На границе Плаки, древнего района Афин, находится двухъярусная арка. Она датируется 2 веком. На одной ее стороне надпись, где Афины названы городом Тезея, на другой – Адриана. Воплощение города Тезея – Акрополь, видимый сквозь арку. А с другой стороны нашему взору открывается гордость города Адриана – храм Зевса Олимпийского.

Римский император Адриан был страстным путешественником и ценителем греческой культуры. Он первым из римских императоров стал носить бороду, подражая греческим философам. Это один из самых известных портретов императора – колоссальная голова из собрания Ватиканских музеев:

Адриан бывал в Афинах много раз, он внес свое имя в список афинских граждан. Еще до того, как он стал императором, в 112 году афиняне избрали его архонтом (правителем). Адриан стремился украсить Афины, оставить в этом городе память о себе. Арка, совершенно не похожая на триумфальные арки римских форумов, отмечала границу новых Афин:

Здесь находился самый большой храм материковой Греции, построенный в честь Зевса Олимпийского. Начат он был задолго до Адриана на месте древнего святилища. Адриан завершил этот «долгострой» в 132 году. Это огромный диптер – храм, окруженный двойным рядом колонн. Его размеры 110 х 44 м. Вот, что дошло от этого храма до наших дней:


Внутри храма находилась хрисоэлефантинная статуя Зевса. Сейчас нам осталось любоваться только коринфскими колоннами из рыжеющего со временем пентелийского мрамора. Вместо стен святилища за колоннами просматривается Акрополь с венчающим его Парфеноном:

Да ласточки вьют свои гнезда среди листьев аканфа:

В сердце «города Тезея» находилась библиотека Адриана с огромным перестилем (двором), бассейном, залами, где хранились свитки папируса, рукописи на пергаменте, стояли статуи. Сейчас – это руины неподалеку от римской Агоры:

В Национальном археологическом музее Афин есть прекрасный римский портрет 2 века:

Кто этот современник Адриана? Откуда он прибыл в Афины? Из Рима? А может быть из далеких провинций? Думаю, что мы никогда этого не узнаем. У него прекрасное, вдохновенное лицо. Глядя на него, вспоминается одна из элегий Секста Проперция:
«Я вынужден совершить путешествие в Афины — столицу вкуса,
чтобы долгая дорога избавила меня от тягостной любви.
Когда девушка у тебя перед глазами, твоя любовь только растёт —
Амур легко находит себе обильную пищу.
Я испробовал всё, чем можно прогнать этого бога, —
но и после всего бог осаждает меня со всех сторон <…>
Прощайте, башни Рима и вы, друзья,
прощай и ты, моя девушка, как бы ты со мной ни обошлась!
Сначала меня — неопытного странника — повезут по волнам Адриатики,
и теперь мне предстоит взывать с мольбою к волнозвучным богам.
Затем мы пересечём Ионийское море, и наш чёлн даст отдых
усталым парусам в спокойной воде Лехейской гавани;
остаток пути, ноги, спешите преодолеть сами
по Истму, отделяющему одно море от другого.
Потом, когда меня примут берега Пирейского порта,
я буду подниматься по длинной Тезеевой дороге.
Здесь я займусь исправлением своей души — либо на Платоновом
ристалище, либо в твоих садах, учёный Эпикур,
либо продолжу изучение языка — оружия Демосфена,
либо стану читать твои остроумные книги, изящный Менандр.
Может быть, моими очами овладеет живопись, может быть, труды
искусных рук из слоновой кости или — ещё лучше — из бронзы.
Течение лет или огромные морские пространства —
на их молчаливом лоне заживут мои раны;
а если я умру, то сломленный судьбой, а не постыдной страстью,
и для меня станет славным последний день».
Секст Проперций. Элегии. Перевод А.И.Любжина. М., 2004. С. 169.

Римский император Адриан был страстным путешественником и ценителем греческой культуры. Он первым из римских императоров стал носить бороду, подражая греческим философам. Это один из самых известных портретов императора – колоссальная голова из собрания Ватиканских музеев:

Адриан бывал в Афинах много раз, он внес свое имя в список афинских граждан. Еще до того, как он стал императором, в 112 году афиняне избрали его архонтом (правителем). Адриан стремился украсить Афины, оставить в этом городе память о себе. Арка, совершенно не похожая на триумфальные арки римских форумов, отмечала границу новых Афин:

Здесь находился самый большой храм материковой Греции, построенный в честь Зевса Олимпийского. Начат он был задолго до Адриана на месте древнего святилища. Адриан завершил этот «долгострой» в 132 году. Это огромный диптер – храм, окруженный двойным рядом колонн. Его размеры 110 х 44 м. Вот, что дошло от этого храма до наших дней:


Внутри храма находилась хрисоэлефантинная статуя Зевса. Сейчас нам осталось любоваться только коринфскими колоннами из рыжеющего со временем пентелийского мрамора. Вместо стен святилища за колоннами просматривается Акрополь с венчающим его Парфеноном:

Да ласточки вьют свои гнезда среди листьев аканфа:

В сердце «города Тезея» находилась библиотека Адриана с огромным перестилем (двором), бассейном, залами, где хранились свитки папируса, рукописи на пергаменте, стояли статуи. Сейчас – это руины неподалеку от римской Агоры:

В Национальном археологическом музее Афин есть прекрасный римский портрет 2 века:

Кто этот современник Адриана? Откуда он прибыл в Афины? Из Рима? А может быть из далеких провинций? Думаю, что мы никогда этого не узнаем. У него прекрасное, вдохновенное лицо. Глядя на него, вспоминается одна из элегий Секста Проперция:
«Я вынужден совершить путешествие в Афины — столицу вкуса,
чтобы долгая дорога избавила меня от тягостной любви.
Когда девушка у тебя перед глазами, твоя любовь только растёт —
Амур легко находит себе обильную пищу.
Я испробовал всё, чем можно прогнать этого бога, —
но и после всего бог осаждает меня со всех сторон <…>
Прощайте, башни Рима и вы, друзья,
прощай и ты, моя девушка, как бы ты со мной ни обошлась!
Сначала меня — неопытного странника — повезут по волнам Адриатики,
и теперь мне предстоит взывать с мольбою к волнозвучным богам.
Затем мы пересечём Ионийское море, и наш чёлн даст отдых
усталым парусам в спокойной воде Лехейской гавани;
остаток пути, ноги, спешите преодолеть сами
по Истму, отделяющему одно море от другого.
Потом, когда меня примут берега Пирейского порта,
я буду подниматься по длинной Тезеевой дороге.
Здесь я займусь исправлением своей души — либо на Платоновом
ристалище, либо в твоих садах, учёный Эпикур,
либо продолжу изучение языка — оружия Демосфена,
либо стану читать твои остроумные книги, изящный Менандр.
Может быть, моими очами овладеет живопись, может быть, труды
искусных рук из слоновой кости или — ещё лучше — из бронзы.
Течение лет или огромные морские пространства —
на их молчаливом лоне заживут мои раны;
а если я умру, то сломленный судьбой, а не постыдной страстью,
и для меня станет славным последний день».
Секст Проперций. Элегии. Перевод А.И.Любжина. М., 2004. С. 169.