November 10th, 2016

Из воспоминаний академика Бориса Раушенбаха о депортациях немецкого населения СССР и Трудармии.

Оригинал взят у allin777 в Из воспоминаний академика Бориса Раушенбаха о депортациях немецкого населения СССР и Трудармии.


(Раушенбах Борис Викторович (1915-2001) Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, академик Российской академии наук


"...Формально у меня статьи не было, статья — немец, без обвинений, а это означало бессрочный приговор. Но ГУЛАГ есть ГУЛАГ — решетки, собаки, все, как положено. Формально я считался мобилизованным в трудармию, а фактически трудармия была хуже лагерей, нас кормили скудней, чем заключенных, а сидели мы в таких же зонах, за той же колючей проволокой, с тем же конвоем и всем прочим.

Мой отряд — около тысячи человек — за первый год потерял половину своего состава, в иной день умирало по десять человек. В самом начале попавшие в отряд жили под навесом без стен, а морозы на Северном Урале 30 – 40 градусов!

Трудились на кирпичном заводе. Мне повезло, что я не попал на лесоповал или на угольную шахту, но тем не менее половина наших на кирпичном заводе умерла от голода и от непосильной работы. Я уцелел случайно, как случайно все на белом свете...

Collapse )

Служить бы радъ; да прислуживаться тошно. Пословица от Суворова и Поклонской.

Ниже первоначальный текст остаётся без дополнений - как тогда вышел, хотя уже известно подробнее про "Погодинский список", о других сборниках П. и комментариях к ним; более позднее обсуждение (4.06.2017) по теме - Компромат на А. Алябьева не закрыт. "Служить бы рад, прислуживаться тошно" - у кого взята фраза? , пока не выявило источник появления поговорки, все предпочитают только читать.

Разумеется, когда началась очередная свалка в инете: кто первый сказал эту известную фразу, как и большинство решил, что Н. Поклонская просто точно не знала, поскольку все читающие Грибоедова были уверены в источнике, ну так и что? ошиблась, с кем не бывает. Но люди начали копать и очень основательно глубоко, спасибо за ссылки russellab , поэтому признаю свою ошибку - данную народную фразу Александр наш Васильевич, разумеется, мог произносить неоднократно, поскольку известна с XVIII века и напечатана М.Н.Погодиным с "всенародныхъ пословицахъ...а написанныя собирать начаты въ 714 году...", и среди прочих взяты у него И.М. Снегиревым для своего очередного издания 1848 г.


страница 276 - http://dlib.rsl.ru/viewer/01003561760#?page=276

Collapse )

P.S. в дополнительном обсуждении пока так и не удалось выяснить откуда композитор А. Алябьев мог почерпнуть источник, многие сборники старинных пословиц/поговорок недоступны, а по поводу заимствования уточнили: "Этого достаточно":
tervby:
""Увы. :( Вчера и сегодня разговаривал по телефону с автором Грибоедовской энциклопедии Сергеем Александровичем Фомичевым. Охотно откликнулся на просьбу уточнить источник, в результате подтвердилось, что единственный источник - заметка в "Вечерней Москве". И поводу того, что в заметке только даётся отсылка к архивным изысканием Н. Молевой, Сергей Александрович сказал буквально следующее: "Этого достаточно"
http://ru-history.livejournal.com/4755396.html?thread=69360068#t69360068
___________________

"И дым отечества нам сладок и приятен". Крылатые негрибоедовские строки, ч. I