Пишет
luke_vilent:
Проект механизированной системы учёта данных времён напудренных париков и накладных мошек.

Итак, Франция, 1749 год.До революции ещё четыре десятилетия, и мадам де Помпадур лишь начинает развивать свою деятельность при дворе Людовика XV. Именно в этом году Жак Франсуа Гийоте (Jacques François Guillauté), офицер французской полиции и, по совместительству, инженер-механик, представляет королю свой богато иллюстрированный манускрипт под названием "Записки о Реформировании Полиции Франции" ("Mémoire sur la Réformation de la Police de France").
Этот труд был одной из многих работ, написанных в жанре популярного в те времена "полициеведения" - науки, которая должна была не только облегчить поимку преступников, но и рационализировать государственное управление вообще. Наиболее примечательной деталью ныне забытого манускрипта мсье Гийоте был проект так называемого serre-papier, или, по-по русски, "бумагодержателя", который изображён на гравюре вверху.
Итак, что же это такое, и зачем оно было нужно? По идее Гийоте, колёса, изображённые на рисунке, были своего рода вращающимися шкафами: бумаги закреплялись на полках, которые можно было при необходимости выдвинуть. Само же колесо приводилось в движение при помощи ножной педали и системы зубчатых передач. Каждое колесо - будучи около 4 метров в диаметре и более 12 в окружности - могло содержать до 102000 бумаг. По подсчётам самого Гийоте, всего 11 таких шкафов-колёс хватило бы для хранения детальных досье на каждого жителя тогдашнего Парижа.
Экономия времени получалась заметной. "(...)Вместо того, - пишет Гийоте, - чтобы каждый раз посылать клерка с лестницей спускаться в архив искать затерявшийся среди миллионов других бумаг документ или реестр, лучше найти способ сделать так, чтобы клерк оставался на месте, а документ или реестр сам спускался к его столу, в его руки."

Впрочем, для введения этой системы и сам Париж, а, в идеале, и Франция, должны были радикально измениться. Город необходимо было поделить на строго очерченные районы, каждому из которых присваивалась определённая литера. Районы подразделялись на микрорайоны, каждый - с фиксированным названием. Каждый дом получал свой номер, и табличку с номером должно было быть видно с улицы. Каждая дверь в каждом доме маркировалась своей литерой. Каждый человек получал сертификат, без которого не мог путешествовать или сменить место жительства. Даже повозки - и у тех должны были появиться номера.
Нам, людям, родившимся в ХХ веке, всё это, конечно, что-то смутно напоминает. Но для времён, когда адрес указывался примерно как "в дом таких-то, что подле церкви такой-то да насупротив такой-то, ну ты понял", это было в диковинку.
В результате "(Король), - писал Гийоте далее, - сможет знать каждый дюйм города как свой собственный дом, о каждом жителе - больше, чем даже его соседи и те, кто видит его каждый день(...) в своей совокупности, копии сертификатов будут представлять полную картину города."
Надо сказать, что о каждом заметном событии в жизни каждого горожанина должны были докладыватьстукачи специальные ответственные люди на местах. Гийоте жалел лишь о том, что это неизбежно приводило бы к задержкам, и надеялся, что в будущем появятся устройства, которые смогли бы фиксировать данные в реальном времени. И всё это - два столетия до Оруэлла.
Манускрипт так и лёг где-то под сукно. Сам Гийоте впоследствии стал одним из "энциклопедистов" - тех, кто вместе с Дени Дидро составлял знаменитую "Энциклопедию наук, искусств и ремёсел". Что до его идей - ну, вы и так всё знаете...
Да, и, на всякий случай - гильотину изобрёл несколько десятилетий спустя Жозеф Игнас Гийотен (Joseph Ignace Guillotin), даже не однофамилец.
Автор выражает благодарность Институту Истории Науки Сообщества Макса Планка в Берлине, а также лично Гергуару Шамаю (Grégoire Chamayou) за любезное разрешение пользования материалами его статьи. Оригинальную статью можно найти по ссылке:
http://www.mpiwg-berlin.mpg.de/en/news/features/features-feature14 (англ.)
Проект механизированной системы учёта данных времён напудренных париков и накладных мошек.

Итак, Франция, 1749 год.До революции ещё четыре десятилетия, и мадам де Помпадур лишь начинает развивать свою деятельность при дворе Людовика XV. Именно в этом году Жак Франсуа Гийоте (Jacques François Guillauté), офицер французской полиции и, по совместительству, инженер-механик, представляет королю свой богато иллюстрированный манускрипт под названием "Записки о Реформировании Полиции Франции" ("Mémoire sur la Réformation de la Police de France").
Этот труд был одной из многих работ, написанных в жанре популярного в те времена "полициеведения" - науки, которая должна была не только облегчить поимку преступников, но и рационализировать государственное управление вообще. Наиболее примечательной деталью ныне забытого манускрипта мсье Гийоте был проект так называемого serre-papier, или, по-по русски, "бумагодержателя", который изображён на гравюре вверху.
Итак, что же это такое, и зачем оно было нужно? По идее Гийоте, колёса, изображённые на рисунке, были своего рода вращающимися шкафами: бумаги закреплялись на полках, которые можно было при необходимости выдвинуть. Само же колесо приводилось в движение при помощи ножной педали и системы зубчатых передач. Каждое колесо - будучи около 4 метров в диаметре и более 12 в окружности - могло содержать до 102000 бумаг. По подсчётам самого Гийоте, всего 11 таких шкафов-колёс хватило бы для хранения детальных досье на каждого жителя тогдашнего Парижа.
Экономия времени получалась заметной. "(...)Вместо того, - пишет Гийоте, - чтобы каждый раз посылать клерка с лестницей спускаться в архив искать затерявшийся среди миллионов других бумаг документ или реестр, лучше найти способ сделать так, чтобы клерк оставался на месте, а документ или реестр сам спускался к его столу, в его руки."

Впрочем, для введения этой системы и сам Париж, а, в идеале, и Франция, должны были радикально измениться. Город необходимо было поделить на строго очерченные районы, каждому из которых присваивалась определённая литера. Районы подразделялись на микрорайоны, каждый - с фиксированным названием. Каждый дом получал свой номер, и табличку с номером должно было быть видно с улицы. Каждая дверь в каждом доме маркировалась своей литерой. Каждый человек получал сертификат, без которого не мог путешествовать или сменить место жительства. Даже повозки - и у тех должны были появиться номера.
Нам, людям, родившимся в ХХ веке, всё это, конечно, что-то смутно напоминает. Но для времён, когда адрес указывался примерно как "в дом таких-то, что подле церкви такой-то да насупротив такой-то, ну ты понял", это было в диковинку.
В результате "(Король), - писал Гийоте далее, - сможет знать каждый дюйм города как свой собственный дом, о каждом жителе - больше, чем даже его соседи и те, кто видит его каждый день(...) в своей совокупности, копии сертификатов будут представлять полную картину города."
Надо сказать, что о каждом заметном событии в жизни каждого горожанина должны были докладывать
Манускрипт так и лёг где-то под сукно. Сам Гийоте впоследствии стал одним из "энциклопедистов" - тех, кто вместе с Дени Дидро составлял знаменитую "Энциклопедию наук, искусств и ремёсел". Что до его идей - ну, вы и так всё знаете...
Да, и, на всякий случай - гильотину изобрёл несколько десятилетий спустя Жозеф Игнас Гийотен (Joseph Ignace Guillotin), даже не однофамилец.
Автор выражает благодарность Институту Истории Науки Сообщества Макса Планка в Берлине, а также лично Гергуару Шамаю (Grégoire Chamayou) за любезное разрешение пользования материалами его статьи. Оригинальную статью можно найти по ссылке:
http://www.mpiwg-berlin.mpg.de/en/news/features/features-feature14 (англ.)