?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Коллектив КБ Т2К ХПЗ им. Коминтерна вместе с его руководителем с 1931 по 1936 год А. О. Фирсовым (в центре). Крайний слева в верхнем ряду – А. А. Морозов.  Источник – museum-t-34.ru

Один из создателей Т-34 конструктор В. Н. Васильев вспоминал: "…основы для создания Т-34, его первичный технический облик, основные боевые характеристики были заложены ещё при Фирсове. Уже в конце 1935 г. на столе главного конструктора лежали проработанные эскизы принципиально нового танка: противоснарядное бронирование с большими углами наклона, длинноствольная 76,2-мм пушка, дизельный двигатель В-2 (индекс, впоследствии присвоенный БД-2 – прим. автора), масса до 30 т…".

Официальная советская историография связывала создание знаменитого танка исключительно с именем главного конструктора Михаила Кошкина. Конечно же, он немало поработал над лучшим танком войны, но отцом “Т-34” по праву является Афанасий Фирсов, которого в декабре 1936 года сменил Кошкин. Ведь основы “Т-34”, его первичный технический облик и основные боевые характеристики были заложены еще при Фирсове. Уже в конце 1935-го на столе конструктора лежали проработанные эскизы принципиально нового танка: противоснарядное бронирование с большими углами наклона, длинноствольная 76,2 мм пушка, дизельный двигатель В-2, масса до 30 тонн. Кстати, такая же историческая коллизия имела место и в отношении  знаменитого дизеля В-2, который до сих пор применяется на уже современных танках: на самом деле его творцами являются Фирсов и Константин Челпан, а Иван Трашутин уже заканчивал почти готовую разработку расстрелянных коллег.

Афанасий Фирсов родился в 1883 году в Бердянске в многодетной семье (14 детей) бердянского купца Осипа Фирсова, владевшего 8 домами и несколькими магазинами. Афанасий окончил железнодорожное училище и продолжил образование за границей в высшей технической школе в Митвайде (Германия), а затем в политехническом институте в Цюрихе (Швейцария). Работал на заводе “Зульцер”. С началом первой мировой войны вернулся в Россию, где разрабатывал дизель для подводных лодок на Коломенском машиностроительном заводе в Архангельске. Затем весной 1916 года перешёл на работу на завод “Теплоход” под Нижним Новгородом, где создавались минные заградители.

С октября 1917 года в течение пяти лет Афанасий Фирсов был начальником губернского управления профессионального образования, позже выходца из купеческой семьи трудоустроили на 5 лет главным механиком на нижегородском заводе  “Красная Этна”, после чего он перевелся на Николаевский судостроительный завод имени Андре Марти. А в 1930 году Фирсов поступил на ленинградский завод “Русский дизель”, где сразу же был обвинен в участии во вредительской группе и арестован. Дали всего 5 лет концлагеря.

Но 18 сентября 1931 года коллегия Объединенного государственного политического управления приняла решение о переводе инженера Фирсова из концлагеря на работу на Харьковский паровозостроительный завод имени Коминтерна (ныне имени Малышева), где в это время активно разворачивал свою деятельность один из центров советского танкостроения. Из мест заключения Фирсова переводят руководителем секретного танкового КБ по причине непростой ситуации, сложившейся на ХПЗ: уход предыдущего руководителя КБ И. Н. Алексенко, отзыв в Москву военного инженера 2-го ранга Н. М. Тоскина и отсутствие адекватной замены вынудили руководство НКВД вспомнить о конструкторе.

6 декабря 1931-го Афанасий Осипович возглавил специальное конструкторское бюро машиностроения. Под его руководством и тотальным присмотром НКВД молодые советские инженеры  реализовали свои творческие находки в быстроходных легких танках БТ-5 и БТ-7. Фирсов лично  внес большой вклад в разработку четырехтактного, 12-цилиндрового V-образного быстроходного дизеля мощностью 400 лошадиных сил. С его появлением начался процесс оснащения отечественных танков дизельными двигателями. Параллельно Афанасий Фирсов спроектировал средний “Т-34”, ближайшими его помощниками в этих разработках были Александр Морозов и Михаил Таршинов.

В Харькове работу над проектом, первоначально названным БД-2 ("быстроходный дизель"), начали в октябре 1932, а закончили к февралю 1933 года. Один из создателей этого двигателя конструктор По свидетельству руководителя дизельного отдела Константина Челпана (расстрелян в 1938 году), А. О. Фирсов внёс большой вклад в разработку четырёхтактного 12-цилиндрового V-образного быстроходного дизеля мощностью 400 л.с. С его появлением начался процесс оснащения отечественных танков дизельными двигателями. Проект двигателя не утверждался в УММ и Научно-танковом комитете Наркомата обороны, но высшее руководство внимательно следило за ходом работ – так, глава УММ комкор И. А. Халепский специально приезжал на ХПЗ, чтобы посмотреть на перспективный дизель, а Сталин вызывал в Москву директора завода И. П. Бондаренко, чтобы тот доложил о продвижении работ над прототипом.

Танковый дизельный двигатель В-2-34
Источник – fotoham.ru


Первый БД-2 харьковчане показали руководству страны в конце 1934 года, за что завод 27 марта 1935 года наградили орденом Ленина. Этот же орден вручили И. П. Бондаренко, главному конструктору ХПЗ по машиностроению К. Ф. Челпану и начальнику КБ по дизельному двигателю Я. Е. Вихману.

Во второй половине 1936 года ХПЗ имени Коминтерна был переименован в завод №183. Внутри предприятия ввели цифровую индексацию служб, а танковому КБ Т2К присвоили индекс КБ-190.

В этот период времени главный танковый конструктор ХПЗ Фирсов начал задумываться о создании кардинально нового танка. Один из создателей Т-34 конструктор В. Н. Васильев вспоминал: "…основы для создания Т-34, его первичный технический облик, основные боевые характеристики были заложены ещё при Фирсове. Уже в конце 1935 г. на столе главного конструктора лежали проработанные эскизы принципиально нового танка: противоснарядное бронирование с большими углами наклона, длинноствольная 76,2-мм пушка, дизельный двигатель В-2 (индекс, впоследствии присвоенный БД-2 – прим. автора), масса до 30 т…".

Однако воплотить эти идеи в жизнь конструктору-арестанту было не суждено. Вслед за наградами на ХПЗ обрушились репрессии. К лету 1936 года в войска были поставлены  687 танков БТ-7, на которые массово начали приходить акты-рекламации о выходе из строя коробок передач, в результате проведенных больших военных манёвров лета-осени 1936 года, которые  выявили низкое качество танков, поступивших на вооружение Красной армии.

Представители военной приемки  РККА на заводе № 183  прекратили приём готовых машин: БТ-7 в открытую называли “вредительским танком”. Коробка передач действительно имела недостатки. Но ведь никто не застрахован от ошибок, особенно в условиях стахановской спешки. Во-вторых, тогда почему-то считалось, что легкие танки обязательно должны прыгать, и именно эти прыжки как раз и выводили из строя коробки передач. В конце концов, Сталин на одном из совещаний негромко спросил: “А не многовато ли поломок в коробках скоростей?” Судьба вредительского конструктора буржуазного происхождения была решена.
Но он продолжал активную работу. В короткие сроки были рассмотрены несколько решений новой коробки передач, из которых в производство ушла конструкция, разработанная  Морозовым под руководством  Фирсова.  Он еще успел спроектировать установку огнемета и дымовых приборов на танк. А также лично встретил и ввел в курс дел нового руководителя КБ М. И. Кошкина.

В середине 1937 года Афанасий Осипович был вновь арестован и отправлен в тюрьму вместе с группой “вредителей” из числа работников завода во главе с его директором. Расстрелян без суда и следствия в 1937-м. Реабилитирован в 1956 году “за отсутствием состава преступления”.


фирсовтанк.jpg

Фирсов был женат на Людмиле Харитоновне, имел троих детей: Олега, Игоря и Ольгу. Дочка родилась 28 июня 1911 года в Швейцарии. Когда в конце 1930-х Афанасия Осиповича объявили врагом народа, Ольга от фамилии отца не отказалась и даже не поменяла ее, когда вышла замуж. Именно она в 1941-м маскировала шпиль Адмиралтейства в Ленинграде от налетов немецкой авиации. Ольга Афанасьевна Фирсова умерла на 95-ом году жизни 10 ноября 2005 года в Берлине, похоронена в Санкт-Петербурге. Старший сын, Игорь, с первых дней Великой Отечественной войны ушел добровольцем на фронт и погиб под Ленинградом. Олег Афанасьевич Фирсов стал главным конструктором судостроительного завода в Ленинграде и лауреатом Государственной премии СССР.

* * * * *

Немного о других сотрудниках конструкторского отдела.

"Закручивание гаек" на ХПЗ одним увольнением Фирсова не ограничилось. Для доработки двигателя БД-2 в 1937 году на завод из Москвы направили специальную комиссию. Она же должна была определить причины появления некачественной продукции. По результатам работы комиссии несколько позже в Харьков из Москвы прибыла целая группа "дизелистов". Приезжие специалисты обнаружили в конструкции двигателя неравномерное распределение нагрузки на подшипники коленчатого вала, что приводило к повышенной вибрации корпуса и быстрому выходу силовой установки из строя. Кроме того, качество исполнения составляющих в металле было крайне низким – внутри сломавшихся БД-2 обнаруживались задиры в цилиндрах и на деталях, а также металлическая стружка. В результате моторесурс двигателей оказался очень малым, а некоторые экземпляры выходили из строя всего через 10–15 часов работы.

С помощью московских и ленинградских специалистов БД-2 (индекс был изменен на В-2) доработали, внеся в него до двух тысяч различных изменений. В то же время Челпана отстранили от работы над двигателем. В середине 1937 года НКВД во второй раз арестовал Фирсова, после чего его расстреляли. В декабре 1937 года оказался за решёткой арестованный по сфабрикованному "греческому делу" Челпан – его приговорили к «высшей мере» и привели приговор в исполнение 11 марта 1938 года в харьковской тюрьме.

К.Ф. Челпан

Вместе с руководителями органы НКВД арестовывали и рядовых конструкторов-"дизелистов": заместителя Челпана И. Я. Трашутина (которому удалось избежать гибели – в феврале 1939 года его освободили), Г. И. Аптекмана, М. Б. Левитана, З. Б. Гуртового (этих специалистов расстреляли), главного инженера ХПЗ Ф. И. Ляща, главного металлурга А. М. Метанцева и многих других. 25 мая 1938 года очутился на нарах и вскоре был расстрелян директор ХПЗ И. П. Бондаренко, вместо него к руководству предприятием приступил Ю. Е. Максарёв. На фоне этих арестов, тотальной деморализации инженеров завода, доносов, взаимных подозрений и шёл процесс разработки нового танка.

Для усиления и пополнения конструкторского состава завода №183 в июне 1937 года в его КБ направили адъюнкта московской Военной академии механизации и моторизации (ВАММ) имени Сталина военинженера 3-го ранга А. Я. Дика. Ему подчинили часть инженеров, и в бюро воцарилось двоевластие, которое ничем хорошим закончиться не могло. В этот период проектанты работали над внесением изменений в конструкцию БТ-7 (модель БТ-7-2000), над его модернизированной версией БТ-7-Б-ИС и разрабатывали кардинально новый танк БТ-9. Последний должен был отличаться от БТ-7 наличием шести ведущих колёс, дизель-мотором, конической башней с 45- или 76-мм пушкой и наклонной бронёй. Кошкин и Дик обвиняли друг друга в неправильных инженерных решениях, в срыве, а иногда и прямом саботаже работ. Количество взаимных претензий у конструкторов росло, а работа с места не двигалась.


Эскиз танка БТ-9

В конце концов, московскому руководству надоели эти конфликты, и 28 сентября 1937 года директора завода №183 обязали разделить танковое КБ-190 на два. Отдельное КБ (далее – ОКБ), подчинённое непосредственно главному инженеру завода, предписали с 5 октября пополнить тридцатью выпускниками ВАММ, и ещё двадцатью – с 1 декабря. Не позднее 30 сентября его отделы должны были возглавить восемь самых опытных и талантливых конструкторов завода. В качестве главного военного консультанта привлекли известнейшего в то время танкового испытателя капитана Е. А. Кульчицкого, прославившегося знаменитыми прыжками на танках серии БТ. Начальником ОКБ назначили А. Я. Дика, его помощником – инженера П. Н. Горюна, а начальниками секций – В. М. Дорошенко (контрольная), М. И. Таршинова (корпусная), Горбенко (моторная), А. А. Морозова (трансмиссия), П. П. Васильева (ходовая часть).

Кошкин оставался начальником КБ-190, которое должно было заниматься исключительно разработкой модернизированных вариантов БТ-7: артиллерийского БТ-7А, вооружённого 76-мм пушкой, и дизельного БТ-7М. Таким образом, конфликтовавших конструкторов «развели по разным углам». Для обслуживания серийного производства на заводе существовало отдельное конструкторское бюро КБ-35, возглавляемое И. С. Бером.

Однако уже в первом квартале 1938 года стало ясно, что сроки ОКБ срывает. 27 марта 1938 года и.о. главного инженера Комитета обороны при Совете Народных Комиссаров комкор В.Н. Соколов направил председателю Комитета обороны СССР В.М. Молотову докладную записку, содержавшую следующие строки:

«Постановление правительства, обязывающее завод № 183 создать в 1938 г. новые типы танков БТ и Т-35, обеспечить их переход на производство с 1-го января 1939 г., заводом сорвано. Составленный к настоящему времени эскизный проект БТ расходится с данными правительства. Вес вместо 13-14 т спроектирован 16 т, толщина лобовой брони вместо 25 мм – 16-20 мм. Вооружение – вместо 2 ДТ – 3 ДТ, установка огнемёта не предусмотрена… (работает над проектом 18 человек)».

Что же происходило на заводе №183? Почему над проектом работало всего восемнадцать конструкторов вместо запланированных пятидесяти дипломников ВАММ и старых инженерных кадров предприятия? По какой причине эскиз подали на утверждение в ГАБТУ почти на два месяца позже положенного срока? Ответами на данные вопросы автор не располагает. Известно лишь то, что виновным в результате признали руководителя ОКБ адъюнкта ВАММ А.Я. Дика. В апреле 1938 года, на следующий день после подачи на защиту подготовленной им диссертации, его арестовали и осудили на десять лет лагерей, которые он отбыл «от звонка до звонка» (после освобождения из лагеря Дик ещё семнадцать лет прожил в ссылке на Алтае)....


Источники: https://warspot.ru/2764-samyy-massovyy-i-samyy-boevoy
http://real-vin.com/firsov-afanasij-sozdatelja-tanka-t-34-afanasija-firsova-rasstreljali-kak-vreditelja
https://bessmertnybarak.ru/Firsov_Afanasiy_Osipovich/




Profile

harmfulgrumpy
harmful_grumpy

Tags

Latest Month

July 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars