Лоуренс Корб был помощником министра обороны в администрации Рейгана. Сейчас он старший научный сотрудник центра за американский Прогресс.
Why the U.S. military can’t succeed in training foreign armies
Солдаты афганской армии - Afghan forces prepare for battle with Taliban on the outskirts of Kunduz city, northern Afghanistan, June 21, 2015. IREUTERS/Stringer
В конце сентября на первых полосах мировых СМИ оказалась новость о провальных действиях контингента афганских сил безопасности, подготовленного американскими инструкторами. Семь тысяч солдат и полицейских не смогли защитить город Кундуз от внезапной атаки малочисленного отряда талибов.
Захват Кундуза в очередной раз продемонстрировал низкую боеспособность армий, созданных под надзором США. В прошлом году аналогичная катастрофа постигла иракскую армию и стала прологом к провозглашению Исламского государства.
Вашингтон потратил на военное строительство в Ираке 25 миллиардов долларов. Этими деньгами было оплачено обучение и закупка всех видов вооружений, однако в итоге иракская армия оставила исламистам многочисленные трофеи, а также два ключевых города, Мосул и Рамади. От 800 до 1 000 боевиков обратили в бегство 30 тысяч иракских солдат.
То же самое произошло во Вьетнаме в 1975 году. Подготовленная американскими инструкторами армия Южного Вьетнама рассыпалась под ударами северян, сделав возможным захват Ханоя и объединение страны под властью коммунистов.
Аналогичная ситуация сейчас складывается в Сирии. Тренированные по программе Пентагона боевики оппозиции не только не выполняют своего главного предназначения — борьбы с Исламским государством, но даже переходят на сторону союзника ИГ группировки Фронт Аль-Нусра.
Все эти поражения ставят перед политиками США важный вопрос: в чем причина постоянных неудач тренированных американцами армий и почему Вашингтон всякий раз повторяет свои ошибки, ожидая положительных результатов?
Некоторые наблюдатели и эксперты, в частности бывший министр обороны США Роберт Гейтс, утверждают, что американские военные не могут и не хотят эффективно тренировать своих подопечных. Однако это мнение не соответствует действительности, поскольку те же самые люди в состоянии за 12 недель превратить обычных американских мужчин и женщин в солдат.
Недостаток экипировки и опыта также не является причиной провалов. Зачастую подготовленные американцами иностранные войска вооружены и обучены лучше чем их противники. И тем не менее, их регулярно бьют по причине недостаточной мотивации. Успех на поле боя достигается за счет воли солдат к победе и готовности умереть за правительство, которому они доверяют.
South Vietnamese soldiers train in the use of artillery as part of the Vietnamization program. Credit: U.S. ARMY
Этой веры недоставало солдатам Южного Вьетнама, также как сейчас недостает их афганским и иракским коллегам. Военные оценивают власть как неэффективную, коррумпированную и приверженную интересам отдельных сект или групп. Другими словами, они не верят, что правительство стоит их жизней.
Проблема мотивации хорошо известна в Вашингтоне, но почему США продолжают тренировать иностранные войска? Ответ прост: Белый Дом не желает сам ввязываться в войны, которые он не считает своими собственными. Таким образом американские власти могут создавать видимость политических побед и достижений.
К примеру, во Вьетнаме 1968 года после наступления «Тет» стало очевидно, что США не удалось создать на территории Южного Вьетнама дееспособное государство. При этом южновьетнамская армия насчитывала в своих рядах 500 тысяч человек, а численность американских сил на театре военных действий составляло 1,3 миллиона человек.
Тем не менее, Белый Дом начал выводить войска и передавать ответственность армии Южного Вьетнама. Эти действия вошли в историю под названием «политики вьетнамизации». Спустя пять лет администрации президента Ричарда Никсона досталось поставить свои подписи под Парижскими соглашениями, которые зафиксировали окончательный вывод американских войск.
Армия Южного Вьетнама оценивалась американцами как многочисленная и боеспособная, но так дела обстояли лишь на бумаге. Для президента Никсона и его помощников южновьетнамские вооруженные силы стали оправданием для вывода своих собственных войск. Напомним, к тому времени собственные потери США во Вьетнаме составили 60 тысяч убитых и 500 тысяч раненных. Сами Парижские соглашения 1973 года Никсон назвал «почетным миром».
Наступление армии коммунистического Северного Вьетнама началось 19 марта 1975 года. Южновьетнамская армия была разбита намного быстрее, чем ожидали планировщики в Вашингтоне, Ханое и самом Северном Вьетнаме. Это произошло из-за плохого качества офицерского корпуса и низкого боевого духа. Кроме того, многие солдаты и офицера армии Южного Вьетнама верили, что США непременно придут на помощь.
То же самое повторилось спустя несколько десятилетий уже в Ираке. Вопреки заверениям тогдашнего президента Джорджа Буша-младшего, вице-президента Ричарда Чейни и министра обороны Дональда Рамсфильда, вторжение в эту страну прошло не столь гладко. Кроме того, американцы совершили глупую ошибку, распустив бывшую армию Саддама Хусейна.
Солдаты иракской армии - Iraqi Army soldiers march during a parade marking the founding anniversary of the army’s artillery section in Baghdad, October 1, 2014. REUTERS/Mahmoud Raouf Mahmoud
Создание новой иракской армии началось спустя несколько месяцев после вторжения. Это было сделано для того, чтобы избежать оккупации длительностью в несколько десятилетий, которую Вашингтону пришлось бы осуществлять своими силами.
К сожалению, из-за резкого роста влияния Аль-Каиды в Ираке, которая позднее превратилась в Исламское государство, американской армии пришлось задержаться на пять лет дольше. Когда вывод войск наконец произошел, правительство в Багдаде на бумаге располагало хорошо обученной и вооруженной 500-тысячной армией.
Точно так же события развивались и в Афганистане. После того как правительство талибов отказалось выдать Вашингтону Осаму бин Ладена, силы НАТО во главе с США вторглись в страну и сменили власть. Как только эта цель оказалась достигнута, Белый Дом попытался создать независимое и стабильное правительство в стране, которую называют «кладбищем империй».
Американские инструкторы приступили к созданию афганских сил безопасности, которые должны были противостоять боевикам движения Талибан, укрывавшимся в Пакистане. В ходе своего первого президентского срока Барак Обама принял решение увеличить военное присутствие США в Афганистане и определил сроки вывода войск, а также ускорил подготовку афганской армии и полиции. В настоящее время численность сил безопасности составляет 300 тысяч человек.
И все же эта сила оказалась не в состоянии удержать территорию Афганистана. Несмотря на то, что афганцы имеют репутацию беспощадных бойцов, подготовленная американцами армия страдает от дезертирства, а офицеры больше преданы своему племени и религиозной секте, чем правительству в Кабуле, которое они оценивают как коррумпированное и неэффективное
Президент Барак Обама весьма скептически оценивает успехи американских военных в деле подготовки иностранных армий. Благодаря его настойчивости планы, предусматривающие постоянное размещение войск в Ираке и Афганистане, не стали реальностью. По словам президента, идея создания сирийских повстанческих сил является неосуществимой фантазией.
Источник http://blogs.reuters.com/great-debate/2015/10/05/why-the-u-s-military-cant-succeed-in-training-foreign-armies/