?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Высота 42-этажного небоскрёба составляет 187 м, вместе со шпилем — 237 м. Здание имеет 3288 комнат. Площадь — 123 084 м², внутренний объём — 817 000 м³. Для постройки было использовано 40 миллионов кирпичей. Дворец культуры и науки был торжественно открыт в 1955 году и сразу же стал обязательным пунктом посещений во время визитов высокопоставленных лиц из СССР. Помимо прочего, в здании были расположены центр польско-советской дружбы, Институт общественных наук, редакции издательств классиков марксизма-ленинизма, Руднев планировал кафе "Под шпилем", но решили открыть самую высотную в стране смотровую площадку — на 30-м этаже — которая уже в следующем после открытия году стала одним из излюбленных мест самоубийц с 1956 году: первым был француз, потом ещё семеро поляков, после этого террасу огородили решеткой.

В Варшаве есть здание, которое помнит каждый, кто побывал в польской столице. Вот уже более шестидесяти лет оно служит яблоком раздора для польского общества и неизменно вызывает бурные эмоции. В здании 42 этажа, оно потребляет столько же энергии, сколько городок с 30-тысячным населением, и по-прежнему остается самым высоким небоскребом в Польше, хотя было построено в 1950-е. Предлагаем вашему вниманию запутанную историю варшавского Дворца культуры и науки.

  «Давайте углубимся в историю. Я долго и упорно искал, но так и не смог найти искомое. Естественно, я обнаружил много подарков: монархи, князья и магнаты с древних времен обменивались дорогими подарками, но чтобы один народ дарил подарок другому народу? Такого еще не было!» ‒ Кароль Малцужинский, «Trybuna Ludu», 23 декабря, 1952.


Строительство Дворца культуры и науки, Варшава, ок. 1955, фот. Владислав Славный, Дом встреч с историей (Dom Spotkań z Historią)

Так официальный рупор правящей Польской объединенной рабочей партии (ПОРП) объявил об идее Иосифа Сталина возвести посреди руин послевоенной Варшавы небоскреб высотой более 200 метров. Историю осуществления сталинского замысла Варшава не забудет никогда…

Однажды Юзеф Сигалин, главный архитектор Варшавы, получил секретную телеграмму о предстоящем визите министра иностранных дел СССР Вячеслава Молотова. В телеграмме сообщалось, что Молотов выступит с «неожиданным» предложением построить в Варшаве небоскреб. Сигалина проинструктировали: в детали не вдаваться, высказать одобрение и не выглядеть растерянным. На следующий день во время своего визита Вячеслав Молотов «неожиданно» спросил: «А как бы вам понравилось высотное здание в Варшаве, точь-в-точь как наше?». Сигалин ответил, следуя инструкции: «ну что же, почему бы и нет?». Так было принято решение о строительстве 42-этажного колосса в центре польской столицы


http://culture.pl/pl/dzielo/leonard-sempolinski-palac-kultury-i-nauki-z-ruinami
Леонард Семполинский, «Дворец культуры и науки среди руин», 1956, фот. публикуется с позволения наследников


Советский дизайн
Вскоре премьер-министр попросил Юзефа Сигалина, также возглавлявшего Бюро восстановления столицы, разработать планы и рекомендации для советских архитекторов, которым предстояло заниматься всем процессом. Проблема была в том, что никто не знал подробностей предстоящего строительства. Ходили слухи, что в Варшаве построят точную копию Московского университета, но польским архитекторам предоставили лишь некоторые фотографии упомянутого университета из советского журнала двухгодичной давности. Ни размеров, ни технических параметров, ни практической информации. Вскоре стало ясно, что роль польской стороны в определении окончательной формы «подарка» ничтожна. И действительно, когда несколько недель спустя польская делегация архитекторов отправилась в Москву, выяснилось, что все основные решения уже приняты:

  Здание будет построено в сталинском “готическом” стиле;
  Главным архитектором назначен Лев Руднев, автор комплекса зданий Московского университета;
  Строительство финансирует и осуществляет СССР;
 В процессе строительства будут использованы советские материалы, а для выполнения работ приглашены советские строители;
  Польское правительство определит окончательное место строительства, а также сферу применения здания;
  Строительные работы начнутся в середине 1952 года и продлятся 2,5-3 года.


Jóżef Sigalin, presenting construction plans to president Bierut, photo: MHW
Юзеф Сигалин представляет план строительства здания президенту Беруту, фот. MHW


В ближайшие месяцы в Польшу прибыла большая делегация советских официальных лиц для сбора информации, необходимой для начала работ. Участников делегации пригласили на ознакомительную поездку по Польше и показали типичные образцы польской архитектуры, чтобы будущее высотное здание вписалось в польский урбанистический ландшафт. Процесс проектирования и строительства дворца был типично советским от начала и до конца.

Архитекторы решили, что здание будет построено на огромной площади в 3,3 гектара в центре города. И хотя Варшава была практически полностью разрушена во время Второй мировой войны, такое решение влекло за собой окончательное уничтожение довоенной жилой застройки XIX века, не оставляя шансов на реконструкцию.


Preparatory works for the construction of the Palace, circa 1952, photo: Forum
Подготовительные работы для строительства Дворца культуры, ок.1952, фот. Forum


Типично советским образом идеология переплеталась с техническими и архитектурными аспектами. Дворец был символом польско-советской дружбы, его должно было быть видно из любой части города, и ему предстояло затмить собой все высотные здания Варшавы (самое высокое на тот момент здание не дотягивалось до 1/3 высоты будущего дворца). После того, как было принято решение об окончательных размерах здания, по-прежнему не было четкого представления о его будущем применении. Небоскребы редко возводят без внятной цели. В данном случае политические и идеологические цели были очевидны: продемонстрировать всем советское господство по эту сторону железного занавеса, доказать, что советская помощь превосходит План Маршалла, и наконец популистский ход ‒ подарить дворец народу, подчеркнув тем самым привилегии и статус рабочего класса.
Строительство - С одной стороны, пропаганда сильно мешала строительству. Строительство велось с опережением плана только для того, чтобы показать мастерство советских рабочих, или же в ознаменование какой-нибудь очередной советской годовщины или абсурдного праздника, например, месяца Общества польско-советской дружбы.




Строительство Дворца культуры и науки, Варшава, ок. 1952, фот. FoKa/ Forum


Рабочим и инженерам, трудившимся по несколько смен подряд, постоянно приходилось выступать перед камерой и давать интервью журналистам. Кроме того, они были обязаны участвовать в демонстрациях и встречах с пионерами, студентами итд. Польская кинохроника снимала многочисленные документальные сюжеты, в которых строительство дворца представало идеальным сотрудничеством между Советским Союзом и Польшей, долгожданной возможностью для поляков перенять опыт у советских инженеров и последним шагом к победе над «империалистической угрозой». На деле постоянная спешка наряду с другими причинами повлекла за собой смерть - во время возведения Дворца погибло 16 человек, в том числе двое детей, которым свалились на голову строительные леса. За их могилами на православном кладбище в варшавском районе Воля ухаживают работники дворца.

С другой стороны, дворец построили удивительно быстро, и он до сих пор находится в хорошем состоянии. Его строили почти 3600 советских и несколько польских рабочих, прошедших обучение у советских инженеров. Многие технические решения были поистине новаторскими для своего времени и использовались в последующие годы при строительстве других высотных зданий в Польше.



Советские рабочие на строительстве Дворца культуры и науки, Варшава, ок. 1952, фот. Forum






Поскольку строительство дворца велось в сталинские годы, отмеченные жесточайшим террором и репрессиями в отношении врагов режима, в обществе не прозвучали голоса недовольных или сомневающихся. Только иностранные гости могли позволить себе откровенные высказывания. Жерар Филип, знаменитый французский актер, высказался о дворце иронически: «Маленький, но со вкусом». Официально поляки были рады подарку и с нетерпением ждали окончания строительства.



20 этажей Дворца культуры и науки, 1952, Варшава, фот. FoKa/ Forum


21 июля 1955 года посол Советского Союза и премьер-министр ПНР подписали передаточный акт, поставив тем самым точку в строительстве Дворца культуры и науки им. Иосифа Сталина. На следующий день Дворец был уже открыт для посетителей.

Полвека дискуссий

Дворец культуры и науки резко и брутально контрастировал с архитектурой Варшавы, возвышаясь над возрожденной столицей. Это сделало его самым спорным зданием в истории Варшавы. Вскоре после смерти Сталина раздались голоса критиков. Некоторые называли его символом советской оккупации, а не щедрым подарком советского народа. Другие были убеждены, что ресурсы, использованные для его строительства, нужно было использовать для восстановления разрушенной столицы. У дворца появились иронические прозвища: Pekin (пол. «Пекин», от аббревиатуры PKiN ‒ Pałac kultury i nauki, а, кроме того, так называли самый большой публичный дом в довоенной Варшаве), Pajac (слово «паяц» по звучанию похоже на pałac «дворец»).
Palace of Culture and Science by night, Warsaw, 2015, photo: Andrzej Bogacz / Forum
Дворец культуры и науки ночью, Варшава, 2015, фот. Анджей Богач / Forum
Дворец уже не носит имя Сталина, но по иронии судьбы он стал одним из самых популярных зданий в городе и символом Варшавы. Многие добивались сноса здания после падения коммунизма, некоторые бизнесмены хотели приобрести его в частную собственность, тайваньские архитекторы предлагали разделить его на четыре части и перенести их в разные части Варшавы, и все же дворец устоял, и его по-прежнему видно из любой части города. До сих пор Дворец культуры и науки остается самым высоким небоскребом в Польше.

Дворец стал мультифункциональным зданием. Внутри есть кинотеатр, концертный зал на 3000 зрителей, университет, два музея, четыре театра, несколько популярных клубов и огромный плавательный бассейн. Терраса на 30 этаже ‒ одна из самых популярных туристических достопримечательностей в Варшаве.


Swimming pool inside the Palace, photo: Mariusz Grzelak / Reporter / East News
Бассейн в здании Дворца культуры и науки, фот. Мариуш Гжеляк / Reporter / East News


Wojciech Oleksiak  2015/08/11

За снос здания в свое время активно выступал занимавший в свое время пост главы МИД Польши Радослав Сикорский. В 2008 году он утверждал, что на месте Дворца нужно засеять траву и выкопать пруд — по его мнению, он "принес бы жителям Варшавы больше пользы". В 2009 году министр пытался увязать снос здания с юбилеем падения Берлинской стены, а в 2012 году вновь напоминал о возможности создания на этом месте Центрального парка Варшавы, ссылаясь на неэкономичность здания, потребляющего слишком много энергии, а также дорогостоящий капитальный ремонт.

Немного из интерьеров здания внутри
дворец науки и культуры в варшаве отзывы

В 2000 году на фасад верхнего этажа водрузили огромный часовой циферблат, что сделало Дворец самой высокой на тот момент башней с часами в мире. В 2007 году строение занесено в Государственный реестр архитектурных памятников Польши.

Сегодня Дворец науки и культуры в Варшаве,, находится в ведении городской мэрии. В здании размещаются различные компании и учреждения, в том числе Польская академия наук.

дворец науки и культуры интерьер

Обширные интерьеры дворца вмещают несколько сценических площадок, музеев, книжных магазинов, офисов и деловых центров. К услугам горожан и гостей столицы работают кинотеатры, библиотеки, бассейн, почтовое отделение. Здесь также имеется концертный зал на 550 зрителей и конгресс-холл, рассчитанный на 2880 мест. Ежегодно в стенах Дворца проводятся
конференции, заседания, выставки, форумы и фестивали как национального, так и международного уровня.

дворец науки и культуры зал

В октябре 1956 г., дворец стал свидетелем политических перемен. С почетной трибуны незаметно исчезмаршал Рокоссовский. Выпущенный из тюрьмы Владислав Гомулка выступал на заполненной людьми площади Парадов. В какой-то момент толпа захотела ворваться во дворец, где находился радиоузел. Обслуживающий персонал подпер мощные двери дубовыми скамьями. Забаррикадировавшись таким образом, они о тразили штурм — единственный в истории здания.
Хотя дворец со временем стал считаться своего рода мирским храмом, дух места не был милостив к новым героям. В 1963 г. огромный, площадью почти в тысячу квадратных метров, зал им. Феликса Дзержинского сгорел до голого кирпича. Тогда говорили, что история по справедливости рассчиталась с кровавым Феликсом.В красном антураже Зала конгрессов проходили съезды Польской объединенной рабочей партии.



Это сооружение было центром культурных событий, делавших заметно светлее серую пээнэровскую действительность.





И предлагало множество заманчивых развлечений. Здесь пели Марлен Дитрих, Ян Кепура, Ив Монтан, а Пол Анка ушел со сцены, когда поступило сообщение об убийстве президента Кеннеди.









Источники: http://culture.pl/ru/article/istoriya-stalinskogo-dvorca-v-varshave
РИА Новости https://ria.ru/world/20170104/1485140302.html
http://fb.ru/article/279558/dvorets-nauki-i-kulturyi-v-varshave-istoriya-foto-otzyivyi
http://www.archdesignfoto.com/podarok-stalina-varshave-dvorec-kultury-i-nauki-interery-isklyuchitelnoj-krasoty.html#prettyPhoto

Всю историю своего нахождения у власти, коммунисты никогда не жалели миллиардных средств на подарки и подлизывания к ненавидящим и плюющим на русских страны, вот и имеем благодаря им в результате заброшенную Россию - ни дорог нормальных, ни маломальской инфраструкты, ни современных фармацевтических заводов за 70 лет коммунизьма не построили , в продолжение темы  Еще про безумную стоимость сталинских высоток и зачем их строил Сталин

Profile

harmfulgrumpy
harmful_grumpy

Tags

Latest Month

July 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars