harmful_grumpy (harmfulgrumpy) wrote,
harmful_grumpy
harmfulgrumpy

Categories:

История Китая. Гоминьдан - проблемы личного состава, части 1, 2

Чай Кайши, возглавивший Гоминьдан в 1925 г. после смерти Сунь Ятсена; президент Китайской Республики, маршал и генералиссимус

Оригинал взят у kosarex в Гоминьдан - проблемы личного состава
Сун Ятсен создал себе имя агитационной работой. Но в момент Синьхайской революции в 1911 году его проблема была не только в том, что он за границей. Куда важнее численность партии и её способности - наличие оружия, своих людей в руководящих органах, взаимодействие членов партии. Всего этого было явно мало. Поэтому его пригласили как декоративную личность - за него голосовали. В качестве декоративной личности он попытался что-то сделать, а потом снова уехал в эмиграцию искать спонсоров под свой проект и не мараться подписями под неугодными ему решениями.

Мы забываем, что большевикам дали весьма много для переворота. Сотни тысяч евреев с радостью и энтузиазмом заняли разные государственные должности. Финны обеспечили бойцов для захвата пресловутых почты, телеграфа, вокзалов и т.д. из своих активистов и немецких пленных в лагере в Финляндии. Кокаин обеспечил популярность большевиков на флоте, а это тысячи и тысячи бандитов, готовых подавить любой протест. Подарили большевикам латышских стрелков. Петроградский гарнизон тоже был под большевиками.
Это 60 000 человек как минимум. И потом 50 тыс. большевиков были поддержаны меньшевиками, анархистами и левыми эсерами. Часть левых эсеров потом вступила в ряды большевиков. Наконец, не стоит забывать китайцев, которые работали в России. Петербург просто не мог сопротивляться, да и сейчас представьте - в Питере у некой партии свыше ста тысяч хорошо вооруженных бойцов и резерв кадров для разных управленческих должностей. У противников пять или шесть курсантских училищ без пушек и пулеметов. А разных полицейских участковых можно не учитывать. ОМОНа нет, да и не будет воевать ОМОН с солдатами.

Если мы посмотрим на силы Сунь Ятсена в Китае в 1911 году или в Гуанчжоу в 1922 году, то увидим, что ничего у него такого не было. Не было нацменьшинств, которые готовы воевать за власть, поскольку власти хочется. Не было готовых десятков тысяч под ружьем. Были симпатизанты, которым впервые дали оружие в 1922 году и большевиков военспецов. Большинство рабочих не стремилось в армию. Набрали тысяч десять рабочих и люмпенов, добавили энтузиастов и пошли воевать с окрестной вольницей из сильных семей и кланов. Почти два года воевали. Когда ушли в поход в Центральный Китай и далее на Шанхай, в Гуанчжоу осталось так мало сил, что власть перехватили противники Сунь Ятсена, который к тому моменту умер. Оказалось, что идеологический подъем, вера в некое учение - всё для маргиналов. И тут надо учитывать, что в Гуанчжоу реально приходили пароходы с оружием, военспецы, идиотские инструкции от Коминтерна, тома с Марксом. СССР в реальности осуществлял экспорт революции.

Вот тут возникла проблема между идейностью и практикой. Любые маргиналы, как и обычные граждане, хотят понимания - что им дадут. Например, право поучаствовать в пирамиде в стиле Мавроди. Вы агитируете десять граждан и становитесь сержантом, они тоже агитируют по десять граждан, у вас сто граждан, вы становитесь ротным. Вас выбирают на съезд, вас замечает начальство, оно делает вас главным над десятком вам подобных, вас провозглашают полковником. Понятно, как такие пирамиды рушатся - в какой-то момент оказывается, что проще переподчинить себе уже заагитированных, чем искать новых. После вообще нет смысла особо агитировать, переподчинят другим, а вас ещё исключат из организации за уклоны. Могут расстрелять как врага революции. Более приятно, когда вам дают нечто материальное, например, оружие и паек. Важна должность, например, в одном месте надо вкалывать, в другом юных социалисток трахать и водку пить. Где-то карьера, а где-то тупик. Ещё мешает обывательская уверенность, что одна командная должность на сто не делится.

Отсюда ясно, что для любой революции нужны деньги и умеющие распределять деньги. При этом в девяти случаях из десяти, когда есть деньги, винтовки, листовки и прочее, всё стопорится из-за желающих не распределять, а прикарманивать деньги. Отсюда такая потребность в идеалистах на разных уровнях революционной власти. Когда Чан Кайши занял Шанхай, то оказалось, что без денег никуда. Да и Шанхай он занял, поскольку договорился, то есть вступил в неприемлимые для идеалистов отношения с противником. А коммунисты тоже были в неприемлимых отношениях, но уже с Коминтерном. Урок простой, как бы ни хвалили деловой цинизм, он всегда имеет свои издержки. Нужны идеалисты необходимых пропорций - умные идеалисты и дураки, ученые и неученые, частичные идеалисты с элементами цинизма, склонные к личной преданности, склонные больше к вере в идею, жаждущие подчинения и способные к самостоятельности и так далее. А у нас ныне в почете теория потребительства - вот придут свои или чужие спецслужбы, они люди ученые, они всех правильно расставят, всем правильно заплатят, позовут вперед, стены рухнут и свобода зачем-то встретит вас у входа.... Отсюда и нынешний взгляд на историю, как на систему заговоров, где важны только заговорщики.

Оригинал взят у kosarex в Гоминьдан - проблемы личного состава2
Написал пост https://kosarex.livejournal.com/3026148.html затем подумал о весьма обычном. Чем писать красивые посты и статьи лучше дать ссылки. Вот соответствующая глава из книги Воронцова про взятие Шанхая. https://biography.wikireading.ru/221609 При всех искажениях фактуры видно главное - коммунисты начали свергать Чан Кайши даже раньше, чем он этим официально занялся. В ответ Чан Кайши притормозил со штурмом Шанхая, сделав бессмысленной ставку коммунистов на восстание рабочих. Как это знакомо по восстанию в Варшаве в 1944 году! Одни пытаются опередить других, чтобы поставить союзничков перед фактом собственной власти и собственной роли. Уханьское правительство, где колоссальное влияние имели коммунисты, смещает Чан Кайши. Интрига проваливается, Чан Кайши не подчиняется приказу. Коммунисты, которые устраивали восстания против милитариста Сунь Чуаньфаня, сами бросились к нему в объятия и стали науськивать на Чан Кайши. Кровь, интриганство и разная грязь с обоих сторон.

Идейному человеку в такой грязи очень сложно найти своё место. Сцепились несколько банд. Вдобавок вмешались державы и обстреляли Нанкин с броненосцев. Тут вдруг китайцы понимают, что захват собственности иностранцев чреват проблемами. Продолжение известно - Чан Кайши выходит победителем и громит коммунистов. В Москве устраивают бессмысленные разборки по поводу причин проигрыша.

Отвлечемся от разборок. Шанхай и его окрестности это половина и больше всего промышленного производства в Китае. Зона английского влияние, самый крупный порт. Кто контролирует Шанхай, тот имеет очень большие ресурсы, но обязан зависить от западных держав. Местные посления европейцев (сеттлменты) имеют территориальную независимость. Они защищены войсками. Западные канонерки контролируют нижнее и среднее течение Янцзы, включая районы Уханя. Экспорт революции в тех условиях оказался для СССР неподъемной ношей.  В итоге Чан Кайши стал фигурой, которая решала главный вопрос - власть в Китае стала принадлежать группировке, которая отражала интересы как иностранцев, так и самого развитого района Китая. Хотя формально столица была создана в Нанкине, но это часть общего экономического района. Столица Китая оказалась там, где его деньги и владельцы денег.
Tags: история, китай, коммунисты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment