harmful_grumpy (harmfulgrumpy) wrote,
harmful_grumpy
harmfulgrumpy

Categories:

Рабовладельческо-феодальная сущность коммунизма в Советском Союзе. Самосожжения женщин в СССР

Самосожжение доведенных до самоубийства женщин, находящихся в рабовладельческо - феодальных регионах Советского Союза при Гуталине (Сталине) и в последующие годы





Докладная записка секретаря ЦК ВЛКСМ О.П. Мишаковой секретарю ЦК ВКП(б) Г.М. Маленкову о положении женщин в Средней Азии. 18 сентября 1945 г.

Сообщаем Вам, что в Марыйской области Туркменской ССР за 1944-1945 гг. произошло 54 случая самосожжения молодых женщин-туркменок. Например, в августе с.г. в Марыйском районе сожгла себя 18-летняя комсомолка.
Расследованием установлено, что сжигают себя девушки, принужденные к сожительству и забеременевшие, боясь позора и нездорового отношения среди окружающих; молодые женщины (часто жены фронтовиков) из-за невыносимо тяжелых условий жизни в чужой семье; женщины, совершившие какой-нибудь проступок (хищение продуктов и т.д.) и запуганные окружающими.
Вообще чаще всего на акт самосожжения идет девушка или женщина, попавшая по каким-либо причинам в трудное положение и не нашедшая ни у кого помощи.
ЦК ВЛКСМ располагает многими другими фактами, свидетельствующими о больших ненормальностях в положении женщин Средней Азии.
...Чаще всего бросить школу девушку принуждает семья.За время войны в Узбекистане и Таджикистане увеличилось число женщин, носящих паранджу. В ряде случаев паранджу носят даже жены коммунистов, советских работников. Так, в Ура-Тюбинском районе Ленинабадской области Таджикской ССР под паранджей ходят жены отв. редактора районной газеты, отв. секретаря райисполкома, зав. районо. Известны такие же факты по Ганжинскому району той же области...


За 1926-1928 гг. сожгли себя 203 женщины, в 1927-1928 годы только в Узбекистане убили больше 2 500 женщин, снявших паранджу, и сожгли себя более двухсот женщин из Узбекистана и Таджикистана. Затем с 1987 по 1989 годы более 520 узбечек совершили акты самосожжения, в 1988 году самосожжение в общем числе самоубийств занимало около 40 процентов.




Книга "Экономика катастроф", стр. 26, 27 о самосожжениях, а о устроенном коммунистами экологическом Геноциде благодаря советским ядерным испытаниям можно прочитать там же, начиная со стр. 14.

   * * *
Прежде чем внимательные читатели продолжат знакомиться с обычным явлением в среднеазиатских регионах СССР,   -  массовыми самоубийствами женщин в счастливейшем по фальшивой агитации коммунистической партии достигших всех благ и равноправия Советском Союзе, надо напомнить, что реальная рабовладельческая практика в СССР стала вводиться при Сосо Гуталине (Сталине), выражаясь в прикреплении к единственному месту жительства с запретом покидать его, так во время устроенного Гуталином (Джугашвили) Голодоморе 1932-33 умирающие от голода крестьяне были лишены возможности даже сбежать от смерти, попытаться найти хоть какую-то возможность выжить - переименованная коммунистами Малороссия (УССР) "была переведена на блокадное положение. По периметру границ охваченных голодом областей разместили войска НКВД. В поездах и на железнодорожных станциях сотрудники ГПУ обыскивали багаж пассажиров и конфисковывали продовольствие. Расширялась практика занесения особо «непокорных» сёл в так называемые «чёрные списки». «За явный срыв плана хлебозаготовок и злостный саботаж, организованный кулацкими и контрреволюционными элементами», ряд населённых пунктов полностью лишались подвоза продовольствия, колхозная и государственная торговля в них сворачивалась, колодцы с водой запечатывались, и у них выставлялась стража. Тем, кто не сдал хлеб, не давали и воду..." https://russia-xx.livejournal.com/82880.html
Директива ЦК ВКП(б) и СНК СССР о предотвращении массового выезда голодающих крестьян. 22 января 1933 г.
До ЦК ВКП и Совнаркома дошли сведения, что на Кубани и Украине начался массовый выезд крестьян «за хлебом» в ЦЧО, на Волгу, Московскую обл.. Западную обл., Белоруссию. ЦК ВКП и Совнарком СССР не сомневаются, что этот выезд крестьян, как и выезд из Украины в прошлом году, организован врагами Советской власти, эсерами и агентами Польши с целью агитации...не допускать массовый выезд крестьян из Северного Кавказа в другие края и въезд в пределы края из Украины...арестовывать пробравшихся на север «крестьян» Украины и Северного Кавказа и после того, как будут отобраны контрреволюционные элементы, водворять остальных в места их жительства.

Предсовнаркома СССР В.М.Молотов1*

Секретарь ЦК ВКП(б) И. Сталин  
Источник: https://istmat.info/node/38629
А теперь представьте, что рабочим заводов и фабрик в ненавистной коммунистам Российской Империи, или уже в более современное время Германии, Англии, Франции и т.п. запрещают увольняться по собственному желанию с работы, крепостнически прикрепляют к рабочему месту и шаг влево, шаг вправо отправляют в сталинские концентрационные лагеря на несколько лет даже за прогул, разумеется, и невзирая на возраст, подумаешь дети 13-14 лет у станка падают в голодные обмороки и не успевают на рабочую смену - за прогул в ГУЛАГ.


Полностью любознательные читатели с удовольствием все прочитают в 65 лет назад, в конце апреля 1956 года, была отменена уголовная ответственность за прогул
А теперь вернемся к вынужденным заботливой коммунистической властью самоубийствам бедных, забитых женщин.

  * * *

Самосожжение женщин как социальное явление

Х.О. Хушкадамова1 (Опубликовано в журнале "Социологические исследования", 2008, №5, с. 125-134)

В конце 20-х - начале 30-х гг. прошлого века в Средней Азии развернулось движение за социальное и духовное освобождение женщин, за снятие паранджи как символа женского рабства. Многие женщины, осмелившиеся на такие шаги, подвергались общественному остракизму: над ними издевались, их били. Общественное мнение в разных формах резко осуждало таких женщин. В итоге многие из них, не выдержав атмосферы психологического давления и постоянного общественного порицания, кончали жизнь самоубийством через самосожжение. За 1926-1928 гг. сожгли себя 203 женщины2
...

Данные социологических исследований, которые проводились в Таджикистане в конце 80-х - начале 90-х гг. прошлого столетия и в 2000-е годы нынешнего, свидетельствуют, что в таджикском обществе самосожжение составляет значительную часть среди покушений женщин на свою жизнь. Опираясь на эти работы4 и на личные наблюдения, автор пытается раскрыть феномен самосожжения в таджикском обществе, анализирует его причины, сопоставляя данные периодов перестройки и гласности, гражданской войны и пореформенного времени в Таджикистане.

В 1980-е годы я работала корреспондентом республиканской молодежной прессы и не понаслышке знаю, что в основном женщины совершали эти жестокие формы суицида. Мне не раз удавалось встречаться и беседовать со многими, чудом оставшимися в живых девушками или женщинами. Как выяснялось, таким образом они хотели привлечь внимание к своим многочисленным проблемам. Характер ожогов, по моим наблюдениям и по мнению специалистов, свидетельствовал об этом. Мотивы были самыми разными: неразделенная любовь, запрет родителей на учебу дочери, ссора с родственниками мужа, внебрачные связи, конфликт на работе с руководством, избиение мужа и т.д. ...

В 1987 г. специально подготовленная группа Союза молодежи Таджикистана в разных районах провела опрос среди молодых людей в возрасте от 16 до 35 лет5. Четверть опрошенных считала, что основная причина этого трагического явления - бытовой конфликт. Почти столько же основной причиной видели желание родителей насильно выдать дочь замуж. Среди других причин отмечались: запреты со стороны взрослых на продолжение девушками учебы после школы (конфликт на почве продолжения образования); бытовые трения с родственниками, коллегами (бытовой, межличностный конфликт); боязнь порочащих слухов (социально-психологическое давление) и другие. Около половины участников опроса считали, что между религией и самоубийством связи нет. Почти пятая часть затруднилась ответить на этот вопрос.

Случившиеся факты фиксируются правоохранительными органами, освещаются средствами массовой информации. Контент-анализ содержания газетных публикаций в этой ситуации приобретает особую значимость. Исследование таджикской периодической печати периода перестройки по теме самосожжения, проведенное автором, дало возможность более тщательно выявить причины суицида среди женщин и определить отношение национальной прессы к нему как социальному явлению. Проанализирована 61 публикация. Из них 59% опубликованы в республиканской молодежной газете на таджикском языке "Джавонони Точикистон", 11% - в газете на русском языке "Согласие"6 и 30% в женском журнале "Фируза" - "Счастливая". Для получения углубленной информации по исследуемой проблеме автор ввела в процедуру контент-анализа специфические качественные характеристики публикаций: "форма подачи материалов", "структура публикаций", "обратная связь", "причина самосожжения", "пол автора публикации", "отношение автора к описываемому факту", "семейное положение потерпевшей" и т.д.

В молодежной газете на таджикском языке за 1986-1992 гг. эта проблема затрагивалась 36 раз, в русскоязычной прессе - в пять раз реже, а в журнале "Фируза" ("Счастливая") - в 2 раза реже.

Анализ факторов времени свидетельствует, что пресса обращалась к проблеме самосожжения женщин ежемесячно. Но это не дает основания полагать, что время появления публикаций полностью сходится со временем возникновения очага самоубийства женщин. Именно обращение к категории "частота освещения факта (социального явления) в публикациях" позволило выделить период наибольшей интенсивности самосожжения. Для этого были использованы публикации, которые носили оперативный характер и давались с места происшествия. Такие сообщения имелись в газете на национальном языке. Их основу составляли описания случившегося, за которым стоит один страдающий субъект. Основная часть (71,4%) этих сообщений приходится на лето-осень 1987 и зимы-весны 1988 г.

В 1989-1990 гг. в республиканской прессе количество публикаций о самосожжении сократилось. В декабре 1990 г. опубликована всего одна статья7, и то не связанная в целом с самосожжением. ... Бесспорным является и то, что именно определенная открытость общества в период перестройки сделала доступным диалог с ними...
...Правовая осведомленность женщин и в период перестройки, и в современных условиях в таджикском обществе одинаково очень низкая.
На вопрос "Обращались ли вы куда-нибудь для защиты своих прав?" 67,3% респондентов ответили "нет", 32,6% - "да". А ведь среди этих 67,3% лиц, которые никуда не обратились для защиты своих прав, могут оказаться и потенциальные суицидентки. Около 60% не знают своих прав, и кто их защищает. Письмо, приведенное ниже, подтверждает этот тезис. Васила, 42 года, район Рудаки: "17 лет, как мы с мужем живем раздельно. У меня трое детей, сама плохо слышу. Муж мне сказал: "Больше не приходи. Я не буду жить с тобой". У меня мой свекор обманом отобрал дом. После смерти свекра мой муж еще четыре раза женился. О своих детях вообще не заботится. Мне помог мой брат получить землю. Но у меня нет средств, чтобы построить дом. Не знаю куда идти, к кому обратиться"...
Источник: http://www.demoscope.ru/weekly/2009/0379/analit04.php

   * * *

Огония

В застойные годы появилось кодовое название для случаев самосожжения— «пламя». Самосожжение стало для республики подлинной трагедией. Что же заставляет девушек выбирать этот страшный путь ухода из жизни?

Ужасные крики раздавались в коридоре. «Боюсь, боюсь, не трогайте меня! Убейте меня! Доктор-ака, не трогайте меня!..» В перевязочную провезли на каталке укрытое простыней какое-то почти бестелесное существо. Когда каталка поравнялась со мной, я увидела белое от ужаса лицо молодой женщины. Орошая лекарственным раствором, медсестра осторожно начала снимать бинты. Делала она это сосредоточенно, спокойно, не обращая внимания на стоны и крики, от которых, как писали в старых романах, «стыла кровь». Когда сняли бинты, я увидела скрюченные темно-багрового цвета руки, невообразимо худые, спину и грудь в ужасных ранах, почти без кожи. Тяжелый запах гниения заполнил перевязочную, перебивая специфический больничный дух.

В тот день, когда мы пришли в Самаркандский ожоговый центр при 1-й горбольнице, их было четыре, молодых женщин, которых врачи и работники правоохранительных органов называют «самосожженками». Две из них к вечеру скончались.

Как объяснил заведующий ожоговым центром Э. Х. Гафаров, при обширной площади поражения происходит усиленное выделение плазмы, резкое истощение организма, омертвение всех жизненных органов.

— Мы весь день были на поле. Вечером пошел дождь, мы пришли усталые. Сапоги и одежда были залеплены грязью. Я поставила перед мужем холодный ужин. Не было сил разводить огонь и подогревать. Он выбросил казан с едой прямо во двор. Я подала чай. Он чуть не выплеснул его мне в лицо. Я о чем-то его спросила, он пнул меня и оскорбил. Тогда я вышла во двор, облила себя соляркой и подожглась... — Знала ли ты, что будешь так мучиться? — Да, знала. — А почему именно самосожжение? — Не знаю... Наверное, у меня осело в памяти, как муж сказал: чтоб ты сгорела!

...Самосожжение. Сейчас нет в республике человека, который не слышал бы этого слова. Ученые, врачи, психологи, экономисты, социологи, юристы, партийные и советские работники обсуждают и изучают это национальное бедствие и способы борьбы с ним.

— Он ухаживал за мной, обещал жениться. А в назначенный день не прислал сватов. Я ждала, ждала. Прошло два месяца. Мне казалось, что соседи смеются надо мной, осуждают... Я не вытерпела и облилась керосином. Было страшно, я плакала. Потом зажгла спичку. Когда платье загорелось, я закричала...

На бюро ЦК Компартии Узбекистана, состоявшемся в июле этого года, был рассмотрен вопрос о положении женщины и, в частности, о самосожжении, по которому было принято специальное постановление. А между тем число самоубийств среди женщин растет. И самосожжение в общем числе самоубийств занимает примерно процентов 40.

«Пламя» — таково было кодовое название самосожжения в те годы, которые сейчас стыдливо именуются «застойным периодом». Специалисты знали, что скрывается за этим словом. В годы худжума, когда женщины в городах и кишлаках срывали с себя паранджи, их с остервенением убивали басмачи и фанатики. Много женщин приняло тогда мученическую смерть. Особенно страшными и кровавыми были 1927—1928 годы. Именно этот период насчитывает наибольшее количество жертв. За два года сожгли себя 203 женщины. Спустя 60 лет количество «самосожженок» за такой же срок намного превысило эту цифру.

Чем-то диким отдает от этого. Кошмар средневековья? Нет, наша повседневность, вобравшая в себя и феодальные предрассудки, и дореволюционную отсталость, и глубоко въевшийся страх времен сталинизма, и стойкое безверие, ощущение полной безысходности застойного периода. Время, а точнее, безвременье, пласт за пластом наслаиваясь, хоронило живое стремление женщин к свободе, справедливости и добру. И наружу это стремление вырывается в виде самосожжения – уродливой формы протеста.

Надо отметить, что подавляющее большинство «самосожженок» — женщины и девушки сугубо комсомольского возраста— до 28 лет, хотя есть среди них и пенсионерки, и юные школьницы...

встречалась со многими женщинами, которых удалось спасти, и поразилась: косность, духовная нищета, правовое невежество.

«Дуры, просто дуры», – хотелось кричать им. Почему нельзя постоять за себя, за своих детей, развестись с мужем-феодалом, найти другой выход? Но когда видишь не один случай, а десятки, десятки, десятки, то с мучительной болью начинаешь понимать, что это не вина женщин, а их беда.

Разве в том, что сельские и кишлачные Советы не разрешают разводиться, дабы не испортить какие-то свои, им только ведомые показатели, вина женщин и мужчин? Или в том, что после полевых работ практически не остается времени на личную жизнь? Но это только часть айсберга. Главная причина непрекращающихся самосожжений — социально-экономическая.

Сегодня республика выглядит далеко не так благостно, как того хочется. 78 процентов сельскохозяйственных угодий занято хлопком. Нормы обработки посевов хлопчатника непомерно завышены.

Потребности в жилье, детских садах, больницах огромные. По вине союзных инстанций произошел разрыв в уровне реальных доходов на душу населения в стране и в республике. 8 кг мяса на человека в год, в то время как в самой отсталой африканской стране —10 кг! Высокая детская смертность. Например, в Джизакской области из 1000 родившихся 46,6 процента детей умирают (все данные 1987 года). В Гузарском районе Кашкадарьинской области — 43,2 процента. В ряде районов этот трагический показатель выше, особенно в Алатском и Гиждуванском районах — 53,4 и 72,8 процента. Нехватка питьевой воды. В Яккабагском районе Кашкадарьинской области машина воды стоит 30 рублей. И думаете, это чистая питьевая вода? «Это уж кому как повезет,— объяснили нам жители района.— Кому — мутная, соленая, а кому — ничего, годится». Ведь привозит эту воду лихой, предприимчивый люд по своей личной инициативе, а не по государственной. Отсюда — крайне неблагополучная эпидемиологическая обстановка. В Кара-Калпакской АССР показатель заболеваемости желудочно-кишечными заболеваниями в 29 раз выше, чем в РСФСР.

До сих пор не утихает боль, которая, наверное, оседает в душе на всю жизнь, боль, возникшая при посещении дома девочки-шестиклассницы, кончившей самосожжением. Это неподалеку от города Карши. Сначала в душном кабинете прокурора мы слушали предсмертную магнитофонную запись ее разговора со следователем. «Меня никто не любит. Меня ругали все время. Только когда я больше всех собирала хлопка, мне говорили «молодец». Я мочилась в постель, и все узнали. Мне было стыдно выходить из дома». Следователь: «Но это же просто болезнь, ее можно было вылечить».— «Врач сказал, надо принести много денег».

Когда мы пришли домой к погибшей девочке, нас встретила ее мать. В глубине двора стоял отец. Трагедия произошла четыре месяца назад. Нестарые люди, ее родители выглядели изношенными, как долго работавший, сломанный и никому не нужный механизм. Кроме умершей девочки, которая была средней в семье, еще 9 человек детей. Малыши спали на курпачах, расстеленных на глиняном полу. Отец работает в совхозе, его зарплата 110 рублей.

Мать — медсестра. «Мясо мы едим раз в месяц, и то не всегда». Мать стала показывать детские фотографии девочки. Одна фотография меня поразила. Черно-белое фото было раскрашено цветными карандашами — синим, желтым, красным. Серьезное лицо, грустные глаза, чистота линий. В ушах — нарисованные сережки, платье тоже яркое, разноцветное. «Это она сама раскрасила. Она мечтала об атласном платье и нарисовала его себе. Я вот купила хак-атлас, а ее уже нет...»

Никогда не забуду школу в совхозе имени Ленина Гузарского района Кашкадарьинской области. Глинобитное, неоштукатуренное здание с земляным полом. Печи нет. Дети сидят в пальто. Вместо столовой и буфета лепешки, принесенные из дома. Питьевая вода налита в большую алюминиевую кастрюлю, которая стоит на столе во дворе школы. Разбитые парты. Обваливающиеся потолки. Одни и те же учителя-«универсалы», ведущие по 2—3 предмета.

И после всего виденного могу ли я вполне согласиться с девушкой из-под Карши, с которой мы разговаривали больше двух часов во дворе ее дома. Девушка эта очень красива, если смотреть только в лицо, но шея ее изуродована огромными рубцами и шрамами ярко-красного цвета. Она тоже из них — «самосожженок».

«Скажи, пожалуйста, Диля,— спросила я ее,— что нужно сделать, чтобы пресечь самосожжение?» Она ответила не задумываясь, как будто давно готовилась к ответу: «Надо быть добрее друг к другу, надо стараться относиться друг к другу так, как будто мы все не чужие, а родные. И тогда все будут знать, что они не одни в этой жизни. Ведь наверняка каждая из этих женщин и девушек кому-то рассказывала о своей беде. Самосожжений не будет, если кому-то скажешь, что тебе плохо, а он возьмет и придет тебе на помощь...»

Изнурительный труд, тяжелый морально-психологический климат в семье, уходящий корнями в основанные на канонах шариата отсталые традиции и обычаи, калым, неоправданно расточительные свадьбы, истощающие семейный бюджет, уклонение мужчин от наиболее трудоемких и малопрестижных работ на производстве и в домашнем хозяйстве — вот что приводит к трагической развязке. Эти и другие причины проанализированы в официальных документах. Конкретные поручения даны Советам народных депутатов, министерствам, ведомствам, правоохранительным органам и общественным организациям республики.

Но...

Вот что сказала в интервью газете «Правда Востока» рабочая совхоза «Касан» Касанского района Кашкадарьинской области Халимова: «Я мать семерых детей и бабушка трех внуков. Трудно представить хлопковые поля без согбенных фигур девочек-подростков, без огромных тюков на хрупких женских плечах. На пороге XX век, а у нас ручной труд. Неужели технический прогресс обошел наш край стороной? Взять, например, наше хозяйство. Плохо используются хлопкоуборочные машины, другая техника. 652 женщины работают в совхозе. Основной труд по выращиванию и сбору хлопчатника ложится на них... Женщины часто не рискуют оставлять детей в сезонных яслях — нет никакой гарантии, что они здесь не заболеют, будут хотя бы накормлены. И берут женщины своих маленьких детей с собой в поле. А чуть подрастут, ребятишки остаются сами себе хозяевами в доме, пока мать работает. Вот и оказывается сельская женщина зажатой в тисках между полем и домашним хозяйством. Поэтому и болеет часто, и стареет быстро. А ведь работа для нас всегда найдется. В том же нашем хозяйстве, где и овощи выращивают, и сады свои, организовали бы цехи по засолке овощей, изготовлению сухофруктов. А при них — ясли и сады. И всего-то трудов: проявить заботу, рачительный подход к женским трудовым ресурсам».

Несмотря на важность и безотлагательность коренных преобразований в социально-бытовой сфере, только с их помощью проблему оторванности женщин от общественной жизни, их забитости, покорности, подчинения живучим патриархальным устоям не решить. Вот что по этому вопросу говорят медики: профессор Н. Махмудова, завкафедрой Среднеазиатского медицинского педиатрического института, доцент Й. Исраилова, доцент Л. Алимова: «Долг общественности, партийных и советских органов — создать условия, чтобы женщина на деле чувствовала себя полноценной личностью, полноправным гражданином. Повышать культурный уровень населения, особенно жителей села, улучшать их образование, досуг, с детства закладывать зерна мировоззрения, свободного от предрассудков. Большая ответственность лежит на медиках. Нам предстоит дать населению основы медицинских знаний, обучить правилам семейной жизни и личной гигиены, организации быта. В этом залог здоровья женщины и крепкой семьи». Тут уместно вспомнить один эпизод. В Гузарском районе Кашкадарьинской области (этот район на одном из первых мест по фактам самосожжения) один ответственный работник, кстати говоря, много делающий для решения женского вопроса, рассказывал о своих впечатлениях от поездки в Финляндию. В Финляндии, оказывается, оплачиваемый декретный отпуск предоставляется и мужу для помощи жене. «Зачем?» — искренне поразились сидевшие в кабинете мужчины.

Угадывался и следующий вопрос: разве не обязанность жены много рожать, воспитывать детей, тяжко работать, слепо подчиняться мужу, свекрови, свекру?

Одна из первостепенных задач нашего общества в целом — воспитание уважения к женщине...

Разика Мергенбаева, редактор студии «Узбекфильм».

Вместо послесловия

Я давно собираю журналистское досье по самосожжениям, написал статью-диагноз «Этот замкнутый круг» — скоро она должна появиться на страницах «Комсомольской правды». Приведу два факта из этой статьи. За два последних года в Узбекистане пытались покончить жизнь самоубийством (горели заживо) 270 девушек и женщин. Только в Сурхандарьинской области за шесть месяцев 1988 года облили себя керосином и подожгли 16 девушек, причем десять из них вчерашние школьницы, комсомолки... Почему они так поступили? Очень непросто ответить на этот вопрос. Адыл Якубов, народный писатель Узбекистана:

– До сих пор к трагическим случаям относились очень легковесно, давали им поверхностную оценку. Когда разговор заходил о самосожжениях, вину сваливали на байско-феодальные отношения, бытующие на Востоке. Но, на мой взгляд, истинная причина — тяжелейший труд наших женщин под палящими лучами солнца. Труд не нормированный, а, как говорится, от зари до зари. Есть и другие причины — многодетность (в узбекских семьях, как правило, 7-8 детей), малый заработок (за изнурительный труд сельские женщины зачастую получали не больше 60—70 рублей в месяц). Социальная несправедливость по отношению к женщине — вот корень зла.

По детской смертности Узбекистан сегодня занимает первое место в стране. Иногда на крайний шаг толкает мать смерть первенца, погибшего из-за антисанитарии... Не могу молчать о монокультуре, буквально душащей узбекские села. В республике, где, казалось бы, самые благоприятные условия для выращивания фруктов и овощей, их можно увидеть в сельских домах только по праздникам. Многие люди не знают вкуса молока, мяса, сливочного масла. Причина все та же – от нас требуют больше хлопка. Горы хлопка....

Я уверен, если в Узбекистане в самое ближайшее время не будут проведены серьезные социальные и экономические исследования, не восторжествует наконец принцип социальной справедливости по отношению к женщине, кривая самосожжений поползет вверх...

Эркин Гафаров, заведующий ожоговым центром самаркандской горбольницы № 1, кандидат медицинских наук:

— Мой многолетний опыт работы в ожоговом центре позволяет сделать некоторые выводы, — об этом стыдливо молчала печать, партийные органы. Вдумайтесь: в 25 лет женщина устает от жизни и, доведенная до точки, обливает себя керосином! К сожалению, о высоком уровне сознания говорить не приходится. Нужно, чтобы каждый случай покушения на собственную жизнь немедленно становился известен, был осужден. Для этого должны проснуться не только комсомольские и правоохранительные органы, но и кишлачные Советы, махаллинские комитеты и женсоветы.

Настало время открытого разговора о теневой стороне многодетности. На разного рода собраниях и конференциях долгие годы провозглашались здравицы в честь многодетных матерей, но никто не задумывался о здоровье женщин и детей, условиях, в которых живут семьи, культуре быта... Когда мы, врачи, беседуем с иными мамами, оторопь берет: элементарная неграмотность, невежество, помноженное на соблюдение законов шариата (по мусульманскому обычаю, сколько бы детей ни послал аллах, всех нужно рожать). Все это и становится причиной самосожжений.

Тухтахон Киргизбаева, звеньевая хлопководческой бригады, делегат XXVII съезда КПСС и XIX партийной конференции:

— Мы много сейчас говорим о перестройке, но, к сожалению, она никак не сказалась на улучшении жизни наших женщин. Только четвертая часть полевых станов благоустроена, а остальные... Бетонные полы, качество строительства хуже некуда. А ведь многие семьи из-за нехватки жилья вынуждены подолгу жить на полевых станах....

Юрис Подниекс, кинорежиссер, лауреат премии Ленинского комсомола:

— Так вышло, что сейчас по заказу английского телевидения я снимаю фильм о перестройке в нашей стране. Съемочная группа побывала и в Средней Азии. Сюжет из Узбекистана можно условно назвать «Стена»: перед юной героиней, с позором изгнанной из семьи, в которую ее выдали замуж, брезжит только один выход, но вопреки устоявшейся печальной традиции она стала бороться за свою жизнь. И победила. Но в этой борьбе девушка оказалась одинока — вот что меня тревожит...

Пусть героиня нашего фильма станет для всех девушек республики путеводной звездой...

Джабоар Раззаков, редактор газеты «Ёш ленинчи»:

— В последнее время мы часто пишем о самосожжениях. Не выходит из головы один из последних трагических случаев. Муж и его молодая жена смотрели по телевизору передачу о «самосожженке». А через несколько дней жены не стало. Как выяснилось, тележурналисты лишь «подсказали» отчаявшейся женщине «выход». Никак нельзя журналистам видеть в самосожжениях тему для «жареного» материала — нужен такт, всестороннее знание проблемы. Только тогда мы сможем спасти наших девушек от необдуманного страшного шага.

Мирза Алимов, соб. корр. «Комсомольской правды». Ташкент.

Опубликовано в еженедельнике «Собеседник», 1988, № 40

Сканирование и обработка: Вадим Плотников

Источник: https://scepsis.net/library/id_1248.html

   * * *
отрывок из     ГЕНДЕРНЫЙ ДЖИХАД
...Хочу рассказать одну историю, которая потрясла меня в детстве.

УЗБЕКИСТАН

Детство мое прошло в узбекском городе Андижан, где отец служил военным лютчиком в ПВО. Охранял южные рубежи СССР.
Родители дружили с одной очень простой, многодетсной узбекской семьей. Ходили друг к дугу в гости. Дядя Миша и тетя Маша, условно назову их по русски, очень часто приглашали нас на плов. Это были такие славные вечера, которые на всю жизнь запомнились. Старшую дочь звали Мукарам, в семье Мира. Она мне очень нравилась, даже не знаю почему. От нее веяло теплом и добротой, и пахло блюдами узбекской кухни. Приготовление пищи, вероятно, было возложено на нее, как на старшую.(В узбекских семьях у каждого из детей свои обязанности.)И еще Мира запомнилась мне своими коллекциями открыток советских кинозвезд. Мы подолгу рассматривали эти фотографии с ней, сидя на курпаче. Анастасия и Марианна Вертинских, Жанна Болотова нам казались настоящими богинями и мы подетски восхищались их неотразимой красотой.

Мукарам выдали замуж по узбекским обычиям по сговору, в 17 лет. До свадьбы, как это принято по обычаю, она не могла увидеть своего будущего мужа.

А через некоторе время я услышала о том, что Мира наложила на себя руки. Повесилась от того, что не выдержила каких то проблемм в семейной жизни.

Возможно это какой то единичный случай. У Миры была
хрупкая психика... Сейчас мне трудно судить. Но почему то этот случай запомнился.

Вторая половина 80х - это был расцвет жанра советского документального кино. На студии Узкинохроника, где я в то время работала директором съемочной группы снимается фильм "ПЛАМЯ". Режисер фильма Шухрат Махмудов выносит на зрителя такое... о чем никто и негде не говорил - САМОСОЖЖЕНИЕ женщин в мусульманских семьях, где жизнь складывалась таким образом, что выходом было это страшное решение, - поджечь себя и своего ребенка, дабы остановить угнетение, в которое попадала женщина вступив в брак.
Съемки велись в ожоговом центре. Небольшой процент выживщих женщин навсегда оставлись глубокими инвалидами.

Долго искала это фильм в интернете, но увы... Хранится в государственном архиве Узбекистана.


Злой муж или генная память?

Мария Савельева

"Самосожжение, как последний и отчаянный способ заявить о невозможности жить, как прежде, более всего распространен в странах Центральной и Средней Азии — таковы выводы специалистов по проблемам суицида. Причины, толкающие женщин на эту крайнюю меру, ищут и психологи, и социологи, и режиссеры." (прим. нераб. ссылка)

К самосожжению женщины Узбекистана прибегают и в других случаях:) (прим.-нераб. ссылка)
- Самосожжение женщин в Узбекистане
(прим.- нераб.ссылка) - Самосожжение как протест против бесправия

На той же киностудии впервые увидела кадры кинохроники массового сожжения параджи советских женщин и ту, которой братья перерезали горло за то, что открыла лицо и стала актрисой.

Сразу после Октябрьского переворота в Туркестане осуществлялся ряд мер, направленных на установление равноправия женщин,например, против замужества несовершеннолетних девушек. Члены коммунистической партии должны были идти в первых рядах движения "Худжум" ("Наступление"). Мужья приводили своих жен на площадь, где с них снимали паранджу и сжигали ее, а на следующий день они же заставляли их снова надеть ее. Для меня это лишний раз подтверждает формальный характер советских мер раскрепощения женщин.
(выделено мной)
Психологическое и религиозное давление на женщин оставило свой кровавый след. В 1927-1928 гг. в ходе "Худжума" только в Узбекистане из числа членов членов женотделов, заведующих клубов и библиотек погибло свыше 25ОО женщин...
Источник: https://olatok.livejournal.com/28968.html

Tags: азия, коммунисты, рабство, советская мифология, сталин
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments