Ужасные Ящеры - стали наиболее популярными из всей "допотопной тусовки". И именно в обличье, вышедшем из под гениальных рук знаменитого британского скульптора и художника Бенджамина Уотерхауса Хокинса (Benjamin Waterhouse Hawkins)



Проиллюстрирую это на примерах…

1863 год. Франция. Известный французский ученый и писатель Луис Фигюйер (Louis Figuier)




издал довольно таки объемный труд "Земля до потопа" (La Terre avant le déluge, англоязычное переиздание состоялось в 1866 году под названием… The World Before the Deluge), богато иллюстрированный рисунками Эдуарда Риу (Édouard Riou, к слову, более знаменитого своими, ставшими классическими, иллюстрациями романов Жюля Верна ;) )




Листая старую тетрадь… сей знаменательный труд мы, на странице 196 (255 в британском издании), неожиданно натыкаемся на очень знакомую челюсть. А чуть дальше, на странице 200 ("разворот № XXI" для англоязычного варианта), и на само "эпическое полотно", пронумерованное как "иллюстрация 182" :)




Краткое и утилитарное название произведения на французском языке "Игуанодон и Мегалозавр (нижний Мел)" (L'Iguanodon et le Mégalosaure (Période crétacée inférieure)) превратилось в эпическое и пафосное "Идеальная сцена Нижнемелового периода, с Игуанодоном и Мегалозавром" (Ideal scene in the Lower Cretaceous Period, with Iguanodon and Megalosaurus) на английском :))))))))))))))))

На иллюстрации мы опять видим, наверное уже ставший классическим, сюжет эпической битвы между Добром и Злом Игуанодоном (в левом углу ринга, с шипом и гребнем) и Мегалозавром (в правом углу, с хвостом и длинной пастью), срисованных почти дословно с творений бессмертного Хокинса!
Дословно, да не дословно. Отличия есть. Самое заметное из них - характерная крупно-пятнистая чешуя. Запомним эту внешнюю примету, она нам еще не раз попадется на глаза ;)

Что же касается сравнения сего творения с работой Сэмюэля Гудрича (Samuel Griswold Goodrich), то можно обратить внимание, что мегалозавр у обоих художников изображен почти в одной и той же позе. Но если "американец" излучал величие и покой, то "француз" в той же позе получился переполненным жестокой динамикой боя.
Вот такой из меня культуровед ;)

А тем временем интерес публики к сабжу возрастал. Книга претерпела множество переизданий. Со временем пейзажи в ней раскрасили. В качестве примера то же изображение из издания 1891 года


Интерес рос и касательно самих иллюстраций. Вне контекста книги.

Так к примеру классическая "битва титанов" Риу, штрих в штрих, еще не раскрашенная, была замечена на странице 44 вышедшей в 1887 году в Сан-Франциско книги "Земля, Море и Небо или Чудеса Вселенной" (Earth, Sea and Sky or Marvels of the Universe) авторства Нортропа Генри Дэйвенпорта (Northrop Henry Davenport). Правда подписана она была попроще: "Громадные доисторические животные - Игуанодон и Мегалозавр" (Immense pre-historic animals - the Iguanodon and Megalosaurus).
А уже на странице 63 той же книги обнаружена еще одна иллюстрация на известный сюжет. И название на этот раз тематическое: "Жестокая битва между Мегалозавром и Игуанодоном" (Fierce combat between the Megalosaurus and Iguanodon). Художник очень сильно отклонился от "канона", изобразив сражающихся далекими как от "хокинсовского стандарта", так и от "стандарта Риу". Но получилось имхо гораздо симпатичней :)





1902 год. По заказу немецкой шоколадной компании "Kakao-Compagnie Theodor Reichardt" выпускается первая серия открыток "Животные доисторического мира" (Tiere der Urwelt) с изображениями динозавров и других вымерших существ, авторства F. John. На открытке №15 под названием "Бой между Мегалозавром и Игуанодоном" (Kampf zwischen Megalosaurus und Iguanodon) находим до боли знакомые фигуры, только в зеркальном отражении :)



Ну а о следующем же варианте, ставшей уже народной, картинки мне практически ничего не известно. Что можно вынести с самого изображения? Это безусловно книжная иллюстрация франкоязычного издания - плейт XVIII под названием "Игуанодон и Мегалозавр Мелового периода" (L'Iguanodon et le Mégalosaure de la période crétacée) - работы некого A. Demarly, выполненная в более примитивном стиле чем предыдущие. Ради воцарения мира на земле "борцуны" растащены по углам, но позу изменить пока еще не успели :)


Ну и в завершение работ художников-баталистов хочется сказать, что два этих ящера в реальной жизни не могли встретиться никогда, ибо мегалозавр жил в середине Юрского периода, а игуанодон - в первой половине Мелового. Их разделяли миллионы лет :)

В общем, благодаря шумихи вокруг Сиднемхем-Хиллских (Sydenham Hill) монстров, популярность мегалозавра достигла того, что он крепко-накрепко вошел не только во впечатлительные умы современников, но и в литературу того времени…
Так в марте 1852 года были опубликованы первые 4 главы романа "Холодный дом" (Bleak House), нового бессмертного творения одного из величайшихо английских писателей-романистов, Чарльза Диккенса (Charles John Huffam Dickens)




Читатель, купивший тогда первую двадцатую часть романа имел честь к своему удивлению прочесть с первой же строки:

London. Michaelmas term lately over, and the Lord Chancellor sitting in Lincoln’s Inn Hall. Implacable November weather. As much mud in the streets as if the waters had but newly retired from the face of the earth, and it would not be wonderful to meet a Megalosaurus, forty feet long or so, waddling like an elephantine lizard up Holborn Hill.

в русском переводе:
Лондон. Осенняя судебная сессия - "Сессия Михайлова дня" - недавно началась, и лорд-канцлер восседает в Линкольнс-Инн-Холле. Несносная ноябрьская погода. На улицах такая слякоть, словно воды потопа только что схлынули с лица земли, и, появись на Холборн-Хилле мегалозавр длиной футов в сорок, плетущийся, как слоноподобная ящерица, никто бы не удивился.

Ну что же, чтобы воздать все почести Хокинсу, продемонстрирую еще несколько художественных работ, вдохновением для которых послужили "существа из Сиднемхем-Хилла".

1869 год. Книга по палеонтологии французского научного писателя Виктора Менье (Victor Meunier) "Животные прошлого" (Les Animaux d'autrefois). Вот эта озверевшая дворняга на странице 216 ни что иное как мегалозавр :)


1873 год. 7-й том "Американской энциклопедии" (The American Cyclopedia) - совместный труд американских журналистов и общественных деятелей Джорджа Рипли (George Ripley) и Чарльза Андерсона Дана (Charles Anderson Dana). Этот крокодил - мегалозавр :)


"Новый универсальный иллюстрированный энциклопедический словарь" (Nouveau dictionnaire encyclopédique universel illustré), составленный Жюлем Труссетом (Jules Trousset) между 1886 и 1891 годами. Эта печальная крыса… тоже из рода мегалозавров :)))




В уже упомянутой "Земля, Море и Небо или Чудеса Вселенной" (Earth, Sea and Sky or Marvels of the Universe) 1887 года, кроме иллюстраций, ранее отмеченных, на странице 65, присутствует еще одна, со скромным названием "Гигантское допотопное животное - Мегалозавр" (A massive antediluvian animal - Megalosaurus). В качестве мегалозавра для неизвестного мне художника скорее всего позировала Собака Баскервилей :)))




Ну и последняя парочка работ на Сиднемхем-Хиллскую тематику…
Чудесный пейзаж Двора динозавров (Dinosaur Court) работы некоего Хатчинсона (J. R. Hutchinson) 1894 года под названием "Создания Иных дней" (Creatures of Other Days)




И прекрасный слайд для "волшебного фонаря" неизвестного авторства, выпущенный в Соединенных Штатах где-то в 1900 году


на котором все четыре Сиднемхем-Хиллских динозавра ("гилеозавр", два "игуанодона" и "мегалозавр") сошлись выпить чайку и обсудить как нелегкую свою судьбу, так и безрадужные перспективы. Особенно бросается в глаза наполненный тоски и безысходности взгляд "мегалозавра" :)

И есть чему печалиться, т.к. пока продолжалось почти полувековое бурление в мозгах обывателей, связанное с "монстрами из Сиднемхем-Хилл", по другую сторону Атлантики, тихо и без лишнего шума произошло архиважное для всей палеонтологии, и для динозавров в частности, событие - в 1858 году в штате Нью-Джерси впервые был обнаружен почти полный скелет динозавра. В 1865 году он был описан палеонтологом Джозефом Лейди (Joseph Leidy), а в 1868 году скелет был смонтирован тем самым Бенджамином Уотерхаусом Хокинсом (!) и выставлен на всеобщее обозрение в Филадельфийской Академии Естественных Наук. Назвали нового динозавра гадрозавром, т.е. "рослый ящер". И вот почему.
Скелет гадрозавра не оставлял сомнений в том, что для него естественным способом передвижения являлось хождение на задних лапах, т.е., как любят сейчас заумно выражаться, была открыта бипедальность динозавров.

"Так вот как оно всё было!" - Вскричали ученые мужики. - "А мы-то и не догадывались…"
И принялись переводить всех, кого могли, на "двуногость". Так, шаг за шагом, со временем добрались они и до мегалозавра. Понятное дело, экспозиция у Хрустального дворца моментально устарела, но никто трогать ее уже не стал. Черни на потеху. Ученые же мужи взялись рисовать новые картинки. Но т.к. полного скелета сей твари на то время еще не откопали, рисовали, как и в прошлый раз, полностью полагаясь на собственную фантазию. И вот примеры…

Англия. 1892 год. Прекрасная книга Генри Невила Гётчинсона (Henry Neville Hutchinson) "Вымершие чудовища" (Extinct Monsters). На плейте VI встречаем работу нидерландского художника-анималиста Йосефа Смита (Joseph Smit) "Хищный динозавр, Megalosaurus Bucklandi. Длиной около 25 футов" (A Carnivorous Dinosaur, Megalosaurus Bucklandi. Length about 25 feet.)




В 1900 году, ставшая за 8 лет "жизни" страшно популярной, книга переиздаётся в России. Плейт VI чуть подкорректирован, но по сути всё тот же, только в русском переводе




Любопытное сопроводительное описание сего зверя (орфография изменена на современную):

Не трудно представить себе мегалозавра, лежащего в ожидании добычи, может быть, незначительного безобидного млекопитающего вроде муравьеда. Его задние ноги были поджаты под туловище. В следующее мгновение он делает сильный прыжок и схватывает добычу когтями передних ног, как кошка схватывает мышь. Его могучие челюсти, вооруженные саблеобразными зубами, начинают действовать, и скоро от мяса и костей жертвы не остается и следов.

Похоже в то время трудно было представить себе иное поведение для гигантского плотоядного ящера :)

1905 год. Научно-популярная книга авторства Генри Роберта Найпа (Henry Robert Knipe) под названием "От Туманности до Человека" (Nebula to Man), страница 65. Работа британского художника Чарльза Уимпера (Charles Whymper)




Но взгляд на динозавров, как на медлительных, слоноподобных ящериц постепенно уходил в прошлое.
Так к примеру одно время считалось, что "первый американский плотоядный динозавр" - Laelaps (ныне известный как дриптозавр) - родственный мегалозавру вид. Поэтому когда 24 июня 1898 года в разделе 7 номера 182 общенаучного американского журнала "Сайнс" (Science), в статье известного американского геолога, евгеника и палеонтолога Генри Файрфилда Осборна (Henry Fairfield Osborn)


под названием "Модели вымерших позвоночных" (Models of extinct vertebrates), была опубликована фотография скульптурного изображения Laelaps (т.е. дриптозавра), созданного известным американским художником, иллюстратором, реконструктором внешнего вида динозавров, Чарльзом Найтом (Charles Robert Knight)


по сделанному незадолго до смерти заказу североамериканского натуралиста, палеонтолога и сравнительного анатома Эдварда Дринкера Копа (Edward Drinker Соре)




то изображение это было подписано Megalosaurus aquilinguis




т.е. действительным на то время видовым названием дриптозавра. И это не удивительно, во-первых. А во-вторых, это не страшно. Т.к. хотя и демонстрирует нам общий вид совсем другого животного, но открывает две вещи, важные и для понимания представлений того времени о внешности мегалозавра:
1) способ жизни, который скорее всего вели плотоядные динозавры - активный и весьма подвижный, не идущий ни в какое сравнение ни с бегемото-подобными увальнями у Хрустального дворца, ни с фантазиями Гётчинсона 1892 года;
2) соответственно обрисовывает нам внешний вид мегалозавра в представлении Копа, хоть и на примере его предполагаемого "родственника" - дриптозавра.
К слову это же изображение встречается и у Гётчинсона на плейте XVI, в издании втором уже известной нам книги, переработанном и дополненном, вышедшем в 1910 году под названием "Вымершие монстры и создания иных дней: популярный обзор некоторых больших форм древних животных" (Extinct monsters and creatures of other days: a popular account of some of the larger forms of ancient animal life). В этом издании уже нет устаревшей иллюстрации Смита 1892 года, но вместо нее на странице 134, была опубликована реконструкция полного скелета мегалозавра




воссозданного на основе последних открытий выдающегося американского палеонтолога, профессора Гофониила Чарлза Марша (Othniel Charles Marsh)




Реконструированный мегалозавр изображен стоящим на двух ногах и опирающимся на хвост как кенгуру. По современным представлениям это уже неверно, но на то время было очень даже прогрессивно. Также обратите внимание на непропорционально маленькую голову. По сути это всё, что осталось от "старых" реконструкций Смита и Уимпера.

Отображение новых взглядов на поведение древних ящеров находим мы и в вышедшем в 1912 году бессмертном произведении Сэра Артура Конан Дойля (Sir Arthur Ignatius Conan Doyle)




научно-фантастическом романе "Затерянный мир" (The Lost World). Само слово "мегалозавр" встречается в нем лишь однажды, когда ученые мужи, стоя над останками игуанодона, пытаются выяснить, какая тварь его убила: мегалозавр или аллозавр. Но чуть дальше по тексту, описывая ночную вылазку Мэлоуна, Конан Дойль пишет:

Что-то большое, темное отделилось от них и одним прыжком вымахнуло на залитую луной прогалину. Я умышленно говорю о прыжке, ибо чудовище передвигалось, как кенгуру, вытянувшись во весь рост и отталкиваясь от земли сильно развитыми задними ногами; передние были прижаты у него к брюху. Размеры и мощь этого зверя поразили меня - настоящий слон, вставший на дыбы. И при всем том какая подвижность! В первую минуту у меня еще мелькнула надежда: может быть, это лишь безобидный игуанодон? Но, несмотря на все свое невежество, я понял, что ошибаюсь. У трехпалого травоядного игуанодона голова была маленькая, как у лани, а у этого страшилища широкая, плоская - словом, точная копия той жабьей морды, обладатель которой так напугал нас минувшей ночью. Свирепый рев и настойчивость, с какой он преследовал меня, свидетельствовали о том, что это плотоядный динозавр, один из самых страшных зверей, которые когда-либо водились на земле. Чудовище то и дело припадало на передние лапы и тыкалось носом в землю, вынюхивая мои следы. Иногда они терялись, по динозавр находил их и снова огромными прыжками пускался по тропинке следом за мной.

Прекрасная иллюстрация зарождавшееся в то время представление об активных и быстро бегающих динозаврах-хищникак, ставшее ныне общепринятым. Ради интереса сравните с гётчинсовским описанием выше :)

Но, со всеми революционными прорывами, этот роман стал лебединой песней былой славы мегалозавра. За прошедшие почти 100 лет было открыто много новых удивительных ящеров, с гораздо более комплектными скелетами, музеи постоянно пополнялись экспонатами и реконструкциями. Мегалозавру же похвастаться было особо нечем. Интерес публики начал угасать…

На этом история заканчивается. Начинается настоящее.
И дальше будут идти лишь современные реконструкции, самые интересные с моей точки зрения. Увы, но большинство из них безымянные и не привязаны по годам. И так как мегалозавр нынче не на пике популярности, то будет их тоже не особо много :)

Первыми в галерее идут вот такие двуногие "слоники", мало чем отличающиеся от реконструкции Марша-Гётчинсона, поэтому я считаю эти изображения наиболее архаичными


Далее одноименная работа известного палео-художника и иллюстратора середины XX века - Нива Паркера (Neave Parker)




В сети можно нати даже чей-то концепт-арт на это произведение :))))))))




Но этим вклад Паркера в "дело" не ограничивается. 1961 год, "Животные до Адама" (Animals before Adam) пера британского палеонтолога, профессора Уильяма Элгина Суинтона (William Elgin Swinton), плейт №17:




со следующим описанием:

17. Английский пляж Юрского периода. На переднем плане (слева) Мегалозавр раздумывает о атаке сцелидозавра, но он слишком хорошо забронирован. На заднем плане, оставляя глубокие следы в песке, ползет стегозавр. На саговниковом дереве восседают два археоптерикса, а по пляжу ползут черепаха и крокодилы. Ихтиозавр (слева) и плезиозавр (справа) плывут в воде, пока прямохвостый рамфоринх парит над их головами. См. также плейты 7, 11 и 19.

Предположительно также "паркеровского" мегалозавра можно обнаружить и в изданной в 1970 году книге "Динозавры" (The Dinosaurs) того же авторства.
Так к примеру бегущая на заднем плане тварь легко узнаваема. Возможно и повздоривший с крокодилом здоровяк тоже из рода Великих Ящеров :)




Но хватит Паркера. Дальше неизвестный художник. Сценка из жизни нижней Юры: мегалозавр снова присматривается к потенциальной жертве - примитивному птицетазовому динозавру - сцелидозавру




Современная же реконструкция скелета этого ящера выглядит несколько иначе. Например как эта, принадлежащая торвозавру, близкому родственнику мегалозавра из Нового Света (реконструкция выставлена в Музее Древней жизни в Юте, США)




Основное отличие торвозавра от мегалозавра в том, что если мегалозавр достигал в длину 9 метров (от кончика носа, до кончика хвоста), то торвозавр был несколько крупней: 12 метров при весе 5 тонн, длина черепа до 1,5 метра…

Ну и соответствующие реконструкции (в сети очень трудно установить авторство работы, поэтому прийдется просто перечислять).

Непосредственно Torvosaurus tanneri:




Megalosaurus bucklandii:




ну не красавец ли? :)


Он же от Josep Zacarias




Работа Mariana Ruiz




Голодный мегалозавр наблюдает за стайкой доллодонов :)


Или компьютерные 3D реконструкции, как эта, неизвестного мне автора (правда травка на заднем плане лишняя, если я правильно помню в Юре ее еще не было :) )


И моя любимая: мегалозавр в погоне за каким-то гипсилофодонтом, каким - уже не имеет значения :)



Ну и конечно же нельзя пройти мимо и не узнать какой след был оставлен сим Великим Ящером в массовой культуре. Со времен Конан Дойля ведь опять прошло уже 100 лет :)
Скажу так, след мегалозавр за эти 100 лет оставил почти никакой. По сравнению с другими Ужасными Ящерами конечно. Так что перечисление произведений много времени не займет.

Начну с того, что в 1984 году вышел роман-ужас "Карнозавр" (Carnosaur) авторства некого Гарри Адама Найта (Harry Adam Knight). На самом деле это был псевдоним австралийского писателя-фантаста Джона Броснана (John Brosnan). В начале 8-й главы читаем :)

– Я думала, ты знаешь. Первые кости динозавров были обнаружены в Англии именно здесь, в семнадцатом столетии. Конечно, в то время еще не знали, что это кости динозавров, и выдвигалось много предположений. Предполагали даже, что здесь в древности жили гигантские люди... – она засмеялась. – На самом деле это были кости динозавра под названием «мегалозавр».

Ну и так далее. По сюжету романа в результате генетических экспериментов динозавры были довольно успешно воссозданы и устроили… СПОЙЛЕР
В общем да, рассказывать не буду. Сами почитаете. Но с живым мегалозавром повстречаться героям Найта, в отличие от героев Диккенса, удалось :)
В 1993 году роман был экранизирован. Одноименный фильм вышел всего лишь на 2 недели раньше знаменитого "Парка Юрского периода" (Jurassic Park) и отличался от него не в лучшую сторону, чем заслужил славу мокбастера :)
Впечатляющего разнообразия допотопных рептилий из книги в нем тоже не обнаруживалось. Из всего зоопарка остались только тираннозавр и дейнонихи (впоследствии, в сиквелах и римейках, замененные на распиаренных Спилбергом велоцирапторов).

Следующий шаг мегалозавров в массовой культуре произошел в 1995 году. Тогда на экраны телеканала The Learning Channel вышел эпизод "Африканское кладбище 1: Охотясь за динозаврами" (African Graveyard 1: Hunting Dinosaurs) второго сезона научно-популярного сериала "Палеомир" (Paleoworld, ныне сериал принадлежит Discovery). В ней рассказывалось как в 1994 году научная экспедиция под руководством американского палеонтолога Пола Каллистуса Серено (Paul Callistus Sereno)




отправилась в Африку на поиски останков спинозавра.
Спинозавра они тогда правда не нашли, но откопали кучу всякого другого. И среди них, близкого родственника мегалозавра из Африки - афровенатора




Реконструкция Afrovenator abakensis от Mariana Ruiz




А еще через четыре года, в 1999, вышел на экраны, не побоюсь этого слова, действительно знаковый сериал - "Прогулки с динозаврами" (Walking with Dinosaurs) производства BBC. В нем тоже непосредственно Megalosaurus bucklandii не появляется, но в 3-й серии - "Жестокое море" (Cruel Sea) - засветился, в качестве высококачественной анимационной модели, еще один близкий родственник мегалозавра - эустрептоспондил, островная разновидность мегалозаврид, не самая большая, всего до 5 метров длиной.




Эустрептоспондил высматривает что-то в прибрежной воде (через несколько секунд по сюжету его проглотит лиоплевродон)


Еще один эустрептоспондил, невзирая на опасности, пересекает пролив между островами


Два эустрептоспондила дерутся за труп черепахи


Пиршество над телом лиоплевродона, выброшенного на берег штормом (селяви, как говорят в Китае ;) )


И макет головы эустрептоспондила, использовавшийся для съемок (сейчас находится в Оксфордском Университетском музее Естественной Истории)




Мегалозавр также упоминается в вышедшей в 2007 году книге "Последний додо" (The Last Dodo), новелизации британского научно-фантастического телесериала "Доктор Кто" (Doctor Who). А эустрептоспондил - в вышедшей в 2009 "Огонь и Вода" (Fire and Water), новелизации другого британского научно-фантастического телесериала "Первобытное" (Primeval), шедшего по нашему телевидению почему-то под названием "Портал Юрского периода".

В 2010 году Великий Ящер засветился в прекрасном фильме о доисторических морских рептилиях "Повелитель Моря" (Sea Rex), шедший у нас в 3D-кинотеатрах под названием "Морские динозавры"


Изображение предельно схематическое, только чтобы показать, что такое было, т.к. фильм конечно же совсем не о динозаврах :)

Кстати о Sea Rex
Настоятельно его рекомендую посмотреть всем, даже не интересующимся ни палеонтологией, ни зоологией. Фильм действительно классный. Не пожалеете ;)

2011 год выдался весьма урожайным…
Опять "Первобытное" (Primeval), 2й эпизод 5го сезона. Через временную анаомалию где-то в Северной Атлантике в наше время проникают стая лиоплевродонов и некий "плавающий теропод" (без уточнения видовой принадлежности). Его якобы бездыханное тело подбирает посланная в квадрат с заданием закрытия аномалии подводная лодка с главными героями. Но теропод оказывается не настолько мертвым, как рассчитывал экипаж :)




В результате по сюжету ящурку выдувают через торпедный аппарат в океан (обратите внимание на страшную тень в глубине)




где им тут же лакомится голодный лиоплевродон




Есть несомненное право утверждать, что с большой долей вероятности под загадочным "плавающим тероподом" скрывался уже хорошо нам известный эустрептоспондил молодой наружности :)

Снова 2011 год. Несколько бестолковый научно-популярный сериал "Революция динозавров" (Dinosaur Revolution). Эпизод 2: "Водопой" (The Watering Hole). В поле зрения "камеры" попадает торвозавр в полном расцвете сил :)




Сравнительная шкала размеров взрослого торвозавра (вверху) и аллозавра (внизу, на фоне силуэта торвозавра), слева внизу скромно приютился "царь природы" :)




Ну и напоследок… как же я могу обойти вниманием знаменитый ситком "Динозавры" (Dinosaurs), шедший по ABC с 1991 по 1994 года (всего 4 сезона), и его главного героя - 43-летнего главу семьи Синклеров Эрла Снида Синклера (Earl Sneed Sinclair), самолично сказавшего про себя, что он "the Mighty Megalosaurus" ("могучий мегалозавр"). И как же можно забыть о свежевылупившемся младшеньком Синклере - Бэби Синклере (Baby Sinclair), про которого в эпизоде "Война младенца" (Germ Warfare) папаша заявил, что он тоже мегалозавр. Ну разве они не милашки? =)


И это всё. По сути, на основании выше перечисленного, можно сделать вывод - Самый Первый Динозавр канул в небытие. Да, это так. Недолговечна людская память :)

PS. В качестве добавки фотка стенда, посвященного мегалозавру, из Оксфордского Университетского музея Естественной Истории. Если присмотреться, то можно увидеть реконструкции Оуэна и Гудрича, "косточку" Плота и конечно же скелет, ставший основой доклада Баклэнда (обратите внимание, что "исторический" кусок нижней челюсти по длине едва треть целой) :)




PPS. В завершение хочу выразить благодарности:
- Ресурсам http://books.google.com и http://www.archive.org за титанический труд по сканированию старых книг, находящихся сейчас в свободном доступе. Если бы не они, то это "исследование" так и осталось бы в мечтах :)
- Ресурсам http://www.sciencephoto.com, http://www.copyrightexpired.com и http://www.lhl.lib.mo.us за просто таки залежи старых иллюстраций, ставших отправной точкой всей работы.
- И конечно же педивикии (ну а кому еще?), вобравшей в себя огромное множество энциклопедических данных, которые в большинстве случаев нужно было лишь найти, систематизировать и перепроверить ;)

Tags: артефакты, археология, наука, природа, фэнтези
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments