?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Оригинал взят у sergeytsvetkov   в Идеологическая диверсия
В 1976 году в №11 ленинградского журнала "Аврора" было напечатано стихотворение Нины Королевой. О Тобольске. Старинном русском городе. А чотакова?

* * *
Оттаяла или очнулась? —
Спасибо, любимый,
Как будто на землю вернулась,
На запахи дыма,

На запахи речек медвяных
И кедров зелёных,
Тобольских домов деревянных,
На солнце калёных.

Как будто лицо подняла я
За чьей-то улыбкой.
Как будто опять ожила я
Для радости зыбкой…

Но город, глядящийся в реки,
Молчит, осторожен.
Здесь умер слепой Кюхельбекер
И в землю положен.

[Здесь в церкви купчихи кричали,
Качая рогами.
Распоп Аввакум обличал их
И бит батогами.]

И в год, когда пламя металось
На знамени тонком,
В том городе не улыбалась
Царица с ребёнком…

И я задыхаюсь в бессилье,
Спасти их не властна,
Причастна беде и насилью
И злобе причастна.

Только через два месяца цензоры поняли, о какой царице и каком ребенке идёт речь. Немедленно были уволены главный редактор «Авроры» и его заместитель.

Геллер М.Я. Российские заметки. 1969-1979. М., 1999. Обзор печати от 6 августа 1977 (С. 399-400).


С.М. Прокудин-Горский. Вид на Тобольск с колокольни Преображенской церкви. 1912 г.

Оригинал взят у sergey_v_fomin в О ЦАРИЦЕ – К …60-ЛЕТИЮ ОКТЯБРЯ (часть 1)

«Святые могилы России оплакать не просто…»

стихи были опубликованы в журнале, выходившем в «городе Ленина, «колыбели революции» да к тому же в праздничном ноябрьском номере, в канун юбилейного года 60-летия Октября, на 20-й странице.
Это был вызов. Так это и было воспринято.




Масла в огонь подлили с Запада.
После выхода в свет ноябрьского (праздничного) номера журнала стихотворение там сразу же заметили, перепечатав в «Нью-Йорк Таймс».
По радио «Свобода» его прочел А. И. Солженицын, оценивший его не более и не менее, как свидетельство изменения позиции советской власти по вопросу о судьбе Царской Семьи.
Дальнейшие события развивались вполне предсказуемым образом.
Из Москвы в Ленинград был направлен запрос о том, является ли Нина Королева членом партии.
Поскольку она была безпартийной, последовало распоряжение провести расширенное заседание секретариата ленинградского отделения Союза писателей с обсуждением этого стихотворения.
Главный редактор журнала «История Петербурга» профессор С.Н. Полторак пишет: «Помню со слов писательницы В.В. Чудаковой, с которой мы очень дружили, что после той публикации было назначено расследование на уровне Ленинградского обкома КПСС».
«Разгорелся страшный скандал, – вспоминала секретарь редакционной парторганизации Л.А. Региня. – В кабинетах редакции проходили “очные ставки”. Экстренно заседали партбюро Союза писателей, Секретариат… Литературные столпы Федор Абрамов, Михаил Дудин, Владимiр Николаевич Орлов выкручивались кто как мог, но не в состоянии были остановить разнос».



Журналист и писатель Людмила Антоновна Региня, секретарь парторганизации журнала «Аврора».

Желая помочь Нине Королевой, В.Н. Орлов наставлял ее перед заседанием: «Я буду говорить, и ты говори: написала плохие, слабые стихи».
Однако сама Нина Королева искренно упорствовала и в доказательство того, что стихи хорошие, привела урезанные при публикации строки.
«Святые могилы России» вызвали бурю негодования.

«В конце концов, – по словам той же Людмилы Регини, все, даже потенциальные “защитники”, – вынуждены были осудить, не стесняясь произносить слова: “политическая ошибка”, “монархические стихи”… Я это помню точно, присутствовала на всех “проработках” как парторг редакции. […] На общем писательском собрании член СП Юрий Помозов, бледнея от гнева, сказал, что в “Авроре” “окопались солженицынские подголоски”. Это была атмосфера всеобщей шизофрении».
Последнее, конечно, некоторое преувеличение. Достаточно сравнить памятные еще некоторым из нас обвинения в «идеологической диверсии» с ощущениями пребывавших на Западе крайних противников советской власти – русских монархистов,.
Так, например, автор известной книги о Царственных Мучениках профессор П.Н. Пагануцци, полностью приведя стихотворение Нины Королевой, отмечал:
«Стихотворение это, несмотря на такое содержание, было напечатано в одном из ленинградских журналов. Уж видно кто-то из влиятельных членов редколлегии, несмотря на риск, очень хотел, чтобы оно увидело свет!»
Наряду с автором в «пропаганде монархизма» были обвинены главный редактор «Авроры» В.В. Торопыгин и заместитель главного редактора и член редколлегии прозаик А.Л. Островский.
Андрея Львовича уволили сразу же в 1976 г., «освободив от занимаемой должности» с соответствующей записью в трудовой книжке.



Андрей Львович Островский (1926 –2001), заместитель главного редактора «Авроры» в 1969-1976 гг.

Тогда же уволили и заведующего отделом поэзии Александра Александровича Шевелева.
Ответственному секретарю Александру Матвеевичу Шарымову «за политическую близорукость и пропаганду монархических идей» объявили строгий выговор с занесением в личную карточку.



Александр Матвеевич Шарымов (1936 –2003) пришел в «Аврору» в 1969 г. Был ответственным секретарем журнала.

Секретарю парторганизации Людмиле Антоновне Регине «поставили на вид».
Главному редактору Владимiру Васильевичу Торопыгину разрешили уйти «по собственному желанию».
Некоторое время, видимо, сохранялась какая-то надежда вывести его из-под удара. Нина Королева решилась даже написать покаянное «Письмо в редакцию».
Однако это не помогло: подпись В.В. Торопыгина под строчкой «Главный редактор» исчезла в мартовском номере журнала за 1977 год.
Некоторое время журнал «за главного редактора» подписывал ответственный секретарь А.М. Шарымов. Лишь на обложке сентябрьского номера появилось новое имя: «Глеб Горышин». А с октябрьского номера у журнала была уже новая редколлегия.
«Авроровская идеологическая диверсия» была громким событием.
Как мы уже писали, скандал имел международное звучание.
Говорили об этом и у нас в стране, несмотря на то, что происшествие всячески старались притушить. Даже само упоминание «крамольного» стихотворения в «Основном содержании» журнала за 1976 г. было изъято.
Вызванному уже в 1979 г. «на ковер» в ЦК КПСС поэту С.Ю. Куняеву довелось услышать из уст заместителя заведующего отделом пропаганды В.Н. Севрука: «Журнал “Аврора” опубликовал монархические стихи, – мы редактора журнала сняли, редакцию укрепили. […] Мы убрали с должности нескольких цензоров».
Однако вскоре разговоры затихли: тема для обсуждения в оппозиционной среде была явно «не та».
«Ленинград, – вспоминал Сергей Довлатов, – шумел, впрочем, как всегда, равнодушно».
Для прежнего главреда В.В. Торопыгина его «добровольный» уход не прошел даром. Это способствовало развитию у него болезни рака легких, от чего он спустя всего два года скончался.
Что же касается журнала, то скандал 1976 г. был далеко не последним и, следует признать, не самым шумным.
В декабре 1981 г. в двенадцатом номере, открывавшемся портретом Л.И. Брежнева, которому как раз тогда праздновался 75-летний юбилей, на 75-й (sic!) странице журнала в разделе «Юмор» был опубликован написанный пять лет назад небольшой рассказ Виктора Голявкина «Юбилейная речь».
Вряд ли произошло это «по недогляду», как утверждают многие ныне.
Да и сам рассказ был далеко не так «безобиден», на что – в расчете опять-таки на наше легковерие – также обычно упирают.
Дело было, конечно, и не в очередном главном редакторе, которого после этого уволили, и не в авторе, написавшем рассказ вовсе не «к случаю», а несколько лет назад. Причина крылась в составе самой редакции, члены которой использовали – в своих целях – имевшиеся в их распоряжения средства.
Вслед за этим новым залпом «Авроры» последовал еще один разгром ее редакции.
Попавшие «под раздачу» покричали-постенали, заработав на этом кой-какой репутационный капитал, а затем, перегруппировавшись, вновь принялись за привычное им дело…


О тобольской истории и немного о Нине Королевой

«И я задыхаюсь в безсилье, спасти Их не властна…»


В ноябрьском номере ленинградского журнала «Аврора» за 1976 год было напечатано необычное для того времени стихотворение:

Оттаяла или очнулась? –
Спасибо, любимый.
Как будто на землю вернулась
На запахи дыма.

На запахи речек медвяных
И кедров зеленых,
Тобольских домов деревянных,
На солнце каленых.

Как будто лицо подняла я
За чьей-то улыбкой,
Как будто опять ожила я
Для радости зыбкой…

Но город, глядящийся в реки,
Молчит, осторожен.
Здесь умер слепой Кюхельбекер
И в землю положен.

И в год, когда пламя металось
На знамени тонком,
В том городе не улыбалась
Царица с Ребенком…

И я задыхаюсь в безсилье,
Спасти Их не властна,
Причастна беде и насилью
И злобе причастна.



Нина Королева.

Автор стихов – Нина Валериановна Королева – родилась 31 октября 1933 г. в подмосковных Бобриках (ныне Новомосковск Тульской области). Детство ее прошло в эвакуации, сначала в деревне Поповка Угличского района, затем в поселке Переборы Рыбинского района Ярославской области.
«В лагере РЫБЛАГ или ВОЛГОЛАГ, – вспоминает она, – моя мать после выезда из блокадного Ленинграда весной 1942 г. работала вольнонаемным зоотехником. Я школьницей стала заниматься в театральном коллективе Натальи Сац, заключенной Рыблага (ЧСИР – член семьи изменника родины), которой начальство поручило создать детский театр. Там я впервые начала писать пьесы».
Окончив в 1955 г. филологический факультет Ленинградского государственного университета, а затем (в 1959 г.) аспирантуру в Институте русской литературы АН СССР (Пушкинский дом), Нина Валериановна в 1970 г. защитила диссертацию по теме: «Поэзия Ф. И. Тютчева 1810-1830-х годов». Работала в Институте театра, музыки и кинематографии.
Первые стихи школьницы Нины Ошкадеровой (девичья фамилия Н. Королевой) были опубликованы в 1948 г. в ленинградской газете «Ленинские искры».
Однако начало себя, как профессионального поэта, сама она связывает с публикацией своих стихов в журнале «Октябрь» в 1957 году. Выходят первые ее поэтические сборники: «Хвойный дождь» (1960), «Озерные вокзалы» (1968), «Подарок» (1973).
В 1966 г. ее приняли в Союз писателей СССР.
Один за другим выходят составленные ею двухтомник Кюхельбекера в Большой серии Библиотеки поэта, его же дневник в «Литературных памятниках»; монография «Декабристы и театр» (1975) и учебное пособие «История русской театральной критики» (1976, в соавторстве). Готовились к выходу в свет исследование о Ф.И. Тютчеве, четвертый сборник стихов «Ветровое стекло»…
Но тут произошло событие, благодаря которому имя Нины Королевой приобрело известность не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами…
Согласно ее воспоминаниям (которыми она поделилась с поэтом Наталией Ганиной), стихотворение «Оттаяла или очнулась…» было написано в 1974 г. во время одной из «писательских» поездок в Сибирь («агитационный» пароход, следовавший по Оби, Иртышу, Тоболу).




Тобольску уделялось особое внимание, поскольку с 1970-х годов там проводились торжества, посвященные памяти ссыльных декабристов.



Тобольская старина, могилы декабристов, улицы и площадь, губернаторский дом, беседы с художниками, восстанавливавшими храм, рассказы друзей о заточении Царской Семьи – единое глубокое впечатление тех дней.


Губернаторский дом в Тобольске, в котором под арестом находилась Царская Семья.

«Я совсем не думала, что пишу какие-то антисоветские стихи», – говорила она впоследствии.
«Нина Королева, – читаем в предисловии к десятой, книге ее стихов 2003 г., – была честным и справделивым советским человеком. Она писала стихи, за которые отвечала судьбой. […] Стихи – и о Царской Семье, и об отце [военвраче, попавшем в немецкий плен], и о своей позиции в мiре – Королева не считала ни диссидентскими, ни оппозиционными, она читала их на своих выступлениях и посылала в журналы. […] В 1969-1971 годах Королева была депутатом районного Совета депутатов трудящихся от Союза писателей…»
И все-таки следует заметить, что чуткие и осторожные редакторы относились к стихам Нины Королевой с настороженностью: в них не было или почти не было «красненького» (восхваления партии и правительства).
А когда все-таки собирались публиковать, бывало, говорили: «У тебя Бог упоминается восемнадцать раз. Оставь любые четыре!»

https://sergey-v-fomin.livejournal.com/98262.html


Comments

( 4 comments — Leave a comment )
sredniy_otpusk
Jun. 9th, 2018 09:41 am (UTC)
Здесь всё м.б. непросто.
Тогда Андропов "валил" ленинградского конкурента Романова.
Могла быть серия провокаций в Питере.
Но стихи хорошие.
Впечатляют.
pannopm
Jun. 9th, 2018 10:01 am (UTC)
Очень может быть. История со "Вторым залпом Авроры" была еще громче и эффектнее. А к криптомонархизму отношения не имеет.
harmfulgrumpy
Jun. 9th, 2018 11:56 am (UTC)
"История со "Вторым залпом Авроры" была еще громче и эффектнее"

По "второму залпу" часть 2 не стал помещать, при желании ссылка же дана, там 4 части - "Второй выстрел «Авроры»
Несколько слов следует сказать и о самом журнале, в котором было напечатано то стихотворение.
«Аврора» выходила в Ленинграде ежемесячно, начиная с июня 1969 года. Она была одновременно органом ЦК ВЛКСМ...Второй выстрел «Авроры»Пока главный и завотделом были в отъезде, по свидетельству «Редакционной летописи», «с подачи управления по охране гостайн в печати (цензуры), распоряжением отдела культуры обкома партии из верстки № 11-76 “Авроры” снята была повесть Андрея Битова об орнитологах […]" https://sergey-v-fomin.livejournal.com/98389.html


"А к криптомонархизму отношения не имеет"

Почему не имеет? как раз заметившие этот "промах" на западе упирали на монархизм: "После выхода в свет ноябрьского (праздничного) номера журнала стихотворение там сразу же заметили, перепечатав в «Нью-Йорк Таймс».
По радио «Свобода» его прочел А. И. Солженицын, оценивший его не более и не менее, как свидетельство изменения позиции советской власти по вопросу о судьбе Царской Семьи.Вызванному уже в 1979 г. «на ковер» в ЦК КПСС поэту С.Ю. Куняеву довелось услышать из уст заместителя заведующего отделом пропаганды В.Н. Севрука: «Журнал “Аврора” опубликовал монархические стихи, – мы редактора журнала сняли, редакцию укрепили." также в 4 части поднимали вопрос, не это ли стихотворение дополнительно подтолкнуло Андропова к сносу Дома Ипатьева, конечно, это уже конспирология:
"В краткой аннотации на вышедшую в Москве (Изд. «Независимая газета». 2001) книгу С. Волкова «История культуры Санкт-Петербурга с основания до наших дней», подписанной «С.Д.», говорится:
«…Не в связи ли с этим происшествием и Ельцину предписали взорвать Ипатьевский дом в тогдашнем Свердловске?»


В строчках же отлично понятно о ком:
"И в год, когда пламя металось
На знамени тонком,
В том городе не улыбалась
Царица с Ребенком…"
harmfulgrumpy
Jun. 9th, 2018 11:58 am (UTC)
"Здесь всё м.б. непросто.
Тогда Андропов "валил" ленинградского конкурента Романова.
Могла быть серия провокаций в Питере"

Взято лишь относящееся прямо к стихам, а рассуждения о сносе Дома Ипатьева были в 4-ой части:
"Нина Королева не считает, что стихотворение «Оттаяла или очнулась…» оказало серьезное влияние на ход исторических событий.
Хотя… кто знает…
В краткой аннотации на вышедшую в Москве (Изд. «Независимая газета». 2001) книгу С. Волкова «История культуры Санкт-Петербурга с основания до наших дней», подписанной «С.Д.», говорится:
«…Не в связи ли с этим происшествием и Ельцину предписали взорвать Ипатьевский дом в тогдашнем Свердловске?» https://sergey-v-fomin.livejournal.com/98889.html
( 4 comments — Leave a comment )

Profile

harmfulgrumpy
harmful_grumpy

Tags

Latest Month

July 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars