Замечательная фреска из собора Св.Софии в Новгороде с изображением Св. Константина и Елены http://cicerone2007.livejournal.com/30009.html оживила воспоминания о римских памятниках.
Кто из посетителей Капитолийских музеев не обращал внимания на изображения Константина! Тем более что сейчас в экспозиции находятся части сразу двух колоссальных статуй императора. Остатки мраморной статуи размещены во дворе Палаццо Консерваторов:

Высота головы: 2 м 60 см. Сохранилась рука с указующим перстом:

И нога императора:

Эта акролитовая статуя находилась когда-то в огромной базилике Максенция. Остатки этого здания на форумах выглядят сегодня так:

Константин правил империей в начале IV века. Он недолго жил в Риме. Его временными резиденциями были Трир, Милан, Аквилея, Сирмий, Нэсс, Фессалоники. Он основал Новый Рим – Константинополь, для украшения которого были использованы многочисленные статуи Рима и греческих городов. О Константине писали христианские авторы и приверженцы традиционных культов римской империи. Для православных он святой. Западная церковь отнеслась к его канонизации осторожнее. Когда мы видим прижизненные изображения Константина, его образ становится еще сложнее. Застывшее лицо, огромные глаза – перед нами не столько человек, сколько само воплощение власти и нечеловеческого величия:

Христианский образ Константина оставил потомкам Евсевий Памфил, епископ Кесарии Палестинской. Впрочем, он честно признался в гл.11 книги 1, что будет повествовать только о богоугодных делах Константина. Поскольку «иные, руководствуясь чувством благорасположения или ненависти, а нередко подстрекаемые просто желанием показать свою ученость, пышно и высокопарно, хотя совсем без нужды, излагают повествования о делах постыдных, описывают жизнь мужей, не заслуживающих уважения, и поступки, для улучшения нравов бесполезные…»
Книга Евсевия прославляет василевса, которому накануне решающей битвы с Максенцием, было видение Креста, который Константин сделал своим символом и победил. Мы узнаем об участии Константина в жизни церкви, об утверждении христианства на просторах Римской империи, об уничтожении языческих святилищ и его крещении на пороге смерти.
В гл. 19 книги 2 рисуется картина всеобщего благоденствия его подданных: «Итак, теперь, по низложении людей нечестивых, лучи солнца не озаряли уже тиранического владычества: все части римской империи соединились в одно, все народы востока слились с другой половиной государства, и целое украсилось единовластием, как бы единой главой, и все начало жить под владычеством монархии. Светозарное сияние благочестия сидевшим прежде во тьме и сени смертной доставило дни радостные, не было больше и памяти о минувших бедствиях; все и всюду прославляли победителя и соглашались признавать Богом только Того, кто доставил ему спасение <…> Исчез всякий страх бедствий, которые перед тем всех удручали, и люди, до того времени с поникшим взором, теперь смотрели друг на друга светлыми глазами и на лицах были улыбки. <…> Забыли они о минувших бедствиях, о всяком нечестии и, наслаждаясь настоящими благами, ожидали будущих».
Остатки второго, бронзового, колосса Константина находятся сейчас в том же зале, где экспонируется конная статуя Марка Аврелия, которую, как известно, спасло только то, что ее в Средние века считали изображением Константина. Высота этой головы 1 м 70 см:

Продолжим читать Евсевия. Он описывает Константина незадолго до смерти: «Протекло уже тридцать два года его царствования, без нескольких месяцев и дней, а время его жизни было вдвое более. Несмотря на такой возраст, тело его не знало болезней и слабостей, не имело никаких язв и было крепче юношеского, с виду красиво и способно к усиленной деятельности, так что он мог заниматься гимнастикой, ездить верхом, ходить пешим, участвовать в сражениях, воздвигать трофеи в честь победы над врагами и одерживать верх в бескровной борьбе с противниками». /Кн. 4, гл. 53/
И только в гл. 54 биограф позволяет себе упомянуть о «недолжном»: «Он отличался всеми прекрасными качествами, а особенно человеколюбием, которое однако же мне и порицали, называя это беспечностью в отношении к злодеям, причиной своего злонравия почитавшим невзыскательность василевса. И действительно, в описываемое время сам я замечал владычество двух тяжких пороков: разрушительную силу ненасытных и лукавых людей, расхищавших чужое имущество, и невыразимое притворство обманщиков, лицемерно присоединившихся к Церкви и ложно носивших имя христиан. Человеколюбие и добролюбие, искренность веры и прямодушие располагали василевса доверять людям, бывшим, по-видимому, христианами и под маской притворства старавшимся снискать истинное его расположение. Доверяя же им, иногда совершал он недолжное». /http://khazarzar.skeptik.net/books/eusebius/vc/index.html/

А вот характеристика Константина из уст язычника Зосима. Ее воспроизводит в своей статье Н.Н.Розенталь: «Константин у Зосима — прежде всего честолюбивый карьерист, захватчик, чудовищный убийца и предатель. Побочный сын Констанция от женщины неблагородного происхождения, он насилием отстранил от власти законных наследников своего отца. Продажные преторианцы провозгласили его императором не по каким-либо принципиальным основаниям, а лишь «в расчете на щедрую награду». Узурпация Константина послужила примером Максенцию, сыну бывшего западного августа Максимиана Геркулия, который во всяком случае мог считать себя более достойным императорского венца. Римская империя оказалась на грани кровавых междоусобных войн. Тщетно взывал к совести молодых честолюбцев старик Диоклетиан, добровольно сложивший с себя верховную власть после двадцати лет доблестного управления. <…> Но ничто не могло помешать эгоистическим проискам Константина. Он сумел уничтожить Максенция, использовав в качестве наемной боевой силы варваров-германцев. После этого Константин, «действуя согласно своим привычкам», вероломно напал на восточного августа Лициния, своего зятя и честного союзника, который не давал ни малейшего повода к разрыву. Захваченный врасплох Лициний был побежден и сдался в плен при условии сохранения ему жизни. Но Константин, опять-таки «по своему обычаю», постыдно нарушил клятву и безжалостно умертвил пленного родственника, кстати, заодно с его малолетним сыном, своим племянником. <…> Помимо своего зятя Лициния, он убил также своего тестя Максимиана, свою жену Фаусту и своего старшего сына Криспа. После казни последнего, рассказывает Зосим, Константин потребовал от государственных языческих жрецов, чтобы они очистили его от пролитой им крови. Но служители древних отечественных алтарей в ужасе заявили, что для такого рода злодеяний не существует никаких искупительных средств. Однако одному прибывшему из Испании христианскому епископу удалось внушить императору веру во всеисцеляющую и всеочищающую силу новой религии, что якобы и обусловило последующий переход Константина в христианство». /http://ancientrome.ru/publik/rozent/rozent01.htm/

С личностью Константина связано установление основополагающих для Византии и России принципов взаимоотношения церкви и государства. Сошлюсь на книгу А.Д.Рудокваса: «Рождение того комплекса правовых воззрений, который условно может быть назван "византизмом", относится ко времени правления первого христианского императора Римской империи - Константина Великого (IV в.). Их теоретическое оформление было впервые дано современником Константина, епископом Евсевием Кесарийским в его "Жизнеописании Константина". Именно он наметил основные контуры той системы взаимодействия факторов государственной жизни в христианской империи, которая впоследствии получила название "симфонии". Сущность этой концепции - уподобление земной империи "Царству Божьему". Реализацию христианских начал обязана обеспечить в земной жизни государственная власть - император, совместно с церковью. Церковь легитимирует государственную власть, санкционирует государственное принуждение, а государство предоставляет церкви свою силу для охраны и воплощения в жизнь норм церковного учения». /http://www.centant.pu.ru/aristeas/monogr/rudokvas/rud010.htm/

В Ватиканских музеях находится порфировый саркофаг Св.Елены, матери Константина. Как странно он смотрится для христианки! Римские легионеры, поверженные варвары… Впрочем, есть предположение о том, что создавался этот саркофаг для Константина: http://www.pravenc.ru/text/189737.html#part_2


Елена была дочерью трактирщика. Прожила она 80 лет. Ей мы обязаны обретением христианских святынь в Палестине. Как пишет Евсевий, «эта старица необыкновенного ума с быстротой юноши поспешила на восток и с царской заботливостью обозревала дивную землю, восточные анархии, города и селения, с той целью, чтобы совершить должное поклонение стопам Спасителя, <…> и плод собственного благочестия оставила грядущему потомству».
Достоверных изображений Елены до нас не дошло.
Очень трудно сейчас осознать масштаб строительной деятельности той эпохи. Но в Риме есть несколько мест, где можно прикоснуться к IV веку. Одно из них в Ватикане. Под собором Св.Петра в середине XX века тайно велись раскопки. Их целью был поиск гробницы апостола Петра. Собор XVI века был построен на месте огромной базилики, сооруженной по повелению Константина. Результаты раскопок сейчас законсервированы. Если озаботиться заранее и заказать специальную экскурсию, можно попасть на территорию Ватикана, спуститься в глубокие подземелья, узнать поразительную историю храма и увидеть древние гробницы.
Кто из посетителей Капитолийских музеев не обращал внимания на изображения Константина! Тем более что сейчас в экспозиции находятся части сразу двух колоссальных статуй императора. Остатки мраморной статуи размещены во дворе Палаццо Консерваторов:

Высота головы: 2 м 60 см. Сохранилась рука с указующим перстом:

И нога императора:

Эта акролитовая статуя находилась когда-то в огромной базилике Максенция. Остатки этого здания на форумах выглядят сегодня так:

Константин правил империей в начале IV века. Он недолго жил в Риме. Его временными резиденциями были Трир, Милан, Аквилея, Сирмий, Нэсс, Фессалоники. Он основал Новый Рим – Константинополь, для украшения которого были использованы многочисленные статуи Рима и греческих городов. О Константине писали христианские авторы и приверженцы традиционных культов римской империи. Для православных он святой. Западная церковь отнеслась к его канонизации осторожнее. Когда мы видим прижизненные изображения Константина, его образ становится еще сложнее. Застывшее лицо, огромные глаза – перед нами не столько человек, сколько само воплощение власти и нечеловеческого величия:

Христианский образ Константина оставил потомкам Евсевий Памфил, епископ Кесарии Палестинской. Впрочем, он честно признался в гл.11 книги 1, что будет повествовать только о богоугодных делах Константина. Поскольку «иные, руководствуясь чувством благорасположения или ненависти, а нередко подстрекаемые просто желанием показать свою ученость, пышно и высокопарно, хотя совсем без нужды, излагают повествования о делах постыдных, описывают жизнь мужей, не заслуживающих уважения, и поступки, для улучшения нравов бесполезные…»
Книга Евсевия прославляет василевса, которому накануне решающей битвы с Максенцием, было видение Креста, который Константин сделал своим символом и победил. Мы узнаем об участии Константина в жизни церкви, об утверждении христианства на просторах Римской империи, об уничтожении языческих святилищ и его крещении на пороге смерти.
В гл. 19 книги 2 рисуется картина всеобщего благоденствия его подданных: «Итак, теперь, по низложении людей нечестивых, лучи солнца не озаряли уже тиранического владычества: все части римской империи соединились в одно, все народы востока слились с другой половиной государства, и целое украсилось единовластием, как бы единой главой, и все начало жить под владычеством монархии. Светозарное сияние благочестия сидевшим прежде во тьме и сени смертной доставило дни радостные, не было больше и памяти о минувших бедствиях; все и всюду прославляли победителя и соглашались признавать Богом только Того, кто доставил ему спасение <…> Исчез всякий страх бедствий, которые перед тем всех удручали, и люди, до того времени с поникшим взором, теперь смотрели друг на друга светлыми глазами и на лицах были улыбки. <…> Забыли они о минувших бедствиях, о всяком нечестии и, наслаждаясь настоящими благами, ожидали будущих».
Остатки второго, бронзового, колосса Константина находятся сейчас в том же зале, где экспонируется конная статуя Марка Аврелия, которую, как известно, спасло только то, что ее в Средние века считали изображением Константина. Высота этой головы 1 м 70 см:

Продолжим читать Евсевия. Он описывает Константина незадолго до смерти: «Протекло уже тридцать два года его царствования, без нескольких месяцев и дней, а время его жизни было вдвое более. Несмотря на такой возраст, тело его не знало болезней и слабостей, не имело никаких язв и было крепче юношеского, с виду красиво и способно к усиленной деятельности, так что он мог заниматься гимнастикой, ездить верхом, ходить пешим, участвовать в сражениях, воздвигать трофеи в честь победы над врагами и одерживать верх в бескровной борьбе с противниками». /Кн. 4, гл. 53/
И только в гл. 54 биограф позволяет себе упомянуть о «недолжном»: «Он отличался всеми прекрасными качествами, а особенно человеколюбием, которое однако же мне и порицали, называя это беспечностью в отношении к злодеям, причиной своего злонравия почитавшим невзыскательность василевса. И действительно, в описываемое время сам я замечал владычество двух тяжких пороков: разрушительную силу ненасытных и лукавых людей, расхищавших чужое имущество, и невыразимое притворство обманщиков, лицемерно присоединившихся к Церкви и ложно носивших имя христиан. Человеколюбие и добролюбие, искренность веры и прямодушие располагали василевса доверять людям, бывшим, по-видимому, христианами и под маской притворства старавшимся снискать истинное его расположение. Доверяя же им, иногда совершал он недолжное». /http://khazarzar.skeptik.net/books/eusebius/vc/index.html/

А вот характеристика Константина из уст язычника Зосима. Ее воспроизводит в своей статье Н.Н.Розенталь: «Константин у Зосима — прежде всего честолюбивый карьерист, захватчик, чудовищный убийца и предатель. Побочный сын Констанция от женщины неблагородного происхождения, он насилием отстранил от власти законных наследников своего отца. Продажные преторианцы провозгласили его императором не по каким-либо принципиальным основаниям, а лишь «в расчете на щедрую награду». Узурпация Константина послужила примером Максенцию, сыну бывшего западного августа Максимиана Геркулия, который во всяком случае мог считать себя более достойным императорского венца. Римская империя оказалась на грани кровавых междоусобных войн. Тщетно взывал к совести молодых честолюбцев старик Диоклетиан, добровольно сложивший с себя верховную власть после двадцати лет доблестного управления. <…> Но ничто не могло помешать эгоистическим проискам Константина. Он сумел уничтожить Максенция, использовав в качестве наемной боевой силы варваров-германцев. После этого Константин, «действуя согласно своим привычкам», вероломно напал на восточного августа Лициния, своего зятя и честного союзника, который не давал ни малейшего повода к разрыву. Захваченный врасплох Лициний был побежден и сдался в плен при условии сохранения ему жизни. Но Константин, опять-таки «по своему обычаю», постыдно нарушил клятву и безжалостно умертвил пленного родственника, кстати, заодно с его малолетним сыном, своим племянником. <…> Помимо своего зятя Лициния, он убил также своего тестя Максимиана, свою жену Фаусту и своего старшего сына Криспа. После казни последнего, рассказывает Зосим, Константин потребовал от государственных языческих жрецов, чтобы они очистили его от пролитой им крови. Но служители древних отечественных алтарей в ужасе заявили, что для такого рода злодеяний не существует никаких искупительных средств. Однако одному прибывшему из Испании христианскому епископу удалось внушить императору веру во всеисцеляющую и всеочищающую силу новой религии, что якобы и обусловило последующий переход Константина в христианство». /http://ancientrome.ru/publik/rozent/rozent01.htm/

С личностью Константина связано установление основополагающих для Византии и России принципов взаимоотношения церкви и государства. Сошлюсь на книгу А.Д.Рудокваса: «Рождение того комплекса правовых воззрений, который условно может быть назван "византизмом", относится ко времени правления первого христианского императора Римской империи - Константина Великого (IV в.). Их теоретическое оформление было впервые дано современником Константина, епископом Евсевием Кесарийским в его "Жизнеописании Константина". Именно он наметил основные контуры той системы взаимодействия факторов государственной жизни в христианской империи, которая впоследствии получила название "симфонии". Сущность этой концепции - уподобление земной империи "Царству Божьему". Реализацию христианских начал обязана обеспечить в земной жизни государственная власть - император, совместно с церковью. Церковь легитимирует государственную власть, санкционирует государственное принуждение, а государство предоставляет церкви свою силу для охраны и воплощения в жизнь норм церковного учения». /http://www.centant.pu.ru/aristeas/monogr/rudokvas/rud010.htm/

В Ватиканских музеях находится порфировый саркофаг Св.Елены, матери Константина. Как странно он смотрится для христианки! Римские легионеры, поверженные варвары… Впрочем, есть предположение о том, что создавался этот саркофаг для Константина: http://www.pravenc.ru/text/189737.html#part_2


Елена была дочерью трактирщика. Прожила она 80 лет. Ей мы обязаны обретением христианских святынь в Палестине. Как пишет Евсевий, «эта старица необыкновенного ума с быстротой юноши поспешила на восток и с царской заботливостью обозревала дивную землю, восточные анархии, города и селения, с той целью, чтобы совершить должное поклонение стопам Спасителя, <…> и плод собственного благочестия оставила грядущему потомству».
Достоверных изображений Елены до нас не дошло.
Очень трудно сейчас осознать масштаб строительной деятельности той эпохи. Но в Риме есть несколько мест, где можно прикоснуться к IV веку. Одно из них в Ватикане. Под собором Св.Петра в середине XX века тайно велись раскопки. Их целью был поиск гробницы апостола Петра. Собор XVI века был построен на месте огромной базилики, сооруженной по повелению Константина. Результаты раскопок сейчас законсервированы. Если озаботиться заранее и заказать специальную экскурсию, можно попасть на территорию Ватикана, спуститься в глубокие подземелья, узнать поразительную историю храма и увидеть древние гробницы.