harmful_grumpy (harmfulgrumpy) wrote,
harmful_grumpy
harmfulgrumpy

Categories:

Образование по-сталински в СССР должно быть платным, особенно для русских

«- А совки не верят, что оно так было))))
- Антон, да не верю. Сам то молодой, но от родителей такого не слышал и вообще ни от кого не слышал. На дезу похоже, или на факты сильно притянутые за уши.
- Александр, в инете даже скан приказа 40 года есть…забавно, но нет, "совки" во что-то там не верят…»
http://svobodnye-novosti.ru/new/platnye_shkoly_v_sssr/


У нищих советских граждан просто не было денег платить за обучение детей или собственное образование.
Между прочим, платное образование противоречило статье 121 Конституции СССР 1936 года.

Что сделало в этой ситуации советское правительство?  ЦК КПСС провел консультации с правительствами союзных республик и решил отменить плату за обучение по национальному признаку для учащихся 8-10 классов средних школ, техникумов и высших учебных заведений. В 1943 году СНК СССР принял Постановление №213, которым освобождались от платы за обучение:


-в Казахской ССР - казахи, уйгуры, узбеки, татары (постановление СНК СССР от 5 января 1943 года №5);
-в Узбекской ССР - узбеки, каракалпаки, таджики, киргизы, казахи, местные евреи (постановление СНК СССР от 27 февраля 1943 года №212);
-в Туркменской ССР - туркмены, узбеки, казахи (постановление СНК СССР от 19 марта 1943 года №302);
-в Кабардинской АССР освобождены от платы за обучение кабардинцы и балкарцы, обучающиеся в педагогическом институте (постановление СНК СССР от 15 мая 1943 года №528).

Лишь в 1956 году, три года спустя после того как загнулся "эффективный менеджер", Лучший Друг Детей и Физкультурников, была отменена плата за обучение в школах. http://serednyak.livejournal.com/157764.html



Оригинал взят у brodaga_2 в  О равенстве в СССР. Платное образование в СССР для русских.

Постановление 638 от 2 октября 1940 года Об установлении платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка назначения стипендий.
Учитывая возросший уровень материального благосостояния трудящихся и значительные расходы Советского государства на строительство, оборудование и содержание непрерывно возрастающей сети средних и высших учебных заведений, Совет Народных Комиссаров СССР признает необходимым возложить часть расходов по обучению в средних школах и высших учебных заведениях СССР на самих трудящихся и в связи с этим постановляет:
1. Ввести с 1 сентября 1940 года в 8, 9 и 10 классах средних школ и в высших учебных заведениях плату за обучение.

2. Установить для учащихся 8-10 классов средних школ следующие размеры платы за обучение:
а) в школах Москвы и Ленинграда, а также столичных городов союзных республик - 200 рублей в год;
б) во всех остальных городах, а также в селах - 150 рублей в год.
Примечание. Указанную плату за обучение в 8-10 классах средних школ распространить на учащихся техникумов, педагогических училищ, сельскохозяйственных и медицинских школ и других специальных средних учебных заведений.
3. Установить следующие размеры платы за обучение в высших учебных заведениях СССР:
а) в высших учебных заведениях, находящихся в городах Москве, Ленинграде и столицах союзных республик, - 400 рублей в год;
б) в высших учебных заведениях, находящихся в других городах,- 300 рублей в год;
в) в высших учебных заведениях художественных, театральных и музыкальных - 500 рублей в год.
4. Плата за обучение вносится в соответствующие учебные заведения равными долями два раза в год: к 1 сентября и к 1 февраля.
Примечание. За первое полугодие 1940/41 учебного года плата за обучение вносится ;не позже 1 ноября с. г.
5. Плата за заочное обучение в средних и высших учебных заведениях взимается в половинном размере.
6. Установить, что с 1 ноября 1940 г. стипендии назначаются лишь тем студентам и учащимся в техникумах, которые проявляют отличные успехи.
Председатель Совета Народных
Комиссаров Союза ССР В. Молотов.
Управляющий Делами Совета
Народных Комиссаров СССР М. Хломов.
Москва, Кремль. 2 октября 1940 г. № 1860.
Источник: Собрание постановлений и распоряжений правительства Союза Советских Социалистических республик №27, стр. 910

Постановление 676 Об утверждении приказа ВКВШ «О мероприятиях по выполнению Постановления Совнаркома СССР об установлении платности обучения в высших учебных заведениях и об изменении порядка назначения стипендий студентам».
Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляет:
1. Утвердить приказ Всесоюзного Комитета по Делам Высшей Школы при Совнаркоме СССР «О мероприятиях по выполнению Постановления Совнаркома СССР об установлении платности обучения в высших учебных заведениях и об изменении порядка назначения стипендий студентам».
2. Распространить намеченные в приказе мероприятия по высшим учебным заведениям (кроме п. 5) на техникумы, педагогические училища, сельскохозяйственные и медицинские школы и другие средние специальные учебные заведения.
Председатель Совета Народных
Комиссаров Союза ССР В. Молотов.
Управляющий Делами Совета
Народных Комиссаров СССР М. Хломов.
Москва, Кремль, 12 октября 1940 г № 1993.
Утверждено Совнаркомом Союза ССР 12 октября 1940 г.

ПРИКАЗ ВСЕСОЮЗНОГО КОМИТЕТА ПО ДЕЛАМ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ПРИ СОВНАРКОМЕ СОЮЗА ССР
О мероприятиях по выполнению Постановления Совнаркома СССР об установлении платности обучения в высших учебных заведениях и об изменении порядка назначения стипендий студентам.
В соответствии с Постановлением Совнаркома СССР «Об установлении платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка назначения стипендий» приказываю:
1. Директорам вузов установить строгий контроль за исполнением п.п. 3 и 4 Постановления Совнаркома Союза ССР от 2 октября с. г. о взносе платы за обучение студентами всех высших учебных заведений.
Студентов, не внесших в установленные сроки плату за обучение, отчислить из высших учебных заведений.
2. На стипендию зачисляются студенты, получившие на экзаменах не менее двух третей оценок «отлично», а остальные не ниже «хорошо».
Директорам высших учебных заведений с 1 ноября 1940 г. зачислить на стипендии:
а) студентов первого курса, принятых в институт без испытания как отличников средней школы, а также получивших на приемных экзаменах не менее двух третей оценок «отлично», а остальные - не ниже «хорошо»;
б) студентов, начиная со второго курса, получивших на весенней экзаменационной сессии не менее двух третей оценок «отлично», а остальные - не ниже «хорошо».
3. Студентам-стипендиатам, защищающим дипломный проект или сдающим государственные экзамены до 1 января 1941 г., сохранить существующие стипендии.
4. Зачисленных на государственную стипендию студентов из числа нуждающихся освободить от платы за обучение.
5. Допустить в высших учебных заведениях свободное посещение студентами учебных занятий по некоторым дисциплинам (не более одной трети от дисциплин, предусмотренных учебным планом) с обязательным выполнением практических работ и сдачей всех экзаменов в установленные учебным планом сроки.
6. Предоставить студентам право перевода на вечерние и заочные отделения или в другой однотипный вуз с разрешения директора этого высшего учебного заведения.
7. Разрешить наркоматам студентов, окончивших вуз, но не сдавших государственных экзаменов или не защитивших дипломного проекта и изъявивших желание перейти на практическую работу, направлять на производство с предоставлением им права защиты дипломного проекта или сдачи государственных экзаменов в течение двух лет.
Председатель Всесоюзного Комитета по Делам Высшей Школы при Совнаркоме СССР
С. Кафтанов.
Источник: Собрание постановлений и распоряжений правительства Союза Советских Социалистических республик № 28, стр. 946-948
Постановление 698 О размерах платы за обучение в вечерних высших и средних учебных заведениях и 8-10 классах средних школ взрослых.
Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляет:
Установить, что плата за обучение в вечерних учебных заведениях (вечерних институтах, вечерних отделениях институтов, вечерних техникумах и других вечерних специальных средних учебных заведениях), а также в 8-10 классах средних школ взрослых взимается в половинном размере от платы за обучение, установленной для соответствующих учебных заведений Постановлением Совнаркома СССР от 2 октября 1940 г. № 1860 «Об установлении платности обучения в старших классахсредних школ и в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка назначения стипендий» (С. П. СССР 1940 г. № 27, ст. 637).
Председатель Совета Народных
Комиссаров Союза ССР В. Молотов.
Управляющий Делами Совета
Народных Комиссаров СССР М. Хломов.
Москва, Кремль 1 ноября 1940 г. № 2206.
Источник: Собрание постановлений и распоряжений правительства Союза Советских Социалистических республик № 29, стр. 969

«Постановление Совнаркома СССР от 15 октября 1942 г. N 1695 “Об освобождении в Киргизской ССР учащихся-киргизов от платы за обучение в 8-10 классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях и обеспечении стипендиями учащихся”.
Постановление Совнаркома СССР от 15 октября 1942 г. N 1696 “Об освобождении в Таджикской ССР учащихся-таджиков и узбеков от платы за обучение в 8-10 классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях и обеспечении стипендиями учащихся”.
Постановление Совнаркома СССР от 5 января 1943 г. N 5 “Об освобождении в Казахской ССР учащихся казахов, уйгур, узбеков и татар от платы за обучение в 8-10 классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях и обеспечении стипендиями учащихся”.
Постановление Совнаркома СССР от 27 февраля 1943 г. N 212“Об освобождении в Узбекской ССР учащихся узбеков, каракалпаков, таджиков, киргизов, казахов и местных евреев от платы за обучение в 8-10 классах средних школ, в техникумах и высших учебных заведениях и обеспечении стипендиями учащихся”.
Постановление Совнаркома СССР от 27 февраля 1943 г. N 213 “Об освобождении в Азербайджанской ССР учащихся азербайджанцев и армян от платы за обучение в 8-10 классах средних школ, в техникумах и высших учебных заведениях и обеспечении стипендиями учащихся”.
Постановление Совнаркома СССР от 19 марта 1943 г. N 302 “Об освобождении в Туркменской ССР учащихся туркмен, узбеков и казахов от платы за обучение в 8-10 классах средних школ, техникумах и высших учебных заведениях и обеспечении стипендиями учащихся”.
_________________________________________________________________







Оригинал взят у glavbuhdudin в Платные школы в СССР
Оригинал взят у melfm   в Платные школы в СССР
Как и сколько платили за среднее образование в Советском союзе

Когда заходит разговор об увеличении объема платных образовательных услуг в России, старшее поколение часто вспоминает Советский союз, где «все было бесплатно». Переубедить их порой невозможно, а зачастую лишь один намек на то, что в СССР приходилось платить за обучение, вызывает бурю негодований. «Мел» рассказывает, действительно ли приходилось тратиться на образование родителям школьников во времена Ленина, Сталина и Хрущева.

Читайте оригинальный текст на сайте mel.fm

Неформальная плата

Школа должна быть светской, единой и бесплатной: так в октябре 1918 года в своем декрете большевики сформулировали базовые характеристики системы начального и среднего образования новой республики. Система действительно стала светской — уроки закона Божьего не без препятствий были отменены. Стала и единой — гимназии и разделенные училища упразднили, из начальной школы ученики стали переходить в среднюю. А вот для полной отмены платы за обучение потребовалось почти 40 лет.

В первые годы советской власти школьное образование столкнулось с большими трудностями: это и обнищание материальной базы, и разброд в учебных программах, и ухудшение социального положения учителей.

Система не была централизована: множество решений принимались местными властями, попечительскими и родительскими советами. Это касалось и платы за обучение.

Финансировались школы не только Наркоматом просвещения и региональными бюджетами и организациями, но и напрямую родителями школьников. Народный комиссариат просвещения (Наркомпрос) в 1921 году разъяснял: «Введение платности означает, что Государство временно не может целиком и полностью взять на себя расходы по народному образованию и вынуждено частично возложить эти расходы на население, предоставив широкие льготы трудящимся и переложив большую тяжесть на плечи имущих и хорошо обеспеченных родителей». Получалось, что платы были необязательны — в виде самообложения, но без них школы просто не смогли бы работать. *

(* - примеч.: "Постановление № 638 не было первым в СССР, которое ввело платное обучение. Декрет СНК РСФСР от 22 марта 1923 г. «О порядке взимания платы за обучение в учреждениях народного комиссариата просвещения» - именно этот нормативно-правовой акт впервые утвердил возмездноть образовательных услуг. Затем принят аналогичный документ - Декрет от 24 января 1927 года «О взимании платы в учебных и воспитательных учреждениях». Принципиальная разница между первым и вторым декретами заключалась в изменении стоимости и механизма оплаты за обучение. http://istmat.info/node/21520 )

Кроме денежного образовательного «налога» собирался и натуральный «налог» в виде продуктов.

Зависело это от региона и тех, кто занимался курированием школы. Сколько нужно отдать на нужды образования, решали на местах, поэтому особой ретивости избежать не удавалось. Партийным и правительственным органам приходилось уточнять, что плата добровольная, из-за ее отсутствия выгонять из школ учеников нельзя, так как это обесценивает «завоевания Октября». В 1924 году был выпущен декрет, освобождавший от платы за среднее образование рабочих и служащих, чья зарплата меньше 50 рублей: за неимущих приходилось платить обеспеченным. В некоторых школах существовали комитеты содействия, которые определяли, на что потратить собранные средства. При благоприятной ситуации они могли даже предоставить бедным ученикам бесплатные учебники и питание. В то же время, в учебных заведениях при фабриках и заводах взимать плату запрещалось.

Меры по сборам назывались «временными» — пока государство и учреждения просвещения не окрепнут — но продлились долго. В 1930-х в среднем и начальном образовании была проведена реформа, призванная унифицировать систему образования. Ввели четкие перечни предметов и программ, подняли зарплату преподавателям, но необязательную финансовую помощь школе напрямую от родителей не отменили.

Все ради заводов

В 1940 году уже официально было введено платное образование в масштабе всего Советского союза. По постановлению Совнаркома от 2 октября, бесплатное обучение отменялось в последних трех классах школы и в специальных учреждениях среднего образования. Полное среднее образование засчитывалось по окончании 10 классов, а среднее — по окончании семи. Платить должны были все, исключений в постановлении не было. Впрочем, вскоре они были определены: от платы освобождались дети пенсионеров-инвалидов с единственным источником дохода и детдомовцы. Чуть позже появилась возможность избежать платы и детям учителей. Другие льготы касались высшего образования, которое тоже становилось не бесплатным: отмена постановления для военных факультетов, авиационных учебных заведений, а также национальных студий в художественных вузах (хотя в них плата должна была быть самой большой).

Цена обучения в выпускных классах школы на первый взгляд была не столь высока: в столицах союзных республик, Москве и Ленинграде — 200 рублей за год, в других городах и селах — 150. По статистике, в 1940 году средняя зарплата у рабочих и по всему народному хозяйству равнялась 340 рублей. В сельском хозяйстве она была значительно ниже — 229 рублей, но зависела от трудодней и натуральных выплат, что практически ограничивало в возможности платить за обучение.

«Мои родители работали в колхозе на трудодни и сразу в сентябре заплатить не могли, иначе надо было что-то продать из хозяйства, — вспоминала белоруска Нина Тикач. — И классный руководитель на каждом уроке поднимал меня и спрашивал, когда принесу деньги. Но все же из школы не исключили».

В других сферах плата тоже серьезно ударяла по кошелькам. В преамбуле указа было сказано о «возросшем уровне материального благосостояния трудящихся». Но, например, по официальным данным, потребление продуктов качественно уступало показателям второй половины 1920-х. При сохранении общего уровня покупательной способности выросломатериальное неравенство населения. Необходимо учитывать и то, что среднее количество детей у одной женщины в довоенные годыварьировалось от 3,5 до 6,8. Конечно, не все они доживали до старшей школы и желали в ней учиться, но факт в том, что в одной семье могло быть больше одного ребенка-старшеклассника. Если в вузах плату могла покрыть стипендия, которую стали начислять только тем, кто хорошо учился, то в школах расходы полностью ложились на родительские плечи.

Как сказалось нововведение на динамику численности учащихся в старшей школе, сказать сложно, поскольку в следующем году началась Великая Отечественная война. Она естественным образом увеличила число льготников — детей военнослужащих, инвалидов и погибших.

Постановление о введении платы за обучение не могло не потревожить население страны. Во-первых, оно появилось в октябре, вводя плату задним числом за уже начавшийся учебный год. На то, чтобы внести сумму за первое полугодие отводилось меньше месяца — до 1 ноября. Далеко не каждый мог срочно выделить средства, а о кредите или отложенных платежах в постановлении не говорилось ни слова.

Александр Гладков, житель Москвы, драматург:

«Указы о введении платы за обучение очень волнуют молодежь. Говорят, что процент покидающих вузы и школы велик. В среде молодежи только и разговоры об этом и о стипендиях».

Во-вторых, оно было опубликовано в один день с указом «о государственных трудовых резервах СССР», по которому альтернативой платного обучения для молодежи могло стать рабочее образование. Колхозы и городские советы обязывались мобилизовать в ремесленные, железнодорожные и фабричные училища определенное количество молодых людей в возрасте 14-17 лет. Выпускники таких учебных заведений должны были проработать как минимум четыре года подряд на государственных предприятиях. Не скрывалось, что это делается для «притока новой рабочей силы на шахты, рудники, транспорт, фабрики и заводы». Учеба в училищах в 1940 году начиналась 1 декабря: таким образом, незаплатившие школьники запросто могли начать трудовую карьеру в том же году. Кроме того, годом ранее был понижен призывной возраст, поэтому многие бедные студенты вполне могли теперь отправиться в армию.

Учащиеся вузов в буквальном смысле начали бунтовать, а преподаватели опасаться сокращения зарплаты.

Вот какое письмо о ситуации в Минске было перехвачено сотрудниками НКВД в октябре 1940 года: «Целые бунты. Лекции не слушают, идут наперекор ассистентам, шумят, кричат. На общей лекции пишут такие записки, прямо ужасно. Например: „Как Вас теперь назвать — товарищ профессор, или господин профессор, ведь мы идем к старому?“». Официальные же митинги были посвящены горячему одобрению не ввода платы за обучение, а объявлению о мобилизации в рабочие училища. Как писала советская пресса, они проходили на предприятиях с радостными приветствиями и лозунгами о готовности принять новые кадры на работу.

Возможно, чтобы избежать настоящих бунтов, вскоре правила были изменены для жителей некоторых южных республик. В 1942–1943 годах вышли постановления, которые не афишировались на союзном уровне: отменить плату для представителей коренных народов в Киргизской, Таджикской, Казахской, Узбекской, Азербайджанской и Туркменской республиках. Им были предоставлены значительные квоты для получения высшего образования. Хотя это и противоречило Конституции, по которой запрещалась дискриминация по этническому признаку.

Полностью бесплатно

Платное школьное образование пережило самого Сталина. Отменили его в 1956 году вместе с введением государственных пенсий по старости. Причем двумя годами ранее вопрос поднимала прокуратура, усмотревшая нарушение закона в неравном праве на компенсацию затрат на обучение в разных республиках. В последующие годы появлялись попытки сэкономить бюджетные деньги за счет учащихся. Например, сокращение обслуживающего персонала вроде уборщиц — порядок в зданиях школ наводили сами ученики. Или же школьников отправляли на кратковременную работу в колхозы и на заводы. Но школа отныне считалась бесплатной, то есть существующей на деньги государства.

Но ради больших знаний все же приходилось задействовать личные связи, пробиваться собственным умом на олимпиадах или платить. Например, музыкальные и художественные школы для детей в основном оставались платными.

В разных концах страны условия для школ в использовании инфраструктуры и материальном обеспечении были различными. Неформальные сборы с родителей могли решить мелкие хозяйственные проблемы и дополнительно поощрить работу учителей. Нельзя забывать и о тратах на форму, питание и канцтовары. Непременный школьный атрибут — учебники — тоже необходимо было покупать. Государственное решение вопроса о них датируется 1978 годом, когда вступило в силу постановлениеправительства о переходе на бесплатное пользование учебниками. Получали литературу в школьных библиотеках и через них же передавали по «наследству» — срок годности был определен в четыре года. В случае потери или серьезной порчи книг школьников ждали санкции — им угрожали неаттестацией.

К распаду Советского союза система среднего образования сохранилась в своем бесплатном виде.
______________________________________________________________________
А как трогательно объясняли сталинскую заботу о нищем русском населении в советским газетах

За новый подъем народного просвещения.

Под руководством партии Ленина—Сталина советский народ, в результате выполнения двух сталинских пятилеток, одержал величайшие исторические победы в области культурного строительства. Об этом убедительно гово­рит расцвет дела народного образования в Белгороде...http://belstory.ru/goroda/belgorod/po-stranitsam-belgorodskoy-pravd-dovoenne-shkol-belgoroda-1.html?ocom=6185



Оригинал этого поста находится по адресу https://harmfulgrumpy.dreamwidth.org/1063764.html
Tags: образование, советская мифология, сталин
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments