?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Продолжение, начало


Бамлаг организован в 1932 году приказом ОГПУ № 1020/с от 10.11.1932, и в оперативном управлении подчинялся непосредственно ГУЛАГ НКВД. БАМЛАГ создан с целью реализации секретного постановления СНК СССР № 1650/340с от 27.10.1932 «О строительстве Байкало-Амурской магистрали». Согласно этому постановлению строительство БАМа и реконструкция Транссиба, было передано ОГПУ при СНК СССР.
Перед БАМЛАГом было поставлено три основные задачи:
строительство Байкало-Амурской железной дороги;
прокладка вторых путей на Транссибе,
лесозаготовка, деревопереработка и добыча золота.
Управление Бамлага располагалось в городе Свободный Дальневосточного края (ныне город Свободный, Амурская область). Бамлаг организован в результате реорганизации Управления строительства Байкало-Амурской магистрали Народного Комиссариата Путей Сообщения (УС БАМ НКПС) и передачи его деятельности в распоряжении вновь организованного Управления Строительства Байкало-Амурской магистрали ОГПУ. В разное время БАМЛАГом руководили: Еремин Н. Ф., с 10.11.1932 по 28.08.1933 гг.; Чунтонов М. М., с 28.08.1933 по 19.02.1934 гг.; Н. А. Френкель с 19.02.1934 по 22.05.1938 гг., ранее возглавлявший строительство Беломорканала.
Бамлаг расформирован в мае 1938 года и на его базе созданы:
Из книги Неизвестный БАМ. Развитие БАМЛага
Первоначально структуру БАМЛага составляли отделения и лагерные пункты. Примерно через год, в результате преобразований, под основной производственной единицей стали подразумевать фалангу, которая насчитывала от 250 до 700 заключённых и находилась на одном месте, самостоятельно обеспечивая себя всем необходимым, выполняя определённые задачи на конкретном участке. В одно отделение входило несколько фаланг, начальники которых, соответственно, подчинялись начальнику отделения. Об этой необычной лагерной структуре более подробно я расскажу ниже.

При  комплектовании БАМЛага рабочей силой следовало соблюдать определенные требования ОГПУ-НКВД. Прежде всего, заключенные в БАМЛаг должны направляться в хорошем физическом состоянии. Фактически данное требование не соблюдалось. В адрес БАМЛага на железнодорожную станцию Свободный, Сковородино, Тахтамыгда и другие, доставляли ослабленных и больных из-за того, что в местах формирования этапов, стремясь выполнить план и избавиться от лишних людей, нарушались требования к отбору заключенных. Заключенные находились в пути следования до полутора месяцев, (поступали со всех концов СССР) при скудном питании и отсутствии всякой физической нагрузки.

«……. главными мучениями были не уборные и не стыд, а голод и особенно жажда. Иногда (это зависело от маршрута и типа поезда) заключенных кормили в дороге горячей пищей, иногда нет. В сухой паек на этапах входил хлеб, который выдавали либо дневными 300-граммовыми порциями, либо сразу помногу (скажем, по 2 кг). Помимо хлеба, заключенных кормили селедкой, от которой очень хотелось пить. Воды, однако, редко давали больше, чем по кружке в день, даже летом. Это вошло в систему, и о страшной жажде во время этапов вспоминают многие». (Энн Эпплбаум «Паутина Большого террора»)

«Однажды мы около трех суток почти не получали воды и, встречая Новый, 1939 год где-то около Байкала, должны были лизать черные закоптелые сосульки, наросшие на стенах вагона от наших же собственных испарений». (Н. Заболоцкий, с. 398)

Дело усугублялось тем, что эшелоны с заключенными из западных областей СССР на Дальний восток продвигались до трех и более месяцев. За этот период здоровые арестанты превращались в больных.

Тем не менее, комплектование БАМЛага шло ударными темпами. Уже в декабре 1932 г. - первом квартале 1933 г. были заменены наемные рабочие на заключенных. Для сравнения, в декабре 1932 г. на вольнонаемных работников в лагере приходилось 62 %, то уже к 1 февраля 1933 г. основная масса рабочей силы состояла из заключенных; к началу апреля вольнонаемных осталось не более 12 %.

В целом передача строительства БАМа в ведение ОГПУ способствовала коренному пересмотру обеспечения строительства рабочей силой и квалифицированными кадрами, и, что не менее важно, производственная программа строительства подверглась изменениям. Так, в соответствии с Постановлением «О строительстве БАМа» (октябрь 1932 г.) намечалось:
1) выполнение земляных работ в количестве 6 млн. кубических метров;
2) укладка железнодорожного пути на участке 200 км;
3) осуществление подготовительных мероприятий по всей магистрали;
4) разработка и представление проекта трассы Байкало-Амурской железнодорожной магистрали в пределах станции Ольдой Уссурийской железной дороги и посёлков Тында, Дамбуки и Стойба, протяжённостью примерно 750 км – к 1 мая 1933 г.;
5) проект всей трасы длиной около 2000 км необходимо было представить к 1 декабря 1933 г.

Система питания в лагерях БАМЛага была организована по Френкелю. Существовали так называемые хлебные пайки и шкала приварка. Кто работал, тот получал в день от 500 граммов до килограмма хлеба и суп из солёной или мороженой рыбы, мороженого картофеля, а иногда и капусты. Кто не мог работать, получал 300 граммов хлеба без супа. За перевыполнение нормы увеличивали выдачу продуктов, которые разрешалось получать в лагерной лавке. Но положение заключённых усугублялось плохой одеждой и обувью: обували и одевали их в бывшие в употреблении валенки, кирзовые сапоги и телогрейки.

Для ускорения работы на трассе большое значение имел лозунг ещё строителей БеломорЛага: «Построим канал  (БАМ на БАМЛаге)– и все по домам», перенесённый на строительство БАМа. Вводились ударные зачёты. Так, за перевыполнение трудовой нормы в два или три раза за смену записывали два, а то и три дня. Однако, когда стал подходить к концу срок по ударным зачётам, приказа на освобождение так и не последовало.

«…Прохоров-Пустовер описывает сцену на Манзовке (особый лагпункт БАМЛага) в начале 1938 г.: На удивление всем туземцам привезли какой-то небывалый "особый контингент" и с большой секретностью его отделяли от прочих. Такого поступления еще никто никогда не видел: приехавшие были в кожаных пальто, меховых "москвичках", в бостоновых и шевиотовых костюмах, модельных ботинках и полуботинках (к 20-летию Октября эта отборная публика уже нашла вкус в одежде, не доступной рабочему люду). От дурной распорядительности или в издёвку им не выдали рабочей одежды, а так и погнали в шевиоте и хроме рыть траншеи в жидкой глине по колено. На стыке тачечного хода один зэк опрокинул тачку с цементом, и цемент вывалился. Подбежал бригадир-урка, материл и в спину толкал виновного: "Руками подбирай, растяпа!" Тот вскричал истерически: "Как вы смеете издеваться? Я бывший прокурор республики!" И крупные слёзы катились по его лицу. "Да на..... мне, что ты -- прокурор республики, стерва! Мордой тебя в этот цемент, вот и будешь прокурор! Теперь ты - враг народа и обязан вкалывать!" (Впрочем прораб заступился за прокурора.)  Сказать, что им было больно - это почти ничего не сказать. Им невместимо было испытать такой удар, такое крушение - и от своих, от родной партии, и по видимости - ни за что. Ведь перед партией они ни в чём не были виноваты, перед партией - ни в чём…» (Солженицын А.И. «Архипелаг Гулаг» т. 2. ч. 3, глава 11 «Благонамеренные»).

Архивные документы свидетельствуют: на 1 апреля 1933 г., количество заключенных превысило 16 тыс. чел., а через год оно составляло уже  85,5 тыс. чел. (Подсчитано по данным: РГИА ДВ, ф. Р-3625, оп. 1, д. 27, л. 4; оп. 4, д. 19).

Забегая вперед, скажу: БАМЛАГ разрастался как на дрожжах. Через полтора года заключенные лагеря распределялись по 12 отделениям, 11 отдельным лагерным пунктам (ОЛП) и 509 лагерным точкам.
Первое отделение насчитывало 10 817 человек; 2-е – 21106 чел; 3-е - 20408 чел; 4-е - 13 945 чел; 5-е - 14 457 чел; 7-е - 7 031чел; 9-е - 10 877чел; 10-е - 6 276 чел; 11-е - 9 521чел; 12-е -13 368 чел; 13-е - 7 432 чел; 14-е - 5 800 чел; Бирский ОЛЗП - 2 443 чел; Зейский ОЛП - 874 чел; Норский ОЛП - 179 чел; Аргинский СХОЛП - 2 491 чел; Тындинский ОЛП - 704; Кухтеринский ОЛП - 574 чел; Ледянский ОЛП - 2 473 чел; Бушуйский ОЛП - 256 чел; Усть-Ниманский ОЛП - 747 чел; Хабаровский ОЛП - 223 чел. Итого  162 390 человек. (РГИА ДВ, ф. Р-3625, оп. 1, д. 35, л. 1-6.)

В 1935-1938 годах БАМЛаг был одним из самых крупных лагерей СССР. В его состав входило не менее 20 лагерных отделений (ЛО) и отдельных лагерных пунктов (ОЛП). Так к концу 1933 года на сооружении вторых путей Транссиба были задействованы; 2-е Шимановское, 3-е Ерофеевское, 5-е Тахтамыгдинское, 6-е Шимановское и 8-е Свободненское отделения.
На строительстве БАМа были задействованы: Муртыгитское, Нюкжинское, Зейское, Стойбинское, Пермское отделения БАМЛага.

В январе 1934 года Френкель получает приказ о переброске всех изыскательских подразделений работающих на БАМе, а также основные строительные предприятия БАМЛага, на сооружение вторых путей Транссиба (от  Сковородино до Хабаровска). Видимо складывающаяся международная обстановка на советском Дальнем Востоке вынудила Правительство СССР отложить на второй план строительство БАМа.
Строительстве железнодорожной ветки БАМ-Тында продолжало осуществлять лишь одно отделение БАМЛага - первое (управление первоначально находилось в Тахтамыгде, затем передислоцировалось в «Красную Зорю»). В сентябре 1933 г. оно имело 11 179 заключенных, в 1935 г. - меньше, 10 817 чел.
                                                   ***

Дислокация подразделений БАМЛага  в 1936 году свидетельствует о гигантском размахе работ, выполнявшихся заключенными: Верхне-Зейский колонизированный пункт - пос. Дамбуки, пос. Потехино; 15-е и 16 отделения, - г. Хабаровск; 4-е  - ст. Ерофей Павлович, 8-е  - г. Свободный; Ледянский ОЛП  - д. Толмачевка; 3-е  отделение - ст. Ксеньевская; 1-е - ст. Красная Заря; 5-е - ст. Тахтамыгда ; 9-е - ст. Магдагачи; 10-е - ст. Завитая; 11-е - ст. Архара; 12-е - ст. Облучье; 13-е - г. Биробиджан; Аргинский с/х ОЛП - ст. Арга; 16-е - ст. Вяземская; 17-е - ст. Бикин; 19-е  - ст.Уссури; 20-е - ст. Евгеньевка;  ОЛП - ст. Бира. (По бухгалтерским отчетам БАМЛага в архиве УВД Амурской области).

Хочу напомнить читателям, что отделения  БАМЛага - это в свою очередь огромные подразделения с собственным аппаратом управления и заключенными, количество которых доходило в последующие годы до двух десятков тысяч человек. Лагерные пункты и отдельные лагерные пункты также являлись подразделениями БАМЛаг с собственным аппаратом управления, самостоятельным балансом. Их численность колебалась от 3 до 15 тысяч заключенных.

Кроме того, БАМЛаг словно спрут разрастался в обе стороны Транссиба своими отростками в непролазную тайгу. Там строились новые ветки: разъезд БАМ (на Транссибе) –п. Тындинский, позже, в 1939 г. -  станция Известковая (на Транссибе) – Ургал. Тогда же силами заключенных строилось несколько узкоколейных веток военного назначения, а также автомобильно-гужевые дороги. А самое важное, проходила реконструкция Транссиба с укладкой вторых путей. Это был самый крупный лагерь в системе ГУЛаг, по своим масштабам он уступал только Колыме с Магаданом.

«Второе отделение, представляло из себя сложное хозяйство. В него входило и строительство вторых железнодорожных путей, и сооружение паровозоремонтных депо, вокзалов и других гражданских сооружений, были и механические мастерские, и свой мостострой, и пожарная команда, и подсобные сельские хозяйства, и своя агитбригада, и «околотки» - лечебницы, и изоляторы для провинившихся, и фаланги для штрафников и отказчиков, и десятки производственных фаланг, размещенных по обе стороны однопутки, с сотнями заключенных - «путеармейцев». (Сергей Воронин,  «Наказание без преступления»).

Писатель Сергей Воронин отбывал срок в 1934-1935 годах в Урульге, во 2-м отделении БАМЛага.

«Две главные движущие силы были в этом большом строительстве: стремление на волю и «горбушка». Здесь как нигде проводился железный закон: «Кто не работает, тот не ест». Когда строительство не укладывалось в сроки, администрация лагеря немедленно увеличивала рабочий день. «Работали по шестнадцать, а то и восемнадцать часов. Не успевали обсыхать. Подымали среди ночи на разгрузку, и не выспавшиеся зеки шли на стройки. У многих появилась «куриная слепота», то есть с наступлением вечера люди переставали видеть. Все больше оставалось больных в бараке: простуда, ревматизм, малярия». (С.А. Папков. Сталинский террор в Сибири. 1928-1941 гг.)

Согласно архивным документам, в разное время БАМЛагом руководили: Еремин Н.Ф., с 10.11.1932 по 28.08.1933гг.; Чунтонов М.М., с 28.08.1933 по 19.02.1934гг.;  Френкель Н.А. с 19.02.1934 по 22.05.1938 гг.

В период 1932–1937 гг., БАМЛаг занимался следующей деятельностью: реконструкция Транссибирской железной дороги ( в т.ч. строительство вторых путей на Забайкальской и Уссурийской железных дорогах) , гражданское строительство по трассе БАМа, проектно-изыскательские работы по строительству участка БАМа  Тында - Комсомольск , укладка пути на головном участке БАМа Тахтамыгда  (нулевая отметка БАМ) – п. Тындинский, подготовительные работы на участках БАМ - Известковая - Усть-Ниман (Ургал), Усть-Ниман (Ургал) – с. Пермское (Комсомольск), Тайшет - Падун, Тында -Зея, Комсомольск - Совгавань .

Если коротко, БАМЛаг в разные годы выполнял огромный объем работ по сооружению железнодорожных и автомобильных дорог, строительству промышленных и военных объектов на громадных территориях Дальнего Востока и Восточной Сибири.

«Если непосильный труд не валил зэка с ног уже в первые недели, то лагерный голод постепенно доводил его до абсолютного отупения и без всякой физической работы. Он ползал по глинобитному полу барака, по мерзлой земле лагпункта в поисках крохи съестного. Ползало существо, свободное от всего человеческого.  Происходило это в городе, носящем имя Свободный». (Н. Сысоев, «Жандармы и чекисты»)


Металлическая отметина без имен, фамилий и дат. Штырь вкопан там, где могила. Раньше на БАМлаговском кладбище железа  было больше, просто на металлолом бомжи повытаскивали, говорят свободненцы. На погосте хоронили умерших от болезни, погибших на производстве и расстрелянных. Приговор к высшей мере наказания приводился в исполнение прямо на месте. https://www.blagoveshensk.ru/news/society/107227/

Еще, будучи мальчишкой, я слышал от многих людей, что на одном из перегонов Забайкальской ж. д., заключенные вырубили прямо в скале огромный бюст Сталина. Это история обросла многими жуткими легендами, говорили, что при его сооружении погибло много заключенных.

Намного позже, я узнал, что бюст Сталина вовсе не легенда, он действительно существовал, но не вырубленный в скале. Основанием бюста послужил каменный останец высотой 6 метров расположенный на вершине увала в месте изгиба железной дороги. В качестве материала использовались камень, кирпич, железная арматура и бетон. Покрытый известкой бюст, высотой 3 метра, хорошо просматривался с линии железной дороги. Позже к нему подвели освещение, а в пассажирских поездах объявляли о приближении к монументу, и даже осуществлялась стоянка поезда.
Он располагался на 7031 км, (ныне 6999 км.) Транссибирской магистрали к западу от ж. д. станции Амазар. Дело в том, что километровая разметка Транссибирской магистрали была изменена после сдачи нового байкальского спуска в 1949 году и превращения Кругобайкалки в тупиковую ветку после затопления Ангары в 1955-56 гг.

Я лично видел три любительских снимка этого бюста, сделанных разными фотографами. Его действительно соорудили  осужденные скульпторы БАМЛага (фамилии их мне неизвестны) в 1935 году, при строительстве вторых путей (от Карымской до Владивостока). Во всех публикациях говорится, что делали бюст три архитектора. Один вроде как сорвался со скалы и погиб, а двоих после завершения работ якобы освободили в 1936 году. Так это или нет проверить не возможно, архивных документов нет. Сам барельеф Сталина был взорван в 1956 году после объявления Н. С. Хрущевым культа личности Сталина, после ХХ съезда КПСС.

            Однако вернемся конкретно к БАМЛагу. Интересный факт: проектной организации по строительству БАМа еще не существовало (организация «БАМтранспроект» была создана лишь в 1937 году, а в 1939 году ее реорганизовали в «БАМпроект»).  В связи с тем, что изыскания по строительству БАМ только начались, а технического проекта не существовало, потребовалось реструктуризация только что созданных отделений БАМЛага. Определенной являлась лишь линия, которая должна была связать крохотный поселок  (зимовье) Тындинский с Транссибом. В этой связи сделали упор на реконструкцию и строительство вторых путей Транссиба. В конце 1933 года на Транссибе были задействованы 5 отделений БАМЛага, остальные на строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, конкретно от поселка разъезда БАМ (на Транссибе) до п. Тындинский.

Численность заключенных (согласно архивным документам): декабрь 1932 г. - 3800 человек; июнь 1933 г. - 35 397 человек; январь 1934 г. - 62 130 человек; январь 1935 г. - 153 547 человек, январь 1936 г. - 180 067 человек, январь 1937 года - 127 483 человек, январь 1938 г. - 200 907 человек.

Репрессивная машина в те страшные годы работала круглосуточно, без перерывов.  В связи с огромным числом арестов пришлось применять не суды, а так называемые «тройки». Поскольку суды не справлялись, задействовали упрощенную процедуру. Это сводило расследование к минимуму. Человека второпях допрашивали и затем второпях приговаривали; иногда этому предшествовал краткий «суд». Известный советский военачальник генерал Александр Горбатов вспоминал, что суд над ним длился четыре-пять минут. Были сверены его личные данные и задан единственный вопрос: «Почему вы не сознались на следствии в своих преступлениях.  Приговор - пятнадцать лет»  (Горбатов, с. 127)

(Полностью книгу Виктора Прядкина "Неизвестный БАМ" можно прочитать на его странице на Проза.ру: http://www.proza.ru/avtor/viktor9)  Источник: http://www.proza.ru/2015/12/17/206
  * * * * *
Прокурор БАМЛАГа Димаков сообщал, что в лазаретах спят голые на сплошных нарах, в баню не водят неделями из-за отсутствия белья. В общей палате на нарах нередко больные рожей лежат с больными желудочными, туберкулезники – с хирургическими больными. Из приходящих этапов снимают мертвых, замерзших. Среди прибывших этапов нередки случаи сыпного тифа. В БАМЛАГе нет в запас ни белья, ни сапог, ни одежды. Мыла нет. Многим не в чем выйти в уборную. Идут на новую трассу разутые и раздетые этапы.

Из лагерной газеты «Строитель БАМа» 1935 г. «…жилые бараки представляли собой ледники; стены их покрыты толстым слоем инея, в углах – горы льда; вокруг бараков – рассадники нечистот (не было уборных). Не меньше холода и грязи в больницах для заключенных. Больные не имели постельных принадлежностей, спали на полу».
Заключенные жили в исключительно тяжелых условиях, их постоянно избивали, за малейшую провинность помещали в карцер, политических селили вместе с уголовниками. Скученность, частые болезни, большая смертность, в том числе от голода. Система питания в лагерях БАМЛАГа была строго дифференцирована. Работающие, получал в день от 500 граммов до килограмма хлеба и суп из соленой или мороженой рыбы, иногда капусты. Неработающие – 300 граммов хлеба без супа.

Обед заключенных на БАМлаге

При Управлении БАМЛАГа работал спецлагсуд (выездные сессии Военной коллегии Верховного суда СССР в г. Свободном), он заседал в здании особого отдела. Спецлагсуд выносил самые жестокие приговоры, высшие меры наказания следовали одна за другой. Приговоры без промедления исполнялись – в тот же день, как зачитывался приговор, заключенных расстреливали». Сохранились документы, согласно которым только за семь дней августа 1937 года было расстреляно 837 человек. Но ведь БАМЛАГ существовал целое десятилетие – с 1932 по 1941 год. И все это время шли расстрелы в БАМЛАГовской «фабрике смерти».

Карательные органы лагерей прибегали к испытанному методу монтажа больших и малых процессов: раскрывались «заговоры», пресекалась религиозная деятельность, контрреволюционная агитация и пропаганда, предупреждались «попытки восстаний» и т.д.

До 1937 года лагерный режим был не столь жесток,– заключенные могли заниматься театральной деятельностью, публиковаться в «лаговских» газетах, журналах, сборниках. В лагере работал театр из заключенных, были свои поэты, художники, архитекторы, выпускалась газета, литературно-художественный журнал «Путеармеец», а также библиотечка, приложение к этому журналу, юмористический журнал «На тачке» и др., и даже книги. Все печатные издания распространялись только на территории лагерей. После «черного» 1937 года все лагерные «вольности» прекратились. БАМЛАГ был расформирован в июне 1938 года и на его базе было создано шесть железнодорожных ИТЛ.


Карта. Лесозаводск

Общее число заключенных по системе БАМЛАГа составляло в 1938 году – 201138 человек, в 1939 году – 291384 человека.
30 января 1941 года по приказу Берии работы на северных участках БАМа прекращены, АМУРЛАГ в Свободном прекратил свое существование, хотя лагеря с заключенными оставались до 1953 года.

Через БАМЛАГ прошли видные деятели нашей страны: ученый и религиозный философ священник П. Флоренский, знаменитые востоковеды Михаил Соколов и Карим Сагидов, известные в стране писатели А. И. Цветаева (младшая сестра великого нашего поэта), В. Н. Ажаев, С. А. Воронин, Ю. О. Домбровский, поэт Дмитрий Морской, будущий маршал К. К. Рокоссовский, гидротехник профессор А. К. Рождественский, инженер-путейцы профессора К. С. Лесневский, К. Н. Кашкин и другие. Через лагерь прошел и О. Э. Мандельштам, сосланный под Владивосток на Черную Речку.

По единому номеру следственного дела нам удалось из числа осужденных найти пятерых священнослужителей, прославленных в лике священномучеников Русской Православной Церкви. Вспомним их имена: священномученик Михаил (Михаил Михайлович Троицкий; 1878–1938), священномученик Алексий Николаевич Протопопов (1880–1938), преподобномученик Андроник (Андрей Иванович Суриков; 1885–1938), священномученик диакон Феодор Владимирович Смирнов (1890–1938), священномученик диакон Гавриил Николаевич Архангельский; 1885–1938), прибывших по этапу в город Лесозаводск, БАМЛАГ НКВД, 19 отделение, 145-я колонна в 1937 году. Еще 30 июля 1937 г. НКВД был отдан оперативный приказ № 00447* о расстреле находившихся в тюрьмах и лагерях заключенных, в том числе осужденных по статье 58. (Секретный приказ НКВД от 30 июля 1937 года. На основании этого приказа с августа 1937 года по ноябрь 1938 года 390 тыс. человек были казнены, 380 тыс. отправлены в лагеря ГУЛАГа. Таким образом, установленные первоначально квоты – репрессировать 268,95 тыс. человек, из которых 75,95 тыс. расстрелять, были превышены в несколько раз. Операция по этому приказу стала крупнейшей массовой операцией Большого террора). Все священномученики, о которых мы вспоминаем, прибыли в лагерь в то время, когда еще продолжал действовать этот людоедский сталинский указ о массовых репрессиях.


Страница оперативного приказа НКВД № 0047 от 30 июля 1937 г.

Из преамбулы приказа: «Перед органами государственной безопасности стоит задача – самым беспощадным образом разгромить всю эту банду антисоветских элементов, защитить трудящийся советский народ от их контрреволюционных происков и, наконец, раз и навсегда покончить с их подлой подрывной работой против основ советского государства».
К репрессируемым лицам относились:
…Наиболее активные антисоветские элементы из бывших кулаков, карателей, бандитов, белых, сектантских активистов, церковников и прочих, которые содержатся в тюрьмах, лагерях, трудовых поселениях и колониях.

Следствие проводилось «ускоренно и в упрощенном порядке», без соблюдения элементарных прав. Заседания происходили за закрытыми дверями, в отсутствие обвиняемого, не оставляя ему никакой возможности защиты. Пересмотр вынесенных тройками решений, не был предусмотрен приказом, поэтому приговоры выполнялись быстро. В отличие от процессов против партийной элиты, признания обвиняемых не играли роли. Было указано на необходимость придерживаться строжайшей секретности, на допустимые упрощения при ведении следствия и скорость судебных процессов. Также рекомендовалось найти подходящие места для осуществления расстрелов и захоронения тел.
31 марта 1938 года тройка НКВД на основании показаний свидетелей и некоторых обвиняемых предъявила стандартное обвинение: «контрреволюционные разговоры и агитация в лагере», а также «проявление террористических настроений в отношении вождя партии и членов правительства». Статья 58-10 УК РСФСР. Приговор: высшая мера наказания – расстрел. Всех обвиняемыех (в том числе и священников, давших свидетельские показания на своих товарищей) приговорили к расстрелу, но о приговоре им не сообщили. Еще несколько месяцев приговоренные к смерти продолжали ходить на общие работы, иные же страдальчески скончались до исполнения приговора.

источники:1. Московские Епархиальные Ведомости № 9-10 за 2010 год.
2. ГАРФ. Ф. 10035. Д. 20817; Д. П-27624; Д. П-14838.
3. УВД по Амурской обл. Д. Р-607.  http://alexandrtrofimov.ru/?p=5777&page=2

* * * * *

«В Амурской области было репрессировано около ста тысяч человек. Только маленькая Амурская область дала сто тысяч репрессированных», – рассказал Евгений Смолин. Репрессированных, прошедших через БАМлаг и другие лагеря, начали массово реабилитировать во времена Хрущёва. Репутацию возвращали тем, кто был осуждён по статье 58, часть 10 «Антисоветская пропаганда».


Сообщение прокурора БАМлага ОГПУ, декабрь 1933 года: «По указанной статье (***) содержится 14 тысяч заключённых, которые были осуждены до 8 мая 1933 года. Из этого числа 8 070 человек – осуждены совершенно напрасно».
«В основном шла посмертная реабилитация. Поскольку живых немного-то и осталось. Если у нас было 1 600 незаконно осуждённых, фактически были реабилитированы все. Но, может, где-то дела и остались недошедшие, а остальные все реабилитированы», – рассказал ветеран органов безопасности Владимир Семёнов.

1 600 дел – это только те, что прошли через Владимира Антоновича. После него были другие, занимавшиеся реабилитацией. Да и процедура после хрущёвской оттепели усложнилась. Родственники должны были обратиться в прокуратуру, оттуда запрос передавали в органы безопасности, где дело рассматривали. Само решение о реабилитации принимал суд.

«Фактически массовые дела на сегодняшний день и в полном объёме  не рассмотрены. И трудно сказать, будут ли они рассмотрены. Необходимо даже сейчас продолжать  реабилитировать, я в этом глубоко убеждён. Рассматривать, рассматривать и рассматривать», – рассказал Владимир Семёнов.

Металлическая отметина без имен, фамилий и дат. Штырь вкопан там, где
могила. Раньше на БАМлаговском кладбище железа   было больше, просто на
металлолом бомжи повытаскивали, говорят свободненцы. На погосте
хоронили умерших от болезни, погибших на производстве и расстрелянных.
Приговор к высшей мере наказания приводился в исполнение прямо на месте.

«Как правило, приговорённых к смертной казни сбрасывали в яму и уже там пристреливали. После этого яму закапывали и сравнивали с землёй. Следов никаких не оставалось», – так написано в первом томе «Книги памяти жертв политических репрессий Амурской области».

Сколько точно останков под знаками, неизвестно. Это тайна, ушедшая в небытие вместе с лагерем, который расформировали в мае 1938 года. На базе БАМлага были созданы шесть отдельных исправительно-трудовых лагерей.

Источник: https://www.blagoveshensk.ru/news/society/107227/

* * * * *

В 1936-1937 годах в Тайшете был создан исправительно-трудовой лагерь «Тайшетлаг», которому поручили строительство железной дороги от Тайшета до Усть-Кута. Им в предвоенные годы выполнен значительный объем работ как по строительству собственно железной дороги, так и по созданию многочисленных подсобновспомогательных хозяйств.

С окончанием войны 1941-1945 годов строительство БАМ возобновилось. Вновь создается «Тайшетлаг» с базированием в Тайшете, и позднее - «Ангарлаг», разместившийся на нижней окраине Братска. Это поселение получило название «Заверняйка». Кроме того, в строительстве дороги принимали участие военнопленные японцы, для содержания которых в 1945 году был организован отдельный лагерь №7. Общее руководство строительством железной дороги Тайшет-Усть-Кут осуществлялось вновь созданным Западным Управлением Строительства МВД, базировавшимся в Тайшете.

Изыскательские и проектные работы, а также непосредственное руководство строительными работами осуществлялось вольнонаемными инженерно-техническими работниками. В 1948 году Западное Управление Строительства упраздняется, а в 1949 году ликвидируется «Тайшетлаг» и на его базе создается «Озерлаг» для заключенных по политическим статьям (в основном статья №58), контингент которого продолжал работы по строительству железной дороги. Количество заключенных в лагерях составляло около 65000 человек, в том числе в «Озерлаге» — до 20000, в « Ангарлаге» - до 30000, в лагере №7 - до 15000 человек.

В 1951 году завершилось строительство моста через реку Ангару в районе Братска.
А в 1952 году съезд КПСС принял решение об освоении энергоресурсов реки Ангары, в том числе о начале строительства Братской ГЭС.

В начале 1954 года к начальнику «Озерлага» Сергею Кузьмичу Евстигнееву, как он вспоминает, в кабинет вошла большая группа людей. Часть из них была в штатской одежде, часть - в военной форме. Представляясь, каждый из них показал свое служебное удостоверение. Руководитель группы предупредил, что они прибыли с секретным заданием, на своем поезде, со своей кухней и всем обустройством, и никто, ни советские, ни партийные органы не должны знать о цели их прибытия.

Группе предстояло найти подходящую площадку для строительства крупного комбината. Район реки Ангары с будущим водохранилищем Братской ГЭС оказался подходящим местом для строительства комбината и города на 300 тысяч жителей.

Площадка для строительства комбината определилась в районе поселка Анзеби, около горы Моргудон, где сейчас находится алюминиевый завод. Город предполагалось разместить на левом берегу реки Вихоревка. Непосредственного участия в строительстве основных сооружений Братской ГЭС заключенные не принимали. Однако нельзя не учитывать, что ими построена железная дорога к Братску, без чего строительство ГЭС начаться не могло.

Быстрый рост численности строителей Братскгэсстроя в 1954-1955 годы стал возможным за счет передачи ему освобожденных « Ангарлагом» зданий и сооружений; переведенных в Заярск, территорий и помещений на Заверняйке; приспособленных под первые общежития и стоянки для автотранспорта и механизмов. В поселке Анзеби передали Братскгэсстрою действующий ДОК и большое количество жилья, в Ново-Чунке — действующий кирпичный завод.
Считается, что 9 декабря 1954 года на левом берегу была установлена первая палатка для строителей, сначала этих «строений» в Зеленом городке было 150, потом больше...

Очевидцы того времени рассказывают, что зимой «бывало у девчат за ночь косы к подушкам примерзали» в таких палатках. Хоть они и были двухслойными (с песком или опилками между «стенками»), трудно представить себе, как могло там сохраняться тепло в лютые морозы, даже при печном отоплении. А когда от очень низкой температуры лопался метал, люди продолжали работать, словно доказывая, что они крепче метала!

Силами заключенных построены первые брусовые дома в 1 и 8 микрорайонах центральной части города. На промплощадке в Падуне выполнены работы по подготовке территории и устройству фундаментов под строительство ТЭЦ, предназначенной для теплоснабжения Районной базы стройиндустрии Братскгэсстроя и поселков Падун и Энергетик.
Источник: http://a.bratsk.su/bal/main.php?r=1&key=24

БАМ - кровавая недостройка СССР. Сталинский никчемный период строительства 1932-53, ч. I
БАМ - "80-летняя" недостройка СССР. Без заграницы снова никуда, миллиардные убытки. ч. III
БАМ - поспешная недостройка СССР. Качество, жизнь военных и "комсомольцев", ч. IV




Comments

( 9 comments — Leave a comment )
feya_greze
May. 17th, 2018 03:55 pm (UTC)
А про тот БАМ, который фактически построили в конце 70-х - 80-х Вы будете писать?
Этот современный БАМ я проехала от начала до конца на поезде (небольшую часть маршрута на машине вдоль железной дороги) в конце 98 года. Впечатления были крайне неоднозначные и даже на мой тогда незамутненный юношеский взгляд странные.
Многое удалось увидеть, многое услышать от очевидцев, заставших конец 40-х - 50-х. Многое рассказывали дети тех репрессированных. Особенно запомнилась женщина из города с символическим названием Свободный, тоже построенном руками зэка.
harmfulgrumpy
May. 17th, 2018 04:19 pm (UTC)
"А про тот БАМ, который фактически построили в конце 70-х - 80-х будете писать?"

Обязательно, придется ещё две части делать. Надо коротко сравнить короткий 4000 км недостроенный БАМ с Транссибом 1891-1916 в 9000 км, рассмотреть закупку 10 000 самосвалов из ФРГ для БАМа - у советских же своей техники нормальной не было. И сравнить положение гражданских и военных строителей - "Мрачный БАМ":
"Еще среди военнослужащих Тында славилась гарнизонной гауптвахтой, которой командовал знаменитый своей жесткостью майор-грузин. О его крутом нраве по всей трассе ходили такие леденящие душу рассказы, что попасть на эту «губу» боялись не только солдаты срочной службы, но и офицеры...
дым от печек. Копоть от дыма была везде, поэтому снег в черте города был светло-серым. Когда же днем выпадал новый снежок ― все снова ненадолго становилось белым. Поэтому сугробы в Тынде имели слоисто-полосатую структуру ― слои белого снега чередовались с серой копотью...
Самые тяжелые участки Байкало-Амурской магистрали, где гражданские специалисты просто отказывались работать, строили железнодорожные войска (ЖДВ). Условия, в которых служили военные железнодорожники, были зачастую просто нечеловеческими...
батальоны фактически круглогодично жили на болотах. Болотные болезнетворные микробы приводили к тому, что любые раны на теле не заживали, а начинали долго и мучительно гнить. Даже незначительный комариный укус, который был расчесан, мог привести к образованию незаживающей воронки, гниющей прямо до самой кости. Среди военных это называлось «БАМовской розочкой». Никакие медицинские средства на «розочки» почему-то не действовали. Поэтому солдаты часто просто прижигали их папиросами или сигаретами. Правда, это тоже не всегда помогало. Следы на теле от «розочек» оставались на всю жизнь и напоминали следы от сильной оспы.

Кормили «воинов БАМа» не очень хорошо. Каши стали чередовать с макаронами. По утрам давали «масло». Оно должно было быть сливочным, но его мешали с какими-то жирами, и от этого у всех была дикая изжога. «Масло» было сильно замороженным и намазать его на хлеб было невозможно, поэтому его ели вприкуску, макая в горячий чай...
с черным хлебом были большие проблемы. Он почему-то совсем не пропекался: корочка сгорала до углей, а внутри оставалось жидкое тесто. Был он раза в два меньше обыкновенной буханки и вид имел довольно жуткий ― весь черный-черный, как обгоревшая головешка. Солдатам скармливали именно этот «хлеб». Собираясь «на дембель», я припрятал одну такую буханку, чтобы показать дома, чем нас кормили..." https://yarodom.livejournal.com/1260847.html
feya_greze
May. 17th, 2018 04:37 pm (UTC)
Буду ждать и попробую вспомнить хоть какие-то подробности моей поездки по этому маршруту.
harmfulgrumpy
May. 17th, 2018 04:52 pm (UTC)
Сегодня постараюсь выпустить.
Правильно. Вам можно опубликовать воспоминания путешествия по ж.д., конечно, фото сами тогда не делали, но основные впечатления интересны. какое было обслуживание в поезде, еда, ехали с какими промежутками - остановками из-за однопутного пути и т.п.
blinow
May. 31st, 2018 07:33 am (UTC)
"В начале 1954 года к начальнику «Озерлага» Сергею Кузьмичу Евстигнееву, как он вспоминает, в кабинет вошла большая группа людей."

Это только его, подполковника рассказ, ни кем не подтвержденный.

Но... не так давно по ТК "Звезда" смотрел передачу про какого-то хитрющего шпиона и вот, среди прочего была такая фраза, он этот шпион интересовался, ездил в города/поселки имеющие отношение к "атому" и среди прочих названий был Братск.
harmfulgrumpy
May. 31st, 2018 08:27 am (UTC)
"Это только его, подполковника рассказ, ни кем не подтвержденный.

Но... не так давно по ТК "Звезда" смотрел передачу про какого-то хитрющего шпион..."

Насчет рыскающих шпионов не ясно, также как почему не прав подполковник. Это из рассказа как строилась Братская ГЭС - Ирина Рыпенко. Журнал "Материк", № 1, апрель 2003 г. http://a.bratsk.su/bal/main.php?r=1&key=24
Фразы взяты только для показа привлечения к строительству заключенных, поскольку торжественных описаний "как строили комсомольцы" все "великие стройки СССР" и так много ранее было. Также, как, к примеру, советская власть "забыла" сообщить - кто строил Тагильский драм театр
https://oboguev.livejournal.com/6236785.html
blinow
Jun. 4th, 2018 07:52 am (UTC)
Я не говорю, прав или не прав подполковник. Просто эта информация озвучена только им и ни кем больше.
Да кстати, где-то еще читал рассуждения по этому поводу, какой-то старый немец, спросил у какого-то братчанина, мол, а атомный комбинат построили?
blinow
May. 31st, 2018 07:37 am (UTC)
Классный фотоальбом

Фото-альбом железнодорожной линии ТАЙШЕТ - ЛЕНА= Заярск. 1958 год

https://yadi.sk/d/4dK3quYo3WjNL2

Еще много старых фотографий можно найти у Олега Шестакова Братск в одноклассниках.

https://ok.ru/oleg.shestakov.bratsk/photos
harmfulgrumpy
May. 31st, 2018 08:18 am (UTC)
Спасибо. У вас интересные старые фото собраны

( 9 comments — Leave a comment )

Profile

harmfulgrumpy
harmful_grumpy

Tags

Latest Month

July 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars