Оригинал взят у
7 октября 1942 г.
За период военного времени на завод прибыло большое количество рабочих. Часть из них впервые встретились с заводской обстановкой.
В 1942 г. на завод прибыло 11 822 чел[овека] рабочих, из них 5 431 чел[овек] прибыли из школ ФЗО и ремесленных училищ. Такой состав рабочих должен был заставить руководство завода и парторганизацию серьезно заняться созданием необходимых для них коммунально-бытовых условий и организацией воспитательной работы, тем самым закрепить рабочих на предприятии и обеспечить равномерную работу завода.
Однако крайняя халатность и безответственность руководителей завода к созданию нормальных условий рабочим привела к тому, что в ряде общежитий созданы невыносимые условия для жизни рабочих. Эти общежития совершенно перестали быть похожими на места, где проживают рабочие советского предприятия.
Постельным бельем рабочие не обеспечены. Значительное большинство подростков не имеют простыней, подушек и одеял, а часть из них не имеют даже матрацев, спят на голых топчанах, в то время как на складах этого общежития имеется: одеял — 622, простыней — 7 394, наволочек — 2 268, подушек — 823, матрацев — 519.
Имеющиеся постельные принадлежности — грязные, засаленные. Вид комнат мрачный, воздух тяжелый. Для примера можно описать комнату № 18 общежития № 14 (комендант Криворученко). В комнате двухярусные койки, на одной из них спят, обнявшись, два голых подростка, окутанные матрацами, окно с разбитыми стеклами заставлено столом. В противоположной стороне от спящих мальчиков угол загажен, превращен в уборную.
Личная гигиена рабочим совершенно не прививается, подростки неделями не умываются и месяцами не ходят в баню. Часть рабочих не имеют нательного белья, а те, кто имеют (по 1-й паре), не сменяют его со дня поступления на работу на завод. [...]
При этих общежитиях имеется душевая, однако полностью обслужить рабочих она не может, т[ак] к[ак] работает всего по 4-5 часов в неделю, и то не регулярно. Перебои в работе бывают из-за отсутствия воды, топлива. Кипяченая вода для питья бывает не ежедневно.
В таких же условиях живут взрослые рабочие в общежитии бывшей школы № 91 (3-й этаж в здании бывшего юридического института). Немного лучший вид имеют комнаты общежития в гостинице «Казань», там живут семейные рабочие, эвакуированные из разных городов. Рабочие в комнатах поддерживают чистоту, однако многие из них не имеют никаких удобств и не получают помощи от завода. [...]
Зав[едующий] сектором кадров промышленности обкома ВКП(б) Процак.
ЦГА ИПД РТ, ф. 15, оп. 5, д. 407, л. 67-68.
________________________________________
Да наплевать советскому правительству было на существование рабочих в любой точке Союза, главное, чтобы рабски выполняли сверху спущенные планы, зато на бумажонке потом "поощрили" орденком: "Труд Казанских моторостроителей в годы ВОВ был высоко оценён правительством СССР. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июня 1945 года за образцовое выполнение заданий правительства завод был награждён орденом Ленина и 19 раз Знаменышко выдавали" - вот щастье-то рабочим привалило!
Из истории шестнадцатого в Казани: Воронежский завод № 16"
В 1931 году на базе завода «Взрыватель» для ремонта самолетов и моторов создается Воронежский завод № 16. На 1932 год завод имел объемную программу по ремонту моторов и самолетов.
С 16 октября по 11 ноября 1941 года по решению Государственного Комитета Обороны произошла эвакуация Воронежского завода № 16 в Казань, на территорию завода № 27.
С 1941 по 1945 год на заводе работало поточное производство моторов ВК-105, а в ноябре 1942 года заводчане приступили к освоению нового форсированного мотора В. Я. Климова М105ПФ, мощностью 1200 лошадиных сил.
В 1943 году в опытно-конструкторском бюро, возглавляемым В. П. Глушко, был создан первый отечественный жидкостный реактивный двигатель РД-1. Он использовался в качестве вспомогательного двигателя-ускорителя для улучшения взлётных, скоростных и высотных характеристик самолётов. В тот период опытно-конструкторское бюро было укомплектовано высококвалифицированными учёными, конструкторами, экспериментаторами, технологами, металлургами, химиками. С 1942 по 1946 год заместителем главного конструктора двигателей по лётным испытаниям здесь работал С. П. Королев. По стечению обстоятельств на казанском заводе № 16 сосредоточились самые талантливые двигателестроители страны.
Труд Казанских моторостроителей в годы ВОВ был высоко оценён правительством СССР. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июня 1945 года за образцовое выполнение заданий правительства завод был награждён орденом Ленина. За время войны коллектив завода завоёвывал переходящее Красное Знамя Комитета Обороны 19 раз!" http://www.kmpo.ru/about/historyИ по теме чрезвычайной озабоченности советского руководства о приклеплении рабского скота - рабочих СССР к местам их приписки:
"Вы хочете фактов - их есть у меня" - Родная Советская власть, за прогулы в тюрьму!
советское крепостничество для рабочих, служащих и их детей (1940-56)