harmful_grumpy (harmfulgrumpy) wrote,
harmful_grumpy
harmfulgrumpy

Category:

Электрисити в Благовещенск-сити до революции

(из серии: Ко лжи ленинско-коммунистической пропаганды о Электрификации в СССР")
«Стан­ция обслуживала все городские учреждения, учебные заведения, давала электроэнергию на осве­щение улиц и частных домов, ки­нематографов, иллюминации праздничных мероприятий.»
"Коммунизм - это есть Советская власть плюс электрификация всей страны» - Ленин
Единственная в наше время марксистская попытка подведения под советскую надстройку хозяйственно - отсталой России действительно реальной и единственно возможной при нынешних условиях технически - производственной базы... начать немедленный практический приступ к делу...». - В своём письме товарищ Сталин наметил целую программу практических мер, обеспечивающих развёртывание работ по осуществлению плана ГОЭЛРО.

В 1913 году городская Дума Благовещенска поставила себе оче­редные коммунальные за­дачи: устройство водопро­вода и электрического трамвая. Было даже постановление о выделении шести с половиной тысяч рублей на полный проект водопровода. Не суждено было. Водопровод появился только в пятиде­сятых годах, а городской электротранспорт в конце 1979 г.


Газета «Благовещенск», 19 января 2007 года
Михаил БАЧУРИН
День рождения электричества


Имеется в виду, конечно, не природное явление, а приамурское электричество. Сто лет назад началось стро­ительство городской элект­рической станции в Благо­вещенске. Вопрос о необ­ходимости электрического освещения неоднократно поднимался городским об­щественным управлением еще с конца XIX века. Од­нако реализовать эти пла­ны помешали война с Ки­таем в 1900 году, холерная эпидемия 1902 года и Рус­ско-японская война. К этой теме вернулись позже, и 7 августа 1906 года принима­ется постановление Благо­вещенской городской Думы о подготовке к переходу на электрическое освещение города.

Вопрос был возбужден пред­ставителем «Русского общества всеобщей компании электриче­ства» инженером Занецким. В поданном им заявлении в городскую управу он просил сообщить сведения о количестве дуговых фонарей, необходимых для осве­щения городских зданий, и о ко­личестве электрических лампо­чек, желательных жителям горо­да. Как видим, вопрос сразу ста­вился широко и касался бытово­го освещения. К поданному за­явлению Занецкий предоставил расчет необходимого количества дуговых фонарей для освещения улиц города. По нему выходило, что нужно их 85 по 1200 свечей каждый. Дуговый фонарь отли­чался от понятной нам электро­лампочки большей яркостью и устройством. Свет давала в нем электрическая дуга, возникающая между угольными электродами. Начало, таким образом, электро­снабжению Благовещенска было положено.

Нельзя сказать, что город до 1907 года утопал во мра­ке. Из отчета Благовещенс­кой городской управы за 1887 год мы видим, что уже тогда улицы освещались фонарями на фотогене, и имелась должность фонар­щика с жалованием 320 рублей в год. В 1890 году на освещение города потратили 865 рублей 65 копе­ек, а через семь лет уже 1277, что видно из обзоров Амурской области за ука­занные годы.

Электричество в начале XX века не было в диковин­ку в нашем городе. В мага­зинах Чурина и Торговом доме Кунста и Альберса имелись локомобили (паро­вые машины), соединенные с электрогенераторами. Имелись локальные элект­ростанции на заводах Чури­на и Шадрина.

И вот 27 февраля 1907 года Благовещенская городская Дума принимает постановление об отводе места под строительство электростанции созданному для этой цели Товариществу по экс­плуатации электрической энер­гии. Председателем паевого то­варищества стал известный в Благовещенске предпринима­тель, владелец чугунолитейного завода С.С. Шадрин. Участок в 1500 кв. саженей (6805 кв. м) был выделен между улицей Буссевской (Шимановского) и го­родским лесным двором. Там электростанцию и построили, там она и вырабатывала элект­роэнергию до 1963 года.

Архитектурный надзор за строительством осуществлял городской архитектор М.И. Лащенко. Проект был типовой, сто­имость центральной электричес­кой станции обошлась в 250 тысяч рублей. Средства города в этой сумме составляли 20%, остальные - «Товарищества по эксплуатации электрической энергии». Основным его пайщи­ком, кстати, было городское са­моуправление, которое впослед­ствии стало единственным владельцем электростанции.

16 августа 1907 года пред­седатель правления Товарище­ства С. Шадрин сообщает: «Имеем честь известить Благо­вещенскую городскую управу, что с сего числа нами приступлено к проведению городской электрической сети, столбы для проводов сети будут поставле­ны рядом с тротуарами, по той стороне ее, где нет телефон­ной сети». Из этого выходит, что электрические провода протянули по левой, южной, стороне улиц, поскольку телефонные ли­нии были одиннадцать лет на­зад проведены по северной. Электростанция начала работать 22 февраля 1908 года. Сначала ее мощность составляла всего 250 кВт при двух паровых машинах с генератором. Стан­ция обслуживала все городские учреждения, учебные заведения, давала электроэнергию на осве­щение улиц и частных домов, ки­нематографов, иллюминации праздничных мероприятий. Круп­ные торговые фирмы и промыш­ленные предприятия продолжа­ли пользоваться собственными ис­точниками электроэнергии.

В 1911 году благовещен­ская электростанция обслу­живала 826 абонентов. На освещение улиц тратилось восемь тысяч рублей. На содержание электростанции было потрачено 122469 рублей. Больше денег из городского бюджета трати­ли только на народное об­разование и здравоохране­ние. А вот дохода станция принесла 138300 рублей, что было меньше только оценочного сбора с недви­жимых имуществ или дохо­да с городских имуществ, оброчных статей и капита­лов.

В 1914 году на электростан­ции работало около семидесяти человек. По количеству работа­ющих на постоянной основе это было крупнейшее промышленное предприятие города. Электро­станция работала строго по сме­те, утверждаемой на год городс­кой Думой. Проект ее предос­тавлялся не позднее первого сен­тября. Судя по смете, утвержден­ной на 1914 год, на станции пред­полагалось провести серьезную модернизацию. Именно: устано­вить паровую турбину, произво­дительность которой была много выше, чем у паровых двигателей.

Заработки на электростанции были несколько выше, чем в це­лом по городу. Заведующий стан­цией имел очень приличное по тем временам годовое жалова­ние в четыре тысячи двести руб­лей. Его заместитель мог рассчи­тывать только на две тысячи че­тыреста. Столько же получал старший машинист. Конторские получали от 600 до 1500 руб­лей в год. Квалифицированные рабочие - 840, мастера - от 1200 до 1800 . И это если учесть, что на металлургических заво­дах и винокуренных заводах Бла­говещенска поденная заработ­ная плата в среднем равнялась только одному рублю.

Цены на электроэнергию были достаточно высоки. К примеру, за установку пяти лампочек и фо­наря во дворе ночлежного дома из городского бюджета заплати­ли сорок пять рублей. Всего за год электричества «нажгли» на эти шесть дополнительных источ­ников на сумму в семьдесят руб­лей. Это больше, чем жалование за полтора месяца единственного надзирателя этого богоугодного заведения. Благовещенская го­родская библиотека тратила на электроэнергию 225 рублей в год, музей - пятьдесят рублей. Работал он, правда, раз в неделю. Были дорогими и электричес­кие лампочки. В том же ноч­лежном доме за год их меняли на десять рублей. Так что ре­альная цена электроэнергии, что сейчас, что сто лет назад, могла быть низкой лишь по недоразу­мению.

В 1916 году газета «Эхо» извещала о сдаче комнаты на углу Релочной - Офицерской (Мухина) за пятнадцать рублей в месяц «с полной обстанов­кой, электрическим освещени­ем и самоваром». Плотно уже вошло к этому времени элект­ричество в повседневную жизнь благовещенцев.

В 1913 году городская Дума поставила себе оче­редные коммунальные за­дачи: устройство водопро­вода и электрического трамвая. Было даже постановление о выделении шести с половиной тысяч рублей на полный проект водопровода. Не суждено было.Водопровод у нас появился только в пятиде­сятых годах, а городской электротранспорт в конце 1979 г . Разорвали связь времен. Дорого в нашей стране обходятся соци­альные эксперименты.

Вот такая история...


Tags: империя, история, россия, советское, экономика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments