harmful_grumpy (harmfulgrumpy) wrote,
harmful_grumpy
harmfulgrumpy

Category:

АССИРОЛОГИЯ vs ХРОМАЮЩИХ ОЗАРЕНЦЕВ

АССИРОЛОГИЯ - наука о языках, письменности, культуре и истории Вавилона и Ассирии; в широком смысле - весь комплекс наук, связанных с цивилизациями, пользовавшимися клинообразной письменностью (клинописью).

Ассириология, наука о языках, письменности, культуре и истории Вавилонии и Ассирии, в широком смысле - весь комплекс наук, связанных с цивилизациями, пользовавшимися клинообразной письменностью (клинописью), в этом смысле А. охватывает и шумерологию, а также урартологию, хеттологию, хурритологию и эламитологию. К А. теперь обычно не относят угаритоведение, а также историко-филологическое изучение Древнего Ирана (хотя угаритская и древнеперсидская цивилизации тоже пользовались особыми разновидностями клинообразных письменных знаков, однако, по-видимому, они генетически прямо не связаны с вавилоно-ассирийской клинописью).
Базу А. заложили в середине XIX в. археологические исследования О.Г.Лейарда (Англия) и П.Э.Ботта (Франция), обнаруживших на городищах Куюнджик, Нимруд и Хорсабад в Ираке многочисленные ассирийские письменные и художественные памятники IX-VII вв. до н.э., а также открытие Г.Роулинсоном (Англия) в Иране трёхъязычной (древнеперсидско-эламско-вавилонской) Бехистунской (Бисутунской) наскальной клинописной надписи персидского царя Дария I (около 521 до н.э.). Нередко основание А. ошибочно приписывают немецкому филологу Г.Ф.Гротефенду, который в 1802 произвёл частичную расшифровку древнеперсидского текста начальных строк двух трёхъязычных надписей Дария I и его сына Ксеркса (определив правильно 9 знаков). Но работа Гротефенда прошла почти незамеченной, и древнеперсидская клинопись была, в основном, независимо от Гротефенда, успешно дешифрована в 20-30-х гг. XIX в. усилиями Р.Раска (Дания), Э.Бюрнуфа (Франция), К.Лассена (Германия) и Г.Роулинсона (Англия); дешифровка же вавилоно-ассирийской клинописи удалась благодаря исследованиям, начатым в 40-х гг. П.Э.Ботта и др. во Франции и далеко продвинутым Э.Хинксом, а также Г.Роулинсоном и др. в Великобритании. Первое признание новая наука получила в 1857, когда был дешифрован текст ещё неизвестной ассирийской надписи: прорисовки этой надписи британское королевское Азиатское общество вручило одновременно в запечатанных пакетах французскому учёному Ж.Опперту, английским учёным Г.Роулинсону и У.Г.Фокс-Толботу и ирландскому учёному Э.Хинксу, переводы, сделанные этими учёными независимо друг от друга, совпали во всех главнейших моментах. Дальнейшие успехи А. в XIX в. (ещё вызывавшие ожесточённые споры) связаны с именами Дж.Смита (Англия), Ф.Ленормана и Ж.Менана (Франция), А.Г.Сейса (Англия), П.Хаупта (США), Т.Пинчеса (Англия) и Э.Шрадера (Германия).
Ещё Э.Хинксом было обнаружено, что вавилоно-ассирийской клинописью записывались тексты на двух разных языках, из которых один (собственно вавилоно-ассирийский - в современной терминологии аккадский) принадлежал к семитской семье, а другой (ранее ошибочно называвшийся в науке аккадским - в современной терминологии шумерский) являлся языком неизвестного происхождения. На научную основу изучение аккадского (вавилоно-ассирийского) языка было поставлено немецким учёным Ф.Деличем (грамматика 1889, словарь 1896). Первые работы по изучению шумерского языка принадлежали П.Хаупту (США) и Ж.Опперту (Франция), однако долгое время само существование такого языка подвергалось сомнению. Ж.Галеви (Франция) и др. утверждали, что шумерские тексты - лишь особая тайнопись жрецов на том же вавилоно-ассирийском языке. Находка многочисленных подлинных шумерских надписей и хозяйственных документов III тыс. до н.э. Э. де Сарзеком (Франция) на городище Телло (древний Лагаш) и блестящее прочтение их в 1884-1905 французскими исследователями А.Амьо и гениальным ассириологом-универсалом Ф.Тюро-Данженом положили основание шумерологии как отдельной отрасли А.; было доказано шумерское происхождение вавилоно-ассирийской клинописи и всей культуры Вавилонии. Первая строго научная грамматика шумерского языка была опубликована А.Пёбелем (Германия) в 1923. Дальнейшие успехи А. в её узком смысле связаны в особенности с работами немецких учёных Г.Циммерна, Б.Мейснера, А.Унгнада, Б.Ландсбергера, В. фон Зодена, шумерологии - с именами немецких учёных А.Деймеля (сводный словарь шумерских идеограмм, применяемых в клинописи), А.Фалькенштейна, датского учёного Т.Якобсена, американского учёного С.Н.Крамера и др.
В России первые ассириологические публикации принадлежали египтологам В.С.Голенищеву и Б.А.Тураеву (90-е гг. XIX в.). Первым русским ассириологом и шумерологом-профессионалом был М.В.Никольский, образцово издавший шумерские документы, собранные выдающимся палеографом Н.П.Лихачевым. Преподавание аккадского языка было начато в Петербургском университете П.К.Коковцовым. К числу русских и советских ассириологов, шумерологов и хеттологов мирового масштаба принадлежал В.К.Шилейко, занимавшийся особенно проблемами клинописной литературы.
Находки в течение XIX - 1-й половины XX вв. урартских надписей на Армянском нагорье и в Закавказье, эламских надписей и документов на Юго-Западе Ирана, клинописного дипломатического архива фараонов в Амарне в Египте (см. Тель-эль-Амарнский архив) и многоязычного архива Хеттского царства на городище Богазкёй в Турции (см. Богазкёйский архив) включили в число языков, изучаемых А., урартский*, хеттский**, хурритский (Э.А.Спайзер, США, и др.), лувийский (Э.Ларош, Франция, и др.), палайский, хаттский и эламский.
В XIX в. А. развивалась главным образом как подсобная отрасль в научно-критическом изучении Библии. В начале XX в., особенно в Германии, получил распространение панвавилонизм, безмерно преувеличивавший мировое значение вавилонской культуры и объявлявший Вавилонию местом происхождения едва ли не всех культурных достижений человечества (немецкий историк Г.Винклер, литературовед П.Йензен и др.). Повышенный интерес к А. в кайзеровской Германии был связан с попытками германского империализма проникнуть в Ирак. С XX в. А. становится одной из важнейших востоковедных дисциплин, в комплексе изучающей языки, культуру и историю древнего Ближнего Востока. Значение А. обусловливается тем, что её задача - исследование первой в мире (наряду с Египтом) области классовой цивилизации и возникновения цивилизации вообще. Однако ввиду исключительной сложности письменных источников и большого их жанрового разнообразия (хозяйственные и юридические документы, письма, эпос, религиозная лирика, басни, пословицы, царские надписи, хроники, учебные и научные тексты, ритуалы, гадания и многие др.), а также ввиду значительных изменений, которые в течение IV - I тыс. до н.э. претерпевали языки Ближнего Востока и самые знаки клинописи, до недавнего времени за рубежом развивались преимущественно текстологические, лексикологические и т.п. аспекты А. при большой дробной специализации внутри этой науки.
В СССР А.П.Рифтин, ученик В.К.Шилейко, в 1933 возобновил преподавание А. в Ленинграде и явился основателем самостоятельной школы советских ассириологов-филологов. Позже традиция преподавания клинописи была введена в Тбилиси Г.В.Церетели, учеником П.К.Коковцова. Историю материальной культуры Ближнего Востока преподавала в Ленинграде Н.Д.Флиттнер.
В начале 1930-х гг. в ходе дискуссий о марксистской периодизации мирового исторического процесса выдвинулся своими работами В.В.Струве, на ассириологическом и шумерологическом материале приведший аргументы в пользу преобладания рабовладельческого способа производства на Древнем Востоке и положивший начало советскому направлению социально-экономических исследований в А. Полемизируя с В.В.Струве, значительный вклад в социально-экономическую историю Шумера внёс А.И.Тюменев. Ныне советская школа историков занимает ведущее место в мировой А. Советские шумерологи и собственно ассириологи разрабатывают социально-экономические и правовые проблемы (М. А. Дандамаев, И.М.Дьяконов, Г.Х.Саркисян, В.А.Якобсон, Н.Б.Янковская и др.), а также проблемы языков (И.М.Дьяконов, И.Т.Канева, Л.А.Липин), литературы, искусства и фольклора (И.Х.Левин, В.К.Афанасьева). Большое значение имеет работа А.А.Ваймана по дешифровке архаических шумерских текстов конца IV - начала III тыс. до н.э. Успешно развивается советская хеттология (лингвисты Т.В.Гамкрелидзе, И.М.Дунаевская, В.В.Иванов, историки Г.Г.Гиоргадзе, Г.И.Довгяло, Э.А.Менабде и др.) и эламитология (Ю.Б.Юсифов). Ведущее место в мировой науке занимают советские урартологи. Большое значение имела публикация урартских памятников Закавказья ещё до Великой Октябрьской социалистической революции М.В.Никольским; впервые преподавание урартологии было начато в Баку, а потом в Ленинграде И.И.Мещаниновым, выдающихся достижений достигли советские урартологи как в области археологии (Б.Б.Пиотровский и др.), так и в области истории и филологии (Г.А.Меликишвили и др.).
Центрами преподавания ассириологических дисциплин в СССР являются университеты в Ленинграде, Тбилиси и Ереване; небольшие, но очень интересные клинописные коллекции, собранные Н.П.Лихачевым и В.С.Голенищевым, имеются в Ленинграде (Эрмитаж) и Москве (Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина); важны урартологические коллекции Еревана (Музей Армении) и Тбилиси (Музей Грузии). Исследования по А. в широком смысле ведутся в Ленинграде, Тбилиси, Ереване, Москве, Баку, Минске и Вильнюсе. Статьи по А. помещаются в журнале "Вестник древней истории" (с 1937), в непериодических изданиях "Переднеазиатский сборник" (М., с 1961) и "Кавказско-ближневосточный сборник" (т.1 вышел под названием "Восточный сборник", Тб., с 1960) и в других различных сборниках и учёных записках.
Основными центрами А. за рубежом являются: Чикаго (Восточный институт), Багдад (Багдадский музей), Париж (Лувр), Лондон (Британский музей), Филадельфия (Пенсильванский музей), Рим (Папский библейский институт), Стамбул (Стамбульский музей), а также Прага, Берлин, Гейдельберг, Мюнхен, Лейден, Анкара, ряд университетских городов США и др. За последние годы в А. всё более видное место начинают занимать учёные Ирака, для которых изучение Вавилонии и Ассирии - это изучение великого прошлого их страны. Специальные журналы., посвященные исключительно или преимущественно A.: "Journal of Cuneiform Studies" (New Haven, since 1947), "Zeitschrift fur Assyriologie..." (В., since 1886), "Revue d'assyriologie..." (P., since 1884), "Revue hittite et asianique" (P., since 1930), "Archiv fur Orientforschung" (В., since 1923), "Orientalia" (Roma, since 1920), "Iraq" (I., since 1934), "Sumer" (Baghdad, since 1945), большое место уделяется А. в ряде общевостоковедческих журналов различных стран.
Литература: Бузескул В.П., Открытия XIX и начала ХХ века в области истории древнего мира, ч.1- Восток, СПб,1923; его же, Открытия и научные достижения за последние годы в области изучения древнего Востока, К.,1927;
Фридрих И., Дешифровка забытых письменностей и языков, пер. с нем., М.,1961;
Постовская Н.М., Изучение древней истории Ближнего Востока в Советском Союзе (1917-1959 гг.), М.,1961;
Дьяконов И.М., Языки древней Передней Азии, М.,1967.
*: крупнейшие урартологи А.Г.Сейс (Англия), И.Фридрих (Германия), А.Гётце (Германия, США), И.И.Мещанинов, Г.А.Меликишвили (СССР), Ф.В.Кёниг (Австрия)
**: крупнейшие хеттологи Б.Грозный (Чехословакия), Э.Форрер (Швейцария), Ф.Зоммер (Германия), Э.Стёртевант (США), А.Гётце (Германия, США), Х.Эелольф, И.Фридрих, А.Камменхубер (Германия) и др.
д.и.н. И.М.Дьяконов

--------------------------------------------------------------------
Одна из многочисленных групп изучения этих языков -

Вымерший аккадский языкассирийским и старовавилонским диалектами). По аккадской клинописи смотреть страницу Шумеро-аккадское письмо.

Периодизация языка аккадцев:

  • староаккадский язык;

  • староассирийский язык – прямой потомок староаккадского (известен с 2000 г. до н.э.);

  • старовавилонский язык (с 2000 г. до н.э.) – восходит к доаккадским семитским языкам;

  • средневавилонский и среднеассирийский [взаимно сблизившиеся?];

  • нововавилонский и новоассирийский;

  • поздневавилонский (халдейский) язык (I тыс. до н.э.) [уже западносемитский?]

  • http://www.garshin.ru/linguistics/languages/nostratic/afrasian/semitic/accadian.html


Олег Свиргстин. Реакция ассиролога на информацию об НХ
Материал с форума "Новая Хронология".

В свое время (когда только начинался аккадский виточек дискуссии) я послал несколько вопросов нескольким ассирологам. На часть моих писем я получил ответы. Сейчас (мне немного некогда думать и рыться в книгах - авральчик!) у меня как раз хватило времени, чтобы перевести и разместить в нашей дискуссии коротенький отчет по моей переписке.

***

Вот что отвечает профессиональный ассиролог (лингвист и математик) из Нидерландского Королевского института Ассирологии... (Человек, потративший всю жизнь на изучение этого предмета; специализируется на компьютерном анализе языков и письменных памятников Древнего Ближнего Востока)

"Датировки для Древнего Ближнего Востока ДОСТОВЕРНО и ДОКАЗАТЕЛЬНО известны с точностью +/- 100 лет для 2 тысячелетия до РХ, с чуть худшей точностью для 3 тысячелетия, и весьма ненадежны для 4 тысячелетия до РХ (и дальше в прошлое...). Датировки базируются на 2-х потоках данных - содержании текстов и археологических данных. Тексты позволяют выяснить названия царств (существуют в виде глинянных табличек, надписей на статуях, стенах, археологических артефактах и т.п.), артефакты относятся к разным культурным слоям.
Кроме того, культурные слои содержат другие датируемые источники - например, те, которые можно использовать для РУ датировок. Точность РУ-датировок не слишком высока (для 2-3 тысячелетий до РХ более точные датировки доступны в результате перекрестного сопоставления фактов), но достаточна для утверждения, как минимум, о том, что (а) исследуемый период истории Древнего Востока отстоит от нас на несколько тысяч лет и (б) длился он несколько тысяч лет, а не 100-200-400.
Кроме того, для 2-3 тысячелетий до РХ, есть несколько точно датируемых "калибровочных" точек в астрономических текстах (например, описания солнечных затмений).
Датировка письменных источников на основании языковых данных слишком сложна для краткого ответа, и требует специальной подготовки для понимания ее принципов или обсуждения правомочности тех или иных допущений/выводов. Все материалы опубликованы, материалы дискуссий подробно освещаются в периодике.

Джон Хейзе, Гаага, 3 октября 1999 года"

А вот более ранний (20-е числа сентября) ответ Джона на те же вопросы:

"Олег, время не позволяет мне подробно ответить на Ваши вопросы. Недавно я консультировал одного преподавателя истории, - это не совсем то, о чем Вы просили, но кажется, мой ответ историку может Вас заинтересовать.
======
1. "Откуда они все это узнали?" (прим. Олега = Совр. ученые про Историю Древнего Ближнего Востока)
Первое важное замечание: необходимо понять, что исследуемый нами материал - в конце концов, текст - а не просто красивые художественные орнаменты и рисунки. За клинописью стоят тексты со своим содержанием! Ученым потребовалось несколько столетий (1600-1800) чтобы понять, что египетские иероглифы (букв. "святые письмена") - тексты, с предложениями, грамматикой и т.п. - а не просто прелестные крошечные пиктограмки, разбросанные в художественном беспорядке.

2. "Откуда они все это узнали?"
Второй ответ: в распоряжении ученых огромные объемы материала, сотни тысяч глинянных табличек! Есть древние языки, тексты на которых мы не можем расшифровать, или затрудняемся понять, страдают из-за отсутствия тектсов достаточно широкого назначения. Но ассирология - не тот случай. Клинопись выдавливалась на плитках из необожженной глины. Эти дощечки затем собирали в библиотеки (архивы), расставляя их на деревянных полках. Когда враги захватывали и сжигали города, глинянные архивы обжигались, затвердевали, и становились вечными. (А еще одна причина того, что до нас дошло так много глинянных табличек - воров они совершенно не интересовали!)

3. "Откуда они все это узнали?"
Третье важное замечание: чтобы иметь возможность расшифровать неизвестный язык, между Вами и людьми, которые написали этот текст должно быть что-то общее. Должна быть некоторая отправная точка. Если студенты будут обмениваться закодированными записками, с большой степенью вероятности можно предположить, что в текстах будут встречаться такие понятия, как любовь и свидание. Перевод некоторых тектсов будет из-за этого менее сложен.
Египетские иероглифы были расшифрованы с помощью Розеттского камня - имевшего греческий перевод. Аккадская клинопись была расшифрована "трудным путем" - в те дни не было известно никаких греческих переводов с аккадского... (Прим. - в наше время такие билингвы обнаружены, найдено несколько сотен! А кроме того, билингвы с арамейским, хиттитским, эблаитским...)

4. "Откуда они все это узнали?"
Следующий важный ответ:
Если на начальной фазе дешифровки удается установить структуру языка, и найти ее похожей на структуру некоторого известного языка, жизнь дешифровщика становится легче. Языки индейцев в Вашей (Прим. Олега - Историк которому Джон отвечал, видимо, из США ) стране сложны для понимания. Они совершенно непохожи на английский, на любой из ИЕ-языков, они не такие как семитские... Но типологически большинство языков индейцев очень сходны с финским, венгерским, турецким... Хотя и не относятся к общей языковой семье ни с одним из этих языков. Освоив в муках один из индейских языков, Вы с большей легкостью сможете изучить другие языки той же языковой семьи... (Прим. Олега - известно от 20 до 30 языковых семей североамериканских индейцев, многие из языков в которых действительно типологически относятся к агглютативным языкам, также как угро-финские, тюркские или баскский... Но есть и флективные, и изолирующие - и все ступени промежутков. Мне кажется, это не самое удачное сравнение в ответе Джона.).

5. "Откуда они все это узнали?"
Пятый ответ: это было очень нелегко! Процесс занял длительное время (десятки лет!), и труд многих людей. Делались предположения, затем эти предположения проверялись - и многие из них отвергались.
В Западном мире ничего не было известно об ассирийцах и вавилонцах. Они вполне могли быть легендой (как король Артур в Европе). Было несколько упоминаний об этих народах в Библии, писал о них и греческий историк Геродот. Геродот же писал и о персах, о нескольких династиях песидских царей. Например, он написал о первых царях Ахеменидской династии, Ксерксе и Дарии, живших примерно в 500 веке до РХ. На момент начала расшифровки клинописи это было все немногое знание, которым располагали ученые.
Один из первых клинописных текстов состоял из 3 колонок. Предположили, что каждая из них содержит тот же самый текст, но каждый из 3-х языков, записанных клинописью, был неизвестен. Как быть? Решили сконцентрировать усилия на одном из столбиков, текст в котором казался более легким для прочтения из-за регулярно встречающегося символа, который, как предполагалось, был разделителем слов. (Пробел между словами - намного более позднее изобретение, не используемое даже в древней латыни). Кто-то предположил, что этот текст означает что-то вроде:
"Царь Дарий, могучий царь, царь царей, царь мира, царь всех народов, сын царя Ксеркса, могучего царя, царя царей, царя мира, царя всех народов, сына Гиапата"
Этот "кто-то" пришел к такому выводу основываясь на повторе тех же самых слов, предположительно, означающих "царь", и на отсутствии этого слова перед последним именем, судя по всему, перед именем отца первого царя и основателя династии, который сам еще не был царем.
В результате стало возможным предположить значение нескольких символов, и проверить это предположение. Слово, предположительно переводимое как "царь", встречалось в нескольких вариантах (предположительно, в формах именительного падежа ед. числа, родительного падежа ед. числа и родительного падежа мн. числа). Способ образования этих падежей привел к гипотезе, что перед нами ИЕ-язык. Это помогло! Шаг за шагом, удалось прочитать этот столбик и установить язык, на котором этот столбик был написан. Первый прочитанный столбик был на Древнеперсидском. (В последствии это предположение было подтверждено другими клинописными и неклинописными персидскими текстами)
Итак, спустя много лет напряженной работы, один из трех языков был известен, и было известно, что написано на этом языке в одной из колонок. Было предположено, что в остальных колонках содержится тот же самый текст, только на других языках. Второй столбик, расшифрованный с помощью этих допущений, оказался очень похож на семитские языки. Это был язык, впоследствии названный Аккадским, - все "предположения" и "допущения", сделанные при переводе "второго столбика", были впоследствии перепроверены (и большей частью подтверждены) на обширнейшем материале других аккадских текстов. Язык действительно оказался семитским.
Прочитав второй столбик и успешно читая другие тексты на аккадском языке, некоторые ученые считали, что они понимают этот язык... Но многие (подавляющее большинство) им не верили. Где-то в 1870 году Королевская Академия Наук Великобритании провела конкурс-эксперимент. Несколько копий свежеоткопанных глинянных табличек были запечатаны, и отправлены всем ведущим специалистам, утверждавшим, что они "понимают этот язык". Переводы затем сравнили - и они в самом деле оказались очень близки друг другу... Вопрос был решен.
Третий язык на первой табличке был Эламитский (эламский). Он так и не был никогда до конца понят и изучен - нет достаточных по объему текстов... До сих пор никто не может уверенно утверждать, что знает как читать и понимать эламские тексты!"

-------------

Выводы (я представляю себе Ваши выводы!!!) делайте сами.
Джон сетует на то, что ему приходится много времени тратить на тьму-тьмущую альтернативщиков, большей частью поразительно малознакомых с предметными областями, которые они осчастливливают потрясающими открытиями и предположениями (шумеры пришли с Марса, это код ЦРУ/КГБ для передачи сообщений летающим тарелкам, это язык Атлантиды, это...) - и поэтому Джон принял для себя правило ни в какие подобные дискуссии не ввязываться, - посему он просит прощения у уважаемой публики и откланивается. Есть сотни тысяч еще не прочитанных и не изученных табличек - работы больше, чем достаточно. Каждый год добавляется еще тысяча-другая. Велика вероятность того, что в непрочитанных еще табличках спрятаны ключи к расшифровке неизвестных или загадочных языков Древнего Ближнего Востока, новые загадочные языки, ... Будем ждать сообщений!


РАЗУМЕЕТСЯ, ВЫ ХОРОШО ИЗУЧИЛИ МНОГОЧИСЛЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ ПО ВЫШЕПЕРЕЧИСЛЕННЫМ ЯЗЫКАМ, ТАК ЧТО ЗАЧЕМ ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ НА КАКИХ-ТО ТАМ АССИРОЛОГОВ! ЛЮБУЮ ФОТКУ ПОСМОТРИМ И СРАЗУ ВСЁ ОБЪЯСНИМ!

Источник: http://fatus.chat.ru/shumer.html
Tags: альтернативщики, безмозговие, нападки на историю, наука
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments