harmful_grumpy (harmfulgrumpy) wrote,
harmful_grumpy
harmfulgrumpy

Category:

В память о забытой "Чапанной войне" 1919 г.

Оригинал взят у abc1918 в Чапан. В память о забытой "Чапанной войне" 1919 г.
Когда во вполне уже зрелом детстве, не отягощенный как и все кругом историческими знаниями, в очередной раз смотрел эти кадры знаменитого фильма, я так и не мог догадаться, о чем же  спрашивал Чапая этот как бы хитрый дед. "А вот Василий Иванович! Мужики сомневаются, ты за большевиков или за коммунистов?"
Сцена казалась смешной, слегка юмористически демонстрирующей единство героя и крестьянствующего народа в их народной политической малограмотности и простецкой верности вождю пролетариата. Это был обман времени и неполного знания.  Но те, кто играл в этом фильме, и кто его смотрел в 1934 г., знали о чем шла речь. Теперь и я знаю, что в этом минутном эпизоде сохранилась память о ныне фактически забытой "чапанной войне", многочисленном  восстании крестьян поволжских губерний в марте - начале апреля 1919 г.
  Еще недавно среди прочих подробностей событий и описаний этой войны мне были неведомы и причины, по которым она так называлась. К своему стыду я не знал, что такое чапан.   Короткие энциклопедические и прочие справки  не были особенно щедры на информацию.  В ЭГВ сказано коротко - "чапан - крестьянский кафтан"., в Вике в соответствующей статье вообще ни слова о чапанах.  Правда где-то встретилось объяснение, что это еще и пренебрежительное название горожанами крестьян: крестьяне - "чапаны", а горожане - "пиджаки".  Но это мало что добавляло к моему знанию о чапанах, хотя пиджак, как сами понимаете, мне приходилось видеть. Поэтому я пустился в сетевой поиск, и вот что первым делом бросилось в глаза.

Это чапан
Но вряд ли это торжественно-шикарное восточное одеяние могло присниться в самом фантастическом сне хотя бы одному из сотен тысяч крестьян -повстанцев правобережья Волги.  Да и куда против него даже властительному  городскому пиджаку?  Поэтому пришлось искать  более скромные крестьянские наряды. И тут выяснилось вот что:

Чапа́н - это   халат, который мужчины и женщины носят поверх одежды, как правило, в течение холодных зимних месяцев. Он популярен в Центральной Азии, включая Узбекистан, Афганистан, Таджикистан, Казахстан, Кыргызстан и другие соседние страны. А настоящие чапаны выглядят вот так:



Это тоже чапаны
                               
Трудновато было представить русских крестьян в таких нарядах даже в начале ХХ века. Получалось, что  большинство участников восстания - это поволжские мусульмане.
 Я бы, наверное, в этом и уверился, если бы случайно не увидел фотографию, на которой самые что ни на есть русские мужики, солидные и порядочные крестьяне, сидят под охраной в одежде, очень похожей на  чапан. Фотография эта была размещена на оповещении о выставке в Тамбовском музее, посвященной  "Антоновщине".   И хотя 1919 г.  это не 1921-й, а от Тамбова до Самары расстояние не близкое, что-то подсказывает мне, что это и есть настоящие чапаны. И мужики - чапаны, и на мужиках - чапаны.

Настоящие   чапаны (хотя сомнение еще есть).

А теперь, наверное, меня могут спросить, а причем здесь Чапаев и как бы глуповатый дед из одноименного фильма?
Да притом, что  это -  почти документальная  картинка событий  не  забытой к 1934 г."чапанной войны" .Первые  зрители фильма понимали:  скажи Чапаев, что он за  коммунистов, то тут же мог быть растерзан звереющей толпой.  Присоединение к "большевикам" означало бы поддержку готовых к бунту крестьян, чего нельзя было делать под присмотром комиссара. (Есть и еще некоторые особенности в этой сцене.)
Крестьяне Поволжья, да и других земель,  в прямом смысле на собственной шкуре испытали и поняли различия в политике большевиков и коммунистов.  Большевики дали землю, установили мир, вернули  солдата на его крестьянский двор, установили выборный порядок местного самоуправления. Новоявленные коммунисты - вели войну,  реквизировали последнее продовольствие, проводили повальные мобилизации людей и лошадей,  чванливо бесчинствовали в деревнях.  Вот и захотелось крестьянину исправить эту подмену. Неведомо было им только, что сменились не люди, не партии, а ленинская политика.

Обращение штаба повстанцев к крестьянам

Март 1919 г.

«Товарищи и братья-крестьяне всей России!

Мы, восставшие крестьяне-труженики, мы – сыны земли и главный фундамент государства, обращаемся к Вам и заявляем, что мы восстали против засилия и произвола тиранов, палачей коммунистов-анархистов, грабителей, которые прикрывались идеей коммунизма, присасывались к Советской власти. Мы объявляем, что советская власть остается на местах, советы не уничтожаются, но в советах должны быть выборные лица известные народу – честные, но не те присосавшиеся тираны, которые избивали население плетями, отбирали последнее, выбрасывали иконы и т.п.

Товарищи и братья-крестьяне!  Мы призываем Вас и просим примкнуть к нам и сплотиться воедино в борьбе  за справедливое дело.

Да здравствует Советская власть на платформе Октябрьской революции!

Начальник штаба Крох»



Выписки из телеграммы
зав.политотделом Восточного фронта Г.И.Теодорович и члена РВС фронта С.И. Гусева
Ленину и  Свердлову.

«Москва, Кремль, Ленину, Сверлову.                                                                                                             17 марта 1919 г

«…Все (восставших)  лозунги сводятся к одному: «Долой коммунистов. Да здравствует Советская власть». В протоколе собрания крестьян Поповской волости говорится так: «Долой от власти партию коммунистов» - и далее – «Всеми силами обязуемся поддерживать нашу власть  Советов, возглавляемую партией большевиков».

«… восстание было подготовлено безобразной деятельностью местных организаций, как советских так и партийных».

«Безобразия, которые происходили в Симбирской губернии, превосходят всякую меру. При взимании чрезвычайного налога употреблялись пытки вроде обливания людей водой и замораживания. Губернские организации смотрели на это сквозь пальцы. При реквизиции скота отнимали и последних кур. В нашем распоряжении есть теперь уже обширный материал о Сенгелеевском уезде, где председатель уездного комитета партии участвовал, будучи членом ЧК, в десятках избиений арестованных и дележе конфискованных вещей и прочее. Партийная организации была теплой компанией грабителей, разбойников, белогвардейцев.   

Завполитотдвост Теодорович

Член Реввоенсовета Востфронта С.Гусев»

Документ хранится в РГСПИ.Ф. 2.Оп.2. Д.8913. Л.1. Опубликован.

Кстати,
Завполитотдвост Теодорович -  это сорокалетняя Глафира Ивановна Окулова, личность во многих отношениях любопытная,  в своем былом - дочь сибирского золотопромышленника, жена первого наркома продовольствия Теодоровича, а в  1919 г.  -начальник Политотдела Восточного фронта, в последующем член РВС ряда армий. И брат ее, Алексей, несостоявшийся актер Московского художественного театра,  член Ревтрибунала РСФСР, член РВС фронтов, оппонент Сталина, - тоже непрост

Но о подобной семейственности расскажу как-нибудь потом, взаимным друзьям.

А о "чапанной войне"  статья В.И. ИНДИРЯКОВА здесь

olga_z

_v




Tags: идиллия в союзе, коммунисты, советская власть, советское
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments