harmful_grumpy (harmfulgrumpy) wrote,
harmful_grumpy
harmfulgrumpy

Categories:

К столетию Великого Русского Исхода

К столетию Великого Русского Исхода


....Да, а возвращаясь к теме русской эмиграции, рекомендую почитать в Фейсбуке текст известного историка Евгения Пчелова «К столетию Великого Русского Исхода». Надо сказать, сама постановка проблемы - не бегство, а спасение - меня застала врасплох, я раньше в таком ключе об этом событии не думал, оно мне какой-то неизбывной трагедией представлялось. В общем-то, что уж там, так и было. Но для кого? Конечно, масса эмигрантов очень тяжело переживала расставание с Родиной, жизнь на чужбине, очень остро проходило осознание того, что это навсегда. Однако же что их ждало в Совдепии? Прозябание в статуте «бывших людей», унизительные «чистки», постоянное подозрение и ненависть, в конце концов - тюремный застенок и «стенка». Спасшись же, многие смогли проявить себя за рубежом ярчайшим образом, раскрыть все грани своего таланта, вписать свои имена в Книгу Истории. И в конечном итоге проигравшими оказались их бывшая родина и их бывший народ, а не они сами. Собственно, даже поражением «белых» этот Исход не назвать - армия Врангеля не была разгромлена, даже за границей сохраняла боеспособность (что, как показано в «коммерсантовском» материале, вызывало глубочайшую озабоченность французов и проч.), позже части «белых» проявили себя в Болгарии и Югославии в борьбе с тамошними красными. А уж о том, что могло бы быть, соединись они с активно восстававшими в начале 1920-х против большевицких художеств крестьянами, можно лишь догадываться (и не осознанием этого ли диктовались действия бывших «союзников», всячески мешавших их военной организации, а затем наперерыв кинувшихся дружить с красными?).

Уже одно это не позволяет рассуждать о поражении. А уж то, как потом красные десятилетиями тряслись из-за эмигрантских организаций и даже отдельных офицеров (одну только «Поднятую целину» вспомнить!), как, начиная с хрущёвского времени, пытались освоить образ «белого» офицерства и эмиграции в целом, выставляя их то исторически обречёнными, то пособниками нацистов (на это нынешние неосоветские делают особый упор - вопреки, правда, исторической действительности, но когда это их останавливало!), то пытаясь наводить мосты, говорит, что называется, само за себя.

Да, иногда необходим нешаблонно мыслящий человек, чтобы помочь взглянуть на вроде бы хорошо известную ситуацию свежим взглядом!
https://afanarizm.livejournal.com/389275.html

Eugene Pchelov   9 ноября 2020 г.

К СТОЛЕТИЮ ВЕЛИКОГО РУССКОГО ИСХОДА.

Сто лет назад Россия покинула свою историческую территорию. Она, свободная и не сломленная, разлилась по всему миру, почти по всем странам и континентам. И невероятно обогатила их. Великая Русская Эмиграция стала одним из результатов той революции, которую в советское время называли Великой и которую в новом обличье начали вновь называть Великой сейчас. По своим масштабам и последствиям для настоящей России это была, конечно, Великая, но не революция, а катастрофа. И уникальным следствием этой катастрофы стало отделение огромного пласта русской цивилизации и уход его в свободное плавание в свободном мире. Оставшееся же преобразовалось в советскую общность, а, следовательно, и утратило историческую преемственность. Но сейчас не об этом.

В чём суть представлений об этом Исходе? Как он воспринимается сейчас? Увы, практически так же или почти так, как и в советские времена. Та картина, которую нарисовали советские пропагандисты и которую гротескно сконструировали некоторые бывшие эмигранты, вернувшиеся на сытую жизнь в СССР, так глубоко въелась в сознание, что продолжает искажать реальность до сих пор.
Итак, Эмиграция - это бегство. Беспорядочное, бестолковое, безумное. Бегство буржуазии из Новороссийска - так называется картина Владимирова. Бегство врангелевцев из Крыма - так называлась фотография с уходящими по морю кораблями. Бег - гениально описал время Булгаков. Этот бег, жалкий, хаотичный, с падающими за борт людьми, с переполненными кораблями, толчеёй и давкой сделался символом русской эмиграции в литературе и кино. Как они могли уезжать? Только бегством. Они бежали, якобы бросив родину. И это въелось намертво. Да, в Новороссийске было бегство. Но в Крыму была эвакуация. Эвакуация армии и эвакуация гражданских людей. Конечно, многие разными путями именно бежали из Совдепии. Но тотальное, всеобщее бегство - чисто идеологическое клише, когда частное возведено в ранг общего. Немного даже поняли это под конец советской власти, когда в фильме Берега в тумане показали организованное и чёткое прибытие Русской армии в Болгарию.
Далее. Бежав, они, несчастные, оторвались от «своей» страны и, главное, от «своего» народа. Утратили с ним, так сказать, некую глубинную, мистическую связь и оттого начали страдать. Их мучила ностальгия, они массово стрелялись и топились, собирали подаяние на улицах, шли в проститутки и работали шофёрами такси, опускаясь на самое дно. Жалкое сборище несчастных людей. И этот образ продолжает жить и сейчас.
И вновь частное здесь возведено в ранг общего. Конечно, и стрелялись, и страдали, и тосковали, и не устроены были многие. Но несчастными на самом деле были не уехавшие, а оставшиеся. Это их лишали прав и ссылали, давили и расстреливали. И лучше было быть шофёром такси в Париже, чем катать тачки где-нибудь на Колыме. Кстати, у русских шофёров на Сент-Женевьев есть прекрасный участок (у них был даже свой профсоюз). Но главное не в этом. Преодолев все трудности, всю неустроенность, все невзгоды, Русская эмиграция оказалась в жестоком, но Свободном мире. И этот мир дал ей возможность состояться. Мало можно назвать имён, ярких и талантливых, кто бы в эмиграции погиб. И, наоборот, дети, увезённые из России, даже оставшиеся сиротами, становились потом яркими и известными, как теперь модно говорить, успешными личностями. Русские всюду создавали школы и учебные заведения, строили «из ничего» храмы, организовывали разные общества и объединения. Они сохраняли церковь, армию, язык, прессу, литературу, искусство, культуру - русские эмигранты внесли такой огромный вклад в жизнь чуть ли не каждой страны, что осознание этого не может не потрясать. Нельзя назвать ни одной страны в Европе, Азии или Америке где в той или иной степени не были бы известны русские эмигранты той великой, первой волны. От Парагвая до Индонезии. От Норвегии до экваториальной Африки. От Канады до Австралии. Везде и всюду мы найдём русские имена. Описание и, главное, осмысление всего этого многообразия ещё предстоит. То же самое - какую область знания, науки, культуры, искусства не возьми, мы всюду найдём русских. От энтомологии до вулканологии, от киноиндустрии до филателии - нет ни одного, даже самого частного, маломальского тематического наименования, где бы не было русских эмигрантов. И это тоже не слишком известно и уж совсем не понято нашими современниками. Это ли жалкая жизнь несчастных, страдающих без своей «родины» и «народа» людей???
Следующий миф - они оторвались, не поняли, не допоняли (дураки ведь были, не могли оценить достоинств социализма) и в результате их ждал или крах (излюбленное название советских книжек), или упадок. Они якобы не смогли создать ничего более значительного, нежели то, что было создано на пресловутой родине. Ложь, беззастенчивая ложь, очевидная всякому, кто хоть как-то познакомился с реальным творчеством этих людей. Не только не упадок, а для многих подъём, если не сказать новый расцвет, ожидал их там. Это был мощный всплеск русской культуры, явившей себя миру. И этот импульс оказался настолько сильным, что его волна наблюдается и сейчас, спустя сто лет, когда мы являемся свидетелями последних всполохов этого грандиозного явления.
Я убеждён, что пора перестать рисовать Русский исход и Великую Русскую эмиграцию исключительно в трагических, надрывных тонах. Это был не исход, это было спасение. Это была настоящая Россия, которая в сложных, порой очень сложных условиях, не только сохраняла себя в течение десятилетий, но и развивала, одаривая собой весь мир. Это были слава, гордость и триумф Русской цивилизации в 20-м веке. И за это спасение России мы, остававшиеся здесь, должны быть им навсегда благодарны.
https://www.facebook.com/eugene.pchelov/posts/3487148154667620

* * *

Нельзя назвать ни одной страны в Европе, Азии или Америке где в той или иной степени не были бы известны русские эмигранты той великой, первой волны. От Парагвая до Индонезии. От Норвегии до экваториальной Африки. От Канады до Австралии. Везде и всюду мы найдём русские имена.

После окончания развязанной Лениным Гражданской войны страну покинуло по примерным подсчетам около 8-10 млн. человек - чудовищная потеря в интеллектуальном и демографическом плане для любого государства.
Но и сейчас современные советские товарищи продолжают своё вытье, к примеру: "ах, мы не успели расстрелять предателей СССР Сикорского, Понятова, сбежали гады, вертолеты, продажная шкура американцам строил...", такой же визг и в отношении многих других русских писателей, изобретателей, высланных русофобским выродком Лениным (Бланком) .

"В результате высылки лучших русских умов и талантов заграница, и прежде всего США, получили в «подарок» от России целую когорту блестящих специалистов, позволивших им далеко продвинуть вперед свою науку и технику, развивать культуру.
Игорь Сикорский, выпускник Петербургского политехнического института, построил в США первый в мире вертолет, русские инженеры Михаил Струков, Александр Картвели, Александр Прокофьев-Северский фактически создали американскую военную авиацию, инженер Владимир Зворыкин изобрел в США телевидение, химик Владимир Ипатьев создал высокооктановый бензин, благодаря чему во время войны американские и немецкие самолеты летали быстрее немецких, Александр Понятов придумал первый в мире видеомагнитофон, Владимир Юркевич спроектировал во Франции самый больший в мире пассажирский лайнер «Нормандия», профессор Питирим Сорокин стал за океаном создателем американской социологии, гениальный актер МХАТа Михаил Чехов – основоположником американского психологического театра, Владимир Набоков – знаменитым писателем, а русского композитора Игоря Стравинского в США считают американским гением музыки. Имена всех утраченных Россией гениев и талантов просто невозможно перечислить.
Из-за катастрофы 1917 года и драматических событий последующих лет за рубежом оказалось в общей сложности, около 10 миллионов русских людей." "Философский пароход" https://tverdyi-znak.livejournal.com/3214241.html



....Во время Гражданской войны перебрался на белый юг России, где руководил холодильным мясоупаковочным заводом. В 1922—1927 гг. он был генеральным директором Эстонского  мясокомбината «А. О. Кюльметус» в Таллине. В 1928—1929 годах работал в  Италии и Франции по быстрому замораживанию рыбы и птицы, а в 1930—1931 годах работает в Англии и Норвегии. В 1932 году переехал в США, чтобы привлечь внимание инвесторов к  процессу быстрого замораживания, получившего известность как процесс  «Z». Как вице-президент «American Z Corporation» и должностное лицо  корпораций «Z-Pack» и «National Frosted Foods Sales Corporation»,  Зароченцев занимал важное положение в холодильной промышленности США до  выхода на пенсию в начале 1950-х гг...
https://blog-10101.livejournal.com/105681.html

Расшифровывается AMPEX как Alexander M. Poniatoff, Excellence: его превосходительство Александр Матвеевич Понятов.
https://oboguev.livejournal.com/5846612.html

"Александр Матвеевич Понятов известен тем, что изобрел первый в мире видеомагнитофон. Эмигрировав из России после Гражданской войны, он основал в США собственную фирму под названием Ampex, производящую магнитофоны и аппаратуру для студийной записи. В память о родине он распорядился сажать по две березы перед входом в каждый филиал Ampex. В Африке эти деревья даже пришлось накрывать специальными куполами, чтобы создать им нужный климат…

Первый видеомагнитофон AmpexVRX-1000 был продемонстрирован Понятовым в 1956 году в Национальной ассоциации радиотелевизионных журналистов. Меньше чем за полгода аппарат стал использоваться во всех ведущих телестудиях страны. Процесс записи видео даже стали называть «ампексированием» - по имени фирмы. А в 1958 году видеомагнитофоны стали использоваться в NASA для записи космических полетов…

В 1959 году видеомагнитофон был продемонстрирован на выставке в Москве. Причем американский инженер, сопровождавший экспозицию, по распоряжению Понятова разрешал фотографировать всю техническую документацию. По воспоминаниям посетителей выставки, специалист охотно показывал техническое описание видеомагнитофона и призывал журналистов и любопытствующих сфотографировать все нужные электрические схемы.

На этой же выставке Хрущеву подарили кассету с записью его встречи с президентом США Никсоном, но в те времена в СССР просто не на чем было ее посмотреть! Поэтому запись просто отправили в архивы Всесоюзного научно-исследовательского института звукозаписи… А позже туда пришла и посылка от Ampex с фотокопией всего технического описания видеомагнитофона. Вскоре в Новосибирске запустили серийное производство видеомагнитофонов «Кадр-1», сделанных на основе американской документации.

А Ampex тем временем выпустила линейку портативных видеомагнитофонов для домашнего использования, а также серию техники для видеожурналистики. В 1963 году был разработан видеомагнитофон с монтажными функциями и покадровым просмотром, в 1964-м освоили цветную видеозапись, а в 1967-м появилась функция замедленного просмотра...
https://harmfulgrumpy.livejournal.com/772186.html


Как сторонник монархии, Октябрьскую революцию не принял, но, будучи горячим русским патриотом, встал на путь сотрудничества с советской властью. По сути дела, стал организатором советской химической промышленностью.Между тем, в СССР все активнее раскручивался маховик репрессий и казней. Были арестованы многие ученые, друзья Ипатьева, стало известно, что и его арест неминуем. Тогда, во время одной из командировок, он принял решение остаться на Западе в 1930 г. 29 декабря 1936 г. на Общем собрании АН СССР было принято постановление о лишении Ипатьева звания академика, а неделю спустя 5 января 1937 г., ЦИК Союза СССР лишил его советского гражданства. Ему навсегда был запрещен въезд в СССР. Часть его ближайших учеников подверглась репрессиям.

А результат? - в СССР пришлось завозить в войну ленд-лизом высокооктановый бензин.

"Вклад Ипатьева в химическую науку огромен, но его можно охарактеризовать одной короткой фразой: каталитические реакции при высоких температурах и давлениях. Особенно ценными оказались его открытия для производства высокооктановых бензинов и авиационного топлива...Слава ученого из России росла. В 1937 году он был назван в Америке «Человеком года», его избрали членом Национальной академии Соединенных Штатов, он стал почетным членом многих европейских университетов, в Париже ему вручили высшую награду Французского химического общества – медаль имени А. Лавуазье. Когда отмечалось его 75-летие, лауреат Нобелевской премии Р. Вильштеттер заявил: «Никогда за всю историю химии в ней не появлялся более великий человек, чем Ипатьев».

Исследования Ипатьева позволили наладить производство всевозможных полимеров и пластмасс, без которых вскоре американцы не представляли себе жизни. Ипатьев прославился в США тем, что получил более 200 патентов. В 1939 году он стал членом Национальной академии наук США.

Умер великий русский ученый, которому было суждено стать основателем нефтехимической промышленности США, вдали от России в 1952 году, на 86-м году жизни, и был похоронен на кладбище в Нью-Джерси. На его могильной плите выбиты слова: «Русский гений Владимир Николаевич Ипатьев. Изобретатель октанового бензина». Американский профессор Г. Сайнс сказал: «Вы, русские, не представляете себе, кого вы потеряли в лице Ипатьева, не понимаете даже, кем был этот человек. Каждый час своей жизни здесь, в США, всю свою научную деятельность он отдал России. Беспредельная любовь к родине, какой я никогда и ни у кого из эмигрантов не видел, была той почвой, на которой произрастали все выдающиеся результаты исследовательских трудов Ипатьева».
https://harmfulgrumpy.livejournal.com/1337245.html

В это же время оккупировавшая страну русофобская коммунистическая мерзость уничтожала десятки тысяч ученых, инженеров, крестьян и рабочих.

РЕПРЕССИИ УЧЕНЫХ. биографические материалы.
http://old.ihst.ru/projects/sohist/repress.htm

Список репрессированных членов АН СССР
https://scisne.net/a-1675

Кому-то из гнобимых изуверской коммунистической властью ученых удалось выжить, но работать им не позволялось, надо было приложить огромные училия, как в случае с учеником вышеназванного великого русского химика Ипатьева.
Фигуровский Николай Александрович. Химик и историк науки. Профессор МГУ ч3
...Однажды ко мне пришел мой друг А.Д.Петров, с которым я работал вместе еще в Горьком. Он просил оказать содействие профессору Г.А.Разуваеву — видному ученику В.Н.Ипатьева, как известно, эмигрировавшего в США. Перед войной и частично во время войны Разуваев «сидел» где-то на Севере, но был освобожден в результате остроумного решения важной научно-технической задачи. Но после освобождения он получил «минус 100», т. е. лишался права проживать в 100 крупнейших городах страны. А.Д.Петров настоятельно просил, чтобы я связался с Горьковским обкомом партии и просил дать согласие на занятие Разуваевым вакантной должности заведующего кафедрой органической химии в Горьковском университете. Я позвонил, и через неделю согласие обкома было получено. С тех пор прошло много лет. Разуваев — давно уже академик, он создал школу органиков в Горьком, много сделал для развития промышленности в районе Горького (Дзержинск и т. д.)...." https://jlm-taurus.livejournal.com/148222.html

Всем в мире был известен Русский балет в Российской Империи и сейчас, а в советское время Русский балет находился за границей и был представлен выдающимися балетмейстерами и танцовщиками. В СССР же был Псевдосоветский балет, потому что как не пыжились коммунисты со своим маразматическим "социалистическим балетом", ничего у них не вышло.
Та же картина и с певцами, пианистами, композиторами и режиссерами советских фильмов.
Весь "советский" балет состоял из русской классики и первые десятилетия его ядро составляли танцовщики и балетмейстеры царского времени, их постепенно сменяли новые поколения, но воспитанные опять же преподавателями царского времени.
Что осталось от советских "опер и балетов" - пустота. Ни кому они в наше время не интересны. Щедрин сделал по опере Бизе балет "Кармен" для выдающейся балерины Майи Плисецкой, но она была из потомственной семьи балерин, к тому же вы знаете её отношение к советской мерзости. Считать Плисецкую советской?

"Коммунизм хуже фашизма" , Майя Плисецкая.

в это же время с 1917 с псевдосоветским балето  в мире наряду с зарубежными балетами (парижским, итальянским) действовали разные Русские Балеты Дягилева, Баланчина.
"Дама Мари Рамбер (1888-1982) и Дягилев, основали Балет Рамберт, а Нинетт де Валуа основала труппу, которая стала в 1956 году Королевским балетом. В Нью-Йорке Баланчин в 1934 году создал Школу американского балета. После того, как он заангажировал некоторых известных танцоров из других трупп, в 1948 году был создан Балет Нью-Йорка."
https://var-veka.ru/blog/istoriya-tancev-ot-russkih-sezonov-dyagileva-do-sovetskogo-baleta.html

Видео - Ballets Russes - Русские балеты https://ok.ru/video/1633567705624

Красота по-русски: Как Дягилев обеспечил вторжение в Европу
http://balet24.ru/?p=29179

5 хореографов, которые обеспечили триумф русского балета за рубежом
https://kulturologia.ru/blogs/161019/44421/

Русский балет за рубежом https://www.culture.ru/materials/254109/russkii-balet-za-rubezhom

Можно вспомнить много выдающихся русских имен в эмиграции, но мы не знаем и тысяч имен других русских, внесших свой вклад в мировую культуру и жизнь.


Tags: искусство, размышлизмы, россия, советская мифология, эмиграция
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments