harmful_grumpy (harmfulgrumpy) wrote,
harmful_grumpy
harmfulgrumpy

Categories:

Гибель подводной лодки К-129 в 1968 г. Советским людям и родственникам погибших знать не положено.

7-8 марта 1968 года погибла подводная лодка, эта история и сегодня считается самой загадочной и закрытой в советском подводном флоте, версии о её задании тоже разные. Советская пресса - самая правдивейшая в мире, как и в случае любой катастрофы в СССР, хранила гробовое молчание. Офицерам Тихоокеанского флота было запрещено вести какие-либо разговоры на эту тему. Специалисты и родственники пропавших  рассказывают в фильме о том, почему тридцать лет им запрещали говорить о пропавшей субмарине. Как случилось, что  члены экипажа были признаны “просто умершими” - "пропавшими без вести".

Оригинал взят у vogulec в 50 лет со дня гибели К-129

кадры записи похорон https://www.youtube.com/watch?v=kFWMo7aHDRo

Сегодня посмотрел док. фильм о гибели советской подлодки К-129, затонувшей 7-8 марта 1968 г. в Тихом океане на глубине более 5000 м. Погиб весь экипаж в составе 98 человек.
В общем, СССР как всегда погрузил этот случай в глухую секретность.
В 1974 году ее подняли американцы как бесхозное имущество, т.к. СССР не объявлял официально о гибели корабля. Поднять удалось только носовую часть лодки, в которой были обнаружены тела шести моряков.
Американцы предложили СССР забрать эти тела для захоронения.
Но СССР... отказался их принять!
Советских подводников похоронили американцы, со всеми воинскими почестями под гимн СССР. Похоронили в море.
Вдова старпома Журавского говорила, что такое отношение родного государства к погибшим морякам стало для нее не меньшим ударом, чем собственно их смерть.
Пленку с записью похорон моряков американцы передали в 1992 году президенту Ельцину.
Тогда же директор ЦРУ передал рынду с К-129. Рында впоследствии у нас... пропала.

_____________________________________________________________________


https://www.youtube.com/watch?v=7t_pkWfBUwE

Не так давно на российские экраны вышел фильм под названием «Трагедия ПЛ К-129». Картина позиционировалась как документальный фильм и рассказывала о скорбных событиях, произошедших в марте 1968 года. "Проект «Азориан»" – так называют секретную операцию, которую позже стали считать одним из самых неприятных событий времен холодной войны. Как раз тогда Военно-морские силы Соединенных Штатов достали со дна океана потонувшую советскую подводную лодку К-129.
В северной части тихоокеанской акватории покоятся останки наиболее известной субмарины в истории. Долгое время информация об этих событиях держалась в секрете, даже точное место, где она затонула, умалчивалось. Подумать только: огромная атомная подводная лодка прекратила свое существование, унеся жизнь девяноста восьми советских офицеров.
Американские спецслужбы, имея самое инновационное оборудование, сумели отыскать и исследовать лодку
в первые две недели после случившегося. А в августе 1974 года К-129 достали со дна.

1968 год только начался, на дворе был морозный февраль. Ничто не предвещало беды, к тому же предстоящая миссия должна была пройти совершенно спокойно и без приключений. Тогда с военной базы на берегах Камчатки отправилась в свое последнее плавание с функцией патрулирования рубежей подводная лодка К-129. Три баллистические ракеты, пара торпед на ядерном заряде – подводное судно было очень мощным, а экипаж – опытным и деятельным. Командовал подводным крейсером Кобзарь В. И. – капитан первого ранга. Этот человек отличался выдержкой, огромным опытом и серьезным отношением к делу.

Следует сказать, что ко времени отплытия подводная лодка практически не успела отдохнуть после длительного путешествия по просторам Мирового океана. В городок под необычным названием Оленья Губа подлодка прибыла совсем недавно. Основательного ремонта, который следовало бы сделать, проведено не было, да и экипаж находился в подавленном состоянии, не успев как полагается отдохнуть после долгого и изнурительного плавания. Но выбора не было, все другие подлодки оказались неготовыми к миссии еще больше, потому командование К-129 не задавало лишних вопросов, а просто отправилось патрулировать границы. К тому же на субмарине располагался ракетный комплекс Д-4, а это значило, что она превосходит иные суда. Кстати, многие офицеры из экипажа уже были отпущены в отпуск, некоторые даже разъехались по России, направляясь на побывку домой. Собрать команду в полном составе командиру не удалось. Но, как мы понимаем, те самые люди, что не явились на сборы, буквально спасли свою жизнь.

Делать было нечего, пришлось укомплектовывать команду, используя людей, служащих на других судах, а еще набрать в ответственное плавание новичков. Все шло не так с самых первых дней сборов. Примечательно, что у командования военной базы не оказалось даже готового списка экипажа, заверенного капитаном корабельной печатью, а ведь В. И. Кобзарь был известен своей педантичностью. Документ начали судорожно искать в бумагах, когда случилась трагедия, но ничего не нашли. Это неслыханная халатность, которой на флоте просто не могло быть! Оленья Губа славилась тем, что там служили профессионалы, лучшие в своем деле. И тем не менее…

Восьмого марта с подводной лодки на базу должен был прийти короткий сигнал, так как это была поворотная точка маршрута, совершенно стандартная процедура. Но его не последовало, в этот же день дежурными была объявлена тревога. Капитан первого ранга не мог допустить такую оплошность.
Начало поисков

Подводная лодка К-129 не выходила на связь, потому все силы были брошены на ее поиски, вся Камчатская флотилия, а также авиация были активно задействованы в поисковых работах. Подводный крейсер не подавал никаких признаков жизни. Спустя две недели безрезультатной работы Тихоокеанский флот СССР осознал, что судна больше нет. На тот момент, привлеченные шумом в радиоэфире, происходящим заинтересовались и американские войска. Они-то и обнаружили маслянистое пятно на поверхности океанских волн. Анализ данного вещества показал, что это действительно солярная жидкость, которая вытекла из советской подводной лодки.


На тот момент новость повергла в шок всю мировую общественность. Девяносто восемь бравых советских офицеров, опытные матросы, молодые люди, для которых это плавание было первым серьезным испытанием в жизни, хорошая, прекрасно оснащенная подводная лодка К-129 – все это погибло в один момент. Причины трагедии установить не представлялось возможным, оборудования, чтобы поднять лодку со дна, еще не существовало. Со временем все поисковые работы были свернуты, и о лодке на время забыли, решив, что, как и во многих случаях, когда тонули корабли, братской могилой для экипажа станет море. Погибшие подводные лодки в Тихом океане не были чем-то редким.
Подъем со дна

Но не стоит думать, что о печальном событии власти полностью забыли. Через какое-то время именно для того, чтобы поднять К-129 со дна океана, были построены целых два специализированных корабля. Одним из них стал весьма известный «Эксплорэр», а вторым – док-камера НСС-1, у нее по проекту раздвигалось днище, а также к корпусу была прикреплена огромная механическая «рука», которая больше напоминала клещи, размах которых равнялся именно диаметру К-129. Если у читателя создалось впечатление, что это были советские аппараты, то они ошиблись. Это не так. Данные проекты были разработаны и изготовлены на территории США. К проектированию были подключены лучшие специалисты на Западном и Восточном побережье.

Любопытным фактом является то, что даже на последних стадиях сборки аппаратов инженеры, работавшие над проектированием, понятия не имели, над чем именно они трудятся.

Трудно себе вообразить масштабы операции. Просто для статистики: специальное судно-аппарат «Эксплорэр» выглядело как огромная плавающая платформа, водоизмещение которой превышало тридцать шесть тонн. К данной платформе прилагался подруливающий роторный двигатель на дистанционном управлении. Благодаря этому данный аппарат безошибочно находил любую заданную координату на океаническом дне, а затем мог удерживаться строго над ней, погрешность составляла всего десяток сантиметров. При этом никаких сложностей с управлением у данной махины не было.

И это еще не все: платформа оснащалась «колодцем» по центру, окруженным конструкциями, отдаленно напоминающими нефтяные плавучие вышки; трубками из особо прочного сплава, каждая из которых имела длину в двадцать пять метров; набором всевозможных индикаторов, которые с помощью специального оборудования погружались на дно. Такой тип корабля ранее не существовал.

Операция проводилась в скрытом режиме и состояла из трех простых этапов. На сегодняшний день информация рассекречена, потому можно вполне найти сведения о тех событиях в свободном доступе.

1 этап проходил в самом начале семьдесят третьего года. Сначала технику длительное время готовили и тестировали, операция была крайне рискованной, потому ошибок быть не могло. При этом для передвижения специальной платформы на место использовалось габаритное международное судно, специализирующееся на нефтедобыче. Никаких вопросов у проплывавших мимо судов данный корабль не вызывал. Но это была лишь подготовка.

2 этап – это вторая половина года, теперь на место аварии были перевезены все необходимые технические приспособления и специалисты. Но и этого было мало. До того момента еще никогда подобных операций не проводилось, достать затонувшую подводную лодку со дна океана считалось чем-то на грани фантастики. В этот период проводились тренировочные работы.

3 этап – семьдесят четвертый год. В самом начале года происходит долгожданный подъем. Все работы были проведены в кратчайшие сроки и не вызвали никаких затруднений.

Советская сторона

Советское правительство пристально наблюдало за данным квадратом, так как подозрительным было многое, в особенности тот факт, что международное судно встало именно над затонувшей К-129. К тому же возникал вопрос: почему добыча нефти ведется посреди океана на глубине в шесть километров? Не очень-то логично, ведь обычно бурение происходило на глубине двухсот метров, а несколько километров – это неслыханно. Данное судно не делало, в свою очередь, ничего подозрительного, работы велись совершенно типичные, разговоры на радиоволнах тоже ничем особенным не выделялись, да и через полтора месяца, что абсолютно нормально, оно сдвинулось с точки и продолжило запланированный курс.

Но в те времена доверять Америке было не принято, потому на место действия отправилась разведывательная группа на быстроходном корабле, в радиоэфире об этом факте не должно было упоминаться. Слежение было налажено, но только досконально понять, почему же так суетятся американцы, что именно происходит здесь, не представлялось возможным. Американцы слежение заметили, но вели себя как ни в чем не бывало, продолжая работать. Особо никто ничего не скрывал, и действия обеих сторон были очень предсказуемыми. Долгое время казалось, что американские моряки заняты поисками нефти, на что, собственно, имели полное право: воды эти нейтральные, проводить подводные исследования не запрещено. Через полторы недели судно сдвинулось с точки и взяло курс на остров Оаху в Гонолулу. Там уже приближались рождественские празднества, потому становилось очевидным, что слежка в дальнейшем никакого результата не даст. К тому же топливо у советского судна уже было на исходе, а дозаправиться можно было лишь во Владивостоке, а это пару недель хода.

Данную инициативу решено было прекратить, отношения с Америкой и так были натянутыми, слежка никаких результатов не принесла, а дислокация именно над местом гибели советского экипажа вполне могла оказаться и случайностью. По крайней мере, официально США ничего плохого не делали. Уловив настроения правительства, местное командование слежку прекратило (как вы понимаете, всего лишь на втором этапе операции, и, как знать, быть может, так и было рассчитано).

Ну и, конечно же, никто в СССР и представить не мог, что корабли США пытаются поднять затонувшую лодку, это ведь действительно представлялось невозможным. Потому скепсис начальства был понятен: что могут сделать американцы?

Вот только всё то же американское судно необычной формы и огромных габаритов после Рождества вновь отправилось к злополучной точке. К тому же такой тип корабля ранее видеть никому не доводилось. И это уже действительно казалось подозрительным.

Нужно отдать должное властям Америки: как только подводная лодка К-129 была доставлена к берегам США, все тела, которые находились внутри (всего шесть человек) были погребены в море по полагающемуся для моряков ритуалу, американцы даже включили в тот момент гимн СССР. Захоронение было отснято на цветную пленку, которую отправили американским спецслужбам. При этом поведение и отношение американцев к погибшим было крайне уважительным. До сих пор неизвестно, где же остальные члены советского экипажа, но, по американским данным, на подлодке их не оказалось. К слову, и В. И. Кобзарь среди перезахороненных отсутствовал.

Холодная война

К тому моменту в Советском Союзе уже знали о происходящем, начался новый виток дипломатической борьбы между двумя государствами-гигантами. СССР был недоволен тайными действиями со стороны Америки и тем, что дизельная подводная лодка была именно советской, а значит, американцы не имели права ее извлекать со дна. США же уверяли, что гибель подлодки нигде зафиксирована не была (это правда), а значит, это ничье имущество, и с ним нашедший может поступать по своему усмотрению. Кроме того, чтобы не возникало дальнейших прений, американская сторона предоставила видеосъемку перезахоронения русских моряков. Похоронили их действительно со всем уважением и по всем правилам. Потому излишние вопросы у советской стороны отпали.

Только вот осталось загадкой, что же на самом деле произошло с субмариной, почему американцы приложили столько усилий, чтобы достать ее со дна океана, почему проделали все это в тайне и почему после данной операции спрятали «Эксплорэр» с глаз долой в глубинах ремонтных доков Америки, ведь это очень полезная аппаратура. Технику поместили вместе с советской подводной лодкой где-то недалеко от Сан-Франциско.

Быть может, американской стороне просто хотелось узнать секреты, которые скрывает подводный флот СССР. Некоторым может показаться, что советское правительство в итоге было одурачено, ведь очевидно же, что американцы исследовали советское оборудование, возможно даже, что кое-что им показалось интересным, и они что-то взяли на вооружение. Быть может, торпеды, которые были созданы весьма изящно, а может, и иные секреты. Но, как утверждают современные источники, главного антагонисты так получить и не смогли. А всему виной счастливое стечение обстоятельств: командир экипажа В. Кобзарь, о котором говорилось ранее, был очень высок ростом и имел богатырское телосложение, потому на месте работы по вполне понятным причинам ему было тесно. Когда лодку в очередной раз ремонтировали, капитан очень просил инженеров разместить его шифр-рубку в ракетном отсеке, там места было больше, хотя это и было рискованным соседством. Так вот, вся самая важная информация хранилась там. Но американцы, извлекая подводную лодку со дна, не стали поднимать ракетный отсек. Это им показалось не столь важным.

1968 год продемонстрировал, что вот такая она – русская реальность: все не как у людей ...

Оставшиеся вопросы

Так и осталось очень многое непонятным. Почему подлодка с опытными моряками и талантливым капитаном затонула без видимых на то причин? Почему американцы потратили столько денег и сил на постройку аппаратов, чтобы поднять ее со дна океана? Что стало с большей частью команды, ведь не могло же куда-то из закрытого пространства деться более сотни человек? Что стало с К-129 после того, как она была извлечена из океанической пучины? Гибель подводных лодок в двадцатом столетии, конечно, не была редкостью, но в этом случае уж очень много нераскрытых вопросов.

Заключение

В том самом фильме, с которого начинается наше повествование, имеются ответы далеко не на все вопросы. Производство у него американо-русское, что, разумеется, нужно отметить, так как создатели хотели наиболее объективного рассмотрения произошедшего. Но, быть может, сейчас это и не столь важно, ведь это всё – дела давно минувших дней, и ничего изменить уже нельзя. Холодная война считается бескровной и не столь опасной, как иные войны в истории человечества, но неприятных моментов хватало. Очень жаль людей, составлявших экипаж подводной лодки К-129, а особенно молодых матросов, которые отправились в свое первое серьезное плавание. В любом случае это прискорбное событие навсегда останется в анналах истории и в памяти русского народа.

источник текста: http://fb.ru/article/261423/sovetskaya-podvodnaya-lodka-k--prichina-gibeli
  * * * * *

Представители российско-американской комиссии по делам военнопленных и пропавших без вести передали во Владивостоке в музей Тихоокеанского флота (ТОФ) материалы о советской подлодке К-129, погибшей при невыясненных обстоятельствах в 1968 году, сообщил РИА Новости и.о. директора музей Василий Никулин.

"В музей переданы документы о ходе операции "Дженнифер" по подъему субмарины, проведенной американцами в 1974 году, а также видеозапись захоронения останков шестерых членов экипажа советской подводной лодки К-129, проведенной ВМС США в 1974 году"

РИА Новости https://ria.ru/society/20070910/77632870.html



Tags: катастрофы, океан, советское, фильм, флот
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments