harmful_grumpy (harmfulgrumpy) wrote,
harmful_grumpy
harmfulgrumpy

Categories:

Эффектменеджеры ЦК КПСС отказались в 1966 от автобана Москва-Владивосток, хватит и одного заводика


Ford Country Squire 1965 года и Fiat 124 Familiare 1966-1974

Что при первом "эффектменеджере" Сталине - "Административный экстаз Иосифа Виссарионовича", советские партработники и директора стремились выжать всё из бесплатного рабского труда на "великих стройках коммунизма", так и позже продолжали экономить на всем, единственная возможность была одну-единственную дорогу через всю страну построить качественно в дополнение к, итак, закупаемому импортному автозаводу, но нет, пусть и дальше советские люди ездят по ухабным дорогам.

Непостроенное - Москва – Неверск – 5 130 км
Неверск – Хабаровск – 1720 км
Хабаровск – Владивосток – 665 км, всего - 7 520 км



Генри Форд III по-своему расценил уклончивость председателя Совмина и, чтобы нейтрализовать предложения потенциальных конкурентов, выложил свой самый весомый аргумент: если СССР приобретет его завод за 5 миллиардов долларов, он готов, используя канадские технологии строительства автотрасс (климат Канады, как известно, схож с климатом Российской Федерации), бесплатно построить автостраду от Москвы до Владивостока.

За всю историю Советского Союза более выгодного предложения от иностранных предпринимателей никогда не поступало! Но... возобладали политические соображения, и Политбюро в итоге отклонило предложение Генри Форда.

"АВТОМОБИЛЬ КАК СПОСОБ СПАСЕНИЯ ОТ ИНФЛЯЦИИ

В начале 1966 года председатель СМ СССР Алексей Косыгин на заседании Политбюро в очередной раз поднял вопрос о строительстве в стране автозавода по производству автомобилей малого класса, так как количество выпускаемых "Волг", "Москвичей" и "Запорожцев" не могло удовлетворить растущий спрос населения. Подчеркнул, что золотовалютные запасы страны позволяют кардинально решить проблему. Брежнев поинтересовался, что имеет в виду докладчик.

"Я, — ответил Косыгин, — предлагаю купить иностранный автозавод с полным циклом производства.

Вместе с тем все комплектующие будут изготовляться внутри страны. Приобретя иностранный завод, мы станем обладателями новых технологий, которые внедрим на наших автозаводах. Кроме того, на новый уровень развития выйдут смежные отрасли промышленности: химическая, металлургическая, нефтяная. Стоимость, по подсчетам экспертов Госплана, около миллиарда долларов..."

"Миллиард долларов... Многовато!" — разочарованно произнес Брежнев, страстный автолюбитель, уже видевший себя за рулем иномарки.

"Прошу прощения, Леонид Ильич, — отчеканил Косыгин, — хотел бы напомнить, что в течение трех последних лет Советский Союз от экспорта нефти, золота и пушнины ежегодно имел 10 миллиардов долларов! Прибавьте к ним 9,5 миллиарда, каждый год перечисляемые в Госбанк арабскими странами за поставку нашего вооружения, и тогда приобретение автозавода будет равняться покупке детского велосипеда..." "Нет, Алексей Николаевич, придется повременить..."

Однако Косыгин выложил на стол самый весомый козырь: "Леонид Ильич! Если мы не хотим раскрутить инфляцию, то завод надо покупать как можно скорее! На руках у населения сегодня 80-90 миллиардов рублей, то есть по официальному курсу более 100 миллиардов долларов. Накопления наших граждан растут из года в год в арифметической прогрессии, причем люди не доверяют сберкассам, а держат деньги в кубышках! Чтобы в обращении находились купюры в 50 и 100 рублей, Гознак не выключает печатный станок. Когда-нибудь эта денежная масса лавиной обрушится и раздавит всех... Нас в первую очередь! Чтобы изъять из кубышек эти миллиарды, надо выбросить на внутренний рынок не ювелирные изделия и импортный ширпотреб, как сегодня, а нечто более весомое. Этим "более весомым" и будет наш новый отечественный автомобиль, созданный на основе западных технологий!". "А как вы подсчитали деньги наших граждан? Они же в кубышках!". "Все очень просто, Леонид Ильич! Объем спрятанных в кубышках накоплений никогда не являлся для экспертов Госбанка тайной. Люди всегда прятали в кубышки купюры только высшего номинала. У нас таковые пятидесяти- и сторублевки. Зная количество выпущенных "полтинников" и "стольников", банковские служащие, подсчитав в конце года возвратившиеся банкноты этого достоинства, могут с точностью до миллиарда сказать, какая сумма осталась на руках у населения". "Надо же... Я бы недодумался. Ну что ж, Алексей Николаевич, убедил! Дай указание своим подчиненным — председателю КГБ и министру Внешторга, чтобы они выяснили, в какой стране можно дешевле приобрести завод... Даем тебе полгода... Управишься?".

Первыми о принятом, без преувеличения, эпохальном решении Политбюро узнали американцы. Как? А очень просто: Совет министров, уж не говоря о Министерстве внешней торговли, были, как дырявый швейцарский сыр, насквозь проедены агентурой ЦРУ. Поэтому уже через месяц после заседания кремлевского ареопага в Москву прибыла американская делегация во главе с владельцем автоконцерна Генри Фордом III.

Попав на прием к Косыгину, Генри Форд III, не раскрывая своих источников информации, предложил завод по производству легковых автомобилей малого класса. Добавил, что его концерн разработал две малолитражные модели: "Форд-капри" и "Форд-таунус", которые своим классом соответствуют автомобилям Западной Европы и СССР.

Предсовмина как опытный дипломат и коммерсант сослался на то, что вопрос решается коллегиально на Политбюро. На самом деле Косыгин выжидал, когда поступит информация от председателя КГБ и главы Минвнешторга, которым было дано задание по своим каналам выяснить, какой из западноевропейских автомобильных концернов готов за приемлемую для СССР цену продать автозавод...

Генри Форд III по-своему расценил уклончивость председателя Совмина и, чтобы нейтрализовать предложения потенциальных конкурентов, выложил свой самый весомый аргумент: если СССР приобретет его завод за 5 миллиардов долларов, он готов, используя канадские технологии строительства автотрасс (климат Канады, как известно, схож с климатом Российской Федерации), бесплатно построить автостраду от Москвы до Владивостока.

За всю историю Советского Союза более выгодного предложения от иностранных предпринимателей никогда не поступало! Но... возобладали политические соображения, и Политбюро в итоге отклонило предложение Генри Форда.

Разгадка заключалась в том, что в 1966 году США стали утрачивать свое влияние на западноевропейские страны. Претендуя на главенствующую роль в НАТО, американская администрация во главе с президентом Линдоном Джонсоном, попросту говоря, "перегнула палку". Президент Франции де Голль первым восстал против гегемонии США, покинув военную организацию НАТО, оставив там лишь своего наблюдателя. Демарш де Голля отрезвляюще подействовал и на руководителей других стран — членов НАТО. В альянсе начались разброд и шатания. Руководство СССР воспользовалось сложившейся политической конъюнктурой и решило купить автозавод в Западной Европе. Вопрос был в том, у кого купить дешевле?

ПЕРВЫМ ДЕЛОМ — АВТОЗАВОДЫ

Маркус Вольф был не только талантливым руководителем разведки, но и прозорливым политиком. Анализируя внутриполитическую ситуацию ФРГ и акции правящего союза ХДС/ХСС, генерал пришел к выводу, что этот альянс исчерпал свой потенциал, а для населения ФРГ все более привлекательными становятся идеи социал-демократии, глашатаем которых и была СДПГ. Поэтому основным заданием Ханзена и Аниты стали поиск, изучение и вербовка тех руководителей СДПГ, которые были заинтересованы в сближении со странами "восточного блока". Кроме того, супругам вменялось в обязанность своевременно сигнализировать об угрозе обострения международной обстановки, которая могла бы привести к открытому военному конфликту. Основное не значит единственное. И вот в 1966 году Гийомам пришлось сделать "шаг в сторону": заняться экономическим вопросом, хотя для СССР это был даже не вопрос — проблема. Причем как политического, так и экономического свойства.

Словом, от своего куратора Маркуса Вольфа супруги-разведчики получили задание выяснить, у какого из западноевропейских концернов Советскому Союзу выгоднее приобрести автозавод.

* * *

Из донесения Ханзена следовало, что целесообразнее заключить сделку с концерном "ФИАТ", так как последний для производства авто приобретает комплектующие у западногерманских автогигантов "БМВ" и "Мерседес Бенц", а также у французского концерна "РЕНО". Таким образом, по заключению Гийома, СССР имеет уникальную возможность "одним выстрелом убить трех зайцев" — надолго "привязать" к себе разом экономики Италии, ФРГ и Франции. Согласно выводам разведчика укрепление экономических связей СССР с этими странами будет иметь и политические последствия: они и в дальнейшем станут проводить внешнюю политику без оглядки на Штаты. Наконец, утверждал Гийом, учитывая, что итальянская автопромышленность стагнирует, владельцев "ФИАТа" можно будет без труда склонить к заключению сделки на условиях советской стороны.

Маркус Вольф, оценив важность донесения Ханзена, немедленно вылетел в Москву, где доложил информацию председателю КГБ Юрию Андропову, а он ознакомил с ней Алексея Косыгина. Последний полностью согласился с доводами Ханзена и, высоко оценив усилия ГУР, поставил на Политбюро вопрос о поощрении немецких товарищей. Маркус Вольф был награжден орденом Красного Знамени, Гюнтеру Гийому было досрочно присвоено звание полковника ГУР.

Таким образом, отправной точкой для заключения в 1967 году договора между Советским Союзом и Италией о строительстве Волжского автозавода (ВАЗ) стала аналитическая справка-донесение Гюнтера Гийома. Сделка обошлась СССР в беспрецедентно малую в мировой практике сумму — всего 550 миллионов долларов!..."

Источник: Служба Внешней Разведки Российской Федерации
http://svr.gov.ru/smi/2009/vpk20091028-2.htm

Tags: автомото, безмозговие, советская власть
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments