harmful_grumpy (harmfulgrumpy) wrote,
harmful_grumpy
harmfulgrumpy

Category:

Василий Колотев и его антисоветская живопись

В  Художники-антисоветчики в советском подполье были представлены несколько работ В. Колотева, ниже более полное его собрание.
Коммуналки, пивные, магазинные подсобки, женские бани и продуктовые очереди — все это простые бытовые сценки на ироничных полотнах Василия Колотева, посвященных московской жизни 70-80-х годов. В ту пору художник официально трудился слесарем, ведь его антисоветские работы были запрещены в СССР. Несмотря на мрачные тона, его жанровые картины того периода полны жизни и часто вызывают улыбку.

Источник: Официальный сайт художника

В неофициальном искусстве СССР 70-80 гг. творчество В.Колотева занимает особое место.

Оказавшись в Москве после окончания Бутурлиновского художественного училища, воронежской обл. в 1975 году, художник влился в подпольную художественную жизнь города, участвуя в квартирных выставках.

С самого начала творческого пути работы Колотева носили иронический и критический характер в изображении быта обывателей и повседневной жизни московских коммуналок, пивных, подворотней, что закрывало ему путь к официальной выставочной деятельности. Зарабатывая на жизнь работой слесаря на фабрике, художник сознательно и принципиально оградил себя от идеологических обязательств по профессиональной художественной линии, работая над холстами в свободное от службы время, будучи свободным в выборе тем, сюжетов, персонажей и их трактовки. Позже в конце 80-х, художник периодически выставлялся в зале на М.Грузинской — цитадели неофициальной художественной жизни Москвы. Будучи по природе созерцательным человеком, Колотев чуждался тусовочной жизни подполья, предпочитая ей уединенную работу в крошечной комнате в коммуналке на старом Арбате.

Никак не ориентируясь на моду и коммерческий успех, художник создал уникальную серию жанровых картин, посвященных обыденности, скуке, страстишкам советского обывателя, прекрасно выразив затхлую атмосферу Москвы застойного периода и суетных надежд первых лет перестройки. По словам тонкого искусствоведа, известного знатока истории живописи 60-90гг В.П.Цельтнера, работы Колотева будут являться документом, по которому следующие поколения зрителей, будут изучать эту эпоху.

Жанровые картины В.Колотева не имеют аналогов в истории нонконформистского искусства в СССР. Художники круга Малой Грузинской: В.Калинин, А.Туманов, Д.Гордеев обращались к элементам жанра в своих картинах, но совсем ином, чем Колотев художественном контексте. Если у Калинина — это сфера романтико-метафизического лирического дискурса, у Туманова — обращение к ретро картинкам дореволюционной сказочно-идеализированной жизни праздников и ярмарок, то у Гордеева — это репортажно-документальные композиции, посвященные жизни Московской художественной богемы 60-70гг. И только В.Колотев в своих жанровых картинах сумел создать типичные запоминающиеся образы советского обывателя, трактование в иронически-точном и, одновременно, добром, снисходительном изобразительном ключе. Это удалось благодаря острому взгляду наблюдателя, художественной памяти и блестящему мастерству рисовальщика.


Час пик

Маленькая комнатка на Арбате и становится основной творческой студией художника Колотева — там он пишет картины в абстрактном стиле, а также копирует полотна голландских художников, оттачивая мастерство. Примерно тогда же рождается и собственный стиль живописи Василия — зарисовки на тему советского быта. Где-то рядом существовали бравурные соцреалистические полотна со счастливыми и могучими советскими гражданами, а герои картин Колотева жили своей тихой и неприметной жизнью обывателей коммуналок и завсегдатаев подворотен.


Утро соседки. (счастье коммунальное)

Разумеется, в СССР картины Колотева были запрещены, такой «настоящий соцреализм» не был нужен властям — в советские годы Колотев не провёл ни одной выставки, а также был вынужден работать слесарем-ремонтником и художником оформителем на ткацкой фабрике — чтобы не числиться «тунеядцем». Свою первую официальную выставку Василий смог организовать только в 1992 году — и практически все картины с неё тут же разлетелись по галереям Парижа, Нью Йорка и Берлина.


Утро соседа.


Уличная сцена - 1


Уличная сцена - 2


Уличная сцена - 3


На лестничной клетке


0,7 не принимают


Овощи - фрукты


Очередь


Памяти кота Тишки


Плывёт, плывёт кораблик...


Предприниматель


Приехали


Птицы на сером фоне


Птичий рынок


Публичная сцена. Арбат.


...И корабль плывёт. пивная.


0,5 не принимают.


Алё


Арест пропагандиста. медвытрезвитель.


Бульварная сцена - 1


Бульварная сцена - 2


В парихмахерской


Вернисаж


Воскресение


Мир искусства


мастер своего дела - 1. Точильщик


Мастер своего дела - 2. Ремонт обуви


Крести - козыри


Девятый вал


Красный день календаря

Источник: http://bigpicture.ru/?p=1009451



Tags: антисоветчики, картины
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment