?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Дорогу строили из человеческого материала

БАМ: история ударной «комсомольской» стройки — бессмысленной и беспощадной

8 июля 1974 года миру было явлено Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР №561 «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали». А несколькими месяцами ранее, в апреле, XVII съезд ВЛКСМ объявил БАМ Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. На самом же деле от начала строительства БАМа прошло уже почти восемьдесят лет. Тоже в апреле, 13-го и 25-го числа, но 1932 года, когда участников Всесоюзного ударного комсомольского отряда имени XVII съезда ВЛКСМ еще не было на свете, одно за другим выходят два правительственных постановления «О строительстве Байкало-Амурской железной дороги». Для чего в системе Наркомата путей сообщения организовано Управление строительства БАМа. И определен срок постройки магистрали — 3,5 года.


Первая половина XIX в. В Российской империи появляются первые предложения и проекты транспортного освоения Забайкалья и Приамурья.
1888 г. Русское техническое общество предложило проложить "железную дорогу через всю Сибирь" от Тайшета севернее Байкала. 1906 г. сразу после русско-японской в России вновь обсуждается идея "Второго Транссиба".
Начало 20 в. Севернее Байкала проводятся изыскательские работы, которые возглавляет В. Половников (1907-1908 гг.) и Э. Михайловский
(1914 г.), ниже на карте отмечен "вариант РИ от 1911 г." http://bam.railways.ru/history.html



Летом 1932 г. начались проектно-изыскательские работы на участке ст. Уруша Забайкальской ж/д — зимовье Тында — пос. Пермский (будущий «город на заре» Комсомольск-на-Амуре, объявленный таковым 10 декабря 1932 г.). Параллельно шла закладка головного участка трассы Тахтамыгда — Тында. Небольшой разъезд на Транссибе, от которого путь резко уходил на север, получил многообещающее название «БАМ». Громогласно объявлялись «сверхударные», «сверхскоростные», «большевистские» темпы. Под заманчивые обещания развернулась вербовка на стройку комсомольцев и сознательной молодежи.



В условиях глухой тайги никто не подумал о жилье, питании, обмундировании для строителей, элементарной механизации их труда (лошадиных силах).

Все это вместе взятое (плюс накопившаяся к октябрю трехмесячная задолженность по зарплате) привело к оттоку рабочей силы. Из рапортов растерявшегося начальства видна удручающая картина. БАМу требовалось 12 тысяч землекопов — в наличии было 504. Требовалось 2389 бурильщиков — в наличии 50. Требовался 5101 плотник — в наличии 498. Стало очевидно — «объект особой важности», каким объявило БАМ правительство, неподъемен.

Тогда 23 октября 1932 года Политбюро ЦК ВКП(б) выносит свое постановление, на основе которого через 4 дня появляется секретное постановление СНК СССР №1650/340с — строительство БАМа передать ОГПУ. Эта организация только что обрела успешный опыт ударного строительства. На костях заключенных сооружен Беломорканал. Теперь спецслужбе поручалось освоить второй в ее истории, еще более крупный хозяйственный объект.


В ноябре 1932 года созданы Управление строительства БАМа ОГПУ и Байкало-Амурский исправительно-трудовой лагерь. Печально известный в русской истории ХХ века БАМлаг.


Руководство сюда прислали проверенное. Начальником УС БАМа и начальником БАМлага назначили Нафталия Френкеля. Его предыдущая должность именовалась так: начальник работ Беломоро-Балтийского водного пути.

От разъезда БАМ в тайгу погнали этап за этапом. К 1 мая 1933 года на строительстве БАМа работали 32 411 человек (из них 31 415 з/к). Жить товарищам, ответственным за «объект особой важности», сразу стало лучше, жить стало веселее. Это комсомольцы-добровольцы требовали от своего эмпээсовского начальства устройства столовых, бань, магазинов, медпунктов, бараков для жилья. У начальников из спецслужбы голова о таких мелочах не болела. Их «комсомольцам» зарплату платить не надо. Гнус их не кусает, дождь не мочит, мороз не морозит… Какие еще могут быть бани-сауны?! Даже палатки не предусматривались. В течение первых полутора лет зэки размещались под открытым небом у костров. Паек — 400 г хлеба в сутки. В бумагах УРЧ (учетно-распределительной части) БАМлага есть такая цифирь: на отсыпке полотна головного участка БАМ — Тында на 1 марта 1934 года работали 14 956 з/к; на 1 января 1935-го их осталось 6487…

Мертвых и доходяг сменяли свежие этапы и к середине 1937 года укладка пути на этом участке в 190 км была завершена. Первый успех, ожидавшийся пять лет, породил серию постановлений ЦК ВКП(б) и СНК, по которым НКВД предписывалось «теперь же приступить к работам на участках Тайшет — Падун (350 км), Падун — Усть-Кут (450 км), Тында — р. Зея (300 км), Известковая — Ургал (395 км), Ургал — Комсомольск (560 км), Комсомольск — Сов. Гавань (440 км)». Общее расстояние магистрали от Тайшета до Сов. Гавани определялось в 5000 км. Еще в одном постановлении от 1938 года указывалось, что «конечной датой работ на новой железной дороге должен быть 1945 год».



В связи с новой задачей в НКВД провели реорганизацию. Для каждого из участков создавался свой лагерь плюс еще два вспомогательных, всего восемь. Они вошли в созданное 22 мая 1938 года Управление ж/д строительства и исправительно-трудовых лагерей ГУЛАГа НКВД на Дальнем Востоке во главе все с тем же Френкелем.


В 1930-е годы через БАМЛаг прошли десятки тысяч людей. Их подвергали моральным и физическим истязаниям. Одни из них были расстреляны, другие осуждены и направлены в концентрационные лагеря, в переселенческие зоны. Жизнь их семей и близких была превращена в беспросветную полосу унижений и страданий.


Сообщение прокурора БАМлага ОГПУ, декабрь 1933 года: «По указанной статье (***) содержится 14 тысяч заключённых, которые были осуждены до 8 мая 1933 года. Из этого числа 8 070 человек – осуждены совершенно напрасно».
«В Амурской области было репрессировано около ста тысяч человек. Только маленькая Амурская область дала сто тысяч репрессированных», – рассказал Евгений Смолин.
Репрессированных, прошедших через БАМлаг и другие лагеря, начали массово реабилитировать во времена Хрущёва. Репутацию возвращали тем, кто был осуждён по статье 58, часть 10 «Антисоветская пропаганда».


Заключенные БАМЛАГа строили железную дорогу в невероятно трудных географических и климатических условиях.


"... зимой 1934-35 года при температуре  - 20 - 30 - 40 грудасов"

Они прокладывали рельсы через неосвоенные территории Дальнего Востока – горы, реки, болота, преодолевая скалы, вечную мерзлоту, высокую влажность грунта, заготавливали лес для нужд строящейся дороги. Основными инструментами были – тачка, лом, лопата, кайло, носилки. Бамлаговцы расчищали просеки, вели земляные работы, отсыпали железнодорожное полотно тачками, рубили лес и изготавливали шпалы, строили мосты. Заключенных в Амурской области стали именовать «бамлаговец» или просто «бамовец», это был синоним слова «зек».


Заключенные за едой

Заключенные работали круглый год и в любую погоду. Когда строительство не укладывалось в сроки, администрация лагеря немедленно увеличивала рабочий день. Работали по шестнадцать, а то и восемнадцать часов в сутки. Не успевали обсыхать. Часто среди ночи поднимали на разгрузку прибывших вагонов, после чего невыспавшиеся зеки шли на стройки. У многих появилась «куриная слепота», то есть с наступлением вечера люди теряли зрение. В лагерных бараках свирепствовала малярия, простуда, ревматизм, желудочные заболевания. Спецодежда отсутствовала, заключенных одевали и обували в старое тряпье. Особенно тяжело было с обувью. Например, заключенные изготовляли ее сами из выброшенных автомобильных покрышек.

Перед самой войной в 1941 году участок БАМ — Тында наконец был сдан в эксплуатацию. То есть прошла половина отпущенного партией срока, а из 5000 км освоено было лишь 190. Несмотря на то, что зэков гнали и в хвост, и в гриву, и в бога, и в душу. Затем и война внесла свои коррективы. 18 августа 1941 года последовал приказ прекратить строительство участков Комсомольск — Сов. Гавань и Комсомольск — Ургал. А вслед за тем участка Тайшет — Падун.

Работы продолжались лишь на участке ст. Известковая Дальневосточной ж/д — Ургал. В 1942 году эта линия с большими недоделками сдана в эксплуатацию. То есть за 10 лет под бдительным руководством НКВД были построены лишь два отвода от Транссиба к узловым станциям предполагаемого БАМа.

Но забайкальские/комсомольцы без дела не остались. В том же 1942 году последовала команда разбирать ветку БАМ — Тында. Сначала ее рельсы использовались для спешной постройки стратегически необходимой рокадной дороги Саратов — Сталинград. А с января 1943 года рельсы, механизмы и оборудование вместе с 5000 з/к переброшены в Алтайлаг для строительства ж/д Кулунда — Михайловское.

Вскоре НКВД обязали возобновить строительство участка Комсомольск — Сов. Гавань. Для чего 26 мая 1943 года создано «Управление строительства 500» с подчинением ему трех лагерей. Сверху опять установили «твердый» срок открытия временного движения от Комсомольска до бухты Ванино — 1 августа 1945 года. Дефицит материалов на этот раз покрыли за счет демонтажа линии Известковая — Ургал.

Во всем, что делалось в течение вот уже второго десятка лет, прослеживается какая-то невероятная бессмысленность и бессистемность. Полного технического проекта магистрали не было, изыскательские работы проводились от случая к случаю. Уложенные в одном месте рельсы через какое-то время разбирали и переносили в другое.

После войны строительство БАМа силами з/к вновь активизировалось по всем намеченным в 1937 году направлениям. Своеобразие «стройки века» теперь было еще и в том, что к «спецконтингенту» добавились японские военнопленные.

В 1947 году «вчерне» построена линия Тайшет — Братск, по ней стало возможным движение рабочих поездов, и тут же форсированными темпами продолжена прокладка участка Братск — Усть-Кут. Наконец-то сдан в эксплуатацию (двумя годами позже запланированного) участок Комсомольск-на-Амуре — Сов. Гавань. Можно со всей определенностью сказать, что под каждой шпалой этих путей западного и восточного начала БАМа наряду с простым советским заключенным лежит неизвестный японский солдат.

Следующая веха — 1951 год. Повторно введен в эксплуатацию участок Известковая — Ургал. А на западе уложены рельсы до станции Лена (Усть-Кут).

За это время родилось амбициозное продолжение бамовского проекта: с 12 мая 1950 года от Комсомольска вдоль нижнего течения Амура повели линию к мысу Лазарева, одновременно начав строительство тоннеля под Татарским проливом, с тем чтобы закончить магистраль на севере Сахалина.

В результате очередной координации работ навстречу друг другу должны были напрягать усилия с востока подопечные Нижнеамурского ИТЛ (Нижнеамурлага), с запада — Ангарского ИТЛ (Ангарлага).

Но в это эпическое время товарищ Сталин изволил умереть и дело его пошло прахом. Зэковскому БАМу пришел полный конец. С лета 1953 года началась консервация работ. 15 февраля 1955 года закрыто Управление строительства Нижне-Амурского ИТЛ. Лагерь передан в УМВД по Хабаровскому краю. Ангарлаг хотя и сохранялся даже в 60-е годы как специальный лагерь строгого режима для «уголовно-бандитствующего элемента», совершенно отошел в своих исправительных функциях от железнодорожной тематики.

На 20 лет о БАМе забыли. Если не считать того, что в 1958 году силами МПС доделан и введен в постоянную эксплуатацию участок Тайшет — Лена (692 км).

Бывшие комсомольцы на своих торжествах 8 июля, конечно же, не вспомнят о з/к: забайкальских комсомольцах русского фольклора ХХ века.

Помянем мы их безвестные могилы где-то в насыпях или под насыпями близ Тайшета, Тынды и Комсомольска.




фото из "Неизвестный БАМ. Развитие БАМлага" http://www.proza.ru/2015/12/17/206

Источники текстов: https://www.novayagazeta.ru/articles/2011/07/07/44801-dorogu-stroili-iz-chelovecheskogo-materiala
http://alexandrtrofimov.ru/?p=5777
фотографии - https://www.blagoveshensk.ru/news/society/107227/

«Бамлаг 30-х, по сути, новые ветки не строил. У него темпов не было, чтобы его построить. Они построили единственную новую ветку – это "БАМ – Тында". И та будет разобрана в 42-м году, чтобы рокадную объездную дорогу под Сталинградом  создать. От того времени остались только быки мостов», – сообщил Михаил Бобков.

Расцвет БАМлага приходится на 1935–1936 годы. Порядка 30 отделений лагеря разбросаны по всему Дальнему Востоку. Столица запроволочного государства – город Свободный. Там находилось управление лагеря.




От объектов БАМлага практически ничего не осталось. А если и осталось, то выглядит, примерно как центральное здание ремонтного завода. Ранее перед ним располагались центральные ворота, куда все заезжали. За зданием находились цеха – десятки цехов, где работали заключённые. В самом же центральном здании, построенном в 30-е годы, находилось управление ремонтного завода БАМлага.







А ещё был кирпичный завод, лесопильный, лесозаготовительный, деревообрабатывающий, электростанции и мастерские, которые сами же заключённые  построили, и сами же в них работали.

«Там не только был принудительный труд, подневольный. Но там ещё велась большая культурная работа. Там свои газеты выходили: "Строитель БАМа" например, "Культура и литература БАМа". Выходила книжная серия "Библиотека строителя БАМа". Выходили сборники поэтические "Путеармеец". Это, конечно, издания очень идеологизированные, очень казённые. Насколько были искренни авторы, мы можем только гадать: кто-то хотел срок скостить, а кто-то был искренне убеждён, что он участвует в полезном и важном деле», – рассказал доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой литературы БГПУ Александр Урманов.






В музее литературы БГПУ есть несколько воссозданных книг. Сколько точно выпустили изданий в БАМлаге, неизвестно. Официальная литература так и останется под грифом «Секретно». А вот то, что в лагере было «тайной», обнародовано. Поэмы, романы, стихотворения, созданные писателями, которые отбывали здесь срок. Например, Анастасия Цветаева, старшая сестра поэтессы Марины Цветаевой, написала роман «Амор».
«Она писала его, работая в бюро, на папиросной бумаге. Эта папиросная бумага выносилась вольнонаёмным, одним из доверенных лиц, за пределы лагеря. Оттуда уже отсылалась в какие-то места, которые она указывала, зная, что там сохранится. И, когда она освободилась, она приехала к тем людям, которые должны были хранить. Выяснилось, что всё – нет романа. Скурили. Папиросная бумага же. И ей пришлось по памяти восстанавливать», – рассказала Татьяна Смыковская.
Анастасия Цветаева была осуждена по статье за контрреволюционную деятельность и антисоветскую пропаганду. Такая же статья у Глеба Анфилова, Василия Ажаева,  Арсения Альвинга – известных писателей того времени, которые отбывали сроки в БАМлаге. Но в «трудовом» исправлялись не только репрессированные. Основу лагеря всё же составляли воры, убийцы, мошенники. Но сколько именно было уголовных преступников, а сколько политических – точных данных нет. Тогда считалось общее число сидельцев. И лишь иногда встречаются некоторые сводки.


БАМ - кровавая недостройка СССР. Положение строителей при Сталине 1932-53, ч. II
БАМ - "80-летняя" недостройка СССР. Без заграницы снова никуда, миллиардные убытки. ч. III
БАМ - поспешная недостройка СССР. Качество, жизнь военных и "комсомольцев", ч. IV




Comments

( 7 comments — Leave a comment )
nampuom_pycu
May. 19th, 2018 07:53 am (UTC)
Большевики в лице Совнаркома СССР отказались от завоеваний Царского правительства, отобравшего у Китая Манчжурию и другие области. В результате граница с Китаем оказалась в опасной близости с Транссибирской магистралью. Это вынудило на вполне провальное строительство БАМа.
harmfulgrumpy
May. 19th, 2018 08:15 am (UTC)
каких только территорий, приобретенных царской РИ, из-за этих тварей коммунистов не лишились. По Брестскому миру сколько сдали, да ещё и денежек немцам заплатили дополнительно.
Кроме южных территорий ещё и туркам подарочки сделали - "заключив с большевиками Московский и Карсский договоры, турки вернули себе большую часть земель, ранее захваченных Российской империей. Армении пришлось расстаться с мечтами получить в свой состав Сурмали, Карс, Эрзерум, Нахичевань и Карабах...Москва предпочла не только договориться на равных с несравнимо более слабыми кемалистами, но и пойти на значительные территориальные уступки, а также выплатить Турции миллионы рублей золотом и поставить турецкой армии десятки тысяч единиц стрелкового оружия, артиллерии, миллионы патронов и снарядов." Союза Ленина - Ататюрка"
https://www.disput.az/index.php?app=forums&module=forums&controller=topic&id=1417
Договора для печати не нашел, да и надо сколько точно большевички туркам денег перечислили, есть различия в суммах.
Вокруг этого, также как и с Брестским столько всего накрутили за годы вранья.
"С советской стороны подготовкой договора руководили лично Ленин, Сталин, Нариманов и Чичерин. Причем Ленин, Сталин и Нариманов выступали с единых позиций и были сторонниками оказания территориальных уступок Турции, а министр иностранных дел А.Чичерин всячески противился этому...
В письме Кемаля Ататюрка Владимиру Ленину от 26 апреля 1920 г. отмечалось: "Если советские силы предполагают открыть военные операции против Грузии или дипломатическим путем, посредством своего влияния, заставят Грузию войти в союз и предпринять изгнание англичан с территории Кавказа, турецкое правительство берет на себя военные операции против империалистической Армении и обязывается заставить Азербайджанскую Республику войти в круг советского государства...
Сразу же после заключения Московского договора Россия решила оказать Анкаре безвозмездную финансовую помощь в размере 10 миллионов рублей золотом. Так, правительству Турции было передано 4 млн. руб. золотом в апреле 1921 г., 1,4 млн. руб. - в мае-июне, 1,1 млн. руб. - в ноябре того же года, 3,5 млн. руб. золотом - в мае 1922 г. Советское правительство направило туркам 33.275 винтовок, 58 млн. патронов, 327 пулеметов, 54 артиллерийских орудия, 129,5 тыс. снарядов и большое количество другого военного снаряжения. Все это значительно усилило боеспособность армии Ататюрка и способствовало победе турецкой революции.". http://www.ashkimsin.ru/chayxana/topic6882.html


Edited at 2018-05-19 08:19 am (UTC)
(Anonymous)
Feb. 14th, 2019 08:40 am (UTC)
Дебил ты близорукий.
harmfulgrumpy
Feb. 14th, 2019 08:49 am (UTC)
Приползла очередная сталинистская мразота

Очередной сталинистский ублюдок - аноним, не способный ничего даже пикнуть про строительство БАМа заключенными при русофобском ублюдке Джугашвили, аноним способен только повизжать и в своём примитивном воображении думает, что такая падаль может кого-то оскорбить.
Уморительно.
Ах, да - сталинисты думать не способны, все совки - изначально дегенераты.
(Anonymous)
Mar. 8th, 2019 11:04 am (UTC)
примитив и с той и с другой стороны.
все это уже история, а в чем-то и история глупости
blinow
Mar. 27th, 2019 08:05 am (UTC)
А почему собственно Тайшет - Падун?
Ведь, Тайшет - Братск.
harmfulgrumpy
Mar. 27th, 2019 04:17 pm (UTC)
"А почему собственно Тайшет - Падун?
Ведь, Тайшет - Братск."

В тридцатые так планировали.
"Отдельные места восточной окраины славного города Тайшета, где от Транссиба на Братск уходит железнодорожный путь, местные жители до сих пор называют «БАМ», «5-й километр». Эта часть
города возникла и развивалась только в связи со строительством западного участка Байкало-Амурской магистрали (Тайшет — Братск — Усть-Кут). Ещё в 1935 году, с перспективой на БАМ, построили в Тайшете шпалопропиточный завод (ШПЗ). За два года до начала Великой Отечественной заключённые Заплага и Южлага по просекам, прорубленным зэками-лесозаготовителями Тайшетлага, положили первые километры железной дороги...
ачалом бамовской истории Тайшета можно считать принятие 17 августа 1937 года совместного постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) № 1402-317С «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали». В соответствии с ним строительство должно было вестись не только
на восточном, но и на западном участке БАМа: Тайшет — Падун (Братск) (350 км) и Братск — Усть-Кут (450 км)1. В другом постановлении СНК СССР № 3713-164с от 3 июня 1938 года были определены сроки завершения строительства: 1 ноября 1942 года2."
"Евгений СЕЛЕЗНЁВ.БАМОВСКОЕ СЧАСТЬЕ ТАЙШЕТА.
Трудовые будни авторемонтного завода в системе НКВД-МВД"
https://d-v-sokolov.livejournal.com/274318.html

"В 1938 году началось строительство западного участка от Тайшета до Братска

В марте 1938 г. поселок получил статус города. В то время здесь работали два круп­ных лесопильных предприя­тия, шпалопропиточный завод, паровозное депо и вагоноре­монтный пункт, кирпичный завод, машинно-тракторная мастерская, паровая мельница и две хлебопекарни.

С 1938 г. в Тайшете раз­местили ряд подразделений ГУЛАГа, и он превратился в своеобразную «лагерную столицу» Ир­кутской области. Здесь начинался Западный участок БАМа. Вдоль трассы будущей железной дороги разместили лагпункты и колонны исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ). Этот мрачный период в истории города продолжался почти до 1960-х гг. В течение этого срока в Тайшете дислоцировались:

— Тайшетлаг (ИТЛ У НКВД по Иркутской области);
— Южлаг (ИТЛ ГУЛЖДС НКВД);
— Озер лаг (ИТЛ № 7 с особо строгим режимом содержания за­ключенных, созданный в 1948-1949 гг. на базе Южлага)*.

Используя даровой труд заключенных, власти рассчитывали быстро построить магистраль. Открыть движение поездов на участке Тайшет—Падун (350 км) планировали в 1940 г., а на участке Падун—Лена — в 1941 г. Но эти планы так и не были реализованы. Отчасти из-за низкой организации работ, их слабой инженерной подготовки и высокой затратности, но в основном по причине крайне неэффективного труда заключенных. Оказалось, что железнодорожное строительство, осуществляемое системой ГУЛАГа, значительно уступает по своей эф­фективности работам по сооружению Транссиба и других магистралей в дореволюционной России.

Достаточно сказать, что с 1932 г. (с принятия решения о строи­тельстве БАМа) до начала Великой Отечественной войны было подго­товлено всего 124 км трассы (от Тайшета до Чуны), при этом земляное полотно отсыпано и инженерные сооружения построены только на участке в 76 км, а рельсы уложены на протяжении 58 км. (Для срав­нения напомним, что в дореволюционной России ежегодно строилось до 2 тыс. км железнодорожных магистралей. Этот показатель оказался недостижимым в советское время, несмотря на титанические усилия властей и гигантские жертвыгулаговского периода.)

С началом войны возведение БАМа остановили. Уложенное же­лезнодорожное полотно разобрали, а рельсы отправили в Европейскую часть страны для целей обороны. Основной контингент Южлага, вместе с авторемонтными мастерскими, перевели в прифронтовые районы и использовали для ремонта техники. Многих направили в штрафбаты, оставшихся в Тайшете заключенных перевели на лесозаготовки и сель-хозработы.

После войны Наркомат путей сообщения предложил СНК СССР возобновить строительство магистрали, используя для работ не только заключенных, но и военнопленных. Осенью 1945 г. в дополнение к Тайшетлагу и Южлагу был создан Ангарлаг (для работы на участке трассы от Братска до Усть-Кута)..."
https://zeka-vasch.livejournal.com/1450012.html
( 7 comments — Leave a comment )

Profile

harmfulgrumpy
harmful_grumpy

Page Summary

Tags

Latest Month

July 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars