?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у oboguev в Как убивали великую русскую культуру
Originally posted by arguendi at Как убивали великую русскую культуру

[...] какая история. Мне даже стыдно стало, что я до сих пор не в курсах был....

Началось всё с того, что вчера в комментах один советский дурачок с умным видом заявил: А культура, созданная в СССР восхищает людей до сих пор и зачастую является(-лась) примером для подражания на Западе.

Добрые русские люди попросили его уточнить, что он имеет в виду под советской культурой, которая восхищает до сих пор и даже являлась примером для подражания на Западе. Дурачок дал намек:

Каким советским фильмом вдохновлялись при создании "Звёздных войн"? Подсказка - этот фильм был целиком выпущен на экраны в США под другим названием, с добавлением некоторых сцен и без упоминания о создании его в СССР. Публика была поражена высоким уровнем спецэффектов.

Оказалось, что был у нас такой режиссер и оператор - Павел Клушанцев. Каюсь, позор на мои седины, я ничего не слышал о нем, а между тем он считается родоначальником научной фантастики во всем мировом кинематографе!

Википедия подсказывает:

"Автор многих изобретений, в том числе стабилизатора камеры для съёмок с воздуха, аппарата для подводной съёмки, способа получения цветного изображения, точечного экспонометра, автофокуса, призмы Клушанцева (для одновременной съёмки натуры и рисунка), метода «люминесцентной съёмки» и других. Придуманные им новые и эффективные методы и приёмы комбинированных съёмок впоследствии были заимствованы рядом других режиссёров, включая Стэнли Кубрика, Джорджа Лукаса, Ридли Скотта, а также специалистами по спецэффектам, включая Роберта Скотака".

Всё бы хорошо с точки зрения советского патриота, но, как всегда в таких случаях, возникает резонный вопрос: а причем здесь советская культура? Родился русский гений в 1910 году, в славном русском городе Санкт-Петербурге, в дворянской семье... Однако, стоп. Об этом чуть позже. Пока же поговорим о том, что за величина для мирового кино русский режиссер Павел Клушанцев. Читаешь такое и даже не верится:

"Павел Клушанцев стал гениальным оператором и режиссером - его фильмы «Дорога к Звездам» (1957) и «Планета бурь» (1962) стали классикой научной фантастики, совпали по времени с полетом Гагарина и стали хитами по всему миру за счет невероятных, удивительных спецэффектов, на десятилетия опережавших Голливуд. Его фильмы собирали полные залы как в СССР, так и любом уголке мира, их неоднократно закупали для проката в США. В Штатах их, правда, дважды перемонтировали, вставили сцен, поменяли имена актерам в титрах и… добавили полуобнаженных амазонок. Фильм крутили по вечерам на телеканале CBS. «Путешествие на планету доисторических женщин» увидели Джордж Лукас и Стэнли Кубрик - каждый немедленно захотел снять нечто подобное, но оба они даже не подозревали, что это советский фильм, ведь все упоминания о производителе были удалены... Много позже режиссер второго ремейка про женщин Питер Богданович в интервью сказал: «К сожалению, из многих фильмов Клушанцева в США показывались лишь перемонтированные отрывки, включённые в посредственные американские фантастические фильмы многих режиссёров, включая раннего Фрэнсиса Форда Копполу».

Автор одной из самых крутых картин в истории кино косплеил русского режиссера, неплохо так, да?



Это 1956-57 годы! Только вдумайтесь - всего десять лет назад закончилась Великая Отечественная! А это 1962 год:



По уровню спецэффектов очень напоминает "Вспомнить всё" со Шварцнеггером, который Голливуд снял почти 30 лет спустя.

"Кубрик применил клушанцевский «эффект невесомости», и позже в интервью рассказывал, что без «Дороги к звёздам» не было бы его «Космической одиссеи», и что именно Клушанцев в своей работе «подсказал» Кубрику многие технические находки «Одиссеи». В апреле 1990 года известный постановщик спецэффектов Роберт Скотак разыскал Павла Клушанцева в Санкт-Петербурге. Желая сохранить хотя бы крупицу своих знаний, Клушанцев безвозмездно передал по почте Скотаку описания, фотографии и чертежи десятков кинотрюков - около ста своих оригинальных изобретений. Скотак использовал его опыт в съёмках фильмов «Терминатор 2» (1991) за которые получил премию Оскар. В 1992 году Скотак уже лично приезжает к Клушанцеву на несколько дней. Пять лет спустя его «Титаник» (1997) так же получает Оскар за спецэффекты".

А вот и клушанцевский прообраз знаменитой сцены из моего любимого фильма юности, второго "Терминатора":



Идем дальше:

"Павел Клушанцев изобрел сотни спецэффектов заставлявших зрителя затаить дыхание. Он начинал с экспериментировать со съемкой макетов, монтировал их в натуральную величину, ускорял и замедлял движение, менял размеры изображения. В тридцатые годы создание спецэффектов в кино было совершенно неосвоенным делом, и вскоре «трюковой кабинет» Клушанцева оказался завален работой, а его сотрудникам приходилось трудиться в три смены. «Я всегда делал только то и только так, как я сам придумал, - говорил Клушанцев. - Это никто не мог воспроизвести». Возможно только его незаменимость и спасла его жизнь в годы репрессий - уволить и посадить пытались постоянно. Еще бы, настоящий кулак и дворянин на Ленфильме! В одном из интервью он вспоминал: «Они десятки раз хотели выкинуть меня с киностудии и посадить в тюрьму. Но я спасся, потому что я знал, как делать вещи, которые никто другой делать не мог»".

И все-таки советские додавили его... "Звездные войны" Лукаса спасли "ХХ век Фокс" от банкротства, принесли 7 Оскаров и сотню других наград. А вот у русского режиссера судьба сложилась совсем иначе. Советская кинокритика в пух и прах разгромила "Планету бурь", несмотря на ее огромный успех и международное признание. После высадки американцев на Луне все фантастические фильмы в СССР положили на полку.

В 1988 году "Звездные войны" наконец-то привозят в Москву. "Эпизод V. Империя наносит ответный удар" впервые был показан в кинотеатрах "Горизонт" и "Зарядье" в рамках "Дней кино США в СССР". Приезжает и сам Лукас и просит советских чиновников организовать ему встречу с патриархом нашего кино. Оказалось, что эти дебилы даже не знают, о ком идет речь. На их вопрос "кто это?" Лукас ответил: "Клушанцев - крестный отец "Звёздных войн". Встреча двух режиссёров так и не состоялась.

Павел Владимирович Клушанцев был фактически насильно отлучён от кино и на жалкую пенсию доживал с женой свой век в небольшой питерской комнатке. Скончался русский гений 27 апреля 1999 года в возрасте 89 лет. Похоронен в Санкт-Петербурге на Смоленском православном кладбище.



Итак, что же мы имеем.

Гениальный русский режиссер, живя в советском государстве, умирает в забвении и нищете. А его американский последователь становится мультимиллионером и одной из главных фигур мирового кинематографа. Вы, правда, жалеете о том, что СССР рухнул?...

Да это же было настоящее исчадье ада для нас, для русских. Монстр, который первую половину своей жизни уничтожал нас физически, расстрелами и лагерями, а вторую - ментально, лишая нас великой культуры и всего, что с ней связано, в буквальном смысле превращая в двуногий скот, оторванный от русской Традиции. Зато метро за 5 копеек! И стаканы из автоматов с газировкой не воровали...

Всё, что было действительно великого и стоящего в Совке, от культуры до Космоса и Победы, всё это было создано русскими людьми, еще русскими людьми. Теми поколениями, что родились и сформировались в Империи, что были воспитаны русскими родителями и педагогами, что впитали с молоком матери и учительским наказом все богатства русской жизни, все драгоценности Русского мира. Но как только эксперимент по созданию "новой исторической общности" удался (переломными следует считать 60-е годы), как только вывелась новая человеческая порода, фактически полностью оторванная от своих корней, так сразу же наступил повсеместный, всеобъемлющий кризис. Уже в конце 60-х руководство страны осознает, что их государство-эксперимент обречено в гонке с Западом. Колосс на глиняных ногах прошатался еще пару десятилетий и рассыпался в прах, погрузив 1/6 часть суши в ужас 90-х. И самое удивительное - до сих пор советские верят, что это Гайдар с Чубайсом принесли нам тот кошмар культурного и нравственного падения нации. Ага. Конечно. Гайдар и Чубайс. Кто же еще. Палочкой махнули магической и целый народ деградировал до скотского состояния.

Одним из факторов советского падения называют его культурное поражение перед Западом. Через Голливуд, даже в его ограниченной Железным занавесом версии, советские люди полюбили кляту Америку и ее тертые джинсы. И с радостью и легкостью распрощались с красным истуканом в период перестройки. А снимать кино, которое снимали в Голливуде Лукасы и прочие, русским режиссерам в Советском Союзе не разрешалось. Парадокс. Ну да, такой вот советский парадокс.

Неужели есть хоть один думающий человек, который сомневается в том, что Совок был нежизнеспособной, мертворожденной системой, которая убила сама себя (точно также как мертворожденная Украина сегодня, на наших глазах, совершает акт суицида)?

Неужели хоть один думающий человек назовет Павла Клушавенцева советским, а не русским режиссером, поставит его в заслугу советской, а не русской культуре?


АПД.
СССР в 80 годы был на пике своего могущества. Уделывал Запад по многим статьям. И если бы не развал, то уже на Луне и Марсе стояли бы советские исследовательские станции. - пишет советский дурачок в комментах. Вы по-прежнему считаете, что с ними надо спорить, а не посылать сразу [...]? Тогда у меня вопрос: а с украинцами вы тоже спорите?

__________________________________________________

«Когда в 1917 году произошла революция — жизнь наша резко изменилась. Отец потерял работу земского врача, квартира …стала нам не по карману…Новая квартира была трехкомнатной, но во дворе, в полуподвальном помещении. Окна были на уровне земли. Удобств, кроме туалета, никаких.
Вообще в школе были великолепные учителя, старой дореволюционной закалки, умеющие заинтересовать предметом, увлечь. Учителя, которых любишь, которых понимаешь и на всю жизнь запоминаешь…
Переезжали зимой. Хорошо помню технологию этого переезда. Из-за отсутствия денег на транспорт, все наши скромные вещички перемещались по городу вручную волоком. А поскольку санок у нас тоже не было, то мать использовала в этом качестве большой поднос из-под самовара, привязав к нему веревку. Сколько рейсов сделала она через весь город?» из Мемуары Павла Клушанцева...

http://dubikvit.livejournal.com/402677.html - Фильм "Планета бурь", оказавший влияние на мировую кинофантастику

Comments

( 11 comments — Leave a comment )
takoe_nebo
Sep. 28th, 2017 12:12 pm (UTC)
Да, очень показательная история...

Надо сделать отдельный сборник про советскую культуру.
harmfulgrumpy
Sep. 28th, 2017 12:39 pm (UTC)
Про его фантастические фильмы, разумеется, давно знал, этот Аргуенди, может и не знаком с описанием съемок.
И на Инжиниринг упомянули про мемуары Клушанцева, про допереворотных учителей, там ещё в них подобное имеется, поэтому и вставил, что да - на Клушанцева воздействовала ещё старая имперская среда, а потом только совок, который на него наплевал и не разрешал снимать. Версии немного разнятся: по приезде в Союз Лукас попросил найти ему Клушанцева, чиновники наврали, что тот давно умер, им не хотелось шевелиться и вести Лукаса к заброшенному ими режиссеру. Другое дело, когда в Москву приехал Шварценеггер им пришлось всё-таки найти для него другого почти заброшку Власова, от этого они не смогли открутиться http://dubikvit.livejournal.com/234849.html

И в обзоре не забудьте обогуевские - как состряпывали "советских хениев" из пустоты
takoe_nebo
Sep. 28th, 2017 01:33 pm (UTC)
А где это у обогуева, про состряпывали "советских хениев" из пустоты?
harmfulgrumpy
Sep. 28th, 2017 02:20 pm (UTC)
Не знаю что творится. В Мозилле вообще в ЖЖ не войти, а в Опере сегодня уже седьмой или восьмой раз заново заходить приходится. Читал пока про любвеобильность Жукова нашего наилушего полководца к расстрелам у Аллина, занимательно.
Значит, по культурам:
1. часть - "культуры народов СССР"
http://oboguev.livejournal.com/820621.html

2. культуры народов СССР, ч. 2
http://oboguev.livejournal.com/5957472.html

3. в конце у него же указание на дополнение к нему о переводчиках
http://kosarex.livejournal.com/2540892.html

4. из комментария в совсем другом ЖЖ к первой части у меня:
"al391 - Я знал, одного из "переводчиков" Джамбула - Александр Лазаревич Жовтис (позже д.ф.н, профессор КазПИ), известный переводчик с восточных языков, литературовед..
Его рассказы полностью подтверждают написанное... хе-хе..

Жовтис также рассказывал (и мне и моей жене, его аспирантке = году в 1972-74 ) и то, как оперы и на казахском и на киргизском языке писали в конце 30-х -начале 50-х годов...

Да и сам я порядком об этих процессах слышал работая в конце 70-х -начале 80-х в Институте философии АН Казахстана (в частности, от приемной дочери Кунаева и его зятя -там их полно было - в Академии - "кунаидов" хе-хе)...

Так становилась наша "многонациональная" культура...

З.Ы. правда, вот что добавлю: вы пишите о "русских поэтах и переводчиках), которые все это создавали...
Были и такие...
Но больше было и поэтов и музыкантов -евреев... которых ( и после Троцкого) много ссылали в Алма-Ату и Фрунзе... Во всяком случае все гимны этих республик и большинство опер (которые приходилось слушать, напи сали еврейские музыканты хе-хе.. На чем и выживали хе-хе..."
https://harmfulgrumpy.livejournal.com/1075032.html

А цитата про преспокойное назначение в СССР гениев из бездарностей:
"Когда нам понадобится, чтобы кто-нибудь был гениальным, мы его назначим".
от Эрнста Неизвестного http://jlm-taurus.livejournal.com/32748.html

Вообще, у Читателя из мемуаров по советскому периоду много можно найти полезных гадостей.
arhar_lj
Sep. 28th, 2017 06:20 pm (UTC)
техническое. Мне в мозилле помогает удаление всех сохранённых кук livejournal.com

Как только почищу, глюки со сбросом авторизации проходят. Раз в месяц где то.
harmfulgrumpy
Sep. 28th, 2017 06:51 pm (UTC)
Спасибо, как раз и позавчера, и вчера CCleaner запускал и по реестру и по кукам, никакого результата. Но в отношении Мозиллы где-то в ноябре 2016 уже такие же отзывы по выкидыванию из ЖЖ были у многих, у одного пост специальный был. Так тогда и пришлось в Оперу переходить. А теперь сегодня в Опере 11 раз выбросило, сейчас из Мозиллы уже час спокойно отвечаю и нормально. С чем и почему связано такое - неизвестно.
Как говорится - программы, однако.
takoe_nebo
Sep. 28th, 2017 09:12 pm (UTC)
Ссылки шикарные. Большое Вам спасибо!
harmfulgrumpy
Sep. 28th, 2017 09:37 pm (UTC)
Пустяки, меня правильно обвиняют в главном, что у меня больше ссылок. Вот и ладно - я всем даю, пусть сами и пытаются размышлять. А на Лукоморье не моя, а от https://man-with-dogs.livejournal.com/1112126.html
И можно почитать комментарии Обогуева с советским: "О том, что советская власть ни в грош не ставила жизнь русского человека и смотрела на него как на дешевый расходный материал. Только "об этом" это не я, а Эйзенхауэр."
"Видимо, всё же до Вас не дошло.
Ни то что писал я, ни то что писал Эйзенхауэр.
"Ублюдки и фрики" -- это никоим образом не ругань, а констататирующее определение типа личности индивидуумов, которые ни в грош не ставят жизнь сограждан и/или являются апологетами презрения к ценности человеческих жизней и человеческой личности.
когда я говорю, что советский человек есть ублюдок, я употребляю это слово не как ругательство, а – буквально: «не помнящий родства» плод изнасилования страны преступниками
Но, конечно, ублюдками и выродками становятся также и по другим причинам. Важен не путь, важен результат -- тип личности."
https://ru-history.livejournal.com/1208332.html?thread=17069836#t17069836

Кстати, не забывайте, что подобную ругань в адрес коммунистических палачей, правда,скромно умалчивая о своем участии в тройках, позволял и Генеральный секретарь ЦК КПСС Н. Хрущев и тамбовским преступникам от него досталось - "каратели пролетарской диктатуры вроде Тухачевского":

«Недавно… — сказал Хрущев в докладе на ХХ съезде КПСС, — допросили следователя Родоса… Это никчемный человек, с куриным кругозором, в моральном отношении буквально выродок. И вот такой человек определял судьбу известных деятелей партии… потому что, доказывая их «преступность», он давал материал для крупных политических выводов»… высокие партийцы — не за подлинные деяния, а за вины вымышленные: шпионаж, саботаж, троцкистскую крамолу и т.п. И потому, мол, их — оклеветанных — надо жалеть. Да, клевета и пытки — зло. Но сами-то они разве жалели так называемых классовых врагов — каратели пролетарской диктатуры вроде Тухачевского, что во имя нее залил кровью Тамбовщину?» https://www.gazeta.ru/comments/2016/02/11_a_8069471.shtml

И по Тамбовскому, там стихи, может используете?
http://mail.slavyanskaya-tradition.ru/slavic/history/antonovschina-95-letie-vosstanija-v-tambove.html

takoe_nebo
Sep. 28th, 2017 09:55 pm (UTC)
... и опять отличные сссылки. Не успеваю их обрабатывать :)

Но это замечательно, что так много полезных и информативных материалов. В очередной раз спасибо.
harmfulgrumpy
Sep. 28th, 2017 10:00 pm (UTC)
вот почему у меня и плохо. Сам уже не помню, что где по советскому - экономика изначально нежизнеспособного СССР, армия, ГУЛАГ, слишком много всего натаскал к себе.
livejournal
Sep. 30th, 2017 11:58 am (UTC)
Как убивали великую русскую культуру, забытый в СССР з
Пользователь glavbuhdudin сослался на вашу запись в своей записи «Как убивали великую русскую культуру, забытый в СССР за ненужностью Павел Клушанцев» в контексте: [...] л взят у в Как убивали великую русскую культуру, забытый в СССР за ненужностью Павел Клушанцев [...]
( 11 comments — Leave a comment )

Profile

harmfulgrumpy
harmful_grumpy

Tags

Latest Month

July 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars