harmful_grumpy (harmfulgrumpy) wrote,
harmful_grumpy
harmfulgrumpy

Category:

Немного о росте урожаев после коллективизации


Сталин. Догоним и перегоним. "попытка интенсифицировать трудовую активность рабочих, посулив им внеочередное отоваривание карточек, провалилась. Ударников стало так много, что из внеочередных сформировалась своя очередь, едва ли не более длинная, чем очередь исходная. Что ж, это означало только одно – советские менеджеры будут искать дальше…"

Оригинал взят у glavbuhdudin в Немного о росте урожаев после коллективизации
Именно ,что весьма многие ныне доказывают ,что якобы при Сталине урожаи были выше чем при Хрущеве и чем при НЭПе ! И ссылаются именно на сведения того времени и без всякого учета того, что-же тогда собственно публиковалось .
И надо обязательно сказать ,что все 30-е годы никакого роста сельскохозяйственного производства вообще не было. В 1937 году у нас было 57 миллионов коров , а к 1940 у нас, на нашей территории( до аннексий ) осталось всего 47.5 миллионов коров ! Т.е. все данные об якобы увеличившимся в 30-е годы производстве зерновых и об поголовье скота в сравнении с временем НЭПа есть чистая фальсификация отчетности.

В 1932 году полностью изменили всю систему учета урожаев и вместо реального амбарного урожая ( сухое и очищенное зерно в хранилищах ) стали считать то , что выросло на полях - т.н. оценочный "биологический урожай ". До 1933года учитывалось реальное зерно в амбарах и хранилищах . С 1933 по 1937 год писалось очковтирательская оценка биологического урожая на корню - 10% на потери .

Именно ,что 10% на потери, хотя и по официальным данным потери были 20-25% и более . С 1937 стали указывать в официальных отчетах как реальный урожай на корню и уже без вычета этих 10% на потери! С 1939 такой же очковтирательский учет был введён и по по овощам ! С 1942 колхозам и совхозам было запрещено учитывать амбарный урожай.

В сборнике "Народное хозяйство СССР за 70 лет." сами-же советские статистики пересчитали сталинские цифры фиктивные урожая "на корню" на фактический амбарный сбор. И тогда получилось например ,что на 1935-1936 годы реальный урожай был оценочно 75 миллионов тонн , официальные цифры были 90 миллионов тонн.

На 1928-1929 годы по официальным советским данным ( без поправок ) собрали 73,3 миллиона тонн , с учетом-же прибеднения крестьян в размере те-же дореволюционные 19% получается ,что реально было ну никак не менее 87-90 миллионов тонн всех зерновых! В 1939-1940 годах получилось реально около 73,2 миллиона тонн зерновых , по отчетам-же якобы было 100,9 миллиона тонн зерновых .

В реальности под всеми зерновыми в Российской империи на 1913 год имелось 95 миллионов гектар , в СССР на 1938 год 103 миллиона гектар. Почти одно и то-же. Чистый амбарный валовый сбор на 1913 год был 67,9 миллиона тонн по данным Статистического управления МВД , а с поправками на прибедение крестьян в 19 % получается более чем 80 миллионов тонн всех зерновых .

Чистый амбарный валовый сбор всех зерновых на 1928 год был официально 60 миллионов тонн , с учетом-же прибеднения в те-же 19% выходит в не менее чем 71-72 миллионов тонн. Чистый амбарный валовый сбор всех зерновых на 1938 год вышел максимум в 62,7 миллиона тонн !

И однако на 1938 год в колхозах и совхозах ( точнее в МТС ) имелось 483 тысячи тракторов и 153 тысячи комбайнов. И при этом 93.3% всех посевов обрабатывалось тракторами и 40% хлебов собиралось комбайнами ! Сельское-же население в 1913 году в РИ и в 1938 году в СССР было одинаковым - 114,6 миллионов человек .

тут
____________________________________________________

Оценить эффективность с/х не так просто, как может показаться. Для начала, зерновое производство ОЧЕНЬ инерционно, и в среднем, в масштабе десятилетий, - ОЧЕНЬ стабильно. Можно видеть например тут: http://big-archive.ru/biology/the_basics_of_forestry_forest_melioration/pic/48.jpg Колебания "от погоды" легко достигают +- 20%, но в целом за 100 лет (!) изменения практически не видны на годовом графике.




  Но в любом случае главное - сбор зерновых (с учетом метода подсчета, это важно). Можно взять данные из ссылку: http://www.contrtv.ru/common/2505/. Я выдирал из колонки наиболее показательные:


 


  1900 ---------- 56


  1908 - 1912 гг. -- в среднем 72


  1912 ---------- 81,2 млн т.


  1913 ---------- 90,2 млн т


  1925 ----------- 72,5


  1926 ----------- 76,8


  1927 ----------- 73,4


  1928 ----------- 72,3


  1929 ----------- 71,7


  1930 ----------- 83,5


  1931 ----------- 69,5


  1932 ----------- 50,1


  1933 ----------- 68,4


  1934 ----------- 67,6


  1935 ----------- 75,0


  1936 ----------- 56,1


  1937 ----------- 97,4


  1938 ----------- 95,0


  1939 ----------- 82,5


  1940 ----------- 95,5


 


  Процитирую первоисточник (по ссылке выше):


  Итак, после революции 1905-1907 годов среднегодовое производство зерна возросло в среднем на 20-22%. Это был эффект реформы Столыпина... Если же из подсчетов исключить неурожайный 1911 год, то в среднем за 1912-1915 годы собирали 81,3 млн т.


  Провал (гражданской войны) заканчивается 1924 годом, после чего начинается восстановление, которое достигает плато и рост останавливается - производство зерна достигло уровня, чуть меньшего, чем в предвоенные 1908-1913 годы. Далее идет коллективизация, в процесс которой производство зерна падает и достигает самого низкого уровня (50,1 млн.т) в 1932 году. Далее идет рост и производство зерна, собранного в закрома, достигает в 1940 году 95 млн. тонн.


 


   И последнее: Урожайность зерновых


  1913 г. ------- 8,2 центнера с гектара


  1925-1926 гг. - 8,5 центнера с гектара


  1926-1932 гг. - 7,5 центнера с гектара


  1933-1937 гг. - 7,1 центнера с гектара


  1949-1953 гг. - 7,7 центнера с гектара


 


  Таким образом можно сказать: коллективизация не привела к росту эффективности сельского хозяйства, скорее можно говорить о совершенно реальном падении.


 


  Но почему коллективизация считается необходимой?


  Известно, что 24 августа 1930 года И. В. Сталин писал об В. М. Молотову: 'Надо бы поднять (теперь же) норму ежегодного вывоза до 3-4 миллионов пудов минимум. Иначе рискуем остаться без наших новых металлургических и машиностроительных (Автозавод, Челябзавод и пр.) заводов.


  Получилось:


  B.R.Mitchell, European Historical Statistics, 1750-1975. NY, 1976, pp.343,420


  Экспорт зерна из СССР, тыс.тонн:


  1924 - 2576


  1925 - 569


  1926 - 2016


  1927 - 2099


  1928 - 289


  1929 - 178


  1930 - 4764


  1931 - 5056


  1932 - 1727


  1933 - 1684


  1934 - 769


  1935 - 1517


  1936 - 321


  1937 - 1277


  1938 - 2054


 


  Цифры легко сравнить с экспортом Российской Империи.


  Годы млн. пуд. Млн.тонн.


  1900 - 418,8 - 6,7


  1903 - 650,4 - 10,4


  1906 - 588,9 - 9,4


  1909 - 760,7 - 12,6


  1912 - 548,5 - 8,8


  1913 - 647,8 - 10,3


  Покровский С.А. Внешняя торговля и внешняя торговая политика России. М., 1947. С.349;


 


  То есть РИ экспортировала впятеро (!!!), больше советского! Более того, кроме зерна Российская Империя экспортировала в немалых объемах масло, яйца, бумажные ткани, кожу, лен, пеньку ( http://protown.ru/information/hide/6619.html ). В деньгах это составляло все вместе примерно половину "хлебного" экспорта, то есть совсем не малую величину.


  НЭП обеспечить "царские" объемы экспорта не мог и близко. Причины известны, и их две. Во-первых, деревня при НЭПе... Просто начала больше есть (например потребление выращенного на зерне мяса возросло почти вдвое, с 16 до 30 кг. в год). Во-вторых, мелкое крестьянское хозяйство давало меньше товарного, годного к экспорту зерна. В общем, ничего хорошего для индустриализации.


  Однако с колхозами-то вышло еще хуже! Только в 30-31 год можно видеть кратковременный успех, поднять вывоз получилось. Достижение? Но очевидно, что рекордное количество обеспечено ограблением крестьянства при коллективизации. Судя по всему, у них был фактически отобран урожай 1928-1929-го года (зерно может храниться до 10 лет). Далее их продукции просто-напросто не хватало насытить даже внутренний рынок (введеная в 1929 году карточная система не ограничивалась хлебом, на промтовары карточки действовали до 1936 года, да и после - дефициты оставались нормой).


    * * * * *
Для начала, не следует думать, что крестьянство оказалось единственным пострадавшим классом. О реальном положении рабочих красноречиво говорят следующие цифры (Михаил Мухин, "Крепость Социализма"): Индекс цен (суть та же инфляция) в Москве с 1928 годом к 1937 вырос в 5,2 раза, в то время как зарплата всего в 3,3 раза (и это без учета принудительной подписки на "индустриализационные" заимы). То есть индустриальный рабочий за десятилетие индустриализации стал беднее почти на 40%. И это от далеко не "жирного" 1928 года, да еще в столице, о снабжении которой заботились в первую очередь!




  При желании не сложно сравнить уровень жизни советских и северо-американских рабочих. Их доход ( http://usa.usembassy.de/etexts/his/e_prices1.htm)


  Average of all Industries $ 1407/year


  State and Local Government Workers $ 1164/year


  Public School Teacher $ 970/year


  Building Trades $ 1.08/hour


  Working week: 43.8 h.


  Medical/Health Services Worker$ 752/year


  По ценам на продукты и вещи - http://www.thepeoplehistory.com/20sfood.html http://www.thepeoplehistory.com/20s-homes.html http://www.thepeoplehistory.com/20selectrical.html


 


  В эти же годы на "Электрозаводе" в среднем получали 60-80 рублей в месяц - "Крепость социализма" Мухина-Журавлева, стр. 95.


  Если кратко, американец получал примерно столько же или немного побольше в баксах, сколько советский рабочий - в рублях.


   Цены в СССР в условиях карточной системы штука очень сложная. Из отрывочных источников типа http://www.vep.ru/bbl/history/cbr-74.html удалось собрать:


  Яловые сапоги стоили в 1931 г. по сельскому фонду 40 руб


  Осенью 1930 г. на рынках Средней Волги пуд хлеба стоил 18-20 руб., летом 1932 г. в Удмуртии его цена возросла до 70-80 руб. В 1933 г. в Москве 1 кг муки стоил 17 руб.


  В Брянске в середине 1930 г. цена 1 пуда ржаной муки в бумажных денежных знаках составляла 13 руб., а серебром ? 8 рублей.


  В январе 1931 г. в провинции рубль содержал в себе лишь 8 довоенных копеек. Серебряную разменную монету было выгоднее плавить на серебро (содержание около 15% от номинала). Торговля приобрела характер натурального обмена, бумажные деньги практически не брали.


  Красноречивее всего цены описаны в хужожественной литературе. Например 1931-1932 год, Это воспоминания немца, который получал шальные 600 рублей в месяц (то есть чуть не в 10 раз больше, чем советские рабочие). http://www.e-reading.club/bookreader.php/1011402/Volters_-_Specialist_v_Sibiri._Nemeckiy_arhitektor_v_stalinskom_SSSR.html


  "... приземлились в 'закрытом' ресторане какого-то вокзала... Мой гид перевел мне несколько названий блюд из обширного меню. Цены были неплохими. Мы сошлись на капустном супе и вареной рыбе. Все вместе 12 рублей. Еда была очень средней. Пришел товарищ официант, мой спутник приподнялся и шепнул: '24 рубля'; я заплатил и понял, что такое меню не смогу позволить себе каждый день. Я выразил своему гиду удивление такими ценами. - Nitschcwo, - ответил он.


 


  Кроме прочего, реальное существование рабочих на грани нищеты (а с точки зрения американского рабочего - куда ниже) создавало сложности в управлении производством. Прямой способ "при помощи зарплаты" срабатывал очень плохо.


  Возможно отчасти этим можно объяснить масштаб репрессий - "пряник" в условиях карточной системы и сверхнизких, не позволяющих что-то покупать на рынках зарплат, просто-напросто перестал давать эффект, в арсенале менеджеров остался только "кнут"... На который находился симметричный ответ со стороны как отдельных людей, так и трудовых коллективов (донос на начальника - примерно как пуля в спину слишком требовательному командиру)...


источник тот же http://samlib.ru/d/dmitriew_p/proda.shtml
Tags: империя, продукты, советская мифология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments