(из серии: Ко лжи ленинско-коммунистической пропаганды о Электрификации в СССР")
«Станция обслуживала все городские учреждения, учебные заведения, давала электроэнергию на освещение улиц и частных домов, кинематографов, иллюминации праздничных мероприятий.»"Коммунизм - это есть Советская власть плюс электрификация всей страны» - Ленин
Единственная в наше время марксистская попытка подведения под советскую надстройку хозяйственно - отсталой России действительно реальной и единственно возможной при нынешних условиях технически - производственной базы... начать немедленный практический приступ к делу...». - В своём письме товарищ Сталин наметил целую программу практических мер, обеспечивающих развёртывание работ по осуществлению плана ГОЭЛРО.
Оригинал взят у
nilsky_nikolay в Электрисити в Благовещенск-сити
В 1913 году городская Дума Благовещенска поставила себе очередные коммунальные задачи: устройство водопровода и электрического трамвая. Было даже постановление о выделении шести с половиной тысяч рублей на полный проект водопровода. Не суждено было. Водопровод появился только в пятидесятых годах, а городской электротранспорт в конце 1979 г.
Газета «Благовещенск», 19 января 2007 года
Михаил БАЧУРИН
День рождения электричества
Имеется в виду, конечно, не природное явление, а приамурское электричество. Сто лет назад началось строительство городской электрической станции в Благовещенске. Вопрос о необходимости электрического освещения неоднократно поднимался городским общественным управлением еще с конца XIX века. Однако реализовать эти планы помешали война с Китаем в 1900 году, холерная эпидемия 1902 года и Русско-японская война. К этой теме вернулись позже, и 7 августа 1906 года принимается постановление Благовещенской городской Думы о подготовке к переходу на электрическое освещение города.
Вопрос был возбужден представителем «Русского общества всеобщей компании электричества» инженером Занецким. В поданном им заявлении в городскую управу он просил сообщить сведения о количестве дуговых фонарей, необходимых для освещения городских зданий, и о количестве электрических лампочек, желательных жителям города. Как видим, вопрос сразу ставился широко и касался бытового освещения. К поданному заявлению Занецкий предоставил расчет необходимого количества дуговых фонарей для освещения улиц города. По нему выходило, что нужно их 85 по 1200 свечей каждый. Дуговый фонарь отличался от понятной нам электролампочки большей яркостью и устройством. Свет давала в нем электрическая дуга, возникающая между угольными электродами. Начало, таким образом, электроснабжению Благовещенска было положено.
Нельзя сказать, что город до 1907 года утопал во мраке. Из отчета Благовещенской городской управы за 1887 год мы видим, что уже тогда улицы освещались фонарями на фотогене, и имелась должность фонарщика с жалованием 320 рублей в год. В 1890 году на освещение города потратили 865 рублей 65 копеек, а через семь лет уже 1277, что видно из обзоров Амурской области за указанные годы.
Электричество в начале XX века не было в диковинку в нашем городе. В магазинах Чурина и Торговом доме Кунста и Альберса имелись локомобили (паровые машины), соединенные с электрогенераторами. Имелись локальные электростанции на заводах Чурина и Шадрина.
И вот 27 февраля 1907 года Благовещенская городская Дума принимает постановление об отводе места под строительство электростанции созданному для этой цели Товариществу по эксплуатации электрической энергии. Председателем паевого товарищества стал известный в Благовещенске предприниматель, владелец чугунолитейного завода С.С. Шадрин. Участок в 1500 кв. саженей (6805 кв. м) был выделен между улицей Буссевской (Шимановского) и городским лесным двором. Там электростанцию и построили, там она и вырабатывала электроэнергию до 1963 года.
Архитектурный надзор за строительством осуществлял городской архитектор М.И. Лащенко. Проект был типовой, стоимость центральной электрической станции обошлась в 250 тысяч рублей. Средства города в этой сумме составляли 20%, остальные - «Товарищества по эксплуатации электрической энергии». Основным его пайщиком, кстати, было городское самоуправление, которое впоследствии стало единственным владельцем электростанции.
16 августа 1907 года председатель правления Товарищества С. Шадрин сообщает: «Имеем честь известить Благовещенскую городскую управу, что с сего числа нами приступлено к проведению городской электрической сети, столбы для проводов сети будут поставлены рядом с тротуарами, по той стороне ее, где нет телефонной сети». Из этого выходит, что электрические провода протянули по левой, южной, стороне улиц, поскольку телефонные линии были одиннадцать лет назад проведены по северной. Электростанция начала работать 22 февраля 1908 года. Сначала ее мощность составляла всего 250 кВт при двух паровых машинах с генератором. Станция обслуживала все городские учреждения, учебные заведения, давала электроэнергию на освещение улиц и частных домов, кинематографов, иллюминации праздничных мероприятий. Крупные торговые фирмы и промышленные предприятия продолжали пользоваться собственными источниками электроэнергии.
В 1911 году благовещенская электростанция обслуживала 826 абонентов. На освещение улиц тратилось восемь тысяч рублей. На содержание электростанции было потрачено 122469 рублей. Больше денег из городского бюджета тратили только на народное образование и здравоохранение. А вот дохода станция принесла 138300 рублей, что было меньше только оценочного сбора с недвижимых имуществ или дохода с городских имуществ, оброчных статей и капиталов.
В 1914 году на электростанции работало около семидесяти человек. По количеству работающих на постоянной основе это было крупнейшее промышленное предприятие города. Электростанция работала строго по смете, утверждаемой на год городской Думой. Проект ее предоставлялся не позднее первого сентября. Судя по смете, утвержденной на 1914 год, на станции предполагалось провести серьезную модернизацию. Именно: установить паровую турбину, производительность которой была много выше, чем у паровых двигателей.
Заработки на электростанции были несколько выше, чем в целом по городу. Заведующий станцией имел очень приличное по тем временам годовое жалование в четыре тысячи двести рублей. Его заместитель мог рассчитывать только на две тысячи четыреста. Столько же получал старший машинист. Конторские получали от 600 до 1500 рублей в год. Квалифицированные рабочие - 840, мастера - от 1200 до 1800 . И это если учесть, что на металлургических заводах и винокуренных заводах Благовещенска поденная заработная плата в среднем равнялась только одному рублю.
Цены на электроэнергию были достаточно высоки. К примеру, за установку пяти лампочек и фонаря во дворе ночлежного дома из городского бюджета заплатили сорок пять рублей. Всего за год электричества «нажгли» на эти шесть дополнительных источников на сумму в семьдесят рублей. Это больше, чем жалование за полтора месяца единственного надзирателя этого богоугодного заведения. Благовещенская городская библиотека тратила на электроэнергию 225 рублей в год, музей - пятьдесят рублей. Работал он, правда, раз в неделю. Были дорогими и электрические лампочки. В том же ночлежном доме за год их меняли на десять рублей. Так что реальная цена электроэнергии, что сейчас, что сто лет назад, могла быть низкой лишь по недоразумению.
В 1916 году газета «Эхо» извещала о сдаче комнаты на углу Релочной - Офицерской (Мухина) за пятнадцать рублей в месяц «с полной обстановкой, электрическим освещением и самоваром». Плотно уже вошло к этому времени электричество в повседневную жизнь благовещенцев.
В 1913 году городская Дума поставила себе очередные коммунальные задачи: устройство водопровода и электрического трамвая. Было даже постановление о выделении шести с половиной тысяч рублей на полный проект водопровода. Не суждено было.Водопровод у нас появился только в пятидесятых годах, а городской электротранспорт в конце 1979 г . Разорвали связь времен. Дорого в нашей стране обходятся социальные эксперименты.
Вот такая история...
Газета «Благовещенск», 19 января 2007 года
Михаил БАЧУРИН
День рождения электричества
Имеется в виду, конечно, не природное явление, а приамурское электричество. Сто лет назад началось строительство городской электрической станции в Благовещенске. Вопрос о необходимости электрического освещения неоднократно поднимался городским общественным управлением еще с конца XIX века. Однако реализовать эти планы помешали война с Китаем в 1900 году, холерная эпидемия 1902 года и Русско-японская война. К этой теме вернулись позже, и 7 августа 1906 года принимается постановление Благовещенской городской Думы о подготовке к переходу на электрическое освещение города.
Вопрос был возбужден представителем «Русского общества всеобщей компании электричества» инженером Занецким. В поданном им заявлении в городскую управу он просил сообщить сведения о количестве дуговых фонарей, необходимых для освещения городских зданий, и о количестве электрических лампочек, желательных жителям города. Как видим, вопрос сразу ставился широко и касался бытового освещения. К поданному заявлению Занецкий предоставил расчет необходимого количества дуговых фонарей для освещения улиц города. По нему выходило, что нужно их 85 по 1200 свечей каждый. Дуговый фонарь отличался от понятной нам электролампочки большей яркостью и устройством. Свет давала в нем электрическая дуга, возникающая между угольными электродами. Начало, таким образом, электроснабжению Благовещенска было положено.
Нельзя сказать, что город до 1907 года утопал во мраке. Из отчета Благовещенской городской управы за 1887 год мы видим, что уже тогда улицы освещались фонарями на фотогене, и имелась должность фонарщика с жалованием 320 рублей в год. В 1890 году на освещение города потратили 865 рублей 65 копеек, а через семь лет уже 1277, что видно из обзоров Амурской области за указанные годы.
Электричество в начале XX века не было в диковинку в нашем городе. В магазинах Чурина и Торговом доме Кунста и Альберса имелись локомобили (паровые машины), соединенные с электрогенераторами. Имелись локальные электростанции на заводах Чурина и Шадрина.
И вот 27 февраля 1907 года Благовещенская городская Дума принимает постановление об отводе места под строительство электростанции созданному для этой цели Товариществу по эксплуатации электрической энергии. Председателем паевого товарищества стал известный в Благовещенске предприниматель, владелец чугунолитейного завода С.С. Шадрин. Участок в 1500 кв. саженей (6805 кв. м) был выделен между улицей Буссевской (Шимановского) и городским лесным двором. Там электростанцию и построили, там она и вырабатывала электроэнергию до 1963 года.
Архитектурный надзор за строительством осуществлял городской архитектор М.И. Лащенко. Проект был типовой, стоимость центральной электрической станции обошлась в 250 тысяч рублей. Средства города в этой сумме составляли 20%, остальные - «Товарищества по эксплуатации электрической энергии». Основным его пайщиком, кстати, было городское самоуправление, которое впоследствии стало единственным владельцем электростанции.
16 августа 1907 года председатель правления Товарищества С. Шадрин сообщает: «Имеем честь известить Благовещенскую городскую управу, что с сего числа нами приступлено к проведению городской электрической сети, столбы для проводов сети будут поставлены рядом с тротуарами, по той стороне ее, где нет телефонной сети». Из этого выходит, что электрические провода протянули по левой, южной, стороне улиц, поскольку телефонные линии были одиннадцать лет назад проведены по северной. Электростанция начала работать 22 февраля 1908 года. Сначала ее мощность составляла всего 250 кВт при двух паровых машинах с генератором. Станция обслуживала все городские учреждения, учебные заведения, давала электроэнергию на освещение улиц и частных домов, кинематографов, иллюминации праздничных мероприятий. Крупные торговые фирмы и промышленные предприятия продолжали пользоваться собственными источниками электроэнергии.
В 1911 году благовещенская электростанция обслуживала 826 абонентов. На освещение улиц тратилось восемь тысяч рублей. На содержание электростанции было потрачено 122469 рублей. Больше денег из городского бюджета тратили только на народное образование и здравоохранение. А вот дохода станция принесла 138300 рублей, что было меньше только оценочного сбора с недвижимых имуществ или дохода с городских имуществ, оброчных статей и капиталов.
В 1914 году на электростанции работало около семидесяти человек. По количеству работающих на постоянной основе это было крупнейшее промышленное предприятие города. Электростанция работала строго по смете, утверждаемой на год городской Думой. Проект ее предоставлялся не позднее первого сентября. Судя по смете, утвержденной на 1914 год, на станции предполагалось провести серьезную модернизацию. Именно: установить паровую турбину, производительность которой была много выше, чем у паровых двигателей.
Заработки на электростанции были несколько выше, чем в целом по городу. Заведующий станцией имел очень приличное по тем временам годовое жалование в четыре тысячи двести рублей. Его заместитель мог рассчитывать только на две тысячи четыреста. Столько же получал старший машинист. Конторские получали от 600 до 1500 рублей в год. Квалифицированные рабочие - 840, мастера - от 1200 до 1800 . И это если учесть, что на металлургических заводах и винокуренных заводах Благовещенска поденная заработная плата в среднем равнялась только одному рублю.
Цены на электроэнергию были достаточно высоки. К примеру, за установку пяти лампочек и фонаря во дворе ночлежного дома из городского бюджета заплатили сорок пять рублей. Всего за год электричества «нажгли» на эти шесть дополнительных источников на сумму в семьдесят рублей. Это больше, чем жалование за полтора месяца единственного надзирателя этого богоугодного заведения. Благовещенская городская библиотека тратила на электроэнергию 225 рублей в год, музей - пятьдесят рублей. Работал он, правда, раз в неделю. Были дорогими и электрические лампочки. В том же ночлежном доме за год их меняли на десять рублей. Так что реальная цена электроэнергии, что сейчас, что сто лет назад, могла быть низкой лишь по недоразумению.
В 1916 году газета «Эхо» извещала о сдаче комнаты на углу Релочной - Офицерской (Мухина) за пятнадцать рублей в месяц «с полной обстановкой, электрическим освещением и самоваром». Плотно уже вошло к этому времени электричество в повседневную жизнь благовещенцев.
В 1913 году городская Дума поставила себе очередные коммунальные задачи: устройство водопровода и электрического трамвая. Было даже постановление о выделении шести с половиной тысяч рублей на полный проект водопровода. Не суждено было.Водопровод у нас появился только в пятидесятых годах, а городской электротранспорт в конце 1979 г . Разорвали связь времен. Дорого в нашей стране обходятся социальные эксперименты.
Вот такая история...